- Преподавателю
- История
- Разработка урока в 5 классе по теме Ассирийская держава
Разработка урока в 5 классе по теме Ассирийская держава
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Юдина Н.Е. |
Дата | 08.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии.
Воспитательная: воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо. Воспитывать интерес к предмету.
Развивающая: продолжить формировать умения работать с исторической картой, выделять опорные знания в тексте, иллюстрациях. Развивать монологическую речь учащихся с опорой на памятку. Развивать мыслительные способности учеников.
Оборудование: учебник А. А. Вигасин, компьютерная презентация, образцы железной и медной руды.
Тип урока: заочное путешествие.
План урока.
-
Освоение железа.
-
Ассирийское войско.
-
Завоевания ассирийских царей.
-
Гибель Ассирийского царства.
Ход урока.Вводное слово учителя
Постановка
задачи, знакомство
с памяткой
Закрепление
Умения
работать с
исторической
картой
запись в тетрадях п.1 и 2 памятки
рассказ учителя
показ образцов руды железной
Запись в тетрадях п.3 памятки
Разгадывание кроссворда
Продолжение рассказа учителя
Иллюстрация стр.91 в учебнике
Слайд- переправа через реку
Слайд - таран
Слайд - карта завоеваний
Запись в тетрадях п.5 памятки
Слайд - возвращение войска в Ниневию
Запись в тетрадях п.4 памятки
Продолжение рассказа учителя
Запись в тетрадях п.6 памятки.
Развитие моно
логической речи
Закрепление умения работать с лентой времени
Мог ли лев расположить свое логовище на Тигре? Ответ: конечно мог. Ведь Тигр - это название одной из рек в Двуречье, а «Логовище льва» - это название столицы Древней Ассирии города Ниневии. Сегодня мы с вами совершим туда путешествие.
Опираясь на полученную памятку - характеристику страны мы будем с вами составлять рассказ об Ассирии. Эта памятка универсальна, пользуясь ей, вы сможете грамотно рассказать о любой стране.
Слайд - карта Двуречья.
Посмотрите на карту. Здесь изображены все страны, которые вы уже успели изучить. И если мы с вами с караваном торговцев пойдем вдоль побережья Средиземного моря на северо-восток, то через несколько дней пути окажемся на берегу Евфрат. ( Египтяне, правда, почему-то говорили, что это река, которая течет наоборот. Как вы думаете, может ли река течь наоборот? А почему египтяне так говорили? Ответ: Нил течет с юга на север, а Евфрат с севера на юг. Египтяне не знали других рек, кроме Нила).
Но наша цель находится ГОРАЗДО дальше - это верхнее течение реки Тигр. Там и располагалась Древняя Ассирия. Давайте проверим, правильно ли мы определили географическое положение страны. плодородных земель мало, предгорья и горы, богатые железной рудой.
-
Освоение железа.
Ассирийцы одними из первых овладели способом добычи и обработки железа. А какие металлы люди уже знали и пользовались ими? Ответ: Это медь и бронза.
Меди в природе гораздо меньше, чем железа, но люди начали ей пользоваться 9 тыс. лет назад, а железом только 3 тыс. лет назад. Как вы думаете почему?
Ответ: медь встречается в природе в виде слитков и не ржавеет, а железо, если его бросить в землю - ржавеет и виде слитков не встречается.
Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добывать вещество, гораздо более твердое, чем медь.
В чистом виде железо - мягкий металл, но люди научились изготовлять из железа сталь. А для чего им это было нужно?
В Ассирии почва была твердая, поэтому долгое время основными занятиями жителей оставалась охота и скотоводство. Но с появлением стальных плугов, лопат и мотыг земледелие стало процветать.
-
Ассирийское войско.
Ассирия просуществовала почти 700 лет и постоянно вела войны. Цари этой страны создали большое и могучее войско. А для чего им нужно было большое войско? Ответ: собственная территория ассирийцев была небольшой, поэтому они захватывали земли других народов.
Из кого войско состояло и чем было вооружено? Чтобы ответить на этот вопрос нужно разгадать кроссворд!
Ответы: лучники, таран, воины, колесницы, лестницы, стрелы.
Давайте посмотрим иллюстрации в учебнике. Все ли мы назвали?
Стр.91 - всадник, стр.92 - таран, стр.94 - лучники.
Войско было вооружено стальным оружием, которое с легкостью разрубало пополам бронзовые мечи и щиты. Поэтому долгое время ассирийская армия была непобедима.
Ассирийцы первыми начали использовать конницу. Подумайте, какими преимуществами обладает конный всадник перед боевой колесницей? Ответ: ему не страшны кочки и лужи. Он переберется через овраг и реку, перепрыгнет через канаву или лежащее на дороге бревно.
Конница становится важным родом войск.
Также ассирийские воины умели переплывать реки. Они брали кожаные мешки, надували их воздухом, затем завязывали веревкой отверстие, и на этих мешках переплывали бурные реки.
А ещё ассирийцы изобрели таран. Знакомо ли вам это устройство? Для чего оно? Ответ: это бревно с наконечником, прикрепленное к подвижной деревянной башне. Лучники, стоявшие наверху, пускали стрелы. Другие лучники прятались внутри и были готовы броситься в атаку, как только в городской стене появится брешь.
-
Завоевания Ассирийских царей.
Посмотрите на карту. Какие известные вам страны завоевала Ассирия? Это Двуречье, Финикия, Иудея, Египет.
Во все области своей державы и соседние страны ассирийцы посылали своих шпионов, которые следили за всем, что происходит и доносили в Ниневию. Царь вовремя узнавал о готовящемся против него восстании, о передвижении вражеских войск или строительстве крепости. Узнав о планах противников, царь Ассирии незамедлительно громил врагов поодиночке, не давал им объединиться.
Стр. 93 в учебнике. Давайте зачитаем первые 2 абзаца, как обращались с побежденными. Как вы думаете, любили ли завоеванные народы ассирийцев? Ответ: конечно нет.
А вот как выглядело возвращение Ассирийского царя из похода. Кто изображен в центре картины? Как обращаются с побежденными?
Ответ: это ассирийский царь Ашшурбанапал. В колесницу вместо лошадей запряжены цари завоеванных стран. Какому страшному унижению они подвергаются!!!
Теперь мы можем записать пропущенный пункт памятки - №4.
Но Ашшурбанапал вошел в историю не только как жестокий завоеватель. Он был самым образованным из царей Ассирии.
Судьба его была необычной: его отец, царь Синаххериб, объявил своим наследником младшего сына, а Ашшурбанапала решили сделать жрецом. Его отдали учиться в писцовую школу, где долгие годы он учился клинописи. Потом царь-отец изменил свое решение. Став царем, Ашшурбанапал не утратил страсть к чтению. Во все концы Ассирийской державы он разослал писцов, которые снимали копии со старинных книг, хранившихся в храмах и дворцах. Писец должен был знак за знаком переписать текст, а затем его сверить. Поэтому на многих книгах есть надпись - «с древнего подлинника списано, а затем проверено». Так впервые в мире была создана библиотека.
-
Гибель Ассирийской державы.
Казалось, могуществу Ассирии не будет конца. Но!!! Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться.
Как вы думаете почему?
Ответ: Да! Зло всегда наказуемо! А какие факты из современной жизни вы можете привести в доказательство того, что зло всегда наказуемо?
После смерти Ашшурбанапала от Ассирии отделился Вавилон. Вавилоняне заключили союз с мидийцами. Союзники вторглись в Ассирию. После долгой осады Ниневия была взята, а царский дворец сожжен. Это произошло в 612 году до н.э.
На этом наше путешествие в Древнюю Ассирию подошло к концу.
-
Закрепление пройденного материала.
1)Пользуясь памяткой, расскажите об Ассирийской державе.
2)Отработка даты. Мог ли вавилонский царь Хаммурапи любоваться развалинами Ниневии? Докажите!
----------------------------------------------------------------------
1750-612 - 1138 не мог. Хаммурапи умер за 1138 лет до этого события.
- представьте себе, что вы посетили Ниневию за 5 лет до её захвата, какой это год?
- вы побывали на развалинах Ниневии спустя 1 год, какой это год?
3)Разгадайте кроссворд «Ассирийское царство»
-
Оценки за урок.
-
Домашнее задание. Прочитать $ 17, выполнить задания в контурной карте.