Научно - исследовательский проект Дети войны

Проект посвящен всем детям, трудящимся в годы Великой Отечественной войны на просторах родной страны. «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в наших бабушках и дедушках стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает нашему поколению
Раздел История
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Байдулинская средняя общеобразовательная школа

МО «Тереньгульский район» Ульяновская область




Краеведческая конференция

Номинация «Великая Отечественная война»

Творческо - исследовательский проект

«Родная сторона»

(о нелегкой судьбе семьи Максимовой Веры Григорьевны)


Выполнил: Сергеев Юрий, 11 класс

Руководитель: Кочеткова Н.А,

учитель иностранного языка

2016 г

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

  1. Обзор литературы……….………………………………………..………..5

    1. Первый день войны …………………………………………………..5

    2. Разные судьбы детей ……………………..…………………………. 5

  1. Основная часть

    1. Население в первые месяцы войны……………………………….9

    2. Рацион питания и одежда……………..…………. …………….10

    3. Советская школа в годы войны……….………………………...10

2.4 День Победы ……………………………………………….....12

  1. Исследовательская часть (из жизни Максимовой Веры Григорьевны) ..12

Выводы………………………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………..16

Список литературы и ресурсов Интернета …………………………………..17

Приложение……………………………………………………………………..18

















Введение.

Проект посвящен всем детям, трудящимся в годы Великой Отечественной войны на просторах родной страны.

«Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в наших бабушках и дедушках стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие - все те качества, которых так не хватает нашему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность, многие говорят: «Время такое!». Понять и осознать нам, молодому поколению, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи, должен проект «Родная сторона».

Актуальность проекта в том, что, осмысливая те страшные годы войны, мы должны знать, какой ценой заплачено наше мирное детство.

Давно отгремели грохоты разрыва снарядов, свистящие пули, и уходит память о них, как уходят от нас ветераны. Все больше переосмысливается история, все меньше современные дети ценят подвиг далеких теперь для них предков. Их дедушки и бабушки в большинстве своём были во время войны детьми и мало что помнят, но даже и этого лишены многие наши современники. Лишены в силу своей черствости, нежелания знать историю своего рода, своей страны. Мы решили собрать хотя бы те крупицы памяти о войне, которые сохранились в памяти многих семей.

Рассказы, приведённые в данном проекте, порой скупые и лаконичные, порой литературно, поэтически переосмысленные - это наш, может быть, и не очень значительный, но все же важный вклад в дело сохранения памяти о войне.

Цель проекта: изучение повседневной жизни и быта детей в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза: образ жизни и поведение детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.

Задачи проекта:

  • собрать воспоминания о повседневной жизни и быте детей в годы Великой Отечественной войны;

  • выявить интересные факты из жизни детей, переживших трудные годы войны

  • получить документальный материал;

  • обобщить собранный материал и показать вклад детей в общую Победу через презентацию.

Объект исследования: семья Максимовой Веры Григорьевны, жительницы р.п.Тереньга, относящаяся к категории «Дети войны»

Методика исследования:

  • изучить материал о Великой Отечественной войне в книгах и в ресурсах Интернета

  • составить вопросы интервью

  • посещение респондентов, запись ответов на вопросы

  • обработка материала

  • создание презентации

Исследование производилось в ноябре 2016 года на квартире Максимовой Веры Григорьевны по адресу р. п. Тереньга, ул. Евстифеева, д. 34 в форме интервью по вопросам. Зафиксированы анкетные данные, ответы на плановые вопросы, ознакомлены с документами респондента.

    1. Обзор литературы

2.1 Первый день войны

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года все люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово - война.

Их детство прервалось 22 июня 1941 года. Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях - вот что стало уделом сотен тысяч детей. Ведь война не знает возраста. Перед страшным ликом её уничтожающей силы равны и стар, и млад. Но насколько трагичны потерянные годы! Годы, лишённые радости и смеха, наполненные страданиями, голодом, смертями самых близких людей. Война отобрала у мальчиков и девочек детство - настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Она в жестокой слепоте своей соединила несоединимое: дети и кровь, дети и смерть.

    1. Разные судьбы детей

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия - невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Дети оказывались в пекле страданий и невзгод и осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. В эти страшные годы каждый ребёнок совершил свой подвиг - несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Оказывается, и в десять лет можно перенести все ужасы пыток в гестаповском застенке и не выдать местонахождения партизанского отряда! Или спать после смены у токарного станка, чтобы сэкономить время на путь от дома к заводу!

Юные герои вместе с воинами Красной армии встали на борьбу с врагом. Сыны полка боролись за победу с оружием в руках. Многие дети, лишившись родных, искали тепла и участия у солдат. Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться - война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сдавались, нарушая инструкции. Сыны полков не просто жили при армии. Дети сыграли большую роль в борьбе с фашистскими оккупантами. Под видом беспризорников, музыкантов пробирались в расположение врага, добывая информацию. Немцы и предположить не могли, что эти маленькие оборванцы - разведчики. За годы Великой Отечественной войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями.

До какого-то момента дети войны были как все: смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и конфетные фантики), убегали на фронт, ведь передовая была совсем рядом. А потом они становились самыми тихими на земле детьми. Они разучились шалить, даже улыбаться и смеяться. Война отучила этих детей даже плакать. Вот что вспоминал один из узников концлагеря для детей: «От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь - расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика - плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашисты стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки - отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых…

Прошли годы…

Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, но их память всё ещё цепко хранит память военных лет. Конечно, государство по достоинству оценило труд детей в годы войны, наградив их орденами и медалями. Но им будет в двойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим! Ведь они многое помнят, многое могут рассказать. Должны рассказать! Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рушатся дома и горят детские кроватки. Они должны рассказать, чтобы детство больше никогда не называлось войной! А иначе найдется ли оправдание миру, если будет пролита хотя бы одна слезинка невинного ребенка? Слезинка эта не оправдает ни одну войну. Она всегда перевесит.

Всего одна слезинка...

Вот несколько историй, прочитанная нами при изучении литературы по данной теме: из воспоминаний Александрова Ивана

«Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зелёной травы, расстреливали. Это было весной…

Я видел, как ночью пошёл под откос немецкий эшелон, а утром фашисты положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз…

Я видел, как запрягали в брички людей с жёлтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же жёлтыми кругами на шее…

Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…

Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головёшках сожжённого дома, и только хвост у неё остался белый, а вся она была чёрная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист…». Вот таким запомнил своё детство Александров Иван.

А вот другие воспоминания Александры Даниловны Ануфриевой:

«Сейчас мне 88 лет. В годы войны было 14 лет. Я жила в Духовщинском районе, в деревне Овчинники. Наша деревня находилась в лесу. Когда пришли немцы, в деревне остались только старики, женщины и дети. Все мужчины, парни ушли в партизаны. Вот в этом и была вся беда. Фашисты боялись партизан, и все своё зло они вымещали на нас. Захватчики заняли все дома, мы жили в одной хате. Коров, кур, поросят забрали, их фашисты резали и ели, а мирное население питалось баландой. Враги заставляли нас работать. Бывало, косишь, а немец идет за тобой, тоже с косой. Не успеешь - он тебе ноги отрежет. А ещё заставляли стирать бельё, носить дрова, воду. Несёшь, а немец дрова раскидает, воду выльет и хохочет, хохочет. А заплакать нам нельзя было, убьют сразу.

В деревню часто приходили партизаны. Мирные жители собирали им одежду, еду. Узнав об этом, фашисты устраивали карательные операции. На кого полицай покажет, того и вешали. Полицаи были хуже немцев, доносили каждый день на кого-нибудь. Немцы не разбирались, сразу вешали. По всей деревне висели трупы… Да что рассказывать, настрадались мы. Но ведь и на фронте не легче было. У меня четыре брата воевали. Двое погибли, двое остались живы. Мы ведь все тогда патриотами были, было у людей развито чувство патриотизма. «За родину, за Сталина!» - шли люди в бой. Когда советские войска заняли Духовщину, всем стало ясно - войне конец. Фашисты зверствовали. Они согнали нас, мирных жителей, в сарай и подожгли. Ужас охватил всех нас, мы стали задыхаться от дыма. Немцы на мотоциклах, машинах удирали. А переводчик у них был русский, он и спас всех нас, открыл засов и выпустил всех. Мы плакали и смеялись от радости. Победа!!! Но какой ценой она досталась?...» Рассказывая все это, погружаясь в страшные воспоминания того, что долгое время они не могли не только смеяться и разговаривать, но и просто жить, разбередили душу Александры Даниловны и она с трудом удерживала слезы…

2.1 Население в первые месяцы войны.

Мужчины уходили на фронт, чтобы защитить женщин, стариков и детей. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. С первых дней войны дети и подростки с 9-ти лет вынуждены были работать рядом со взрослыми.

Пришедшие фашисты забирали у местного населения подушки, одеяла, одежду, и все отправляли в Германию. Отняли домашний скот, продукты питания. Враг шел к Москве, и жителей деревни: женщин и детей, погнали впереди для того, чтобы прикрыться ими, словно живым щитом.



2.2 Рацион питания и одежда.

Каждый ребенок - дитя войны знал не понаслышке, что такое голод. Обычно в военное время питались овощами, выращенными на своем огороде. Когда эти запасы заканчивались, женщины и дети шли на колхозное картофельное поле и вырывали из земли картошку, капусту, оставшуюся после осенней уборки урожая. Очистив от кожуры, картошку толкли, смешивали с небольшим количеством муки и воды и делали лепешки. Иногда добавляли лебеду, липовый цвет. Это был хлеб.

Спасали коровы, но многие из них были на подвязках, потому что кормить их было нечем.

Женщины, чтобы спасти детей кормили их мертвечиной: убитыми или падшими от голода лошадьми. Многим детям приходилось ходить по деревням и просить милостыню. Люди, чтобы чем-то заполнить желудок, пили много воды, от чего пухли.

Спасали грибы, ягоды, собранные в лесу, но за ними можно было идти только в дождливые дни, т.к. работали без выходных. За нарушение трудовой дисциплины можно было получить срок, при этом возраст не учитывался.

Изредка из сахарной свеклы делали пряники, которые по сладости, пожалуй, не уступают нынешним. Для всех детей войны в то время самым страшным являлся голод.

Результатом постоянного недоедания были эпидемии брюшного и сыпного тифа, нехватка мыла вела к эпидемиям чесотки. Повседневной одеждой являлись лапти и перешитая одежда из старых вещей.

2.3 Советская школа в годы войны.

Несмотря на то, что в стране шла война, забота о детях, их воспитании и обучении оставалась одной из главных задач. Учебный год начинался с 1 октября, когда заканчивались сельскохозяйственные работы. Многие учителя отправлялись на фронт, и поэтому окончившим школу подросткам предлагали работать учителями. Были учителя и из числа эвакуированных. При всех тяготах военных лет дети стремились к знаниям, заботились и помогали друг другу. В школах было холодно, дрова заготавливались учениками и учителями. Случалось, что дети в школе падали в голодный обморок.

Шел строгий учет посещаемости детей, старались сразу же выяснить причину пропусков занятий. Многие дети бросали учебу по причине нехватки обуви на всех членов семьи. Женщины военного времени ни при каких обстоятельствах не расставались с детьми, хотя им предлагали на некоторое время поместить их в детский дом.

В отсутствии бумаги писали между строк старых книг и газет. В качестве чернил использовали сажу и свеклу. Помещение освещали лучинами, иногда керосиновыми лампами.

Школы вели широкую общественно-полезную работу: это и просветительная работа среди населения, и труд школьников для оборонных нужд и в сельском хозяйстве, и сбор теплых вещей для бойцов Красной Армии. Вместе с родителями участвовали в сборе средств на строительство танков, самолетов.

«Работу считали помощью фронту, вкладом в Победу. В обязанности сельских школьников, начиная с самых младших возрастов, входили прополка посевов, сеноуборка, теребление льна и гороха, жатва, вывоз навоза, боронование, посадка и сбор картошки, сбор золы, лекарственных трав, колосьев, уход за лошадьми, пастушество и многое другое. В отчете обкома ВЛКСМ в декабре 1943 года отмечалось, что летом на полевых работах трудились 41355 учащихся, 148 школьных отрядов, в среднем на одного ученика было выработано более 30 трудодней. В городских школах действовали тимуровские команды, отряды и звенья по шефству над госпиталями, эвакуированными детьми, школьники помогали колхозам, подсобным хозяйствам, предприятиям».

Кроме школьных предметов, девочки изучали комбайны и медицинское дело, мальчики - трактора. Таким образом, шла оборонная и агротехническая подготовка школьников-старшеклассников.

2.4 День Победы.

Наступил долгожданный день Победы. Не было счастья большего, чем окончание войны. Все плакали. Но это были слезы радости, радости от того, что эта страшная война закончилась, что страна сумела одержать Победу. Это была общая победа: и тех, кто воевал с оружием в руках, и тех, кто трудился в тылу.

Предстояла мирная жизнь…

  1. Исследовательская часть проекта

Жизнь семьи Максимовой Веры Григорьевны до войны, во время ВОВ и после ВОВ.

Вере Григорьевне Максимовой 82 года, но как свежи воспоминания о тех далеких трудных испытаниях, которые выпали на долю их семьи на протяжении многих лет.

Ее родители, Григорий Павлович и Александра Ивановна, были в числе раскулаченных. Нажив имущество своим трудом, в одночасье потеряли все. Эти люди не боялись трудиться. А начиналась семейная жизнь с простого родительского благословения отца Крюченкова Ивана Дмитриевича, ведь раньше боялись родителям перечить. Таким образом, Александра Ивановна, мать Веры Григорьевны, была выдана замуж за нелюбимого, нищенствующего в то время, Григория, можно сказать, насильно. Отец был зажиточным, купил молодым дом у купца Морозова Федора Дмитриевича за 25 рублей. Дом находился в центре Тереньги, в данный момент там находится магазин стройматериалов. В доме было семь комнат, стоял он высоко, во дворе была столярная мастерская и каменная кладовая. Впоследствии кладовку Григорий Павлович продал в Райпо, где потом продавался керосин. В этом же дворе стоял еще один дом, где отец Веры Григорьевны торговал государственным пивом, которое привозили на лошадях из Ульяновска.

И вот наступил тот день, когда в дом вошла тройка: Детцова Вера, Тренина (имени она не помнит) и Карманов Евгений. Все они были неграмотными, расписаться и то не умели. В дом вошли шумной гурьбой, вели себя нагло, вызывающе… Всех, кто был в избе, не поглядев на малых деток, выгнали во двор, даже не разрешив одеться. Квашня с тестом и то помешала, полетела вдогонку за хозяевами. А деток было двое: Клава, 1915 года и Валентина, четырех лет от роду. Отца увезли в Новодевичье, туда же отправили еще 13 человек. Через некоторое время отец вернулся и забрал семью с собой. Родители Веры Григорьевне получили так называемый «свободный высел», а это значит, что можно было жить где угодно, но не в Тереньге. Таким образом, они оказались в Рыбной Слободе (Татария). Там, в политотделе, выделили комнату с дырявой крышей. Через такую крышу постоянно просачивалась вода. В 1934 году родилась Вера Григорьевна. Отец устроился столяром, но желание вернуться никогда не покидало его. Спустя много лет, им удалось вернуться, и на деньги, заработанные отцом, сумели купить дом на ул. Евстифеева, где до сих пор проживает Вера Григорьевна. На наш вопрос, почему вернулись, Вера Григорьевна сказала, что родители очень любили свою Родину и ни на минуту не сомневались, что им удастся вернуться сюда, хотя здесь их так жестоко изгнали. Отец продолжал слесарить, в учениках у него ходили Засоренков Михаил, Захаров Костя, Чернышев Михаил. Колупаев Саша, Елизаров Костя и много других. Своим трудом эта семья смогла выстоять, выжить и даже осуществить свою мечту: вернуться обратно, в родные до боли места. Поселились в доме матери, но там было 10 детей, и им необходимо было купить свой дом. Сначала это был дом в так называемом районе Тереньги - Цыганихе, потом на улице Евстифеева.

И лишь их младшая дочь, Вера, спустя много лет смогла добиться справедливости, и семья Максимовых была реабилитирована в 1996 году. По закону о реабилитации семье должен был вновь отойти тот дом, где они жили раньше, но, к сожаленью, дом не сохранился, и им была выплачена компенсация в денежной форме.

В годы ВОВ ее семье, как и всем в то жестокое время, пришлось очень туго. Несчастье, настигшее отца Веры Григорьевны, Григория Павловича, при работе на мебельной фабрике, где ему циркулярной пилой отрезало два пальца, большой и указательный, оказалось «счастьем» для его семьи: его не взяли на фронт. А в годы войны мужик в семье - это большая помощь. Отец устроился на работу в зернохранилище, которое находилось на улице Строителей, но зерна в доме почти не видели, т. к все отправляли на фронт. Дети учились в школе, уроки проходили в плохо отапливаемом помещении. Но спрос с детей был строгим, не делали поблажек. Вере Григорьевне учеба давалась с трудом, и в 8 классе ее оставили на второй год. Но желание учиться ни у кого не пропадало. После уроков ходили в поле, где после сбора урожая вновь перекапывали землю в надежде отыскать хоть какую-нибудь картофелину. Мама не работала, занималась детьми, и из принесенной полугнилой и полузамершей картошки готовила лепешки. Однажды, как вспоминает Вера Григорьевна, в 8 классе, наевшись таких лепешек, она пошла на экзамен и, взяв билет, потеряла сознание…

Очень часто детей со школы забирали для работы в зернохранилище, где учащиеся носили ведрами зерно для погрузки на машины; сеялки, веялки детки приводили в работу вручную.

На улице Евстифеева, дом 30 в годы войны находилось картофелехранилище, там находились военные склады, и учащихся привлекали для подготовки картофеля для различных нужд: для посадки резали картофель на семена или же отправляли на фронт. Солдатов распределяли по квартирам, в доме Максимовых проживало одновременно по несколько человек. Одежды в годы войны не хватало, обуви почти не было. В доме Веры Григорьевны до сих пор на чердаке хранятся военные сапоги, подаренные солдатами маме Веры Григорьевны. Эти сапоги использовались также и для похода в школу.

В 1954 году она закончила школу и поступила в Скугареевское ПТУ на техника. После окончания школы она работала на подстанции дежурным электриком. Часто работали на холоде, при работе на подстанции Вера Григорьевна сильно простыла, чем подорвала свое здоровье. Вскоре Вера Григорьевна уволилась с подстанции, т.к. молодую девушку чуть не убило током. Затем она работала в Росгосстрахе, потом в почтовом отделение почтальоном, далее работу сменила на почтового агента. Далее она устроилась в РайОНО, где в течении 10 лет работала в качестве кассира.

Была замужем официально два раза, но жизнь не удавалась. И лишь с Хазовым Анатолием Петровичем в гражданском браке прожила 30 лет до 2007 года, когда муж умер. Детей не было. С тех пор живет одна. Имеет удостоверение ветерана ВОВ и Дитя войны, но пособие не получает, т.к. Вера Григорьевна - инвалид 2 группы и получает пенсию по инвалидности.

При беседе с Верой Григорьевной мы с легкостью выяснили все факты проживания в то время, удивляясь памяти этой женщины: настолько ясно все в ее памяти, даже фамилии и имена многих фигурантов того времени.













Выводы

Сегодня Великая Отечественная война - это часть нашей истории. Через исследовательскую работу мы поняли, что в годы войны каждый ребёнок совершил свой подвиг. В то тяжёлое для страны время они не озлобились, не ожесточились, а напротив, рано повзрослели, стали активными, надёжными помощниками и защитниками женщин и стариков в тылу, во время войны. После войны внесли лепту в восстановление и нового строительства на всей огромной территории нашей страны.

Подвиг детей войны неоценим, и никакой мерой не измерить то, что они преодолели. Их, как и ветеранов Великой Отечественной войны, с каждым годом становится все меньше. И если они не передадут нам эстафету памяти, не успеют рассказать настоящие, живые истории своих жизней, мы можем упустить что-то очень важное…

Заключение

Ценность данного проекта состоит в том, что была проведена большая работа с различного вида источниками. Это позволяет не только узнать много нового и интересного, способствует формированию навыков работы с историческими источниками

Исследовательская работа имеет важное воспитательное значение: еще больше приобщает к истории своего родного края, поэтому это не позволит равнодушно относиться к теме, а значит, запомнится надолго и сохранит память о подвигах наших земляков. А сохранение памяти и есть смысл истории.

Данную работу можно использовать при изучении тем «Тереньгульский район в годы Великой Отечественной войны», «Национальные герои».

Рекомендуется использовать материал при организации школьных музеев.



Список литературы и ресурсов Интернета

  1. histori.tver.ru/

  2. dv2845.ru/

  3. marimedia.ru/news/society/item/30539/

  4. nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/04/07/issledovatelskiy-proektdeti-voyny

  1. dksharm.ru/proekty/proekt-my-pomnim/aleshina-irina-uchenica-11klassa-a-mbou-sosh-37-goroda-smolenska/

  2. nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/01/19/issledovatelskiy-proekt-sled-voyny-v-istorii-semi



© 2010-2022