- Преподавателю
- История
- Разработка урока по истории России на тему Первая российская революция 1905-1907 гг
Разработка урока по истории России на тему Первая российская революция 1905-1907 гг
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ишбердина Д.Р. |
Дата | 06.05.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Первая российская революция 1905-1907 годов.
Цели урока: Подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905-1907 гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить её значение для дальнейшего развития страны.
Задачи урока
Образовательная: Сформировать представление о том, что причины первой русской революции вытекают из особенностей социально - экономического и политического развития России в начале ХХ века; углубить знания о развитии революционного движения в России; показать какие изменения произошли в стране в ходе революции в политической и социально-экономической сферах.
Развивающая:
-
Развитие умений сравнивать два потока в революции - либеральный и радикально-революционный; графически изображать ход революции; анализировать и оценивать исторические документы.
-
Развивать логическое мышление, речь учащихся, память.
-
Уметь обосновывать свою точку зрения;
Воспитательная: Формировать неравнодушное уважительное отношение к определённым этапам отечественной истории, патриотизма и гражданственности; воспитывать чувство товарищества, умение работать в малой группе, выслушивать мнение других. Повысить интерес к общественным наукам.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы:
-
репродуктивный
-
частично-поисковый
-
объяснительно-иллюстрационный
Приёмы работы:
-
словесные (беседа, рассказ, объяснение);
-
наглядные (работа с дидактическим материалом);
-
практические (самостоятельная работа)
Формы организации учебной деятельности:
-
фронтальная
-
парная
-
индивидуальная
Основные понятия: «полицейский (зубатовский) социализм»; стачка; Совет; революция; движущие силы революции; два пути революции; ход революции; «думская монархия».
Оборудование урока:
-
Учебник: Загладин Н.В., Н.А. Симония «История России и мира в ХХ - начале ХХI века», 11 класс.
-
Учебное пособие: Хрестоматия по истории России, А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др.
-
дидактический материал.
Ход урока
I. Организационный момент
-
Приветствие;
-
Готовность к уроку.
-
Введение.Тема сегодняшнего урока о событиях более чем столетней давности. Но я хочу начать нашу работу с вопроса о жизни современного российского общества.
- Что вы знаете о выборах на территории РФ, которые состоятся 18 сентября 2016 года? ( Выборы депутатов в Государственную Думу РФ VII созыва)
- Что такое Государственная Дума? (Законодательный орган государственной власти РФ, нижняя палата парламента РФ - Федеральное собрание)
- кто имеет право участвовать на выборах? (все граждане РФ, кроме признанных судом недееспособными и тех, кто находится в местах лишения свободы по приговору суда; т.е. пользуясь избирательным правом вся активная часть общества участвует в управлении государством через своих избранников, влияет на принятие новых законов, в чем проявляется деятельность гражданского общества)
- Как вы думаете, с какого времени начинает свой отсчет российский парламентаризм? Когда россияне впервые получили гражданские права и свободы, избирательное право? (это произошло чуть более ста лет назад, в результате первой российской революции)
II. Подготовка к восприятию нового учебного материала
-
Объявление темы урока «Первая российская революция 1905-1907 гг.»
-
Цель учебного занятия: сегодня нам предстоит изучить и проанализировать события 1905 - 1907 годов в России; раскрыть характер и итоги революции, определить ее значение для дальнейшего развития страны.
-
Словарная работа: революция, абсолютная монархия, конституционная монархия
III. Изучение нового материала
План:
-
Причины и начало первой русской революции.
-
Два пути революции.
-
Основные события
-
Два Манифеста
-
Итоги революции 1905-1907 гг.
-
Причины первой русской революции вытекают из особенностей социально-экономического и политического развития России в начале ХХ века.
? Изучите информацию карточки №1 и ответьте на следующие вопросы:
- кто выступал с критикой политики власти?
- какие требования предъявляли крестьяне? (экономические)
- какие требования предъявляли рабочие (экономические и политические) - недовольство политикой самодержавия
(Рост недовольства связан с ухудшающимся положением в экономике, как последствие мирового экономического кризиса начала ХХ века)
- какая была неудача во внешней политике? (проигрыш в русско-японской войне)
- Поводом к началу революции послужило «Кровавое воскресенье». Что вы знаете об этом событии? (9 января 1905 г)?
Рассказ учителя о «полицейском социализме» (чиновник Департамента полиции Российской империи Зубатов), о роли священника Г.Гапона в рабочем движении Петербурга и событиях 9 января.
(деятельность революционных организаций)
Используя дидактические материалы [карточка 2] учащиеся формулируют эти причины и кратко записывают их в тетради:
-
недовольство политикой самодержавия;
-
последствия мирового экономического кризиса 1900-1903гг.;
-
поражение в войне с Японией 1904-1905 гг.;
-
деятельность революционных организаций.
2.Два пути революции.
Кроме сил рабочих и крестьян революционную силу составляли и представители мелкой буржуазии, страдающей от бесправия в своей предпринимательской деятельности, но в отличие от крестьян и рабочих они придерживались либеральных взглядов (?)
Таким образом, в первой российской революции можно выделить два потока:
Первый поток - либерально-земское движение, которое было ориентировано на путь мирных эволюционных реформ в сторону конституционного реформирования страны.
Второй поток - радикально революционный, включавший в себя разнообразные формы социального протеста от крестьян до рабочих, которые были представлены различными политическими организациями (эсерами, социал-демократами, анархистами и др.).
Учащиеся составляют в тетради таблицу №1
Два пути революции Таблица № 1
3.Ход революции (работа в группах).
А)Основные события
Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника и дидактическим материалом [карточка №2, документ №1, 2; задания 1-3, рисунок 1] для изучения хода революции.
Задание 1.
Изучите ход революции 1905-1907 гг. (учебник стр.62-63). Укажите наиболее значимые события. (Рисунок 1)
Рисунок 1
Объясните, почему именно эти события вы рассматриваете как важные.
Б) Два Манифеста
Задание 2.
Прочтите документ «Манифест 17 октября 1905 г.». Задание по документу:
- о чем этот документ?
- его значение для дальнейшего развития событий в стране
- почему император решился провозгласить его?
- своевременность принятия, характер и глубина предложенных мер, влияние на настроения в обществе.
- Какие изменения в политической жизни страны предусматривались Манифестом от 17 октября 1905 года?
(гражданские свободы населению - неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собрания и советов; общее избирательное право, формирование законодательного органа государственной власти Государственной Думы; после провозглашения Манифеста либеральная часть революционных сил отмечала победу и начала отходить от революции)
! Очень большое значение имеет этот Манифест, его можно приравнять к Конституции. На основании положений у российского народа возникло избирательное право, право участвовать в управлении государством, возможность формирования гражданского общества и развитие России по пути конституционной монархии
Задание 3.
Прочтите документ «Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года»
- Какие положения были установлены этим документом в порядке организации выборов? (многоступенчатые выборы; рост количества лиц, лишенных избирательного права)
- Новое положение о выборах улучшили или ухудшили права населения? (ухудшили).
Изданием нового закона о выборах Николай II нарушил Манифест от 17 октября 1905 года, который считается главной победой в ходе революции. Поэтому дата 3 июня 1905 года является датой завершения революции, ее поражения. Новым законом была установлена «Третьеиюньская монархия»(более подробно ее черты рассмотрим на следующем уроке)
4.Итоги и последствия революции 1905-1907 гг.
Обсуждение вопросов по теме:
- какие изменения произошли в политической сфере?
- какие изменения произошли в социальной сфере?
- какие изменения произошли в экономической сфере?
В тетради заполняют таблицу:
Итоги и последствия революции 1905-1907 гг. Таблица № 2Введение рабочего законодательства
Начало аграрных реформ П.А.Столыпина.
Отмена выкупных платежей.
Подведем итоги: причины революции, два пути революции, наиболее важные события, два Манифеста НиколаяII, результаты революции.
IV. Закрепление нового материала
Вопрос для обсуждения: Согласны ли вы с утверждением, что революция 1905-1907 гг. потерпела поражение? Аргументируйте свой ответ.
Учитель обобщает, что главные проблемы российской действительности не получили своего решения, что сохраняло основу для грядущих революционных выступлений в дальнейшем.
Общая позиция: в целом революция не была завершена, но ее последствия были очень важными для дальнейшего развития страны.
В ходе реформ последнего десятилетия ХХ века пригодился опыт парламентской деятельности начала ХХ века.
V. Подведение итогов занятия