• Преподавателю
  • История
  • Способы формирования универсальных учебных действий в процессе работы с учебными материалами на уроках истории (5 класс)

Способы формирования универсальных учебных действий в процессе работы с учебными материалами на уроках истории (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Серова Т.В. МБОУ СОШ №6


Способы формирования универсальных учебных действий в процессе работы с учебными материалами на уроках истории (5 класс)

Разработка проблемы формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся обусловлена задачами современного общества. Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, побуждать расширять свой кругозор, чтобы стать не только хорошим исполнителем производственной задачи, но и творчески совершенствовать свой труд. Приоритетным направлением решения данной проблемы, на наш взгляд, является работа с учебными материалами: учебником и рабочей тетрадью. Работа с учебными пособиями является традиционной формой деятельности образовательного учреждения.

Анализ результатов работы с учебными материалами выявил:

- отсутствие системы в организации работы по формированию УУД с использованием учебника; рабочей тетради;

- несформированность у обучающихся умения самостоятельно проводить анализ текстового материала.

Учитывая результат анализа состояния деятельности по формированию УУД посредством учебных пособий, были замечены противоречия между требованиями Стандарта и реальной ситуацией. Анализ существующего противоречия выявил педагогическую проблему: целенаправленное использование работы с учебными материалами на выработку УУД.

Отсутствие педагогического опыта, инструментария работы в рамках ФГОС побудило меня заняться её изучением.

Цель работы: выбор и систематизация способов формирования УУД в процессе работы с учебными материалами на уроках истории (5 класс).

В соответствии с целью поставлены задачи:

1. Изучить виды УУД, теорию и практику использования способов формирования УУД в процессе работы с учебными материалами на уроках истории.

2. Разработать систему способов формирования УУД в процессе работы с учебными материалами на уроках истории (5 класс), апробировать, проанализировать полученные результаты.

Практическая значимость состоит в том, что стандартные КИМы государственной итоговой аттестации по истории содержат задания, требующие умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию, поэтому в своей практической деятельности учитель должен использовать способы работы с учебными материалами, как инструмент формирования УУД.

В настоящее время имеется значительная литература, посвящённая анализу школьного учебника и возможностей, которые открывает его использование в работе учителя.

Основные преимущества УУД:

- УУД обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- УУД создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

УУД обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

• Познавательные

- работа с информацией

- работа с учебными моделями

- использование знаково-символических средств, общих схем решения

- выполнение логических операций

- сравнения,

- анализа,

- обобщения,

- классификации,

- установления аналогий

- подведения под понятие

• Личностные

- самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самоуважение и самооценка)

- смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)

- морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков

• Регулятивные

- управление своей деятельностью

- контроль и коррекция

- инициативность и самостоятельность

• Коммуникативные

- речевая деятельность

- навыки сотрудничества

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и быть не может. Однако, перенос акцентов возможен. На уроках истории при изучении одних тем может уделяться большее внимание формированию одних видов УУД, в других - на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса истории должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех видов универсальных учебных действий.

Например, формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах, но изучение истории позволяет целенаправленно формировать такие УУД, как логические универсальные действия, действия нравственно-этического оценивания. В рамках уроков истории формируются и основные виды коммуникативных универсальных действий, в т.ч. речевых действий в ходе дискуссий, диспутов, деловых и ролевых игр, работы в малых группах и др.

Какие УУД можно формировать посредством предмета «история»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема - как сформировать эти умения?

Способы формирования УУД на уроке истории при работе с учебными пособиями

В ходе исследования мы попытались систематизировать способы формирования УУД, используемые в работе с учебными материалами на уроке истории в 5 классе.

Конструктор способов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)


УУД

Способы формирования УУД

Пример работы с учебным материалом

Личностные

- Анализ и оценка содержания исторических документов

- Оценка деятельности исторической личности

Задание «Актуальны ли моральные нормы учения Иисуса для современного человека?» Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек и на основании «Поучения Иисуса в Нагорной проповеди» [1, 270] выделяют моральные нормы, характерные для 1 века новой эры и сравнивают с сегодняшним днём, одновременно заполняя таблицу.

Регулятивные

- метод проектов

- приемы целеполагания

- приемы работы с текстом: создание алгоритмов действий

- Постановка вопросов по теме и выход на задачи

- Рассказ

- Беседа

Прием «Работа над понятием»

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 5 классе« «Ассирийская держава" (§ 18) Необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

Познавательные

-проблемная ситуация, дидактические игры

-Приемы технологии РКМ (развития критического мышления): подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

- Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете», «Понятийное колесо», «Рокировка» и др.

- Кластеры, логические цепочки

- Работа с текстовым, графическим материалом: составление вопросов к тексту, ответы на них; составление простого и сложного плана; составление сравнительных, хронологических таблиц; составление определения к термину

- Приемы проведения рефлексии

- Кроссворды

- Рассказ

Прием «Что рассказала карта?» Например, § 22, карта стр.106. Вставьте пропущенные слова:

  • Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________.

  • На севере протекает крупная река _______( Желтая река), а на юге - ______ (Голубая река).

  • Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.

  • На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.

Коммуникативные

- Проблемно-диалоговый и проектный методы

- Составление рассказа, описания

- Составь задание партнёру

- Конференция

- Ролевые игры

- Эссе

- Групповая работа по составлению кроссворда

- Отгадай, о ком говорим

- Синквейн, мозговой штурм

Ролевая игра. Образец задания. Представьте, что вы - журналист. Вам представилась возможность переместиться с помощью машины времени в прошлое и взять интервью у Александра Македонского. Составьте 10 вопросов, которые вы задали бы этой исторической личности. Не забудьте, что вопросы следует составлять и задавать с учетом образа жизни и событий того времени, когда правил царь.

Заключение


Подводя итог исследования, можно утверждать, что были выполнены поставленные задачи:

• Изучены виды УУД и способы их формирования на уроках истории в 5 классе;

• Разработан системный конструктор способов формирования различных видов УУД в процессе работы с учебными материалами на уроках истории в 5 классе.

Предстоит апробировать разработанный системный конструктор в урочной деятельности.

Таким образом, была достигнута цель работы: выбор и систематизация способов формирования УУД в процессе работы с учебными материалами на уроках истории (5 класс).

Эффективность применения способов работы с учебным материалом при формировании УУД очевидна.

Они дают возможность:

• эффективно использовать время, отведенное на реализацию основной общеобразовательной программы.

• применять в учебном процессе современные образовательные технологии системно-деятельностного типа.

• повысить эффективность формирования УУД.

© 2010-2022