Казахское ханство в середине 15 века

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Казахское ханство в середине 15 векаУчитель истории: Абдолова Д.М.

Краткосрочное планирование урока «Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства»

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

Время

Ресурсы

Вводная часть

Цель:

Создание психологического комфорта через положительный эмоциональный настрой на совместную работу.

С ребятами определить цель урока:

обобщение, повторение, закрепление и выявления пробелов.

  1. Разминка

«Приветствие в разных странах».

Все встают друг против друга. Создаются две группы.

  1. Таджикистан - рукопожатие двумя руками;

  2. Россия - рукопожатие одной правой рукой;

  3. Китай - рукопожатие и руки в замок пожимая сами себя;

  4. Восточные страны - рука:- ко лбу- думаю о тебе;- к губе - говорю о тебе; - к груди - уважаю.

  5. Казахстан - ??? рукопожатие двумя руками;

При приветствии почувствуют объединение и настрой к активной деятельности учащихся. Таким образом, идет повышение мотивации учащихся и переключение на свой лад приближенной к теме.

На последнем 5 приветствии учитель обращается к группам :

«А как же приветствуют у нас в Казахстане?»

«Ну как ребята, Вы готовы приступить к работе в нашей многонациональной стране?».

1мин



3 мин



1мин

Основная часть

Цель:

  1. Определение цели и задач урока учащимися.

Напоминание пройденного материала с использованием своих презентации - постеров (которые даны были на дом).

Формулировка понятия через стратегию критического мышления

Ключевые идеи:

Сформировать у учащихся понимание процесса обучения, структурирования учебного материала, и оценивания результатов своей деятельности на уроке. Стимулировать метокогнитивную саморегуляцию учащихся по средствам реализации модуля: обучения тому как обучаться, обучение критическому мышлению.





Активизировать познавательные способности учащихся, по средствам стратегии критического мышления.

Практическая часть:

  1. Защита постеров изучение нового материала через поисковую деятельность, которая была опережающим действием учителя на дом.

Из романа Ильяса Есенберлина «Кочевники» постановка сценки «Ханский совет». Для сценки привлекаются все 16 учащиеся.

Задание на знание, понимание.

Групповая работа.

Просматривая инсценировку учащиеся отвечают на вопросы

Задание на синтезирование информации.

Индивидуальная работа.

Для более эффективного восприятия информации учащиеся учаться структурировать материал, выбирают важные и значимые для себя моменты.

Формирование коммуникативных навыков работы группы, культуры оценивания, реализации здоровье сберегающего аспекта урока

Задание на применение информации. Работа в парах.

«Галерея» (работа по карте средневекового Казахстана) для оценки эффективности работы, так как учащимся приходиться встать и подойти к доске реализуется здоровье сберегающий аспект урока.

Тест по пройденному материалу состоящий из 10 вопросов. Для проверки - обменивается с соседом, оценивают и выставляют на оценочный лист + с примечаниями устных ответов.

Самооценивание.

Видеоролик «О справлений Казахском ханстве - 550летия».

Задание на применение информации. Работа в парах

Подведение итогов урока на вопрос «Что я узнал сегодня на уроке?»

Задание на оценку. Индивидуальная работа

Д/з: внимательно прочитать и ответить на вопросы в конце §.36

Знакомство с темой урока и выявление внутренней и внешнего положения Казахского ханства.

Учитель заслушивает каждую группу требует необходимые комментарии.

Участвуют: хан Жанибек;

Асан Кайгы -жырау;

Султаны и бии, которые стояли у истоков образования ханства.

Вопросы разноуровневые.

Где проходил ханский совет?

«А»

1.Что Вам известно о Парламенте?

«С»

1.А кто принимал участие в ханском совете?

«В»

1.Какие вопросы рассматривались на ханском совете?

«В»

2. Что представляют из себя, Нуринские тамги?

«А»

2. А как вы думаете, какая стратегическая политическая цель была в стремлении вернуть города?

2.«С»

Какие действия предприняло Казахское ханство с целью овладения присырдарьинскими городами?

3.«А»

А почему, война с ханом Шайбани растянулась на многие годы?

3.«В»

Как Казахское ханство присоединило к себе южные города?

3. «С»

Как вы думаете, при возвращении южных городов усилилось ли Казахское ханство?

Каковы результаты с переговоров с ханом Шайбани?

Знаете ли вы историю появления названий «казах», «узбек»? если у них что-то общее?

10 мин





15 мин



5мин









3мин







3мин



4мин

Интерактивная доска, ноутбук, учебник, постер.

Работа с заданиями по презентации.

Работа с текстом.

Учебник 7 класс.

Хрестоматией 7 класс.







Историческая карта средневекового Казахстана.


Ожидаемый результат: Учащиеся знают понятия ключевые понятия темы, имеют представления о создании казахского ханства с его внешним и внутренним миром. Самостоятельно оценивают собственную деятельность, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.

Работа в группе:

Карточка № 1

Предпосылки образования Казахского ханства

Карточка № 2

Образование Казахского ханства

Карточка № 3

Внутреннее и внешнее положение Казахского ханства

Ханский совет (Театрализованное представление)

Из романа Ильяса Есенберлина «Кочевники»

Участвуют:

Хан Жанибек

Асан Кайгы

Султаны и бии (которые стояли у истоков образования ханства)

Ханская орда

В центре сидит хан Жанибек.

Справа и слева - жырау

Вокруг батыры, султаны, которые ведут беседу о будущем страны.

В это время в орду входит жигит, преклоняет колени и говорит:

- «Мой хан, снаружи великий жырау Асан Кайгы сходит со своего Желмая».

Жанибек вместе со своим окружением выходит наружу, чтобы с почестями встретить любимца народа. Жанибек здоровается с Асаном Кайгы не по - хански, а как младший:

- Здраствуйте, Асан-ата!

- Здраствуй, сынок Жанибек!

По казахскому обычаю они трижды соприкасаются грудью. После того, как расселись в орде, Жанибек начинает:

- Доброго Вам пути, великий жырау. Издалека ли путь держите?

Асан Кайгы:

- Для моего Желмая путь не очень долгий, но для его старого хозяина не близкий, - отвечает с улыбкой Асан Кайгы.

- Я побывал на земле обетованной, там деревья расцветают дважды в год, зимой поют соловьи. Я еду из Алмалыка, от голубых гор Алатау, где жил когда - то мой дед Майки - би. Там очень много благодеяний Аллаха. Однако, Жанибек, там много пролилось человеческой крови.

Жанибек:

- Ваши слова печальны, жырау!

Асан Кайгы:

- Кто виноват в том, что наши деды почили в земле. Но самый опасный ветер дует с той стороны гор. (Жырау показывает на восток).

- И на этот раз опасность грозит нам стой же стороны. Во всей степи, наверное , не найдется места, чтобы укрыться от нее.

Жанибек:

- Великий жырау, что вы нам посоветуете?

Асан Кайгы:

- Не нужно убегать от опасности. Ее нужно встречать там, где встречали ее наши предки - на земле Жетысу. Там тоже имеются наши города и наши кочевья, пусть знают враги, что мы можем всегда встать против них! Насколько быстрее мы укрепим свою восточную сторону, тем быстрее в степи наступит тишина и мир.

Жанибек:

- Как отнесется к нам население Жетысу?

Асан Кайгы:

- В Жетысу тоже живут родственные нам племена - уйсуни басымели. 200 лет назад они построили свою столицу - город Алмалык. Объедини казахов и веди борьбу за священную землю наших предков! Если не тебе, так твоим детям эта земля принесет счастье!

Жанибек:

- Едва ли потомки Абулхаира дадут нам такую возможность!

Асан Кайгы:

- Ладно, сегодня они смотрят на нас как не на братьев , а соперников. Со временем они сами окажутся в нашем сегодняшнем положении.

Жанибек:

- Пока придет такой день, мы можем стать врагами.

Асан Кайгы:

- Возможно, следующий век окажется светлым, однако сегодня сильные издеваются над слабыми. Поэтому хан Белой Орды Жанибек, надо быть сильным!

Жанибек:

- Но волки тоже сильны!

Асан Кайгы:

- Волки перевоспитать невозможно. По дороге сюда я посетил мечеть Ходжи Ахмета Йасауи для прочтения Корана. Но от того, что я увидел там, сердце мое облилось кровью.

Жанибек:

- Что такого вы там увидели, великий жырау?

Асан Кайгы:

- Кочевники - братья привели туда для продажи скот. Правитель города скот забрал себе, а кочевников выгнал из города.

Жанибек:

- Да, они издавна поступают таким образом.

Асан Кайгы:

- В таком случаю, где возьмут кочевники материал, ткань для савана умершему?

Жанибек:

- Мы все это возьмем в Туркестане. Если они не заходят нам продать, мы возьмем силой.

Асан Кайгы (глядя задумчиво на Жанибека):

- Жанибек - хан, я в тебе вижу достойного потомка твоего деда Урус хана. До сего времени я сомневался в том, что ты свои мечты воплотить в жизнь. Я одобрил твой уход от Абулхаир хана. Но я не одобрил, что ты оставил Жетысу.

Жанибек:

Туркестан - это священная земля наших предков. Поэтому я не хочу проливать кровь своих братьев. Но если хан Абулхаир не хочет возвращать наши города, то что нам остается делать?! Пока наших сил маловато. В следующем году, когда к нам придут новые силы, с ними можно будет поговорить.

Вам большое спасибо, что высказали свои предложения. Ваши советы мне дали дополнительные силы. Я ваши мудрые предложения никогда не забуду.

Таким образом, уважаемые бии и батыры, ханский совет принимает три решения:

Первое - все казахские племена и роды до одного должны войти в состав Казахского ханства.

Второе - учитывая то, что территории расселения казахских родов и племен огромны, находятся далеко друг от друга, то население разделить на три племенных объединения - жузы. При создании жузов учесть родственные отношения, близость, соседство родов и племен.

Третье - сплоченное Казахское ханство потребует у Абулхаир хана возвращения казахских городов на юге страны.

- Поддерживаете ли вы эти отношения?

- Да

- правильно

- хорошо

Асан Кайгы:

- Наш предок Майкы-би из уйсунов в эпоху монгольского владения называл нас «казахами». Он поднял знамя казахов по всей степи. Пусть эта тамга останется у уйсунов!

Среди всех тюрков бережнее всего сохранил язык в неприкосновенности род аргынов. Глаза - отражение мудрости, гениальности человека. Пусть эта тамга останется у аргынов!

При нашествии врагов первыми вставали на защиту страны кыпчаки. Пусть тамгой кыпчаков станет меч!

Народ:

- Живи тысячу лет, Асан - ата!

Тест

1. Преодолеть разобщенность родственных племен попытались:

A) Джучи и Батый.

B) Орда-Еджен и Шайбани.

C) Шейбаниды Абулхаир и Мухаммед.

D) Барак и Абулхаир.

E) Жаныбек и Керей.

2. Хан Абулхаир Шайбанид потерпел поражение от:

A) башкир.

B) ойратов.

C) Тимура.

D) могол.

E) казаков.

3. Первый казахский хан:

A) Жаныбек.

B) Орда-Еджен.

C) Керей.

D) Касым.

E) Абулхаир.

4. Главное отличие возникновения Казахского ханства:

A) возникло в итоге завоевания.

B) возникло в результате массового оседания кочевников.

C) возникло не в результате завоевания.

D) возникло в борьбе с массовыми вторжениями ойратов.

E) возникло в результате завоевания земледельческих районов.

5. Султан Жаныбек был сыном:

A) Есен-Буги.

B) Барака.

C) Абулхаира.

D) Тимура.

E) Алаша.

6. В связи со смертью Есен-Буги и захватом Моголистана ойратами местные казахские племена стали откочевывать в:

A) Казахское ханство.

B) Мавераннахр.

C) междуречье Волги и Урала.

D) Жетысу.

E) Восточный Туркестан.

7. После смерти Абулхаира Шайбанида число подданных Жаныбека и Керея достигло:

A) 100 тысяч.

B) 1 миллиона.

C) 1,5 миллиона.

D) 2 миллиона.

E) 200 тысяч.

8. Казахи в борьбе с наследниками Абулхаира вошли в союз с:

A) монголами.

B) жунгарами.

C) кашгарцами.

D) тимуридами.

E) башкирами.

9. В борьбе с наследниками Абулхаира казахи вошли в союз с:

A) волжскими казаками.

B) башкирами.

C) Сибирским ханством.

D) ойратами.

E) кашгарцами.

10. За присырдарьинские города казахи боролись с Абулхаиром, тимуридами и:

A) ногайцами.

B) Сибирским ханством.

C) Астраханским ханством.

D) ойратами.

E) моголами.

№ 1

Фамилия имя ученика

Активность

Обсуждение

Работа в группе

Выступление

Тест :

10-9=5; 8-6=4;

5-3=3; 2-0=2.

Итог

1


2


3


4


5



№ 2

Фамилия имя ученика

Активность

Обсуждение

Работа в группе

Выступление

Тест :

10-9=5; 8-6=4;

5-3=3; 2-0=2.

Итог

1


2


3


4


5



№ 3

Фамилия имя ученика

Активность

Обсуждение

Работа в группе

Выступление

Тест :

10-9=5; 8-6=4;

5-3=3; 2-0=2.

Итог

1


2


3


4


5



11


© 2010-2022