Конспект урока по истории России на тему Крещение Руси

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Крещение Руси

Цели урока:

  • Образовательные:

- определить основные направления политики князя Владимира; показать

значение его деятельности для укрепления государства на Руси;

  • Развивающие:

- развивать умения работать с картой и текстом учебника, давать оценку

историческим явлениям;

-продолжить работу по формированию навыков самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой;

-умения обобщать, анализировать, выделять главное;

  • Воспитательные:

-воспитывать интерес к истории своего государства;

-воспитывать уважение к религиозным верованиям людей разных национальностей;

Оборудование: Данилов А.А., Косулина Л.Г. :История России. С древнейших времён до конца XVI века: Учеб. для 6 кл. , мультимедийная доска, раздаточный материал, мел, компьютер, проектор, карта.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Изучение нового материала:

    1. Начало правления князя Владимира.

    2. Причины принятия христианства на Руси.

    3. Крещение Руси.

    4. Русская православная церковь.

    5. Значение принятия христианства.

Взаимное приветствие учащихся и учителя.

Организационный момент. ТРУД( тетрадь, ручка, учебник, дневник - всё необходимое на партах)



Слайд 2

Повторение изученного материала

Добрый день, дорогие ребята. Мы уже много изучили о жизни наших предков, восточных славян, знаем как появилось государство на Руси, познакомились с деятельностью первых русских князей. Давайте, вспомним, с чем мы уже хорошо знакомы.



Работа с терминами:

1….великий князь;

2….полюдье;

3….вече;

4….размер дани;

5….место сбора дани.

Слайд 3

Работа с хронологией:

1….882г.

2….945г.

3…. Правление Олега - 882-912гг.

….. Игоря - 912-945гг.

….. Ольги - 945-957гг.

….. Святослав - 957-972гг.

Загадки: О ком идет речь?

1.Ходил в поход он на Царьград,

Да только сам тому не рад.

Сожжен был «греческим огнем»,

Древлянами был уничтожен он. (Игорь)

2.Он смел, был и умен без меры,

Он покорил и вятичей и меря.

«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,

При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)

3.Хитра, княгиня оказалась.

Большую дань взять отказалась.

Потребовав с древлян лишь голубей,

Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

4.Сел княжить первым в Киев он,

И покорил Царьград потом.

Вез из полюдья в Киев он товары,

И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)

5.Его призвали новгородцы,

Порядок навести в земле словенской.

Сей князь, делами неприметный,

Стал основателем династии навечно. (Рюрик)

Слайд 4


Завязка урока

Слайд 5

Теперь подумаем: Познавательная задача:

«Князь! Ты ищешь чужих земель , а своей родной пренебрегаешь!»

- Чем был вызван упрек?

- Справедлив ли он?

( При Святославе укрепление государства шло за счет расширения территории)

Высказывания историков о личности Владимира Святославича:

Конспект урока по истории России на тему Крещение Руси«Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.

Конспект урока по истории России на тему Крещение Руси«Был он в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Н.М. Карамзин

Конспект урока по истории России на тему Крещение Руси«…Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин.

Сегодня на уроке мы постараемся понять, какой смысл скрыт в этих высказываниях и попробуем дать свою оценку такой исторической личности, как князь Владимир I

Слайд 6

План изучения нового материала.

Изучение нового материала

Слайд 7

После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. Победу в этой борьбе одержал Владимир Святославич ( 980-1015гг.)

Перед князьями стояли задачи:

- укрепление обороны госуд-ва;

- четкой организации сбора налогов;

- усиление княжеской власти;

- повышение международного авторитета государства с целью ведения

более успешной внешней торговли.

Первые киевские князья пытались, но не смогли решить эти задачи.

Более результативной, по сравнению с предшествующими, была политика Владимира.

Слайд 8.



Слайд 9

Он начал свое княжение с наведения порядка в собственном государстве.

Вместо далеких походов Владимир главное внимание сосредоточил на организации обороны и сплочении огромной державы под своей властью.

После гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи , но и ближние радимичи. Три года потребовалось Владимиру, чтобы подавить сопротивление восставших племен и снова возвратить их под начало Киева.

Еще раньше он покорил Полоцкое княжество на Западной Двине.

После этого Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию (чинила препятствия русской торговли). Одержав победу, Владимир заключил мир с булгарами на выгодных для России условиях.

При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей.

В 981г. Владимир отвоевал города Червень и Перемышль, которые польский король захватил в годы борьбы сыновей Святослава за власть.

Запись в тетради - территории, которые присоединил кн. Владимир

Слайд 10.

Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял строительство на южных границах Руси мощной оборонительной системы крепостей. Крепости имели два ряда валов и стен с башнями и полыми резонаторами - специальными устройствами для того, чтобы услышать подкоп под стены.

(рассмотреть рисунок в учебнике, стр.37).

На важных крепостях, прикрывавших броды через Днепр, строились башни для сигнальных костров. Как только вдали над степью появлялась дымка, а это означало, что на Русь движется конница печенегов, на башне зажигались сигнальные огни.

Такие сигналы быстро передавались от одной башни к другой, и вскоре в Киеве уже знали о приближающейся опасности.

В южные города - крепости Владимир привлекал опытных воинов со всей Руси. Нести оборонительную, пограничную службу он послал словен ильменских, кривичей, вятичей.

Таким образом в защите молодого государства приняли участие и народы лесостепного юга, и жители удаленных лесных земель. Натиск печенегов был остановлен.

Слайд 11.





Работа по карте.

Слайд 12



Сообщение ученика о княгине Ольге, крестившейся в Константинополе в 957 г.

Сценка

Владимир понимал, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

Ещё в 980г. Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства. Запись в тетради!

На своём княжьем дворе Владимир поставил изображения шести главных божеств:

Перуна (бог грозы)

Хороса (бог солнца)

Макоши (богиня плодородия)

Стрибога (бог ветра)

Даждьбога (бог света)

Симаргла (бог подземного царства)

Все другие боги, духи, запрещались. Однако созданный Владимиром пантеон богов не стал общегосударственным, люди разных племён продолжали поклоняться своим богам.

Следующим шагом Владимира в этом направлении стал поиск религии, которая объединила бы всех жителей.

Задание: Показать по карте места расселения соседей восточных славян и определить какую религию они исповедовали на тот момент.

(карты на партах у каждого ученика). Заполняем таблицу (раздаточный материал)

Религии соседей восточных славян

Краткое сообщение ученика о княгине Ольге, первой из русских правителей, принявших христианство (акцент на её принадлежности к Псковским и Великолукским землям)

А теперь мы перенесемся через время и посмотрим, послы каких мировых религий прибывали к Владимиру и как он их встречал. Ваша задача отметить из в тетради!!

Сценка «Поиск новой религии князем Владимиром. Послы у Владимира»

Сценарий Приложение 1.

Слайд 13.

Задание: Какие же ещё существовали причины для принятия

христианства?

(учебник, стр.38 - 39).

1. Византийские христиане не посягали на восточнославянские земли.

2. Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией.

3. Часть жителей Руси уже исповедовали христианство.

4. Христианство способно было сплотить племена и укрепить

княжескую власть.

5. Стремление укрепить международный авторитет Руси.

Слайд 14.

В 987г. в войсках византийского императора вспыхнул бунт. Просьба к Владимиру о помощи.

Владимир согласился помочь с условием, чтобы император отдал ему в жены свою сестру Анну. Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя - до сих пор ни одна византийская принцесса не становилась супругой какого-либо европейского правителя.

Требование императора: принять Владимиру христианство и крестить всю страну.

(учебник, стр.39).

В 988г. Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту.

Запись в тетради!

Слайд 15.

Работа с текстом и иллюстрацией в учебнике

Вернувшись домой в Киев, кн. Владимир приказал опрокинуть языческих идолов. Обратимся к тексту. Наша задача, выяснить как происходил процесс обращения в новую религию? Каково отношение было к язычеству?

Работа по картине Макарова М. «Свержение идола Перуна».

Работа с текстом (раздаточный материал)

«Я проснулся и услышал, что город наполнен гулом взволнованных голо­сов, женским плачем и криками. Я направился на городскую площадь; до моего слуха донеслось:

- Нашего князя околдовали греки!

- Не отдадим на поругание светлых богов.

Кучка жителей приступила к трем воинам. Один из них говорил:

- Ваши боги не боги, а дерево. Сегодня оно есть, а завтра сгниет. Ваши боги сделаны человеческими руками, секирой.

- А кто гремит в небесах? - с отчаянием крикнула женщина с младенцем

на руках.

- Гром гремит по воле божьей.

- Нет! Это Перун гремит! Испокон веков так было.

- Перун ваш - истукан. Истинный же бог тот, которому поклоняются греки. Он создал небо и землю, солнце и звезды. Потом сотворил человека и дал ему бытие на земле.

Но яростная почитательница Перуна выкрикнула:

- Ваши боги намалеваны краской!..

Они были возбуждены происходящим и готовы на всякую крайность. В глазах у женщины можно было прочитать смятение.

А между тем глашатаи (бирючи) звали народ явиться на реку Почайну (приток Днепра). Я видел, как толпы людей спускались к реке. Весь берег был заполнен народом. Владимир вместе с Анной стоял на разостланном на лужай­ке ковре. Священники в сияющих облачениях у самой воды читали положенные молитвы. Русы садились на землю, снимали обувь и входили в воду. Многие это делали явно с недовольным видом... Видно было, что не понимают, что происходит с ними, но не осмеливались нарушить волю князя.

Женщины дико завопили, когда тяжко рухнул и колодой покатился с го­ры огромный Перун. Чтобы лишний раз доказать народу бессилие старых бо­гов, по повелению князя истукана привязали к хвостам косяка диких коней, и они далеко умчали его в поле, Надругавшись над Перуном, его бросили в Днепр. Кумир покачивался в воде и упрямо приплывал к берегу, и женщины кричали, простирая к нему руки:

- Выплывай, выплывай, светлый бог!

Но княжеские воины отталкивали идола от берега, и, подхваченный тече­нием, он поплыл вниз по реке, к порогам, и вскоре скрылся из виду. Однако многие не хотели расставаться со своим божеством, плакали, и им казалось, что вот-вот загремит гром и молния поразит нечестивцев, поднявших руку на бога».

(Ладинский А. Когда пал Херсонес.- Волгоград, 1986.)

Слайд 16.

На следующее утро Владимир приказал всем киевлянам явиться к реке, где над вошедшими в воду людьми греческие и херсонеские священники совершили обряд крещения.

( Работа по картине Лебедева К. Крещение киевлян)

Слайд 17.

Новая религия стала распространяться по всей Руси, но не везде мирно.

( Работа по картине Иванова С. «Христиане и язычники»)

Обсуждение картины: На картине изображена сцена, когда христианст­во, утвердившееся в городах и по всему миру, и по всему великому пути, стало распространяться в глубь славян­ской земли. Князья наряду со сбором дани и охраны под­властных им племен и городов от неприятелей поставили себе в обязанность и заботы о просвещении Христовой веры тех из подвластных им, которые еще придержива­лись язычества. Отправляясь на «полюдье», князь берет с собой не только вооруженных дружинников, но и священ­ника, чтобы крестить своих данников. На погостах, куда издавна привыкли окрестные жители свозить дань, князь приказывал построить церковь, свергал идолов и уговари­вал собравшихся язычников креститься. По рассказам ле­тописи, можно предположить, что эти встречи заканчи­вались не всегда мирно.

Слайд 18.

Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

Слайд 19.


Повторение изученного материала

Слайд 20.

Выводы урока,

Рефлексия






Домашнее задание

Задание: опираясь на текст учебника, определите значение принятия

христианства и заполните таблицу.

(учебник, стр. 41, значение принятия христианства) Приложение 3

Проверим самостоятельно правильность ваших выводов, если вы что-то пропустили, дополните.

Вопросы:

1.Перун - это бог грома и молнии? (Да)

2.Князь Владимир крестился в Киеве? (нет)

3.Крещение князя состоялось в 988 г? (да)

4.Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)

Процесс христианизации на Руси затянулся надолго. На несколько веков стало характерно двоеверие, сочетавшее в себе элементы христианства и язычества: люди молились перед иконами и продолжали праздновать Масленицу, Колядки, день Ивана Купалы; наряду с почитанием икон люди продолжали верить в домовых, леших, водяных, в заговоры и обереги. Объединялись христианские и языческие праздники, языческие боги получали имена христианских святых (Перун - Илья Пророк, Велес - св. Власий и т.п.). Таким образом, на Руси установилось двоеверие, которое сохранилось до нашего времени.

(Запись в тетради: «Двоеверие = язычество + христианство» )

Вернемся к высказываниям историков о личности кн. Владимира

Как мы можем охарактеризовать и какую оценку дать этой исторической личности сегодня? Для этого постараемся ответить на следующие вопросы:

  • Расширилось ли государство во время правления кн. Владимира?

  • Что дало принятие христианства русским людям?

  • Можно ли сказать, что во время правления князя Владимира Русь находилась в упадке, была разорена, ослаблена, подвергалась нападению со стороны врагов?

Ребята, у вас на партах лежат небольшие таблички с графами: Моя оценка работы на уроке, оценка работы класса, оценка урока.

Поставьте пожалуйста оценки, которые на ваш взгляд будут правильными и выходя из кабинета прикрепите ваши таблицы к доске.

Домашнее задание: п. 5. Читать, пересказывать. Задание на выбор

  • Написать рассказ от лица очевидца событий принятия новой религии, какие чувства вы испытывали? Охотно ли вы приняли новые порядки?

  • Привести примеры отголосков языческой культуры в наше время

  • Предположите, как выглядела бы сейчас современная Россия, если бы кн. Владимир решил обратить Русь в другую религию

  • Владимир Святославич получил прозвание в народе Красное Солнышко. Объясните почему.

Приложение 1.

АВТОР (Ульяна): Задумал киевский князь Владимир сплотить все племена и укрепить княжескую власть с помощью религии, но выбор ее был затруднительным.

В 986 г., пришли ко Владимиру послы из Волжской Болгарии и предлагали ему принять магометанство. Великий князь не отказался их слушать и слушал даже не без удовольствия, и говорил ему посол:

Посол ислама (ПОЛИНА) : «Магомет дозволяет многожёнство, и обещает своим последователям чувственный рай. Но учение наше требует обрезания, запрещает употребление вина и вина и свиного мяса".

Владимиру это крайне не понравилось

Кн. Владимир (Юра): Что??? Я русский мужик без вина, да без мяса??? Не бывать тому!

Автор: и он решительно отказал им. Вскоре прибыли миссионеры из Рима; посол католик (Вика): Я посол католической веры, пришёл от имени первосвященника своего, почтенного Папы Римского , возвещаю тебе князь Бога христианского»

Автор: и начал было подробно излагать свое учение; но Владимир, как бы не желая их слушать, сказал:

Кн. Владимир:"Идите обратно: отцы наши не приняли сего учения и мы не последуем ему».

Автор: Явились потом проповедники от жидов хазарских.

Иудеи (Маша и Кристина):"Мы слышали, что к тебе приходили болгаре и христиане и уговаривали тебя принять закон их; но христиане веруют в Того, Которого мы распяли, а мы веруем в Бога истинного.

Автор: Владимир, слушая их речь, спросил внезапно:

Кн. Владимир:"А где ваше отечество?".

Иудеи: "Во Иерусалиме. Но Бог за грехи отцов наших лишил нас отечества и рассеял по всей земле".

Кн. Владимир: "Как же вы учите других, будучи сами отвержены от Бога; если бы Бог любил вас и закон ваш, вы, конечно, не были бы расточены по чужим землям; ужели того же вы желаете и нам?".

Автор: Наконец, прислали ко Владимиру своего философа греки. Греческий философ рассказал Владимиру все содержание "Священного писания.И говорил посол

Грек (Антон):настанет наконец день, когда Господь Иисус снова приидет на землю судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам: праведникам определит Царство Небесное, а грешникам и не крестившимся во имя Его - огнь вечный.

Автор: Говоря последние слова, философ раскрыл пред князем картину Страшного Суда и сказал

Грек (Антон):"Если и ты желаешь стать праведником - крестись". Автор:Владимир положил слова сии на сердце и отвечал:

Кн. Владимир: "Пожду еще немного".

Автор: Затем князь собрал бояр и старцев и сообщил о всех послах и их предложениях. Бояре и старцы предложили князю отправить 10 благородных мужей в разные страны. Послы, вернувшись, поведали, что скудны храмы, унылое моление и печальные лица мусульман произвели на них плохое впечатление. Обряды немецких католиков показались лишенными всякого величия и красоты. По поводу греческой веры сказали так:

Дружина князя (Миша): "Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького, так и мы, узнав веру греков, не хотим иной".

Дружина князя (Антон): "Если бабка твоя, мудрейшая из правителей княгиня Ольга не приняла иной веры чем православие, то и мы обратимся в веру греков"


© 2010-2022