Конспект урока по истории «Жизнь древних славян» (6 класс)

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса , он является вторым  в курсе «История России» и первым в разделе «Русь Древняя» Конспект урока представлен технологической картой. в которой отражены все этапы занятия. В ходе урока учащиеся знакомятся с местами расселения, занятиями, бытом славян, их религиозными верованиями и нравственной основой их жизни. Ученики развивают навыки работы с исторической картой, историческими источниками,  совершенствуют умения устанавливать причинно- следственные ...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План -конспект урока

«Жизнь древних славян»

  1. Гилицкая Татьяна Юрьевна

  2. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Репное Балашовского района Саратовской области».

  3. Учитель истории

  4. История

  5. 6 класс

  6. Урок «Жизнь и быт восточных славян» является вторым в курсе истории Отечества и первым в разделе «Русь Древняя»

  7. Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина "История России с древнейших времён до конца XVI века". Москва, "Просвещение", 2009год;

8.Дидактическая цель урока: Сформировать у учащихся представление о жизни и быте восточных славянах.

Задачи: 1) Познакомить учащихся с расселением восточных славян, их занятиями

2) Формировать умения работать с исторической картой, учебником, иллюстрациями

3) Развивать навыки исследовательской работы в группе с использованием исторического источника

4) Воспитывать уважение к историческому прошлому, учить формировать собственный взгляд на исторические события.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Структура урока:

1.Организационный этап, мотивация

2. Актуализация знаний по ранее изученному материалу

3.Постановка проблемного вопроса, формулирование темы урока

4. Изучение нового материала (поиск решения проблемы)

5.Динамическая пауза

6. Практическая работа ( по группам)

7. Рефлексия

8. Домашнее задание

План урока.

  1. Происхождение и расселение восточных славян

  2. Занятия славян:

а) земледелие и его типы;

б) охота, бортничество и др.,

  1. Особенности быта, нравы восточных славян.

Основные понятия: индоевропейцы, род, племя, племенной союз

Ожидаемые результаты:

В конце урока ученик должен знать время происхождения восточных славян и уметь показать на карте территорию их расселения.

Ученик должен знать основные занятия славян, называть типы земледелия ( подсечно -огневое, переложное), формулировать основные понятия.

Ученик должен уметь назвать особенности быта славян и рассказать о нравственной основе их жизни.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.Организационный этап, мотивация

Приветствует детей, позитивно настраивает их на урок.

Приветствуют учителя

Положительное отношение к уроку, выполнение моральных и этических требований

-

Сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний по ранее изученному материалу

1)Читает стихотворение и задаёт вопрос: О ком это стихотворение?

2) Учитель предлагает разгадать кроссворд по ранее изученному материалу. Какая пара готова, поднимает руку

1)Дети отвечают (о народе)





2)Самостоятельно выполняют задание, формулируют ответы

Проявление познавательной активности


Умения осознавать ответственность при работе, уважительное отношение к другому человеку







Умение применять понятийный аппарат

Высказывание своего мнения





Умение работать в паре, учебное сотрудничество

3. Проблемный вопрос, формулирование темы урока

Учитель предлагает зачитать ответы и выделенное слово

Что получилось?

Задает вопрос:

Кому будет посвящен наш урок? Предлагает сформулировать тему урока, дополняет и корректирует ответы детей (слайд 2)


Ученики отвечают и зачитывают слово «славяне»

Дети отвечают

Предлагают возможные варианты



Проявление познавательной активности

Умение самостоятельно высказать своё мнение

Сотрудничество между учителем и учащимися, умение выделять главное

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Сотрудничество учителя и учащихся

4.Изучение нового материала

1) Рассказ о возникновении славянских племен, местах их расселения (показ на карте) (слайд 3,4)

2) Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и текст учебника на с.8, найдите названия племён, подчеркните их, заполните таблицу «Происхождение названий племён»

3)Учитель предлагает заранее подготовленному ученику прочитать стихотворение

Чем могли заниматься славяне в таких местах? Почему?

Учитель дополняет ответы детей (слайд 5, 6)

Слушают рассказ, новые понятия заносят в «банк понятий», объясняют их





Учащиеся читают тексты вслух, находят названия племён, заполняют таблицу

Ученик читает стихотворение

Ученики отвечают на вопрос

Формирование целостного мировоззрения



















Формирование интереса к предмету

Умения соотносить общие исторические события и отдельные факты





Умения выявлять объяснять исторические факты

Умение определять понятия, работать с картой, сотрудничество учитель- ученик



Смысловое чтение, умение определять понятия, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации

Сотрудничество учителя и учащихся



Умение формулировать и аргументировать своё мнение

5. Самостоятельная работа ( с проверкой)

Найдите в тексте учебника, с.8 способы земледелия и расскажите о них, назовите орудия труда

Читают текст, выбирают информацию


Умение применять понятийный аппарат исторического знания

Смысловое чтение текста, умение определять понятия, классифицировать, делать выводы, создавать устный текст

6.Динамическая пауза(физминутка)

Учитель предлагает сменить вид деятельности, создает условия для снятия переутомления , выполнение упражнений (слайд 7)


Выполняют упражнения

Реализация на уроке установки на здоровый образ жизни



Умение выполнять действия по образцу, умения взаимодействовать в группе.


7.Практическая работа ( по группам)

Учитель контролирует и направляет выступления

( слайды 8-15)


Каждая группа выступает с заранее подготовленным сообщением ( о быте и нравах славян)

Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми

Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников

Сотрудничество учителя и учащихся, умение создавать устный текст, работать по плану, использовать речевые средства


  1. Рефлексия, итог урока

Предлагает каждой группе составить синквейн «Славяне» и зачитать (слайд 16). Подводит итог урока

Работают в группах

Формирование интереса к предмету


Умение анализировать, группировать обобщать, делать выводы. умение создавать письменный текст

  1. Домашнее задание

Прочитать п.1,с. 7-11, по желанию составить рассказ «Один день из жизни славянина»


Формирование ответственного отношения к учению

Умение применять понятийный аппарат исторического знания

Умение работать с учебной и внешкольной информацией, умение представить результат своей деятельности



© 2010-2022