- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 6 класс
Рабочая программа по истории 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Катренко Л.В. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ах
«Согласовано» Руководитель МО ____________/____________/ ФИО Протокол № ____ от «___»___________2015г.
| «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР ____________/______________/ ФИО «___»____________2015г.
| «Утверждаю» Руководитель МБОУ « Сухонойская СОШ » ____________/______________/ ФИО Приказ № _____ от «___»___________2015г.
|
Рабочая программа
ПО ИСТОРИИ
6 КЛАСС
Программу составила
учитель истории и обществознания
Катренко Людмила Викторовна
2015-2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по истории и программы общеобразовательных учреждений и авторских программ курса истории Средних веков (В.А. Ведюшкин) и истории России с древнейших времен до конца ХVI века (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина).
В рабочей программе отражены важнейшие процессы и закономерности развития средневекового общества в странах мира и в России. Программа составлена на основе временных требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории по базисному плану.
Курс рассчитан на 69 часов, 34 часа на изучение истории Средних веков и 35 часов на изучение Истории России с древнейших времен до конца XVIв., из расчета 2 часа в неделю.
Нормативная основа реализации программы.
-
Закон РФ «Об образовании» // Вестник образования. - 2004. - № 12.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.
-
Примерная программа по учебным предметам. История 5 - 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение, 2011 г.
-
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1067 от 19 декабря 2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013 - 2014 уч.год.
4. Ведюшкин В.А. Программы общеобразовательных учреждений.
История. Обществознание. 5-11 классы. - М., Просвещение, 2008.
-
Данилов А. А., Косулина Л. Г. Программы образовательных учреждений. История России 6 класс. - М., Просвещение, 2008.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
-
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности;
-
Формирование ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
-
Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, толерантности и мира между людьми и народами;
-
Овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества;
-
Развитие способности анализировать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма;
-
Формирование умения применять исторические знания для осмысления современных общественных явлений.
СТРУКТУРА КУРСА
№ п/п
Модуль (глава)
Примерное кол-во часов
Введение
1
Раннее Средневековье
- Становление Средневековой Европы (VI - XI вв.)
-Византийская империя и славяне в VI - XI вв.
-Арабы в VI-ХI вв.
-Повторительно-обобщающий урок по разделу «Раннее Средневековье»
11
5
3
2
1
Расцвет Средневековья
-Феодалы и крестьяне
- Средневековый город в Западной и Центральной Европе
- Католическая церковь в ХI- ХIII вв. Крестовые походы
-Повторительно-обобщающий урок по разделу «Расцвет Средневековья»
7
2
2
2
1
«Осень Средневековья»
- Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.)
- Славянские государства и Византия в XIV - XV вв.
- Культура Западной Европы в Средние века
- Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Расцвет и «осень» Средневековья».
12
6
2
3
1
Вдали от Европы
- Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
2
2
1
Итоговое повторение
1
Введение
1
1
Русь Древняя.
8
2
Русь во втор. пол. XII-XIV вв.
8
3
Образование единого русского государства.
8
4
Московское государство в XVI в.
6
Итоговое повторение
5
ИТОГО:
69
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и письменный (самостоятельные и контрольные работы в форме тестирования).
Учебно - методический комплекс
Выбор УМК соответствует содержательной линии изучения курса Всеобщей истории и истории России в 6-9 классах.
1. Ведюшкин В.А. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание.5-11 классы -М., Просвещение, 2008.
2. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Программы ОУ. История России 6 класс.- М., Просвещение, 2008
Учебник:
- Агибалова Е. В., Донской Г.М. История средних веков -М., Просвещение, 2012
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времен до конца XYI в. -М., Просвещение, 2007
Рабочая тетрадь:
- Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь по истории средних веков. - М., Просвещение, 2013
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Рабочая тетрадь С древнейших времен до конца XYI в. -М., Просвещение, 2012.
Методическое пособие для учителя:
- Алиева С. К. Всеобщая история (в таблицах и схемах). -М, 2010.
- Андреевская Т. П. Тесты по истории России с древнейших времен до конца XVI века. М., 2005.
- Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История средних веков: 6 класс. М., 2011.
- Данилов А.А., Косулина Л. Г. История государства и народов России.6 кл. -М., 2004 (ЦОР).
- Игнатов А.В.. История Средних веков. Методические рекомендации к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского.
- Казиев С. Ш. , Бурдина Е. Н. История России (в таблицах и схемах). -М., 2010
-Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории. Мир в средние века. -М., 2007.
- Максимов Ю.И. Тесты по истории Средних веков к учебникам по истории Средних веков Федерального перечня. М. - Экзамен, 2014.
- Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVIII века. -М., 2005.
Требования ФГОС к результатам обучения истории в 6 классе:
Предполагается, что результатом изучения данного курса является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Календарно - тематический план
№ п/п
Раздел/
Модуль/
Тема раздела/
модуля
Кол-во
часов
Форма урока
Дата проведения
Уроч.
Неуроч.
Контроль
План
Факт
1
Введение. Живое Средневековье.
(Формирование целевых установок)
1
+
3.09
Модуль 1. Раннее Средневековье.
11
Становление средневековой Европы (VI - XI вв.).
5
1.1
(2)
Образование варварских королевств. Государство франков в VI - VIII вв.
(Восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи)
1
+
5.09
1.2
(3)
Христианская церковь в раннее Средневековье.
(Развитие умения отстаивать собственную точку зрения во время дискуссии)
1
Занятие-дискуссия
10.09
1.3
(4)
Возникновение и распад империи Карла Великого.
(Нахождение в тексте информации для решения учебной задачи)
1
+
12.09
1.4
(5)
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI вв. (Выявление причинно-следственных связей)
1
Занятие-исследование
17.09
1.5
(6)
Англия в раннее Средневековье.
(Анализ результатов исследования)
1
+
19.09
Византийская империя и славяне в VI - XI вв.
3
1.6
(7)
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. (Формирование навыков учебного сотрудничества в ходе групповой работы)
1
Занятие- игра «Проектное бюро»
24.09
1.7
(8)
Культура Византии. (Выполнение творческих заданий, не имеющих однозначного решения)
1
Творческая лаборатория
26.09
1.8
(9)
Образование славянских государств. (Выявление причинно-следственных связей)
1
+
1.10
Арабы в VI- XI вв.
3
1.9
(10)
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. (Составление развёрнутого плана )
1
+
3.10
1.10
(11)
Культура стран Халифата. (Выделение существенной информации из источников разных видов)
1
+
8.10
1.11
(12)
Повторительно - обобщающий урок «Раннее Средневековье».
(Формирование коммуникативного действия, направленного на обобщение и повторение информации)
1
Деловая игра «Брейн-ринг»
+
10.10
Модуль 2. Расцвет Средневековья.
7
6
1
Феодалы и крестьяне.
2
2.1
(13)
Средневековая деревня и ее обитатели. (Выстраивание алгоритма действий)
1
+
15.10
2.2
(14)
В рыцарском замке. (Построение логической цепочки рассуждений)
1
+
17.10
Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
2
2.3
(15)
Формирование средневековых городов. Городское ремесло. (Выявление сходства и различия объектов)
1
+
22.10
2.5
(16)
Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни. (Представление результатов своей деятельности в форме сообщения)
1
Занятие-исследование
24.10
Католическая церковь XI- XIII вв. Крестовые походы.
2
2.6
(17)
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. (Нахождение и формулирование учебной проблемы)
1
+
29.10
2.7
(18)
Крестовые походы. (Анализ фактов)
1
+
31.10
2.8
(19)
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Расцвет Средневековья». (Формирование коммуникативного действия, направленного на систематизацию знаний по данному разделу)
1
+
12.11
Модуль 3. «Осень Средневековья».
12
11
1
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.).
6
3.1
(20)
Как происходило объединение Франции. (Выявление причинно-следственных связей)
1
+
14.11
3.2
(21)
Что англичане считают началом своих свобод. (Составление плана последовательности действий)
1
+
19.11
3.3
(22)
Столетняя война. (Создание схем для решения учебных задач)
1
+
21.11
3.4
(23)
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. (Составление развернутого плана)
26.11
3.5
(24)
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. (Выделение существенной информации из текстов разных видов)
1
+
28.11
3.6
(25)
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII - XV вв. (Развитие умения точно и грамотно выражать свои мысли)
1
+
3.12
Славянские государства в Византии в XIV - XV вв.
2
3.7
(26)
Гуситское движение в Чехии. (Оценивание собственных действий)
1
+
5.12
3.8
(27)
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. (Формирование основы смыслового чтения учебных текстов)
1
+
10.12
Культура Западной Европы В Средние века.
3
3.9
(28)
Образование, научные открытия и изобретения. (Прогнозирование результата и уровня усвоения материала)
1
+
Занятие-игра «Экспертное бюро»
12.12
3.10
(29)
Средневековая литература и искусство. (Выполнение творческих заданий не имеющих однозначного решения)
Творческая лаборатория
17.12
3.11
(30)
Культура раннего Возрождения в Италии. (Анализ результатов исследования)
1
+
Занятие-исследование
19.12
3.12
(31)
Повторительно - обобщающий урок по разделу: «сень» Средневековья». (Контроль и оценивание процесса и результата деятельности)
1
+
24.12
Модуль 4. Вдали от Европы.
2
2
Народы Азии, Африки и Америки в Средние века.
2
4.1
(32)
Средневековая Азия: Китай, Индия и Япония. (Осуществление сравнения и классификации по разным критериям)
1
+
26.12
4.2
(33)
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. (Выслушивание мнения членов команды, работая над проектом)
1
Занятие- игра «Проектное бюро»
9.01
(34)
Итоговое обобщение по курсу «История Средних веков». (Осознание уровня и качества усвоения результата).
1
+
14.01
(35)
Введение. Что изучает история Отечества. (формирование целевых установок учебной деятельности).
1
16.01
Раздел 1. Русь Древняя.
8
Восточные славяне.
2
1.1
(36)
Восточные славяне в древности. (формирование навыков учебного сотрудничества)
1
+
21.01
1.2
(37)
Соседи восточных славян. (сопоставление характеристик объектов по одному признаку)
1
+
23.01
Русь в IX -пер. пол. XII в.
6
1.3
(38)
Формирование Древнерусского государства. Новгород, Киев. (Нахождение в тексте информации, необходимой для решения учебной задачи)
1
+
28.01
1.4
(39)
Первые киевские князья. (Анализ результатов исследований)
1
+
30.01
1.5
(40)
Владимир Святославич. Крещение Руси. (осуществление сравнения по заданным критериям)
1
Занятие-исследование
4.02
1.6
(41)
Расцвет Древнерусского государстве при Ярославе Мудром. (Оценка результатов собственной деятельности)
1
+
6.02
1.7
(42)
Рождение феодального общества у восточных славян. (самостоятельное ориентирование в новом учебном материале)
1
+
11.02
1.8
(43)
Культура Древней Руси.
Быт, нравы Древней Руси. (формирование навыков смыслового чтения учебного текста)
1
+
13.02
44
Повторительно - обобщающий урок по теме: «Русь в IX- пер. пол. XII в.» (контроль и оценка результатов собственной деятельности)
1
+
18.02
Раздел 2. Русь во втор. пол. XII-XIII вв.
8
4
3
1
Политическая раздробленность на Руси.
2
2.1
(45)
Начало политической раздробленности Древнерусского государства. (установление причинно-следственных связей)
1
Занятие-игра «Экспертное бюро»
20.02
2.2
(46)
Главные полит. центры Руси. (выявление сходства и различия объектов)
1
+
25.02
Борьба Руси против внешних вторжений в XIII в.
3
2.3
(47)
Нашествие монголо-татар с Востока. (анализ результатов исследования)
1
+
Занятие-исследование
27.02
2.4
(48)
Борьба Руси с западными завоевателями. (выполнение творческого задания, не имеющего однозначного решения).
1
Творческая лаборатория
4.03
2.5
(49)
Невская битва. Ледовое побоище. (отстаивание своей точки зрения в процессе дискуссии)
Занятие-дискуссия
6.03
Русь в середине XIII- XIV вв.
3
2.6
(50)
Русь и Золотая Орда. Борьба русского народа против ордынского владычества. (нахождение в тексте информации, необходимой для решения учебной задачи)
1
+
11.03
2.7
(51)
Русь и Литва. (выделение существенной информации из текстов разных видов)
1
+
13.03
2.8
(52)
Культура русских земель в XII- XIII вв. (формирование навыков учебного сотрудничества)
1
Виртуальная экскурсия
18.03
53
Повторительно - обобщающий урок по теме: «Русь в XII-XIV вв.» (применение схемы для получения информации)
1
+
20.03
Раздел 3. Образование единого русского государства.
8
6
1
1
Объединение русских земель. Москва - центр объединения русских земель.
5
3.1
(54)
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. (нахождение и формулирование учебной проблемы)
1
Занятие-исследование
1.04
3.2
(55)
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва, ее значение. (определение цели и функций участников учебного действия)
1
+
3.04
3.3
(56)
Московское княжество в конце XIV- сер. XV в. (формирование целевых установок учебной деятельности)
1
+
8.04
3.4
(57)
Соседи Московского княжества в конце XIV- сер. XV в. (построение логической цепочки рассуждения)
1
+
10.04
3.5
(58)
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. (овладение общим приёмом решения учебных задач)
1
+
15.04
Становление централизованного государства и самодержавной власти.
2
3.6
(59)
Московское государство в конце XV- начале XVI в. (сопоставление характеристики объектов по нескольким признакам)
1
+
17.04
3.7
(60)
Церковь и государство в конце XV- начале XV в. (формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы).
1
+
22.04
61
Повторительно - обобщающий урок по теме: «Московское государство в XIV- XV в.» (формирование коммуникативного действия, направленного на систематизацию знаний по данной теме.
1
Деловая игра «Брейн-ринг»
+
24.04
Раздел 4. Московское государство в XVI в.
5
Правление Ивана IV.
3
4.1
(62)
Реформы царя и Избранной рады. (построение логической цепочки рассуждения)
1
+
6.05
4.2
(63)
Опричнина Ивана IV. (составление плана выполнения работы)
1
+
8.05
4.3
(64)
Внешняя политика IV. (применение таблицы для получения информации)
1
+
13.05
Культура XVI в.
2
4.4
(65)
Просвещение, УНТ, литература XVI в. (выделение существенной информации из текстов разных видов)
1
Творческая лаборатория
15.05
4.5
(66)
Архитектура, живопись XVI в. Культура и быт в XVI в. (критичное отношение к своему мнению)
1
+
Занятие-вернисаж
20.05
67
Повторительно - обобщающий урок по теме: «Московское государство в XVI в.» (точное и грамотное отстаивание своих мыслей)
1
+
22.05
68
Итоговый урок по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.» Общее и особенное в развитии средневековой Руси и европ. гос-в. (осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков)
1
+
27.05
69
Итоговый урок по курсу истории 6 класса. (осознание уровня и качества усвоения результата)
1
9.05
Содержание учебного курса:
Модуль 1. Раннее средневековье.
Западная Европа в раннее Средневековье
Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. образование и отличительные черты германских королевств. остготская Италия. франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. усиление королевской власти. организация управления государством. «Салическая правда». принятие франками христианства.
изменение в положении церкви в IV в. споры вокруг понимания христианства и формирование христианской ортодоксии. отцы церкви. ереси. формирование и состав христианского канона. структура иерархического духовенства. возникновение папства. жизнь средневекового монастыря.
франкское государство в VI-VIII вв. усиление власти майордомов. карл Мартелл и его бенефициальная реформа. войны Карла Великого. управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.
Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. норманны и Англия.
истоки средневековой культуры. церковь и культура. система образования. «Каролингское возрождение». Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы.
Византия и славянский мир
Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. территория и население. Константинополь - столица Византии и воплощение ее могущества. особенности императорской власти. расцвет Византийской империи при Юстиниане. судьба Византии в VII-ХI вв. взаимоотношения с Русью.
роль античного наследия в культуре Византии. возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. собор Святой Софии. византийская иконопись.
прародина и расселение славян. западные, восточные и южные славяне. складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. создание славянской письменности.
Арабский мир в VI- XI вв.
Условия жизни и занятия арабов. племенное устройство и верования. проповедь Мухаммада. победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран.
Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Быт и культура повседневной жизни.
Модуль 2. Расцвет средневековья
Феодальное общество
Складывание нового устройства общества. формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия.
Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Рыцарская культура.
Крестьяне и сеньоры. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.
Средневековый город
Упадок городской жизни в раннее средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Жизнь и быт горожан.
Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни горожан. Торговые пути. ярмарки. Возникновение банков.
Католическая церковь XI- XIII вв.
Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием.
Причины и начало Крестовых походов, их участники. Духовно- рыцарские ордена. Значение Крестовых походов.
Папство в зените могущества. Ереси ХI-ХIII вв. Инквизиция.
Разные судьбы государств
Начало объединение Франции. слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IХ Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия.
Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.
Новый этап борьбы империи и папства. Колонизация земель западных славян. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине ХIII-ХIVвв.
Культура Западной Европы в ХI- ХIII вв.
Возникновение университетов. Роль алхимии в астрологии и развитии научных знаний. Схоластика.
Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.
Модуль 3. «Осень средневековья»
Западная Европа в XIV- XV вв.
ухудшение жизни европейцев в ХIVв. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д Арк и перелом в ходе войны.
Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты.
Изменение в культуре Западной Европы XIV- XV вв. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.
Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв.
Польша в XIV- XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Гуситские войны и их значение.
Страны Балканского полуострова в XIV- XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи.
Модуль 4.Вдали от Европы
Культуры и государства Азии. Культуры и государства Африки и Америки.
Модуль 1. Русь Древняя.
Восточные славяне.
Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.
Русь в IX - начале XII вв.
Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.
Модуль 2. Русь во втор. пол. XII-XIII вв.
Политическая раздробленность на Руси.
Борьба Руси против внешних вторжений в XIII в.
Раздробление Древнерусского государства. Социально - экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. Великое княжество Литовское. Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский. Русь в середине XIII- XIV вв.
Модуль 3. Образование единого русского государства.
Объединение русских земель. Москва - центр объединения русских
Становление централизованного государства и самодержавной власти.
Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г.. Изменение в политическом строе и управлении. Местничество. Система кормлений. Вотчинное и церковное землевладение. Зарождение феодально-крепостнической системы. Церковь и государство.
Модуль 4. Московское государство в XVI в.
Правление Ивана IV.
Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война. Опричнина.
Культура XVI в.
Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII - начале XIII вв.
Монгольское завоевание и русская культура.
Формирование культуры Российского государства. Летописание. Московский Кремль. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Федоров.
Контрольно- измерительные материалы:
В соответствии со структурой курса представлены тесты трех типов: поурочные, тематические и итоговые. Поурочные тесты состоят из пяти заданий и предназначены для использования при изучении отдельных вопросов курса. Тематические включают десять заданий и позволяют проверить качество знаний учащихся по основным темам курса. Итоговые тесты, состоят из десяти заданий, предназначены для контроля по ключевым разделам истории Древнего мира.
Поурочные, тематические и итоговые тесты содержат задания различных видов: с альтернативными ответами, с несколькими вариантами выбора, на установление последовательности, на группировку информации, а также с открытыми вопросами (продолжите перечень, вставьте вместо пропусков и др.).
Тесты используются не только для контроля знаний и умений школьников, но и в качестве обучающих познавательных заданий, заданий для фронтальной работы, средств индивидуализации процесса обучения, заданий для самопроверки и самостоятельной работы учащихся.
Содержательная часть тестовых заданий предусматривает оценку уровня подготовки учащихся по основным линиям: историческое время, историческое пространство, историческое движение, а функциональная - проверку владения элементами сравнительного анализа (умение выявлять простейшие причинно-следственные связи между событиями, устанавливать их последовательность и длительность во времени).
Тестирование по темам рассчитано на 7-10 минут, итоговое на 30 минут.
Оценка итоговых тестовых заданий производиться в соответствии с критериями ЕГЭ:
75-80% правильных ответов - «5»
75-65% - «4»
65 -35% - «3»
менее 35% - «2»
Использующиеся пособия:
-
Максимов Ю.И. Тесты по истории Средних веков (к учебникам по истории Средних веков Федерального перечня). М. - Экзамен, 2014.
-
Андреевская Т. П. Тесты по истории России с древнейших времен до конца XVI века. М., 2005.