Открытый урок в 7 классе по теме «Власть и церковь. Церковный раскол»

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

областное государственное казенное общеобразовательное

учреждение «Санаторная школа - интернат»

г. Шуя, ул. 5 Северная, дом 49

тел.(факс) 3-13-26; тел. 4-94-47

электронная почта: shool_deaf@ mail.ru





















Открытый урок в 7 классе по теме

«Власть и церковь. Церковный раскол»




Автор: учитель истории Уварова Л.В.




Шуя 2016

Цель урока: познакомить обучающихся со взаимоотношениями власти и церкви в России, дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII

Оборудование урока: карта «Россия в XVII в.

Раздаточный материал: Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», рабочие листы с предварительно заполненной правой колонкой

Основные понятия: раскол, старообрядчество, церковная реформа, протопоп

Персоналии: патриарх Никон, протопоп Аввакум

План изучения новой темы:

1.Деятельность церкви в годы Смуты и её последствий.

2.Реформа патриарха Никона.

Ход урока

Организационный момент

Ребята, я думаю, что сегодня у нас с вами состоится интересный урок. Мне хотелось бы видеть вас активными, внимательными слушателями, правильно выражающими свои мысли. Настройтесь на то, что вы узнаете много не только нового и интересного, но и полезного для себя.

Проверка домашнего задания

1. 1 человек работает с таблицей у мольберта;

2. 2-е ребят работают с карточками;

3. 1 обучающийся выполняет работу на соответствие у доски;

4. фронтальный опрос: каким вам запомнился царь Алексей Михайлович?

Ученик 2: (Биографическая справка). Алексей Михайлович вступил на престол в возрасте 16 лет. К царствованию Алексея готовили заранее: в 5 лет стали учить читать, а в 7 лет - писать. В зрелые годы он сам писал документы и сочинял небольшие литературные произведения. Алексей Михайлович был человеком набожным, привечал нищих и обездоленных. Многие современники отмечали в нем доброту, благожелательность, а порой и слабость характера. В народе царя прозвали Тишайшим. Все это не мешало ему, однако, при необходимости проявлять и решимость, волю, жесткость.

Изучение новой темы

Учитель: Ребята, у меня на доске записаны основные понятия. Эти слова определяют тему нашего урока. Итак, речь на уроке будет идти о… (слайд №2)

Вступительное слово учителя: « Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни русского народа в XVII в. Церковь объясняла людям смысл их жизни с точки зрения христианской морали, следование в жизни примеру Иисуса Христа, соблюдение его заповедей.

К середине XVII в. с появлением книгопечатания и издания уже массовым тиражом Библии и других церковных книг, остро встал вопрос о внесении изменений в тексты рукописных книг в связи с накопившимися за семь столетий ошибками.

Вопрос классу: «вспомните, откуда на Русь пришло православие?» - из Византии, поэтому было решено исправить русские тексты по греческим первоисточникам.

(слайд №3). Однако этот, казалось бы, чисто грамматический вопрос перерос рамки технической правки перевода и вызвал раскол церкви и общества».

Проблемное задание: Доказать, что раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?

Учитель: В 1651 году главой Русской православной церкви по предложению Алексея Михайловича был избран Никон - митрополит новгородский (слайд №4).

Ученик 1: (Биографическая справка). Патриарх Никон родился в семье мордовского крестьянина. С детских лет любил слушать библейские рассказы, вслед за родителями повторял молитвы и познавал церковные обряды. Интерес к религии привел к тому, что уже в 19 лет Никита стал сельским священником, а в тридцатилетнем возрасте - монахом Соловецкого монастыря. Будучи архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, он познакомился с молодым царевичем Алексеем Михайловичем, на которого произвел сильное впечатление своими познаниями и силой характера. Никон был не только умным, но и властным человеком.

Учитель: В чём суть реформы Никона?

На рабочих листах нужно заполнить вторую колонку таблицы самостоятельно. В помощь вам дается учебник стр. 58 (слайд №5).

Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформыДо реформы - «староверы»

(сторонники протопопа Аввакума)

После реформы (сторонники Никона)

Крещение двумя перстами;
Земной поклон;
Двукратное пение "аллилуйя";
Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу;
Написание имени Христа: Исус

Крещение тремя перстами;
Поясной поклон;
Троекратное пение "аллилуйя";
Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца;
Написание имени Христа: Иисус

Зачитываем результаты в таблице. Какой церковной стороны жизни коснулась эта реформа: внутренней или внешней. Только внешней. В учении ничего не изменилось

(2 пальца - это 2 природы: божественная и человеческая, они всегда вместе и до, и после реформы). Изменился только обряд. Кто - то принял эти изменения спокойно, а кому - то эти изменения не понравились. К чему же привели эти изменения?..

Физкультминутка ))

Задания по группам (работа с документами) (слайд №6).

I группа: стр. 57 проработать документ и ответить на вопрос «какими методами проводилась реформа»?

II группа: стр. 59 проработать документ и ответить на вопрос «почему реформа патриарха Никона привела к расколу русской православной церкви и общества»?

Примерные ответы учеников 1 группы: Никон взял дело реформы в свои руки, сам назначал «исправщиков», которые контролировали переписку книг, жестоко расправлялся с недовольными и теми, кто жаловался царю. Реакция народа на проведение реформы была неоднозначна. Высшие слои общества, приближенные царя, восприняли ее как продолжение преобразований Алексея Михайловича, а часть бояр, общественность, священники подали челобитную царю. Царь не отреагировал на жалобу, в отличие от Никона.

Учитель: Но новый патриарх был человек своенравный, волевой и фанатичный. Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть, по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца - так царь имеет власть от патриарха».
Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти.
Вопрос учителя: Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха? (обсуждение)
- А теперь обратимся к учебнику (II группа) и проверим наши высказывания.

Выступление второй группы: «Церковный Собор 1666 - 1667 года осудил Никона (слайд №7). Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стране принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви»

Вопрос: Что же означает выражение «раскол русской православной церкви»?

Запись в тетрадях (слайд №8):

Раскол - разделение Русской православной церкви на сторонников и противников реформы патриарха Никона

Ученик 2: (Биографическая справка). Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум (слайд №9). С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь. Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен (слайд№10).
Учитель: Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения - скит (Север, Сибирь, Урал). Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение (гари).
Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью. Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.

Запись в тетрадях (слайд №11):

старообрядчество - религиозное течение, враждебное официальной церкви, возникшее после реформы Никона

Закрепление.
Вопрос учителя: Ребята, из всего вышесказанного попробуйте сделать вывод… Что же породил раскол русской православной церкви в русском обществе XVII века? (вражду, непонимание, жестокость, смерть). Какие выдающиеся личности того трагичного для русской православной церкви времени вам запомнились?
На столах у вас есть проверочный тест (слайд №12). (Самостоятельное выполнение).

1.Как звали патриарха, начавшего церковную реформу:
а) Игнатий
б) Филарет
в) Никон

2. Как звали царя, который дал понять, что реальная власть принадлежит только ему:

а) Алексей Михайлович

б) Михаил Федорович

в) Протопоп Аввакум

3. Причиной церковной реформы не было:
а) искажение церковных книг
б) искажение церковных обрядов
в) конфликт между царем и патриархом
4. Лидер старообрядцев XVII в., писатель:
а) Филарет
б) Никон
в) Аввакум
5. Церковная реформа привела:
а) к сплочению верующих
б) расколу между верующим
в) конфликту между царем и патриархом

Подведение итогов: у Сергия Радонежского есть замечательные слова: «Единством и любовью спасемся»… О чем они, ребята? имеют ли они отношение к нашему уроку

Я благодарна вам за этот урок, за ваше активное участие, за ваши добрые слова и улыбки. Мне хотелось бы, чтобы от нашей сегодняшней встречи вы стали чуточку добрей, умели уважать и любить ближних, внимательно относились друг к другу, чаще говорили добрые слова, жили в радости как это делал духовный собиратель русского народа - Преподобный Сергий Радонежский.

Рефлексия

Домашнее задание (слайд №13). пар.8 , творческое задание: Можно ли провести параллель между церковным расколом в России в XVII веке и Реформацией и Контрреформацией в Европе в XVI веке?





© 2010-2022