• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока истории в 11 классе по теме «Духовная жизнь СССР в середине 60-х – середине 80-х годов. Культура диссидентства»

Конспект урока истории в 11 классе по теме «Духовная жизнь СССР в середине 60-х – середине 80-х годов. Культура диссидентства»

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока истории в 11 классе по теме

«Духовная жизнь СССР в середине 60-х - середине 80-х годов. Культура диссидентства».


Цели урока:

  • проследить процесс становления новой идеологии диссидентов и правозащитников, раскрыть причины формирования культуры инакомыслящих;

  • продолжить работу по формированию умений анализировать исторические факты и явления, совершенствованию навыков работы с документами;

  • формирование собственной позиции учащихся при оценке изучаемых событий.

Оборудование:

  • распечатки источников и документов (выдержки из обращения А. Солженицына к молодежи «Жить не по лжи!»);

  • компьютер и мультимедиа-проектор;

  • оформленная в программе Power Point презентация

  • Основные понятия и термины: тоталитарный режим, XX съезд КПСС, «оттепель», правозащитники, контркультура, диссидентское движение.

Ход урока:


Вступительное слово учителя:

. На уроках обществознания мы познакомились с понятиями «правовое» и «демократическое» государство. В статье 1 Конституции РФ зафиксировано это положение, а статья 2 гласит: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Но, одно дело жить в таком государстве, где соблюдаются права и свободы человека, совсем другое, жить в обществе, которое находится под постоянным прессингом государства. И лишь не многие люди отваживались открыто выступать против государства.

(На большом экране появляется эпиграф к уроку:

«На тыщу академиков и член-корреспондентов,

На весь на образованный культурный легион

Нашлась лишь эта горсточка больных интеллигентов,

Вслух высказать, что думает здоровый миллион!

- Стихотворение "Подражание В. Высоцкому" Юлия Кима (1968 г.)». Учитель предлагает задуматься: почему именно этот эпиграф взят к уроку).

План урока:

  1. Духовная жизнь советского общества в послесталинскую эпоху.

  2. Диссидентская активность и правозащитное движение.

  3. Борьба власти с оппозицией.

  4. Значение диссидентского движения.


  1. «Духовная жизнь советского общества в послесталинскую эпоху».

Приступая к рассмотрению данного аспекта урока, учитель обращается к классу с вопросом: «Что вы понимаете под выражением «духовная жизнь общества?» (это мир духовных потребностей, в основе которых лежит система ценностей и идеалов общества).

Задание классу: обозначить явления, события, факты духовной жизни страны в период нахождения у власти Н.С. Хрущева. (Например: XX съезд КПСС, «дело Пастернака», гонения, преследования, «оттепель», самоубийство А. Фадеева, повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).

(слайд: Духовная жизнь)

Вывод о противоречивости политики официальных властей.

Слово учителя. Многие представители творческой интеллигенции восприняли позицию руководства страны о критике культа личности Сталина как возможность заговорить открыто о проблемах общества. Но существовала ли эта возможность в действительности? Вашему вниманию я хочу сейчас предложить картину художника Г.П. Кичигин «Лестница» Анализ произведения: Какую главную проблему духовного состояния общества обозначает автор?

(Картина «Лестница» состоит как бы из трех блоков: на первом плане бетонный (искусственный камень, искусственный запрет) парапет - запрет на выход за его пределы (красные полосы по поверхности камня. На втором плане толпа различных социальных типов, третий - закатное/рассветное небо со спускающейся ниоткуда/сверху пожарной лестницей. Сборище людей - это суетящаяся толпа одиноких, каждый думает свою мысль, спешит в своем, одному ему ведомом направлении. Единственный человек, увидевший лестницу и протянувший навстречу ей руку, по очертаниям фигуры и прическе (лица невидно - фигура изображена со спины) напоминает автопортреты самого художника. В работе создан аллегорический образ современника, который обнаружил единственный шанс вырваться за запрещающий парапет и обрести свободу, лишь отдельные личности способны разглядеть этот шанс..)

2. Диссидентская активность и правозащитное движение.

Слово учителя. Государство часто сравнивают с морским чудовищем Левиафаном, способным уничтожить любого, кто встал у него на пути. Ровно столько лет, сколько существует государство, существует идея о его гуманной, справедливой модели. И ровно столько лет существуют безумцы или герои, решившиеся противостоять государству. Глоток свободы не прошел бесследно, и появились те, кто сумел поднять свой голос против Левиафана.

В сентябре 1965 г. были арестованы писатели А.Синявский и Ю. Даниэль за то, что издали за границей, под псевдонимами, свои произведения, которые уже в напечатанном виде были ввезены в Советский Союз. В феврале 1966 года они были приговорены к нескольким годам лагерей. Это был первый открытый политический процесс в послесталинский период. Он был задуман как пример и предупреждение; его главный смысл заключался в том, что обвиняемые писатели были осуждены по статье 70 УК, которая определяла состав преступления как «агитацию или пропаганду, проводимую с целью подрыва или ослабления Советской власти… распространение в тех же целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный строй». Впоследствии эта статья применялась для преследования различных форм диссидентства. Диссидентами стали называть людей, которые выражали свое несогласие с существующей партийно-гос. идеологией.

Реакция в кругах интеллигенции на процесс Даниэля и Синявского свидетельствовала о большом пути, пройденном ею после «дела» Пастернака: 63 члена Союза писателей и еще 200 других представителей интеллигенции обратились с письмом к XXII съезду КПСС, требуя освободить писателей. Тем не менее за этим процессом последовали другие аресты и осуждения. Система не сдавалась. Или даже вернее будет сказать, она не воспринимала эти голоса протеста всерьез.

Советское руководство принципиально отвергало идею существования какой-либо оппозиции в СССР, тем более отвергалась возможность диалога с диссидентами. Напротив, в СССР провозглашалось «идейное единство общества»; диссидентов же именовали не иначе как «отщепенцами».

Вопрос к классу:

- Почему руководство страны не шло на диалог с инакомыслящими? Ваши предположения…

( В СССР действовал тоталитарный режим, который строится на давлении государства на общество.)

Слово учителя. 25 августа 1968 г. состоялось выступление протеста против введения советских войск в Чехословакию. В этой демонстрации принимали участие всего восемь человек. Все они арестованы КГБ, все подверглись суровому наказанию.

Однако существовали и другие, менее откровенные формы несогласия, которые позволяли избежать административного или уголовного преследования: участие в обществах защиты природы, создание разного рода обращений к «будущим поколениям», без шансов на публикацию тогда и обнаруженных сегодня, наконец, просто отказ от карьеры - сколько молодых интеллигентов 70-х предпочли стать дворниками или истопниками. Поэт и бард Ю. Ким писал, что брежневское время останется в памяти московских интеллигентов как годы, проведенные на кухне, за беседами «в своем кругу» на тему, как переделать мир.

Большое внимание диссиденты уделяли «самиздату» - изданию самодельных брошюр, журналов, книг, сборников и т. д. Название «Самиздат» появилось в шутку - по аналогии с названиями московских издательств - «Детиздат» (издательство детской литературы), «Политиздат» (издательство политической литературы) и т. д. Люди сами печатали на машинках неразрешённую литературу и таким образом распространяли её по Москве, а потом и по другим городам.

«"Эрика" берет четыре копии, - пел в своей песне Александр Галич.

- Вот и всё. И этого достаточно!»

(См. текст песни) - это сказано про «самиздат»: «Эрика», пишущая машинка, стала главным инструментом, когда не было ещё ни ксероксов, ни компьютеров с принтерами (ксероксы в 1970-x годах начали появляться, но только для учреждений, причем все работающие на них были обязаны вести учёт количества распечатанных страниц). Кое-кто из тех, к кому попадали первые копии, заново перепечатывали и тиражировали их. Так распространялись диссидентские журналы. Помимо «самиздата», был распространён «тамиздат» - издание запрещённых материалов за границей и их последующее распространение на территории СССР.

Однако диссидентское движение все же было малочисленным. По приблизительным подсчетам в него входило чуть более 700 человек. А что же остальные? Первые политические процессы этого периода выявили не только несогласных, но и явились своего рода референдумом, выявившим сколь тонок был слой инакомыслящих людей. Подавляющее большинство советских граждан искренне возмущалось поведением диссидентствующих лиц. совершенно не понимая, за что они борются, о какой такой свободе ведут речь? Простому человеку было сложно понять то, чего никогда у них не было.

Вопрос к классу:

- Как вы думаете, почему было непонимание между большинством и людьми решившими бросить вызов системе?

(Большинство совершенно не понимали, за что они борются, о какой такой свободе ведут речь.)

Слово учителя. А действительно, простому человеку было сложно понять то, чего никогда у них не было откуда? В истории российского государства найдется большое количество примеров, свидетельствующих об отсутствии духовной свободы общества. И речь идет не только о советском периоде. Давайте вернемся на несколько столетий назад. Иван Грозный (учащийся приводит в пример высказывание: «Все подданные мои холопы, их волен казнить и миловать по своему усмотрению»; опричнина, террор, подавление). Петр Первый («Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство»). Николай I («Нам не нужно умных голов, нужны верноподданные»).


  1. Борьба власти с оппозицией.

Было страшно при бывшем режиме:

Все живое давил он и гнул.

Несогласных сотрудничать с "ними"

Ждал пожизненной травли разгул!

Нас не брали нигде на работу;

Из чинуш не щадил нас никто:

То залечат в "психушке" кого - то,

То посадят в тюрьму ни за что!

Но мириться с неправдой позорно,

И противно душою кривить!

Нас ломали жестоко, упорно,

Тщетно силясь покорность привить! (Дыбин Александр)

Официальные власти, стремясь сохранить статус-кво (т.е. прежнее положение вещей), со своей стороны предприняли все возможные усилия для организации отпора. Борьба советских властей с диссидентским движе­нием.

- Борьбой с диссидентским движением занималось создан­ное по инициативе Ю. В. Андропова 5-е управление Комитета государственной безопасности.

- Основными мерами подавления диссидентства были:

1) Уголовное преследование и заключение в места лишения свободы.

2) Запрет на творческую деятельность.

3) Помещение в психиатрические лечебницы. Откуда уже выходили с уничтожающим диагнозом,

4) Высылка за границу.

5) Публичные осуждения общественности, исключение из творческих союзов, увольнение с работы, ссылки - все эти методы власть использовала достаточно активно.

Ссылке, в частности, подвергся видный ученый того времени, академик А.Д. Сахаров, которому в сер. 70-х гг. была присуждена Нобелевская премия мира.

В 1974 г. был выслан из страны Александр Солженицын. Я предлагаю вам посмотреть его обращение к молодежи, написанное незадолго до этого события.

Работа с документом - А. Солженицын «Жить не по лжи!»:

Когда-то мы не смели и шепотом шелестеть. Теперь вот пишем и читаем Самиздат, а уж друг другу-то сойдясь в курилках НИИ, от души нажалуемся: чего только они не накуролесили, куда только не тянут нас!.. И судят, кого хотят, и здоровых загоняют в умалишенные - все «они», а мы - бессильны.

Мы так безнадежно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, …все возможности для потомков - только бы не расстроить своего утлого существования… Мы даже всеобщей атомной смерти не боимся… - мы только боимся шагов гражданского мужества!

Возразят: но ведь действительно ничего не придумаешь! Нам залепили рты, нас не слушают, не спрашивают. Мы ничего не можем.

И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь владеет всем, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!

Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно!

Это будет нелегкий путь? - но самый легкий из возможных. Нелегкий выбор для тела - но единственный для души. …Если же мы струсим, то довольно жаловаться, что кто-то не дает нам дышать, - это мы сами себе не даем!

Вопрос: Как вы считаете, в чем заключается основная мысль этого обращения Солженицына? (Очищение и освобождение общественного организма должно начинаться лишь с собственного очищения, с твердого самостоятельного и сознательного решения - ни в чем и никогда не поддерживать ложь и насилие).


  1. Значение диссидентского движения.

Сегодня мы с вами можем говорить, что этот призыв Александра Солженицына был услышан. Диссидентов было мало, но их протесты помогли всколыхнуть общественное мнение. И в наше время мы уже, кажется, знаем, что такое свобода. И общество наше новое, гражданское, и государство совсем не страшное. А значит герои, безумцы действительно победили.

Завершая наше занятие, я прошу вас выразить свое мнение по рассмотренным проблемам в виде синквейна.


© 2010-2022