Появление неравенства и знати (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 7. Появление неравенства и знати

Педагогические
цели

Способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлении новых орудий труда; содействовать пониманию изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской, процессом разрушения первобытного равенства, выделения знати, военных вождей и их дружин

Тип и вид урока

Усвоение и контроль знаний и способов действий / учебный практикум

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Личностные
результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Метапредметные
результаты

Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Основное содержание темы, понятия и термины

Развитие ремесел. Обработка металлов (около 9 тыс. лет назад). Изобретение плуга. Соседская община. Выделение знати. Ремесленник, гончарный круг, медь, топор, плуг, вождь племени, знать, рабы, дружина, город, святилище, царь, медно-каменный век

Образовательные ресурсы

Учебник. Электронное приложение к учебнику. Диск «История. 5-6 классы. Редактор тестов». Учебная картина «Поселок первобытных земледельцев и скотоводов». Схема-рисунок и аппликация (слайды) «Раздел земли в общине»

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный
момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Проверка выполнения домашнего задания

Индивиду-альная, фронтальная.

Творческий, словесный. Рассказ

Организует проверку выполнения домашнего задания

Рассказывают, как первобытные земледельцы вырастили зерно

Коммуникативные: оформляют рассказ, «удерживая» логику повествования, используя информацию, полученную из разных источников

Рассказ

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя,
беседа

Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Слушают учителя, формулируют учебную задачу

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

Беседа по вопросам

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Развитие ремесел. Начало обработки металлов

Индивиду-альная, фронтальная.

Словесный, практический, наглядный. Работа с текстом, иллюстрацией, рассказ

Знакомит с новой датой - 9 тыс. лет назад (начало обработки металлов), раскрывает понятие «медно-каменный век» (см. Приложение). Организует самостоятельную работу

с п. 1 § 5. Предлагает, используя ил-

люстрации, рассказать о технологии изготовления орудий труда из меди

На основе текста
и иллюстраций учебника, составляют описание орудий труда, технологию их изготовления. Объясняют с помощью учителя значения терминов

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи

Работа

с текстом, рассказ

Зарождение плужного земледелия

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

Организует ознакомление с изобретением упряжного пахотного орудия труда путем усовершенствования мотыги, о роли пахотных орудий в земледелии в ходе объяснительного чтения п. 2 § 5

Узнают о зарождении плужного земледелия на основе работы с текстом

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

Работа

с текстом, беседа по вопросам

От родовой общины
к общине
соседской

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа со схемой-
рисунком, аппликацией, беседа

На основе работы с рисунком-схемой
и аппликацией «Раздел земли в общине» рассказывает о переходе от родовой общины к соседской.

- Почему стало возможно и выгодно

вести хозяйство силами одной семьи?

Под руководством учителя излагают суждения о причинах и следствиях исторических процессов, характеризуют условия и образ жизни, занятия людей

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные: слушают
и понимают речь других

Беседа по вопросам, термины

Выделение знати. Воз-никновение городов

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа со схемой-
рисунком, аппликацией (слайдами), беседа

Формулирует представление о возникновении имущественного неравенства, используя схему-рисунок и аппликацию. Подчеркивает главную мысль урока: равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появились бедные и богатые, знатные
и незнатные

Прослеживают процесс возникновения неравенства между людьми.
Усваивают значения новых терминов: вождь племени, знать, рабы, дружина, город, святилище, царь

Регулятивные: учатся работать
по предложенному учителем
плану.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи

Беседа по вопросам, термины

V. Контроль

знаний и способов действий

Индивидуальная. Репродуктивный, проблемный. Тесты

Организует работу с тестами

Самостоятельно выполняют тестовые задания по теме «Жизнь первобытных людей»

Регулятивные: оценивают правильность выполнения задания.

Познавательные: выбирают решение из нескольких предложенных

Тесты

VI. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

Задания в рабочей тетради

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Задания

в рабочей тетради

Ресурсный материал к уроку

Приложение

То время, о котором говорилось прежде, в науке называют каменным веком, потому что большую часть орудий труда люди, жившие в ту далекую эпоху, изготавливали из камня. Когда люди научились делать орудия из меди, они, как вы уже знаете, все равно продолжали широко использовать камень. Поэтому следующая эпоха и называется медно-каменным веком.

Почему даже после появления медных орудий труда люди продолжали пользоваться изделиями из камня? Ответ на этот вопрос крайне прост: медь - очень мягкий металл. Медным топором почти невозможно срубить крепкое дерево, медным копьем трудно убить врага, а плугом с медными насадками - вскопать твердую почву. Потому для особо сложных хозяйственных и военных задач люди продолжали использовать орудия труда и оружие из остро отточенного камня, из рога, из кости. Лишь когда медь научились соединять с другими металлами - оловом, цинком - и получать сплав, называемый бронзой, металл постепенно вытеснил камень.



© 2010-2022