Урок-практикум по истории на тему РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проведение уроков-практикумов имеет большое познавательное, развивающее, воспитательное значение, поскольку самостоятельная работа на уроках содействует овладению необходимыми мыслительными операциями, развитию познавательных способностей личности, приобретению навыков различных видов деятельности, способствует более глубокому осмыслению исторических событий, явлений, процессов.


ИСТОРИЯ РОССИИ - 8 класс.


ТЕМА: «РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ»


УРОК-ПРАКТИКУМ


Учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская школа» Старооскольского городского округа Белгородской области Дубченко Т.А.


Цели: - дать характеристику России в конце 18 - начале 19 века;

- выделить особенности развития России на данном этапе;

- наметить перспективы развития России;

- воспитывать чувство любви и гордости за свою страну.

Оборудование: карта «Россия в начале 19 века», таблицы, схемы,

раздаточный материал, учебник.

Понятия: сословия, феодально-крепостническая система, самодержавие,

индустриальное общество, модернизация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2.Новый материал:

Вводное слово учителя:

Мы с вами начинаем изучение нового курса - истории России. История России 19 века насыщена очень важными событиями, которые повлияли на ее дальнейшее развитие, такими как: Отечественная война 1812 года, в результате которой Наполеон Бонапарт был изгнан с территории России, восстание декабристов, когда впервые в России дворяне подняли свой голос за нищий, невежественный русский народ, и одно из самых важных событий 19 века - отмена крепостного права. Чувство гордости возникает у нас за свою Родину.

Патриотизм заключается не только в том, чтобы защищать свою Родину, но и в том, чтобы хорошо знать историю своей страны.

Мы, сегодня с вами только вступаем в историю России 19 в.

Наша задача состоит в том, чтобы, используя карту, таблицы, раздаточный материал, текст учебника, охарактеризовать развитие России, выделить ее особенности и наметить перспективы ее развития.

Все свои выводы вы будете вносить в информационную таблицу, которая будет результатом вашей работы.

Информационная таблицаЧисленность населения увеличивается.

Низкая плотность - 8 чел. 1 версту.

Многонациональное. Национальные конфликты.

3.

Религия

Все основные мировые религии.

4.

Социальная структура общества

Деление на сословия

5.

Экономика

Сельское хозяйство - феодально-крепостническая система.

Мануфактурное производство.

6.

Политический строй

Самодержавная монархия.

1 этап. Работа с картой.

Какой вывод можно сделать? Отметьте положительные и отрицательные стороны наличия огромной территории у России.

2 этап. Характеристика населения.

Таблица «Рост населения России» -

Сер. 16в. - 6,5 млн. чел.

Конец 17в. - 10,5 млн. чел.

Начало 18в. - 15,5 млн. чел.

Конец 18в. - 37 млн. чел.

Начало 19в. - 44 млн. чел.

Учащиеся анализируют данные таблицы.

Учитель: В вашем учебнике содержится следующая информация, что только 3 млн. человек проживало в восточных районах страны за Уралом. О чем это свидетельствует?

Работа с раздаточным материалом «Национальный состав России»:

1. Основа - русские.

2. Юг и запад - украинцы и белорусы.

3. Прибалтика - эстонцы, латыши, литовцы, русские, немцы.

4. Север Европейской части России и Поволжье

- финно-угорские народы: мордва, мари;

- тюрские народы: татары, башкиры, чуваши и др.

5. Сибирь и Дальний Восток - татары, якуты, эвены, буряты, чукчи, эвенкийцы, юкагиры, нанайцы и др.

Учащиеся делают соответствующий вывод, который заносится в таблицу.

Учитель добавляет следующее, что сплотить народы разных национальностей сложно, ведь у каждого народа свои обычаи и традиции. Поэтому в России будут возникать национальные конфликты.

3 этап. Работа с материалом «Религиозный состав населения России»:

1. Государственная религия - православие - 87%.

2. Западные районы - католичество и протестантизм.

3. Тюркоязычные народы - ислам.

4. Калмыки и буряты - буддизм.

5. Евреи - иудаизм.

6. Мордва, мари и северные народы - языческие верования.

Учащиеся делают вывод, что народы России исповедовали все основные мировые религии, а это тоже создавало определенные трудности.

4 этап. Работа с таблицей «Социальная структура российского общества»:

Сословия. Количественное и процентное выражение.

1. Дворянство - 400 тыс. - 1%.

2. Духовенство - 215 тыс. - 1%.

3. Купечество - 350 тыс. - 1%.

4. Мещанство - 1 млн. - 4%.

5. Казачество - 1,5 млн. - 6%.

6. Крестьянство - 30 млн. - 90 %.

Учащиеся анализируют данные таблицы. Отвечают на вопросы учителя:

1. Что такое сословия?

2. Какие сословия называются привилегированными?

3. Вы увидели из данных таблицы, что крестьянство является самым многочисленным сословием в России? В каком положении находились крестьяне? Какое это имело значение для экономики страны?

5 этап. Работа с текстом учебника - стр. 4-5.

Отвечают на вопросы:

1. Какие виды производства развиваются в России?

2. Почему в России тормозится развитие промышленного производства?

3. Соотнесите уровень развития Европы и России. Вывод.

6 этап. Работа по схеме: «Органы власти России к началу 19в.»:

Учащиеся делают вывод по поставленному вопросу: Кому принадлежала вся полнота законодательной, распорядительной и судебной власти?

Политический строй России - самодержавная монархия.

Итоговый этап: Выделите те черты России, которые мешали ее дальнейшему развитию, исходя из заполненной информационной таблицы. Сопоставьте с процессами, происходящими в Европе?

РОССИЯ - самодержавная монархия

феодально-крепостническая система хозяйства.

ЕВРОПА - становление парламентаризма и демократии

промышленное хозяйство (индустриальное общество)

Проблемный вопрос: Каковы перспективы развития России, которые позволят ей догнать Европу по уровню ее развития?

Вывод: Россия встанет на путь модернизации, так как все стороны жизни страны: экономическая, политическая и общественная требовали преобразований, которые и будут осуществлены в России.

Закрепление: методика «Неоконченное предложение».

Домашнее задание: Сделайте прогноз: какие проблемы в первую очередь будут решаться в России.

Использование разнообразных нетрадиционных форм проведения уроков в процессе изучения исторического материала, развивает высокий уровень самостоятельности у учащихся, дает возможности для формирования критического мышления, развивает творческий потенциал, что способствует более глубокому изучению учебного материала и появлению интереса к предмету.


© 2010-2022