Урок по ШРК (школа русской культуры) в 7 кл. Обследование побережья Ледовитого океана

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обследование побережья Ледовитого океана.

С. Г. Малыгин, В. Я. Чичагов, Ф. Розмыслов.


7 класс


Пимкина И.А.., учитель истории МБОУ СОШ №27 г. Шахты

Задачи:

- дать представление учащимся об истории обследования Ледовитого океана; выявить трудности, возникшие перед экспедициями в процессе путешествий; познакомить учащихся с экспедициями С. Г. Малыгина, В. Я. Чичагова., Ф. Розмыслова; их ролью в обследовании побережья Ледовитого океана; выяснить, какое влияние на решение данной проблемы оказали Пётр I и М. В. Ломоносов.

- развивать воображение, умение аналитически мыслить, обобщать полученную информацию, делать выводы;

- воспитывать интерес к предмету, гордость за свою страну.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок - путешествие.

Ход урока

Эпиграф к уроку.

Кто желает знать человеческий дух в его благороднейшей борьбе с суеверием и мраком, пусть листает летопись арктических путешествий историю мужей, которые во времена, когда зимовка среди полярной ночи грозила верной смертью, все-таки бодро шли с развивающимися знаменами к неизвестному.

Фритьоф Нансен


  1. О. Н. У.

  2. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя: Прочтите эпиграф к сегодняшнему уроку.

- Какой смысл в нём содержится?

-Что же заставляло идти людей на верную смерть?

Рассказ учителя: В норвежском литературном памятнике XIII столетия "Королевское зерцало" кратко и образно повествуется о мотивах, звавших людей во льды. "…Знай же, что три свойства человеческой натуры побуждают их к тому: во-первых, соревнование и склонность к известности, ибо человеку свойственно устремляться туда, где грозит большая опасность, благодаря чему можно приобрести известность; во-вторых, любознательность, ибо также свойством человеческой натуры является стремление видеть и знать те местности, о которых ему рассказывали; в-третьих, человеку свойственно любостяжание, ибо люди постоянно жаждут денег и добра и идут туда, где, по слухам, можно иметь прибыли, несмотря на грозящую большую опасность".

Первые морские суда русских людей, легендарные корчи и ладьи, год за годом, столетие продвигались все дальше и дальше на восток вдоль берегов "Студеного моря" - за столетием так они называли Ледовитый океан. Поморов манила величественная северная пустыня, а в ее туманной дымке их ждали "мягкая рухлядь" (пушнина), моржовая кость, шкуры и жир морского зверя, рыба, птица, олени, белые медведи… Они страдали и умирали от голода и холода, теряли свои пробитые льдами, опрокинутые волнами судёнышки, расставались с жизнью на пустынных безымянных берегах, исчезали бесследно, словно растворившись в безвестности. И неукротимо шли на восток.

С несколькими страницами покорения Северного Ледовитого океана мы познакомимся сегодня.

А познакомимся мы необычно. Представьте себе, что мы с вами на машине времени перенеслись в те далёкие времена, когда не было ни компьютеров, ни интернета, ни телевизоров, ни машин, а на карте существовало много белых пятен, т. е. неизведанных территорий. Затем мы разделимся на 3 команды путешественников, которые (как когда-то давно это делали настоящие путешественники) отправятся на кораблях в неизведанные дали за информацией и на учёных. (Класс делится на 3 группы, несколько человек получают роли ученых).

Первая группа будет путешествовать с экспедицией под командованием В. Я. Чичагова. Вторая группа - с экспедицией под командованием Ф. Розмыслова.

Третья группа - под командованием С. Г. Малыгина.

- Итак, друзья, в путь, вас ждут великие дела! В путешествии вы должны делать пометки в «бортовом журнале», т. е. в своих рабочих тетрадях.

Группы получают «кейсы с информацией о «своей экспедиции», о биографии командиров кораблей и их портреты. Каждая группа готовит выступление об экспедициях под командованием С. Г. Малыгина, В. Я. Чичагова, Ф. Розмыслова по плану:

1. Дата экспедиции

2. Цель экспедиции

3. Ход экспедиции

4. Итог экспедиции

5. Значение экспедиции

(На данную работу отводится 15 минут. Через 20 минут команды «возвращаются» и отчитываются о «своём путешествии».)

Слово первому «учёному»:

Великие географические открытия XV-XVII веков предоставили новые возможности для торговых связей. Страны, совершившие эти открытия, захватили новые торговые пути. Опоздавшие к разделу мира страны нуждались в альтернативном пути в Восточную Азию, и они его усиленно принялись искать. Задача заключалась в том, чтобы пройти из Атлантического океана в Тихий. Это можно сделать, двигаясь вдоль северных берегов Азии (северо-восточный проход) или Америки (северо- западный проход. Немало сил было употреблено и на изыскание третьего пути - напрямую от Европы к Америке через Северный полюс. Этот вариант является разновидностью северо - восточного прохода.)

На протяжении четырёх столетий предпринимались многочисленные попытки пройти из Атлантического океана в Тихий через Северный Ледовитый океан. Путь этот в конце концов был пройден и стал использоваться, но до сего времени он не реализован в том виде, в каком замышлялся.

Северо - восточный проход - так на протяжении пяти столетий обозначался морской путь в Тихий океан вдоль северных берегов Европы и Азии. Впервые мысль о возможности пройти этим путём в Китай и Индию высказана была в книге итальянца Паоло Джови Новокомского «О посольстве Василия к Клементу VII», изданной в 1525 году. В ней приведены слова русского посланника в Риме Дмитрия Герасимова: «…достаточно хорошо известно, что Двина, увлекая бесчисленные реки, несётся в стремительном течении к северу и что море там имеет такое огромное протяжение, что по весьма вероятному предположению. Держась правого берега, оттуда можно добраться на кораблях до страны Китая, если в промежутке не встретится какая - нибудь земля.

Учитель: С какого исторического деятеля мы начнём знакомство с историей освоения русскими Северного Ледовитого океана?

Слово второму «учёному»:

Мы не случайно начинаем знакомство с историей освоения русскими Северного Ледовитого океана с Петра I.

Благодаря усердию, старанию и настойчивости Петра I в 1686 году начал создаваться русский военно-морской флот. Он сам производил съемку части Азовского моря и его берегов, были выполнены первые прибрежные промеры Черного моря. В 1701 году в Москве была открыта специальная школа "Математических и навигационных наук" на ее базе в 1715 году была создана Морская академия в Петербурге. С более совершенным обучением геодезии и картографии, которая выпустила большое количество морских офицеров. Составлялись карты русских территорий и морей заграничных. В 1715 году Петр I отправляет экспедиции на Каспий. Он хотел найти удобные торговые пути в Среднюю Азию, Китай, Индию. В ходе экспедиции удалось установить, что Амударья не впадает в Каспийское море. Французские ученые высоко оценили деятельность царя, способствующую географическому познанию Каспийского моря и избрали его Почетным членом Парижской Академии наук. Царь-академик не оставлял без своего внимания и дальневосточные моря. Он распорядился в 1719 году послать геодезистов на Камчатку, чтобы описать ее и Курильские острова, попытаться узнать, "сошлась ли Америка с Азией". В 1722 году карта с нанесенными очертаниями некоторых берегов Камчатки была вручена Петру I.

Добиваясь решения вопроса о возможном соединении Америки с Азией, царь 23 декабря 1724 года, за три недели до своей смерти, написал инструкцию; в качестве начальника экспедиции назначил опытного мореплавателя Витуса Беринга. В инструкции предписывалось:

1). Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами.

2). На оных ботах (плыть) возле земли, которая идет на Норд, и по чаянию, понеже оной конца не знает, кажется, что та земля часть Америки.

3). И для того искать, где оная сошлась с Америкой, и чтоб до такого города Европейских владений, или ежели увидят какой корабль европейский, проведать от него как оной Кюст (т. е. берег) называют и взять на письме и самым побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды".

В случае положительного решения вопроса предпринимаемая экспедиция связывалась Петром I с задумкой, о которой он сказал: "… вспомнил на сих днях то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, т. е. о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию".

Михаил Васильевич Ломоносов прекрасно раскрыл мысли и чувства Петра I в героической поэме "Перт Великий". Колумбы русские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток, и наша достигнет в Америку держава.

Как видно из вышесказанного, царь задумывался и об исследованиях берегов Арктических морей, и о нахождении нового пути на восток. Но хотя и не успел осуществить свою идею, она осуществилась в I и II Камчатской экспедициях. Огромное значение имело создание Морской академии-детища Петра I и Петербургской Академии наук, где был образован Географический департамент - картографический центр. Тем самым царь-академик и его сподвижники положили начало русской морской гидрографии и картографии.

Многие высказанные царем-академиком географические идеи получили дальнейшее развитие в трудах "птенцов гнезда Петрова" и их последователей.

"Благодаря поистине титанической деятельности царя - академика, русская географическая наука и сделала не просто шаг вперед в своем развитии, - подчеркивает известный историко - географ М. И. Белов, - что в значительной мере было подготовлено в предшествующие годы, но и перешла на качественно новый этап, заняв видное место в системе мировых географических исследований". Несомненно, прав был так же академик К. М. Бэр, сказавший о Петре I: «История его географических предприятий является существенным дополнением к его жизнеописанию».

Отчёт экспедиции под командованием В. Я. Чичагова.

Информация, с которой работала группа:

Первая русская попытка поиска северо - восточного прохода - экспедиция В. Я. Чичагова в 1764-1766 годах. Она была организована по указу Екатерины II: «…для пользы мореплавания и купечества на восток… учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку». Инициатива принадлежала Ломоносову, который представил императрице записку «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», и ещё несколько документов.

Михаил Васильевич внес огромный вклад в морскую науку, в изучение морей. Он мечтал, в мемуаре, написанном в 1762 году: "Северный Ледовитый океан есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерной пользою через изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку". Причем, вопреки распространенному в то время мнению, что у Северного полюса находится обширная суша, он прозорливо расположил океанские просторы. Ломоносов верил, что через Северный Ледовитый океан можно пройти в Тихий, если прорваться сквозь пояс льдов в свободное море, занимающее околополюсное пространство. Он был убеждён, что лёд образуется в окраинных частях морей, где вода опреснена стоком рек. Его вера в возможность северного пути основывалась также на рассказах зимовавших на Груманте поморов, с которыми беседовал Ломоносов. Все они уверяли, что на западе всегда море свободно ото льда, правда они не могли сказать, как далеко на север простирается безлёдное море.

И наметил схему течений в Северном Ледовитом океане около полюса с востока на запад. Он предвидел существование Северной Земли, открытой только в 1913 году (спустя 150 лет). Занимался разработкой учения о приливах. Уделял много внимания совершенствованию и созданию приборов для мореплавания. Уступая его настойчивым предложениям, в мае 1764 года Екатерина II дала согласие на высокоширотную экспедицию, возглавляемую Василием Яковлевичем Чичаговым.

Три шхуны «Чичагов», «Панов» и «Бабаев», специально построенные в Архангельске и названные по фамилиям капитанов каждого судна, должны были совершить плавание через район полюса, открыть северо- восточный проход.

Сама же экспедиция вышла в море в 1765 году , чтобы пройти от о. Шпицберген до Камчатки , через околополюсной район и Берингов пролив, в ходе экспедиции предполагалось вести наблюдения за состоянием погоды, воды, льда, берегов, описывать животный мир, камни и минералы, а также внешний вид и образ жизни встреченных жителей.

Летом 1764 года к западному побережью Шпицбергена ушел первый вспомогательный отряд, который вез избы, амбар, баню и запасы продовольствия по случаю зимовки основной экспедиции.

В мае 1765 года три корабля с экипажем 178 моряков, три кормщика и 26 поморов - промышленников вышли в море, но льды не дали продвинуться на север и пришлось возвращаться в Архангельск.

Вторая попытка позволила дойти до 800 30, дальнейший путь закрыт был тяжелыми льдами и Чичагов вернулся в Архангельск, не выполнив поставленного перед ним задания.

Вся экспедиция, инициированная М. В. Ломоносовым, лишь встала в ряд искавших путь через околополюсное пространство.

Профессор Зубов так характеризовал эту экспедицию: "С морской точки зрения обе экспедиции Чичагова были проведены безукоризненно. Три парусных корабля среди льдов, в штормах и туманах все время держались вместе, не теряя один другого из виду. Что же касается маршрута, предложенного Чичагову, то теперь мы твердо знаем, что задача, поставленная ему Ломоносовым, невыполнима. Пройти через Северный Ледовитый океан в околополюсных районах не только на парусных судах, но даже на современных мощных ледоколах невозможно". Маршрут, указанный Ломоносовым, стал реальностью только в XX веке, с появлением атомных ледоколов.

Историко - географ Д. М. Лебедев так оценил роль великого помора: "Труды М. В. Ломоносова, с одной стороны, являются вершиной, достигнутой русской географической наукой к середине 60-х годов XVIII века; с другой стороны - они послужили той необходимой научной базой, на основе которой стал возможен дальнейший подъем этой науки…".

Отчёт экспедиции под командованием Ф. Розмыслова.

Информация, с которой работала группа:

Новая Земля и ее исследователи.

Эпиграф. "Я расскажу вам, как было, а вы судите, как угодно"

Изначально Новую Землю населяло неизвестное племя, возможно принадлежавшее к археологической культуре Комса или Фосна. Возможно, это мифологическое доненецкое племя сиртя. В XI-XII веках Новую Землю открыли новгородские купцы. Первые русские люди побывали на Новой Земле ещё в XIII и XIV веках. Исследования же начались в начале XIX века. Правда, впервые русские моряки отправились исследовать Новую Землю 10 июня 1768 года. Первым русским исследователем Новой Земли считается штурман Фёдор Розмыслов (1768-1769).

Федор Розмыслов, имевший чин «штурмана поруческого ранга», отправился в 1768 году на острова проверить сообщение промышленника Якова Чиракина об узком «поперёк острова» проливе. Архангельский губернатор Головцин решил, что проливом этим можно было бы пройти в Карское море и дальше -на Обь и в Америку. Узнать бы только, свободен ли он ото льда…

Для этой цели и послан был Ф. Розмыслов. Кроме этого экспедиции предписывалось «осмотреть в тонкости , нет ли на Новой Земле каких руд и минералов, отличных и неординарных камней, хрусталя и иных каких курьёзных вещей, соляных озёр и подобного, и каких особливых ключей и вод, жемчужных раковин, и какие звери и птицы, и в тамошних водах морские животные водятся, деревья и травы отменные и неординарные и тому подобных всякого рода любопытства достойных вещей и произращений натуральных ».

Такой была программа у Ф. Розмыслова. Вполне научно-исследовательская. И комплексная. На трёхмачтовом судне водоизмещением около восьми тонн, называвшемся «кочмарой», с двумя помошниками , подштурманом Губиным и «кормщиком» Чиракиным, прибыла экспедиция к входу в Маточкин шар 25 августа 1768 года. Розмыслов провёл съёмку берегов залива, измерил его глубины. Выйдя к Карскому морю, которое издавна зовут моряки «ледовым погребом» из-за большого количества льда, путь шхуне преградили льды.

Можно было плыть дальше на восток, вплоть до устья Енисея, но у старого судёнышка открылась сильная течь, на нём даже в Архангельск в пору осенних штормов возвращаться рискованно: нужен был ремонт судна. Решили остаться на зимовку в проливе.

Построили избушку в Тюленьей бухте, а потом ещё одну - на Дровяном мысу. Там умер в полярную ночь Яков Чиракин. Цинга скосила ещё троих зимовщиков. Больны были и остальные. Но всё же с восходом солнца Розмыслов предложил съёмку берегов, а когда в августе пролив освободился ото льда, «кочма» вышла в море, но, попав в полосу льда, снова получила пробоину. Пришлось вернуться в Маточкин Шар, где, к счастью, встретилась поморская ладья, на которой Розмыслов и его спутники вернулись в Архангельск, привезя с собой первую карту пролива, разделившего два острова Новой Земли.

До 1923 года, когда была учреждена обсерватория в проливе, регулярные наблюдения за погодой Ф. Розмыслова были единственным материалом для суждения о климате восточного берега Новой Земли. Его работу по съёмке берегов продолжал адмирал Ф. П. Литке.

Вплоть до XIX века Новая Земля была необитаемым островом, возле которого ловили рыбу и охотились норвежцы и поморы. Ни те, ни другие поселиться и жить на островах не могли, и Новая Земля оставалась только перевалочным пунктом. Время от времени возникали мелкие дипломатические конфликты, в которых Российская империя неизменно заявляла, что «Архипелаг Новая Земля является во всей целостности российской территорией».

Поскольку жить на архипелаге те, кто претендовал на него, не могли, на Новую Землю перевезли несколько ненецких семей. Более активное заселение островов началось с 1869.

Аналогично информацию для работы об экспедиции Степа́на Гаври́ловича Малы́гина (?-1 августа (12 сентября) 1764) - одного из первых русских исследователей Арктики, авторе первого руководства по навигации на русском языке; начальнике западного отряда Великой Северной экспедиции) получает третья группа.

Закрепление материала: составление кластера по данной теме.

Подведение итогов. Моделирование будущего урока.








© 2010-2022