Рабочая программа учебного предмета «История» для 6 класса на основе ФГОС

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6. Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Д/З





Дата

Цель темы раздела: Сформировать представление о истории России - части всемирной истории

Формируемые УУД:

(П): умение давать определение понятий: исторический источник, использует прием ознакомительного чтения;

(М): умение ставить цель

(Л): умение работать в группе, сотрудничать с учителем и сверстниками

1.

Введение:

ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ

1

Урок открытия нового знания

История России - часть всемирной истории.

История региона - часть истории России.

Факторы самобытности российской истории.

Исторические источники по истории нашей Родины.

Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников, о роли природы в жизни общества. Характеризовать источники по российской истории. Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России.



Текущий

Атлас (знакомство);

тетрадь -экз, (знакомство);

электронное приложение

С.4-6



Цель темы раздела: Сформировать представление о Древней Руси в VIII - первой половинеXII В.

(П):формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося

(М):умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы

(Л):формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям

Россия с древнейших времён до конца XVI века 2 часа в неделю

2.

Раздел 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В VIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII В.

Восточные славяне

1

Урок открытия нового знания

Расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство

Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.

Текущий

Атлас (знакомство);

тетрадь -экз, (знакомство);

электронное приложение

§1

Соседи восточных славян

1

Урок общеметодологической направленности

Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.

Объяснять смысл понятий: князь, дружина, государство, полюдье.

Текущий

тетрадь -экз;

электронное приложение

§2

Формирование Древнерусского государства

1

Урок общеметодологической направленности

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Характер древнерусской державы: князь, дружина, полюдье, вече.

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.

Текущий

тетрадь -экз;

электронное приложение

§3

Первые киевские князья

1

Урок общеметодологической направленности

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основе текста учебника и отрывков из «Повести временных лет».

Текущий

тетрадь -экз;

электронное приложение

§4

Владимир Святославич. Принятие христианства.

1

Урок общеметодологической направленности

Принятие христианства на Руси: причины и обстоятельства. Владимир Святославич. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и основных его постулатах. Составлять характеристику Владимира Святославича. Давать оценку значения принятия христианства на Руси.

Текущий

тетрадь -экз;

электронное приложение

§5

Древнерусское государство в X-XI вв. Ярослав Мудрый.

1

Урок общеметодологической направленности

Русская Правда. Половецкая угроз и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве.

Управление государством при Ярославе Мудром. Земельные отношения. Формирование древнерусской народности.

Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце X - первой трети XII в.приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Составлять характеристику Владимира Мономаха.

Характеризовать социально-экономический и политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром.

Текущий

тетрадь -экз;

электронное приложение

§6, с. 18-21

Социально-экономический и политический строй Древней Руси.

1

Урок общеметодологической направленности

Основные слои древнерусского населения. Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли.

Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды и «Устава» Владимира Мономаха

Текущий

тетрадь -экз;

электронное приложение

§7

Культура и быт Древней Руси

2

Урок общеметодологической направленности

Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начло летописания. Нестор.просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись. Прикладное искусство. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др. характеризовать развитие устного народного творчества, литературы, живописи и др. Рассказывать о быте и нравах Древней Руси.

Текущий

тетрадь -экз;

электронное приложение

§8

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь в VIII - первой половине XII в.»

1

Урок рефлексии

Контроль знаний по теме 1

Выполнение тестовых заданий в ТТ, защита проектов.

Итоговый

тетрадь -экз;

§1-8

Цель темы раздела: Сформировать представление о периоде Руси в 30-е гг. XII-XIII в

(П):приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

(М):умение строить логическое рассуждение, умозаключение

(Л):формирование целостного мировоззрения

3.

Раздел 2. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ В 30-Е ГГ. XII-XII в

Раздробление Древнерусского государства

1

Урок открытие нового знания

Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробленности Древнерусского государства.

Объяснять смысл понятия «политическая раздробленность». Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности.

Текущий

тетрадь -экз;

электронное приложение

§9

Главные политические центры Руси

1

Урок общеметодологической направленности

Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, экономического и социально-политического развития.

Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.

Текущий

тетрадь -экз;

электронное приложение

§10

Нашествие с Востока.

1

Урок общеметодологической направленности

Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. ЕвпатийКоловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

Текущий

тетрадь -экз;

электронное приложение

§11

Отражение удара с Запада.

1

Урок общеметодологической направленности

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище. Составлять характеристику Александра Невского.

Текущий

тетрадь -экз;

электронное приложение

§12

Русь и Орда.

1

Урок общеметодологической направленности

Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. Рассказывать о борьбе русского народа против завоевателей.

Текущий

тетрадь -экз;

электронное приложение

§13

Русь и Литва.

1

Урок общеметодологической направленности

Формирование Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Характеризовать особенности развития Великого княжества Литовского. Показывать на карте русские территории, отошедшие к Литве.

Текущий

тетрадь -экз;

электронное приложение

§14

Культура Руси в XII-XIII вв.

2

Урок общеметодологической направленности

Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Накопление научных знаний. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Рассказывать о развитии культуры русских земель. Объяснять особенности развития просвещения, научных знаний, литературы и др. описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи. Характеризовать идею единства Русской земли (по «Слову о полку Игореве»)

Текущий

тетрадь -экз;

электронное приложение к учебнику

§15, подготовиться к промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация

1

Урок рефлексии

Обобщающий урок

Умение работать в группе и индивидуально

Итоговый

§15

Цель темы раздела: Сформировать представление о Московской Руси в XIV - XV вв.

(П):способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

(М):устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы

(Л):формирование нравственных чувств и нравственного поведения

4.

Раздел 3.МОСКОВСКАЯ РУСЬ В XIV - XV вв

Усиление Московского княжества.

1

Урок открытия нового знания

Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси на рубеже XIII-XIV вв. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь.

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры объединения русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и последствия объединения русских земель вокруг Москвы. Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты.

Текущий

электронное приложение к учебнику

§16

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

1

Урок общеметодологической направленности

Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой накануне Куликовской битвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Рассказывать о Куликовской битве на основе текста учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.

Текущий

электронное приложение к учебнику

§17

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XVв

1

Урок общеметодологической направленности

Василий I. Московская усобица второй четверти XV в., ее значение для объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Объяснять причины и последствия феодальной войны. Характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой.

Текущий

электронное приложение к учебнику

§18

Создание единого русского государства.

1

Урок общеметодологической направленности

Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.

Объяснять смысл понятия «централизованное государство». Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Объяснять значение создания единого Русского государства. Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Составлять характеристику Ивана III.

Текущий

электронное приложение к учебнику

§19

Московское государство в конце XV - начале XVI в.

1

Урок общеметодологической направленности

Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 года. Ограничение свободы крестьян. Структура русского средневекового общества. Зарождение феодально-крепостнической системы. Становление русской автокефальной церкви.

Объяснять суть изменений в политическом строе при Иване III. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 года и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян. Раскрывать роль Православной церкви в становлении и развитии российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять смысл понятий: ересь, «Москва - Третий Рим». Приводить оценку роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси.

Текущий

электронное приложение к учебнику

§20

Русская культура в XIV - XV вв.

1

Урок общеметодологической направленности

Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV - начале XVI в. культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Отражение в литературе политических тенденций. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси в XIV - начале XVI в. проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Описывать памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений. Участвовать в оформлении альбома, посвященного памятникам культуры изучаемого периода.

Текущий

электронное приложение к учебнику

§21

Повторительно-обобщающий урок по теме «Московская Русь в XIV - XVвв»

1

Урок рефлексии

Решение исторических задач, тестовых заданий.

Сообщения учащихся по теме.

Итоговый

§16-21

Цель темы раздела: Охарактеризовать московское государство в XVI в.

(П):умение работать с разными источниками информациями

(М):Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

(Л):освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека

5.

Раздел 4. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI в.

Начало правления Ивана IV.

1

Урок открытия нового знания

Боярское правление. Иван IV: психологический портрет. Венчание на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. Цели и значение реформ 1550-х гг.

Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в началеXVI в. Объяснять смысл понятий: приказ, Земский собор, стрелецкое войско, заповедные лета. Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг. Изучать исторические документы и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти.

Текущий

электронное приложение к учебнику

§22

Внешняя политика Ивана IV.

1

Урок общеметодологической направленности

Внешнеполитические успехи России в 1550-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Поход Ермака. Присоединение Западной Сибири. Расширение территории государства и его многонациональный характер.

Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства. Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака и др.

Текущий

электронное приложение к учебнику

§23

Опричнина и итоги правления Ивана IV Грозного.

1

Урок общеметодологической направленности

Обострение внутриполитической борьбы в начале 1560-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики. Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны. Дальнейшее закрепощение крестьян.

Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Объяснять значение учреждения патриаршества. Составлять характеристику Ивана IV Грозного. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного. Систематизировать материал об основных процессах социально-экономического и политического развития страны в XVI в. (закрепощение крестьян, укрепление самодержавия и др.).

Текущий

электронное приложение к учебнику

§24

Культура в XVI в.

1

Урок общеметодологической направленности

Особенности российской культуры XVI в. устное народное творчество. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести, жития. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий.

Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем их назначение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси XVI в. Осуществлять поиск информации для сообщений о памятниках культуры XVI в. и их создателях.

Текущий

электронное приложение к учебнику

§25

Быт в XV - XVIвв

1

Урок общеметодологической направленности

Города. Русская изба. Одежда. Еда. Домострой.

Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в., используя информацию из источников (отрывки из Домостроя, изобразительные материалы и др.).

Текущий

электронное приложение к учебнику

§26

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русское государствов XVI вв»

1

Урок рефлексии

Контроль знаний учащихся по главе 4.

Сообщения учащихся.

Итоговый

электронное приложение к учебнику

§22-26

Итоговое повторение по курсу «История. Россия с древнейших времен до конца XVI века»

1

Урок рефлексии

Итоговое повторение по курсу 6 класса

Итоговый

§1-26

Контрольная работа по курсу «История. Россия с древнейших времен до конца XVI века»

1

Урок рефлексии

Итоговая работа по курсу

Итоговый

Тетрадь - экзаменатор

§1-26



© 2010-2022