• Преподавателю
  • История
  • Задания базового уровня при подготовке к ЕГЭ. Тема Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе

Задания базового уровня при подготовке к ЕГЭ. Тема Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема 1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.


1. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями)

и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой

позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ


А) формирование системы налогооблажения

Б) становление профессиональных вооружённых сил

В) формирование и развитие законодательства Древнерусского государства

Г) образование Древнерусского государства

1) деление дружины на старшую и младшую

2) призвание варягов

3) принятие «Русской правды»

4) сбор с общин платы (дани)

5) сохранение «кровной мести»

6) наличие местничества



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквамиОтвет:



2. Что из перечисленного относится к занятиям восточных славян? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


1) подсечное земледелие

2) использование сыродутных горнов для выплавки железа

3) паровая система с трёхпольным севооборотом

4) возведение каменных зданий из розового кирпича - плинфы.

5) выплавка в кузнецах особого вида стали - булат

6) паровая система с двухпольным севооборотом


3. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

1) захват Киева

2) 862г.

3) Олег

4) Ольга

5) поход на Царьград

6) 957 г.

7) начало правления

8) 882 г.

9) Рюрик

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


4. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) призвание Рюрика на княжение в Новгород

2) объединение Киева и Новгорода под властью единого князя

3) «изгнание варягов за моря»


5. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции

первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


СОБЫТИЯ ГОДЫ

А) восстание древлян

Б) второй поход Игоря на Константинополь

В) договор Руси с Византией

Г) поход Олега на Константинополь


1) 988 г.

2) 907 г.

3) 911 г.

4) 944 г.

5) 912 г.

6) 945 г.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.








6. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к категории зависимых людей XI в.

1) челядь; 2) закупы; 3) рядовичи; 4) люди; 5) изгои; 6)холопы.


Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другой

категории населения.


7. Запишите термин, о котором идёт речь.

Княжеский объезд подвластных земель, с целью сбора дани.

Ответ: ___________________________.


8. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий:

к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из

второго столбца.

СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ

А) Поход на хазар и вятичей

Б) Сбор полюдья с древлян.

В) Объединение двух политических центров: Новгорода и Киева.

Г) Установление в Древней Руси новой системы сбора дани.


1) княгиня Ольга

2) Рюрик

3) Святослав

4) Синеус

5) Игорь

6) Олег


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.



9. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов: "Не губи города,

дадим тебе дани какой захочешь". …

И приказал …..дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей.

И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли….. же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу со словами: "Платите мне дань".

И сказали греки: "Что хочешь, дадим тебе".

Итак, царь Леон и Александр заключили мир, обязались уплачивать

дань и ходили ко взаимной присяге: сами целовали крест, а … с мужами его водили к клятве по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, их богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал "Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные",- и было так!

И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошли от Царьграда.

Б) В год 6449 (941)…. И послали болгары весть царю, что идут русские на Царьград: десять тысяч кораблей. И пришли, и подплыmи,

и стали воевать страну Вифинскую, и попленили землю по Понтийскому

морю до Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидийскую

попленили, и Суд весь пожгли. < ... >

…, корсунцы послали к Роману со словами: "Вот идут русские, без числа кораблей их, покрыли море корабли". Также и болгары послали весть, говори: "Идут русские и наняли с собой печенегов". Услышав об этом, царь прислал к … лучших бояр с мольбою, говоря: "Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани". Также и к печенегам послал паволоки и много золота. …: же, дойдя до Дуная, созвал дружину, и стал с нею держать совет, и поведал ей речь цареву. Сказала: же дружина: "Если так говорит царь, то чего нам еще нужно, - не бывшись, взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто - кому одолеть: нам ли, им ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть".

И послушал их … и повелел печенегам воевать Болгарскую землю, а сам, взяв у греков золото и паволоки на всех воинов, возвратился назад и пришел к Киеву восвояси. < ... >

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный договор был подписан в Константинополе Олегом.

2) По условиям договора русские согласились не ходить на Константинополь, а взять дань и заключить новый торговый договор.

3) Данный договор был подписан в Константинополе Игорем.

4) Договор с Византией Игорь заключил в ходе второго похода на Константинополь.

5) Данный договор был подписан по результатам третьего военного похода русской дружины.

6) По данному договору Русь получила право беспошлинной торговли и право гостям жить в монастыре, получать бесплатное продовольствие и починку кораблей.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

10. Прочтите отрывок из сочинения историка и ответьте на вопрос.

«... Князь Игорь был убит в одном из походов на древлян за повторной данью. Последовала жестокая месть древлянам со стороны его жены Ольги. Печальный опыт заставил Ольгу упорядочить получаемые от союзных племен дань и их повинности».

Как называлась новая форма сбора дани, установленная княгиней Ольгой?

Ответ: ___________________________.


11. Прочтите отрывок из «Книги путей и стран» арабского путешественника, Ибн Хаукаля

< ... > И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их

в городе, называемом Куйаба и он больше Булгара. И группа самая высшая

(главная) из них, называют ее ас-Славийа, и царь их в городе Салау.(Третья)

группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и района eгo. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужеземцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются и по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою.

И вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово (свинец?) и некоторое число рабов. Русы - народ, сжигающий своих мертвых < ... >

Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань. И булгары внутренние христиане и мусульмане.


Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три

верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


1) Описанные в работе события, относятся к X в.

2) Новгородский старейшина Гостомысл передал свои властные полномочия варягам.

3) Исторический факт, изложенный в отрывке из «Книги путей и стран», может служить аргументом, доказывающим наличие предпосылок образования государства на территории проживания восточных славян.

4) Правивший в то время в Киеве князь Кий поддерживает действия Рюрика.

5) Используя приведённый исторический факт, можно доказывать точку зрения о том, что создание Древнерусского государства - это закономерный исторический процесс.

6) На территории проживания племенных союзов восточных славян складывается три протогосударственнных образования.



12. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими

характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Слово о полку Игореве»

Б) Церковь Покрова Богородицы (Десятинная)

В) Остромирово «Евангелие»

Г) Софийский собор в Киеве.







1) Заложена князем Владимиром

2) Древнейшая русская рукопись, создана по заказу новгородского купца Остромира.

3) Автор произведения - Нестор

4) Строительство разворачивается при Ярославе Мудром.

5) Произведение является автобиографией.

6) Храм построен в шатровом стиле.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Ответ:



13. Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются

верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


Задания базового уровня при подготовке к ЕГЭ. Тема Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.


1) Скульптура была создана в ходе проведения религиозной реформы князем Владимиром и является изображением верховного божества Перуна.

2) В настоящее время скульптура находится в г. Санкт-Петербурге.

3) На скульптуре показаны орудия труда, которыми пользовались восточные славяне.

4) Скульптура является изображением четырёх языческих божеств и отражает представление о мире.

5) Скульптура является памятником языческого верования восточных славян.Ответ:

14. Какой из представленных ниже памятников, относится к тому же историческому времени, в которое была создана данная скульптура? В ответе запишите цифру, под которой указано это здание.

Задания базового уровня при подготовке к ЕГЭ. Тема Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.Задания базового уровня при подготовке к ЕГЭ. Тема Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.

1) 2)

Задания базового уровня при подготовке к ЕГЭ. Тема Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.Задания базового уровня при подготовке к ЕГЭ. Тема Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.

3) 4)Ответ:


Рассмотрите схему и выполните задания 15-18.


Задания базового уровня при подготовке к ЕГЭ. Тема Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.



15. На­пи­ши­те на­зва­ние от­ме­чен­но­го на карте пути.

Ответ: ___________________________.


16. На­пи­ши имя князя, ко­то­рый уста­но­вил кон­троль над этим тор­го­вым путем.

Ответ: ___________________________.


17. На­пи­ши цифру, обо­зна­ча­ю­щую город, ко­то­рый на Руси на­зва­ли Ца­рь­град.

Ответ: ___________________________.


18. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.


Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Завоеватели вторглись в пределы Руси с целью захвата государства.

2) В ходе завоевания были объединены три политических центра, обозначенные на карте.

3) Путь, обозначенный на карте, являлся основным торговым путём.

4) Наличие, обозначенного на схеме торгового пути, позволяло использовать его и в качестве военного пути.

5) В результате похода, обозначенного на схеме, русские земли попали

в зависимость.

6) Военачальник, использующий обозначенный на карте маршрут, является основателем Древнерусского государства.





© 2010-2022