- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории России для 8 класса
Рабочая программа по истории России для 8 класса
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Строкова Ю.В. |
Дата | 12.08.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2 Рамонского муниципального района
Воронежской областиРассмотрено на заседании
МО учителей гуманитарного цикла
Протокол № ___ от ____________________
Руководитель МО _____________________
Т.А.Шепеленко
Согласовано
Замдиректора по УВР
___________________ Г.А.Шапорова
Утверждаю
Директор МКОУ Рамонской СОШ № 2
_________________ Г.Н.Зубова
Приказ №____ от ______________________Рабочая программа
учебного предмета
История России
8 класс
Разработчик: Строкова Юлия Васильевна
учитель истории и обществознания МКОУ Рамонской СОШ № 2,
первая квалификационная категория.
2016 - 2017 учебный год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету История России в 8 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, планируемыми образовательными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы учебного предмета История 6 - 9 классы / Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2014. - стр. 228), с учётом авторской программы История России. 6-9 классы / авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина - М. «Просвещение».
В программе отражена специфика преподавания предмета в условия введения нового государственного стандарта. Часть тем (7 уроков) рассматривается в рамках внутрипредметного модуля учащихся «Общественно-политическая жизнь XIX века» как одного из видов деятельности вариативной части учебного плана, формируемой по выбору обучающихся.
Состав УМК:
-
Учебник. История России. ХIХ век. 8 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
-
Рабочая тетрадь. История России. ХIХ век. 8 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
-
Поурочные разработки. История России. ХIХ век. 8 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
-
Тестовые задания. История России. 8 класс. Иванов А.В., Гиниятуллина И.А., Левина Н.А.
-
Электронное приложение к учебнику - ресурсы сайта online.prosv.ru.
-
Рабочие программы. История России. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 - 9 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г. , Морозов А.Ю.
-Цели курса:
-Познакомить учащихся с основными событиями российской истории XIX в., включающими в себя многообразие форм исторического бытия и деятельности людей; представление разнообразных вариантов объяснения событий истории и отражения их в современной жизни;
Расширить представления школьников об основных источниках знаний по истории России, выявление их специфики для XIX в.;
-Создать условия для формирования ценностных ориентации и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей XIX в., восприятия идей гуманизма, патриотизма и взаимопонимания между народами;
-Способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, приобщению к ценностям национальной культуры, воспитанию уважения к истории, культуре, традициям народов России, стремлению сохранять и приумножать культурное достояние своей страны;
Стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. В программе рассматривается проблематика истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике.
-Сроки реализации Рабочей программы -2016-2017уч.г.
-Структура Рабочей программы:
1) пояснительная записка;
2) результаты освоения учебного предмета
3) содержание учебного предмета
4) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
-Особенности содержания и методического аппарата УМК:
Основная концептуальная идея, реализованная авторами при доработке по ФГОС в линии учебников «История России» 6-9 классов: показать отечественную историю как многоаспектный исторический процесс, где история России представлена как часть мировой истории.
Полностью переработанный методический аппарат учебников 6-9 классов предлагает многообразие видов вопросов и заданий, позволяющих обеспечить выполнение требований ФГОС. Учебники имеют аппарат ориентировки, включающий инструктивное введение «Как работать с учебником», полное оглавление, необходимую рубрикацию.
Текст параграфов сопровождается поясняющими реквизитами, а также содержащими дополнительный материал рубриками. Новые понятия и термины, выделенные в тексте, даются в конце параграфов в рубрике «Запомните новые слова». Вопросы и задания внутри параграфа направлены на повторение ранее пройденного материала, в том числе и в курсах всеобщей истории, обществознания, географии, литературы и т. д. Они также помогают сопоставить исторические события с реалиями сегодняшнего дня.
Вопросы и задания после каждого параграфа разделены на два уровня. Рубрика «Проверяем свои знания» помогает учащимся понять и усвоить информацию, содержащуюся в тексте параграфа. Вопросы и задания рубрики «Учимся быть историками» требуют более глубокой работы с текстом, обращения к дополнительным источникам информации, в том числе интернет-ресурсам; навыков обобщения, сопоставления данных, их анализа.
К каждой главе прилагается комплект тестовых заданий. Выполнение данных заданий будет также способствовать подготовке учащихся к ГИА. В конце учебника помещены списки литературы и интернет-ресурсов, а также список проектов, работа над которыми будет вестись на протяжении всего учебного года. Не менее четверти заданий используют в качестве объектов семью, труд и творчество, факты социальной солидарности, примеры патриотических поступков и поведения, ценности исторического знания, многообразие культур в России. Система заданий позволяет обучающимся попробовать себя в различных социальных ролях - рассказчика, экскурсовода, исследователя, писателя и др.
-Структура и специфика курса:
История XIX в. изучается в 8 классе. Этот сложный и интересный период в развитии человечества следует представить во всем многообразии, познакомив учащихся с разными сторонами жизни общества. Главная задача - ярко и убедительно показать формирование индустриального общества в процессе модернизации, ставшей главной тенденцией мирового развития и в той или иной мере охватившей многие страны и регионы. Модернизация - это сложный комплексный процесс изменения в соответствии с требованиями современности. Он затрагивает не только сферы экономики и политики, но и демографические проблемы, идеологию, культуру, науку, повседневную жизнь. Процесс модернизации в это время охватил и некоторые традиционные общества. Программа курса позволяет увидеть общие черты и различия в развитии модернизации в индустриальном и традиционном обществах: в отношении к техническому прогрессу, в организации власти, в положении человека в обществе, в отношении к собственности, в отношении к природе и т. д. Эти задачи обусловливают отбор единиц содержания и структуру курса.
-Целевые установки для класса:
Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:
1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия Новой истории XIX - начала XX века как в России, так и в мире в целом.
3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы модернизации, формирования индустриального общества на Западе, в России и на Востоке, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в XIX - начале XX века.
4-я линия развития. Делать нравственный выбор (и объяснять его) в ситуациях значительных общественных перемен, смены традиций и системы ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в XIX - начале XX века.
5-я линия развития. Делать мировоззренческий и гражданско-патриотический выбор (подтверждать его аргументами и фактами) в ситуациях резких общественных перемен, быстрой смены традиций и системы ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в эпоху XIX - начала XX века. В дискуссии с теми, кто придерживается иных оценок, обосновывать свою позицию аргументами и фактами, сравнивать свою позицию и иную, учиться договариваться с людьми иных позиций.
2. Результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении истории в основной школе, являются:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении истории в основной школе, являются:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги;
умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
устанавливать причинно - следственные связи;
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;
работать индивидуально и в группе;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиции и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в
области использования информационно-коммуникационных технологий
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
-
Знание хронологии, работа с хронологией:
•указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
•соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
-
-
Знание исторических фактов, работа с фактами: •характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
-
-
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
Работа с историческими источниками:
•читать историческую карту с опорой на легенду;
•проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
•сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
-
Описание (реконструкция):
•рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
•характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
•на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
-
Анализ, объяснение:
•различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
•соотносить единичные исторические факты и общие явления;
•называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
•раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
•сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
•излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
-
Работа с версиями, оценками:
•приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
•определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
-
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
•применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
-
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
-
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
К концу 8 класса обучающиеся научатся:
применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений: реформы Александра I и Александра II, контрреформы Александра III, движение декабристов, западничество, славянофильство, консерватизм, либерализм, революционная демократия, народничество;
изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам ( времени правления Александра I, Александра II, Николая I, Александра III);
приобретать опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни деяний общественно - политических деятелей отечественной истории XIX в.;
применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XIX в.
Обучающиеся получат возможность научиться:
получать целостное представление об историческом пути развития России, соседних народов и государств в XIX в.
-
Контрольно-измерительные материалы:
Формы и методы контроля.
-
Фронтальный опрос
-
Индивидуальный опрос
-
Понятийный диктант
-
Работа по карточкам
-
Решение ситуативных задач
-
Индивидуальная беседа
-
Проверка практического задания
-
Проверка творческого задания
-
Тестирование
Контрольно-измерительные материалы. История России. 8 класс. ФГОС. Издательство: Вако дата выпуска: 2014 г.
издание: 3-е Серия: КИМ Волкова К.В.
3. Содержание учебного предмета.Россия в первой половине 19 в.
Территория. Население. Социально-экономическое развитие. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы образования. Проект М. М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Причины свёртывания либеральных реформ.
Россия в международных отношениях начала XIX в. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.
Отечественная война 1812 г. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Патриотический подъём народа. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г.
Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс. Священный союз. Роль России в европейской политике в 1813-1825 гг. Россия и Америка.
Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816- 1825 гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьёва. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 г.) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов. Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.
Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселёва. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина.
Общественное движение в 1830-1850-е гг. Охранительное направление. Теория официальной народности (С. С. Уваров). Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв, Т. Н. Грановский и др.). Революционно-социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, В. Г. Белинский). Общество петрашевцев.
Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: европейская политика, восточный вопрос. Крымская война 1853-1856 гг.: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин). Итоги и последствия войны.
Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Кавказская война. Имамат; движение Шамиля. Культура России в первой половине XIX в. Развитие науки и техники (Н. И. Лобачевский, Н. И. Пирогов, Н. Н. Зинин, Б. С. Якоби и др.). Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.). Становление национальной музыкальной школы (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Театр. Живопись: стили (классицизм, романтизм, реализм), жанры, художники (К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин и др.). Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.
18-34
Россия во второй половине 19 в.
Великие реформы 1860-1870-х гг. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Либералы, радикалы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская, судебная, военная, городская реформы. Итоги и следствия реформ 1860-1870-х гг.
Национальные движения и национальная политика в 1860- 1870-е гг.
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоёв населения России.
Общественное движение в России в последней трети XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачёв), организации, тактика. Кризис революционного народничества. Зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения.
Внутренняя политика самодержавия в 1881-1890-е гг. Начало царствования Александра III. Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н. X. Бунге, С. Ю. Витте). Разработка рабочего законодательства. Национальная политика.
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Европейская политика. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX в.
Культура России во второй половине XIX в. Достижения российских учёных, их вклад в мировую науку и технику (А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др.). Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литературы (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура. Развитие и достижения музыкального искусства (П. И. Чайковский, Могучая кучка). Место российской культуры в мировой культуре XIX в. Изменения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизнь деревни.
Итого:34 часа
4. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
урока
Содержание темы
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Дата проведения
Примечание
1.
Россия на рубеже веков
Лабораторная работа. Работа с документами.
Характеристика императора.
2
Внутренняя политика в 1801-1806 гг.
Работа с картой учебника, составление раскрытого плана П. 2
3
Внешняя политика в 1801-1812гг.
Составление таблицы. Карта.
4
Реформаторская деятельность ММ.Сперанского
Работа с учебником. Промежуточный тест Составить схему внутренней политики. Основные постулаты польской конституции.
5
Отечественная война 1812 г.
Составление схемы. Карта.
6
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг.
Рабочая тетрадь. Составить схему
Опрос Понятийный диктант
7
Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
Составление блок - схем.
8
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.
Лабораторная работа. Работа с источником, документы после параграфа.Опрос.
9
Общественное движение при Александре I
Составление таблицы.Промежуточный тест
Модуль. Урок№1.
Урок - семинарское занятие
10
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.
Понятий диктант. Лабораторная работа. Работа с документами. Составить схему.
Модуль. Урок№2.
Урок - деловая игра, ролевая игра.
11
Внутренняя политика Николая I
Вопросы и задания после п. 12. Карта. Рабочая тетрадь.
12.
Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. ХIХ в.
Составить сравнительную таблицу. Лабораторная работа. Работа с документами.Рабочая тетрадь. Промежуточный тест
13.
Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.
Составить схему «причины войны».
Составить сравнительную схему «Война с Турцией и Ираном».
14.
Общественное движение годы правления Николая I
Составление таблиц по направлениям. Рабочая тетрадь.
Модуль. Урок№3.
Урок взаимообучения учащихся.
15.
Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя
Составление таблиц. Рабочая тетрадь. Составление схемы Крымской войны.
16.
Образование и наука Русские первооткрыватели и путешественники Художественная культура Быт и обычаи
Опрос. Составление кластера. Тестирование. Понятийный диктант
17.
Россия в первой половине ХIХ в. Урок систематизации и контроля.
. Рабочая тетрадь. Тестирование. Понятийный диктант.
18.
Накануне отмены крепостного права.
Выделение причин отмены крепостного права Составление таблицы и логической схемы. Составление словарика темы. Рабочая тетрадь.
19.
Крестьянская реформа 1861 г.
Работа с картой. Рабочая тетрадь
20.
Либеральные реформы 60-70-х гг. ХIХ в.
Составление логической схемы, выделение изменений. Составление сравнительной таблицы Тест
21.
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права
Составить блок схему. . Составить схему
«Промышленный переворот».
22.
Национальный вопрос в царствование Александра II.
Составить блок схему. Основные этапы Кавказской войны
23.
Общественное движение: либералы и консерваторы
Работа с картой. Составление логической схемы. Рабочая тетрадь.
Модуль. Урок№4.
Урок - парадокс.
24.
Зарождение революционного народничества и его идеология.
Составление словаря темы. Рабочая тетрадь Описание исторической личности.Составить логическую схему
Модуль. Урок№5.
Урок - практикум.
25.
Революционное народничество второй половины 60-х - начала 80-х гг. ХIХ в.
Составить логическую таблицу. Рабочая тетрадь. Составить словарь темы.
Модуль. Урок№6.
26.
Внешняя политика Александра II
Рабочая тетрадь. Работа с документами. Составить схему внешней политики.
27.
Русско-турецкая война1877-1878 гг.
Рабочая тетрадь. Работа с документами. Составить схему внешней политики.
28.
Внутренняя политика Александра III
Понятийный диктант. Лабораторная работа. Работа с документами. Рабочая тетрадь
29.
Экономическое развитие в годы правления Александра III.
Лабораторная работа. Работа с документами.
30.
Положение основных слоев общества
Составление таблицы. Работа с учебником. Рабочая тетрадь. Сравнительная таблица «Сословия».
31.
Общественное движение в 80-90-х гг. ХIХ в.
Составить сравнительные таблицы. Составить схему. Рабочая тетрадь.
Модуль. Урок№7.
32.
Внешняя политика Александра III.
Составление блок схемы.
33.
Просвещение и наука.Литература и изобразительное искусство. Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Быт.
Рабочая тетрадь. Составить словарик темы.
34.
Бурное развитие страны в ХIХ в. Урок обобщения и контроля
Тестирование.
Работа с учебником. Документы. Лабораторная работа.