Рабочая программа клуба Поиск

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область, Тарасовский район, сл. Колушкино


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОЛУШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА





«Утверждаю»
Директор МБОУ Колушкинской СОШ

Приказ от 31.08.2015г. № 76

Подпись руководителя __________

/А.Е.Недодаев/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности клуба « Поиск»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс) - основное общее (5 класс)

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов - __34

Учитель ______________Малышева Лина Григорьевна

(ФИО)

Программа внеурочной деятельности «Поиск» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010


Раздел 1. «Пояснительная записка»

Программа внеурочной деятельности «Поиск» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010., Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 г.,Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 «Об образовании (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 - ФЗ)»,Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 04. 02. 2010 года № Пр-271,Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".

Цели программы:


• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:


• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:


• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Раздел 2. «Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».

В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальномунаправлению «Поиск » призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Ростовской области, слободы Колушкино,герои нашего края в годы Великой Отечественной войны. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:


1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Раздел 3. «Ценностные ориентиры содержания учебного предмета».


Содержание курса направлено на формирование следующих ценностных ориентиров:

любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,

долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

родная земля, заповедная природа, планета Земля;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Раздел 4. «Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане».

В соответствии с планом внеурочной деятельности школы и годовым календарным учебным графиком на 2015-2016 учебный год на проведение занятий внеурочной деятельности клуба «Поиск» распределено 34 часа. (1 час в неделю. 34 учебные недели).

Раздел 5. «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Раздел I. Введение в ИКТ. (8 часов).

Экскурсия по школьному музею. Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint. Работа с интернетом, знакомство с сайтом «Википедия». Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Раздел II.История Ростовской области и слободы Колушкино.(8 часов)

Раздел посвящен истории родного края. История Ростовской области и сл. Колушкино. Символика Ростовской области и Войска Донского. Известные люди родного края. Достопримечательности области. Музеи области.

Раздел III. Наш край в годы Великой Отечественной войны. (10 часов).

Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм односельчан на фронтах войны. Земляки - Герои Советского Союза. Вклад в победу над врагом. Знакомство книгой памяти Тарасовского района.

Раздел IV. Ратные и трудовые подвиги земляков (5 часов).

Сбор материала о земляках. Земляки - орденоносцы. Воины-интернационалисты.

Раздел V.Итоговые занятие. (3ч.)

Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.

Открытое мероприятие. Всего: 34 часа

Раздел 6. «Тематическое планирование».


Раздел 7. «Календарно-тематическое планирование».


2-3





4-5

10.09

17.09





24.09

1.10

2





2

Методы сбора информации




Материалы средств массовой информации

Проведение интервью.




Нахождение нужной информации.

Составление анкеты, проведение интервью.




Работа с интернетом, знакомство с сайтом википедия




Усвоить правила составления и проведения анкетирования и интервьирования.



Усвоить правила изучения материалов интернет-ресурсов, газет

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.(Р) Учится составлять тезисы, планы. (П) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (К)

Учиться преобразовывать информацию из одного вида в другой (П)Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности. (К). В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. (Р)

Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах.




Формирование познавательной и информационной культуры

Образцы анкет, интервью




Компьютер.

6-7

8.10

15.10

2

Анализ информации

Оценка итоговой работы

Сведение воедино данных, полученных разными микро-группами, формирование единого группового мнения

Использовать различные источники исторической информации для поиска и извлечения информации

Умение планировать пути достижения целей на основе

самостоятельного анализа(Р) Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество(К) Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний(П)

Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Компьютер, газеты, книги.

8

22.10

1

Составление паспорта экспоната

Представление паспорта.

Оформление паспорта экспоната.

Усвоить правила оформления экспоната.

Умение планировать пути достижения целей(Р) Соблюдать нормы информационной избирательности, этики(П) Аргументировать собственную позицию(К)

Реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности

Образцы паспартов.

9

29.10

1

История Ростовской области, сл.Колушкино.

Ответы на вопросы.

Слушание, просмотр презентации, составление плана.

Усвоить главные этапы в истории области.

Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.(П) Умение планировать пути достижения целей на основе

самостоятельного анализа. (Р). Аргументировать собственную позицию(К)

Формирование познавательной и информационной культуры

Презентация , книги.

10.

12.11

1

Символика Ростовской области и Войска Донского.

Чтение стихов.

Просмотр презентации, зарисовывание символики.

Усвоить смысл символики.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. (П) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. (Р)Допускать возможность существования у людей различных точек зрения. (К)

Формирование у детей мотивации в самоорганизации и саморазвитии.

Презентация, иллюстрации, макеты.

11-12

19.11-26.11

2

Известные люди родного края

Проверка рисунков уч-ся.

Слушание рассказа, просмотр презентации, сообщения уч-ся.

Запомнить имена известных людей родного края.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов. (П) Уметь сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом. (Р). Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 9К)

Формирование гражданской позиции.

Презентации, книги, газеты.

13-14

3.12

10.12

2

Достопримечательности области.

Проверка сообщений уч-ся

Слушание рассказа, просмотр презентации, сообщения уч-ся.

Запомнить наиболее известные достопримечательности.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. (П) Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей. (Р) Участвовать в диалоге на уроке. (К)

Формулирование нравственных проблем

Презентации, книги, альбомы

15-16

17.12

24.12

2

Музеи области.

Представление презентаций.

Слушание рассказа, просмотр презентации, сообщения уч-ся.

Запомнить информацию о наиболее крупных музеях.

Подробно пересказывать прослушанное, определять тему. (П) Уметь самостоятельно организовывать поиск информации. (Р) Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. (К)

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «красота», «родина», «природа», «семья»

Презентации, книги, альбомы

17

14.01

1

Начало Великой Отечественной войны

Ответы на вопросы.

Слушание записей, просмотр презентации.

Запомнить дату начала войны.

Формулировать произвольные и осознанные устные и письменные высказывания. (П) Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей. (Р) Слушать и понимать речь других. (К)

Осознавать, что несет людям война.

Записи, презентации.

18

21.01

1

Перестройка всей жизни на военный лад

Представление итогов интервьюирования.

Слушание, просмотр презентации, анализ статей.

Понимать смысл происходящих событий.

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. (П) составлять план и определять последовательность действий. (Р) Участвовать в диалоге на уроке. (К)

Воспринимать труд в годы войны как подвиг.

Иллюстрации, презентация.

19-22

28.01

4.02

11.02

18.02

4

Героизм односельчан на фронтах войны.

Сообщения уч-ся

Слушание, просмотр презентации, анализ статей, экскурсии в музей.

Запомнить в каких битвах принимали участиеодносельчане.

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия. (П) Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя. (Р) Слушать и понимать речь других. (К)

Осознавать, что каждый солдат-герой.

Музей, презентации.

23-24

25.02

3.03

2

Земляки - Герои Советского Союза.

Представление творческих работ.

Слушание, просмотр презентации, анализ статей.

Запомнить имена и подвиги односельчан.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, явления. (П)- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. (Р) Работать в паре. (К)

Испытывать чувство уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину и земляков.

Иллюстрации, презентация.

25-26

10.03

17.03

2

Вклад в победу над врагом.

Ответы на вопросы.

Экскурсия в музей. Интервьюирование.

Запомнить имена и подвиги односельчан.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, явления. (П)- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. (Р) Работать в паре. (К)

Испытывать чувство уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину и земляков.

Музей

27

7.04

1

Знакомство с книгой памяти Тарасовского района.

Фронтальный опрос

Работа с книгой памяти, выписать информацию о родственниках

Запомнить о существовании книги памяти.

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия. (П) Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя. (Р) Слушать и понимать речь других. (К)

Испытывать чувство уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину и земляков.

Книга памяти.

28-29

14.04

21.04

2

Земляки - орденоносцы

Ответы на вопросы

Слушание рассказа, просмотр презентации.

Запомнить имена героев труда, за что они были награждены.

Формулировать произвольные и осознанные устные и письменные высказывания. (П) Планирование совместно с учителем своих действий. (Р) Слушать и понимать речь других. (К)

Испытывать чувство уважения к людям труда.

Презентация, фотографии.

30-31

28.04

5.05

2

Воины-интернационалисты.

Рассказы о труде родственников.

Слушание рассказа, просмотр презентации, сообщения уч-ся.

Запомнить имена воинов-интернационалистов, где они служили.

Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия. (П) Определять цель выполнения заданий на уроке. (Р) Слушать и понимать речь других. (К)

Испытывать гордость за людей в погонах.

Презентация, фотографии.

32-34

12.05

19.05

26.05

3

Итоговые занятия

Рассказы о новых экспонатах музея.

Оформление документации школьного музея, стендов, альбомов.

Усвоить правила оформления, документации.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. (П) Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. (Р)Допускать возможность существования у людей различных точек зрения. (К)

Испытывать чувство сопричастности к истории села.

Новые поступления в музей




Раздел 7. «Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое и обеспечение образовательного процесса».


  • Компьютер

  • Проектор

  • Экран

Список литературы для обучающихся


  1. И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. - 148 с.

  2. Пчелов Е.В., Государственные символы России - герб, флаг, гимн. - Москва: «Русское слово», 2002. - 94 с.

  3. 1.yandex.ru

Список литературы для учителя


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011.

  4. Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. - 78 с.

  5. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. - 140 с.

  6. Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. - 245 с.

  7. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 95 с.

Раздел 8. « Результаты освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплин (модулей)».


Личностные и метапредметныерезультаты


формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия


Предполагаемые предметные результаты реализации программы.


Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске


  • способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).



Возможные результаты («выходы») проектной деятельности школьников:

  • альбом;

  • плакат;

  • серия иллюстраций;

  • стенгазета;

  • сценарий праздника;

  • фотоальбом


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель

методического советадиректора по УВР

МБОУ Колушкинская СОШ подпись

от 27.08. 2015 года № 1

подпись рук.м.с. Горбанева В.А.

Пенькова Л.П. 27.08. 2015год






5

© 2010-2022