Работа на тему Формирование универсальных учебных действий на уроках истории

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа на тему Формирование универсальных учебных действий на уроках истории.Работа на тему Формирование универсальных учебных действий на уроках истории.



СОДЕРЖАНИЕ




1.Введение………………………………………………………….…..………….2

2.Основное содержание. …………………………………………….…...………4

2.1. Сущность понятия универсальные учебные действия……………….……4

2.2. Виды деятельности и формирование универсальных

учебных действий…………………………………………………………..……..6

2.3. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета «История»……………………….…19

3.Заключение……………………………………………………………………..26

4.Литература……………………………………………………………………..27

5.Приложение №1…………………………………………………….……….…28

6.Приложение №2…………………………………………………………….….30

7.Приложение №3…………………………………………………………….….35



Формирование универсальных учебных действий на уроках истории.


«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь.»

Китайская мудрость

Введение.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

Концепция новых федеральных образовательных стандартов общего образования гласит: «Переход к постиндустриальному обществу резко усилил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию разделение труда. Новой нормой становится жизнь в постоянно меняющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие, новые нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности…


На первый план выходит важнейшая социальная деятельность - обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства».

Одно из основных положений Концепции ФГОС - формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.

В образовательной системе «Школа 2100» накоплен большой опыт формирования универсальных учебных действий, который положен в

основу программы формирования универсальных учебных действий.

Цель программы- обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках Образовательной системы «Школа 2100».

Задачи программы личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся:

1) показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;

2) определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;

3) охарактеризовать систему типовых заданий для формирования

личностных результатов и универсальных учебных действий, опыта

переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях;

4) предложить систему типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий;

5) формирование умений и навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности;

6) формирование ИКТ - компетентности учащихся.

В данной работе представлен теоретический материал и приемы, методы работы на уроках истории, которые я чаще всего использую на своих уроках.

Основное содержание.

Вопрос 2.1. Сущность понятия универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках.
В составе основных видов УУД выделяют четыре основных блока:

  1. Личностные;

  2. Регулятивные;

  3. Познавательные;

  4. Коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия - эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении к обществу, к миру в целом.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Также различают предметные универсальные учебные действия и метапредметные универсальные действия.

  1. Предметные универсальные учебные действия лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).

  2. Метапредметные универсальные действия- центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать).

Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД на уроках истории. Главная проблема - как сформировать эти умения? В 5 классе учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представления об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов, иллюстративного материла. Вместе с тем у пятиклассников еще нет навыков работы с историческим материалом, а у многих нет даже навыка правильного, беглого, осознанного чтения. Поэтому необходимо организовать активную работу с учебником так, чтобы включить в урок максимум его материала. Использовать на уроке такие приемы и средства, чтобы усвоение материала было эффективным, чтобы учащиеся смогли научиться универсальным способам действий, методам их достижения. Спланировать систему организации учебного процесса так, чтобы подготовка к ГИА начиналась не в 9 классе, а с 5 класса. А обучение в целом соответствовало концепции новых образовательных стандартов общего образования.

Вопрос 2.2. Виды деятельности и формирование универсальных учебных действий.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Для формирования УУД учителя используют различные виды деятельности:


  • составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;

  • извлекать информацию из источника;

  • описание объекта по схеме;

  • составление характеристики исторического деятеля;

  • работа с картой («чтение карты»), схемой;

  • анализ исторического источника;

  • чтение и обобщение фактов из литературного источника;

  • составление вопросов к тексту, ответы на них;

  • комментированное чтение текста;

  • составление простого и сложного плана;

  • составление сравнительных, хронологических таблиц;

  • составление кластера;

  • подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

  • составление логической схемы, цепочки.

Работа может идти как в группах, так и индивидуально.

Я молодой педагог, поэтому на данном этапе своей педагогической деятельности чаще всего использую такие виды деятельности, как:

  • продуктивное чтение текста;

  • прием «инсерт»;

  • составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;

  • работа с картой («чтение карты»), схемой;

  • составление вопросов к тексту, ответы на них;

  • составление простого и сложного плана;

  • составление сравнительных, хронологических таблиц;

  • составление кластера;

  • синквейн.

Рассмотрим подробнее такие виды деятельности, как:

Продуктивное чтение текста.

(пример урока: Введение. Смотреть приложение №1)

В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора,

ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Ученики применяют познавательные УУД

1. Находить (в учебниках и др. источниках, в т. ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Находить информацию в разных источниках.

Регулятивные УУД

  1. Определять цель - проблему

  2. Выдвигать версии

  3. Планировать деятельность

  4. Работать по плану

  5. Оценивать степень и способы достижения цели.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и прочее).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Познавательные УУД

1. Определять понятия

2. Анализировать, доказывать

3. Сравнивать

4. Владеть смысловым чтением, вычитывать разные виды информации

Коммуникативные УУД:

1. Умение вести диалог с автором.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Познавательные УУД

1. Выделять главное

2. Делать выводы.

Личностные УУД:

  1. Аргументировано оценивать свои и чужие поступки.

Сегодня многие учителя истории (я использую эту технологию тоже) все активнее применяют программу, технологию, подход «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

«Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП) - это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что - отвергнуть.

Технология РКМЧП включает три этапа или стадии. Это "Вызов - Осмысление - Рефлексия".

Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: а) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме б) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; в) побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Познавательные УУД:

1. Выделять главное

2. Определять понятия.

Регулятивные УУД:

  1. Определять цель - проблему.

  2. Выдвигать версии

  3. Планировать деятельность

Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику: а) получить новую информацию б) осмыслить ее; в) соотнести с уже имеющимися знаниями.

Познавательные УУД:

1.Находить информацию в разных источниках.

2. Выделять главное

3. Анализировать, доказывать

4. Сравнивать, классифицировать.

5. Владеть смысловым чтением, вычитывать разные виды информации

6. Делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение работать в паре, в группах.

Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является: а) целостное осмысление, обобщение полученной информации; б) присвоение нового знания, новой информации учеником; в) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Личностные УУД:

  1. Аргументировано оценивать свои и чужие поступки.

  2. Аргументированно оценивать нравственные ценности.

  3. Уважение к прошлому своей страны, воспринимаемое сквозь призму всемирного цивилизационного процесса, аргументированное оценивание поступков, с опорой на общечеловеческие нравственные ценности.

Чтение и письмо - это и инструменты, и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. Чтение в процессе критического мышления, становится направленным, осмысленным, нелинейным.

Ученики не просто строку за строкой читают новый материал, они сами формулируют вопросы и сразу ищут на них ответы. А письмо - важнейший инструмент для выражения наших мыслей.

Прием «инсерт».

(Пример урока: Воспитание граждан Эллады. Вопрос: Олимпийские игры. Смотреть приложение №2)

Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения (пометки на полях).

Например:

«+» - уже знал

«!» - новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

Применяя этот прием, решаются сразу две задачи: продуктивная деятельность и репродуктивная деятельность. Формируются все четыре блока УУД.

Регулятивные УУД: способность принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные УУД: структурировать информацию, владеть основами ознакомительного, изучающего чтения.

Коммуникативные УУД: адекватно передавать информацию, выражать свои мысли.

Личностные УУД: формирование личной позиции, включающая учебные и познавательные мотивы.

Составление кластера.

(Пример урока: Воспитание граждан Эллады. Смотреть приложение №2)

На этапе урока - РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ - можно использовать прием «кластеры».

У каждого человека есть потребность в самовыражении. Это возможно через рисунки, ''каракули'', ''зарубки''. Я использую эту потребность в процессе работы с текстом и предлагаю ребятам оформить информацию в виде кластеров.

Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. Соединяя различные факты и мысли в такие паутинки, дети развивают системность мышления. (Познавательные УУД). В центре листа пишется слово (тема, проблема) Далее вокруг этого слова записываются слова или словосочетания, которые учащиеся выбрали из текста. (Регулятивные УУД)

Один мудрый человек сказал: "Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю". Когда ребенок использует кластер, он лучше понимает себя и то, что изучает. (Познавательные УУД).

Работа по кластеру позволяет легко пересказать текст, запомнить большую информацию. И самое главное - по кластеру пересказывают текст даже слабые ученики, пусть не в полном объеме, но базовый стандарт выполняют. (Познавательные УУД, коммуникативные УУД). Составление кластера повышает познавательную мотивацию ученика и дети, видя свою успешность, заинтересовываются в познании нового. (Познавательные УУД). Они меньше времени тратят на подготовку домашних заданий, так как, записывая ключевые слова в кластер и дополняя его дома, ребята многократно обращаются к тексту, а многократное повторение способствует лучшему запоминанию информации.

Благодаря составлению кластеров развивается творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. (Личностные УУД). Составление кластеров формирует умение систематизировать свои знания, новый материал, учит выделять главное. (Регулятивные УУД, познавательные УУД).

Прием синквейн.

(Приложение №3)

На стадии рефлексии (закрепления материала) удаются приемы написания синквейнов. В переводе с французского слово "синквейн" означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. (Познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД). Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. (Личностные УУД).

Использование данных видов работы на уроке служит также мотивацией для дальнейшего изучения темы. Подобные задания направлены не только на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.

Вопрос 2.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История».

Ещё одной проблемой может стать оценивание сформированности УУД. В разделе: «Требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования», ФГОС сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно:

1) формирование основ гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования.

Взаимосвязь результатов освоения предмета «История» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития - средствами предмета.




Предметные результаты (цели предмета)

1-2-я линии развития (ЛР). Овладение исторической картиной мира

3-я ЛР. Формирование открытого исторического мышления

(тексты и задания)

4-я ЛР. Нравственное самоопределение личности

5-я ЛР. Гражданско-патриотическое самоопределение личности

(тексты и задания)

Предметная методика

Метапредметные результаты

Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные

Функциональная грамотность

- Технология проблемного диалога (структура параграфов)

- Технология оценивания (правило самооценивания)

- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

- Задания по групповой работе

Личностные результаты

Комплексные, компетентностные задания в УМК:

- задания по проектам (на предметном материале);

- жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале).

Предметными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:

1-2-я линия развития. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

  • Определять по датам век, этапы, место события и т.д.

  • Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать.

  • Группировать (не по хронологии).

  • Сравнивать.

3-я линия развития. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

  • Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность.

  • Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.

4-я линия развития. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

  • При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.

5-я линия развития. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

  • Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

  • Толерантно определять своё отношение к иным позициям.

Личностными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:

Формулировки личностных результатовво ФГОС

Реализация в программе и учебниках по истории ОС «Школа 2100»

1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Через задания 4-й и 5-й линии развития и тексты, которые содержат основания для собственных оценок исторических событий и явлений, но не готовые авторские оценки и выводы.

2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения истории с жизнью. Через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии, обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников в активную деятельность.

3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Через систему историко-обществоведческих понятий и задания 1-2-й и 3-й линии развития, обеспечивающих формирование целостной и разносторонней исторической картины мира.

4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Через оценочно-толерантные задания 4-5-й линии развития и тексты, содержащие описание противоречивых исторических явлений с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.).


5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.


Через задания 4-й линии развития, направленные на нравственное самоопределение с опорой на общечеловеческие ценности при оценке противоречивых исторических явлений.

6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Через коммуникативную направленность формулировок большинства заданий, обеспечивающих проблемный диалог, открытие нового знания и т.п.

8) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Через насыщенность материала учебников историческими сюжетами, связывающими глобальные общественные процессы и микроисторию отдельных семей, их судьбы и поступки на фоне крупных событий или явлений.

9) Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Через задания 4-5-й линии развития в сочетании с культурологическим материалом разных исторических тем.


Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Формулировки

метапредметных результатов

во ФГОС

Реализация в программе и учебниках по истории ОС «Школа 2100»

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

универсальные учебные действия

1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Через проблемно-диало-гическую технологию, инструменты реализации которой (проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового) заложены в методический аппарат учебников.

2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.







Через технологию оценивания учебных успехов, инструменты реализации которой (алгоритм самооценивания, задания актуализации) заложены в методический аппарат учебников и УМК.





4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

6) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Продуктивные задания разных линий развития к каждому тексту учебника и через обобщённый алгоритм работы с продуктивными заданиями.

7) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

8) Смысловое чтение.

Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения, т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации).

9) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям.

10) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулиро-вания своей позиции.

Из выше изложенного ясно, что привычные средства оценки, например, тесты, не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Они не пригодны, если требуется не просто проверить знание дат, терминов, фактов, а применить эти знания. Традиционная форма контрольных и проверочных работ, выполняемых учениками, не подходит для оценивания УУД. Стандарты второго поколения требуют ориентироваться на результат: в чем проявляется достижение результатов.

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом

Предметные

Личностные

Метапредметные

  • освоение знаний;

  • преобразование, применение и самостоятельное выполнение заданий

  • самоопределение;

  • смыслообразование;

  • морально-этическая ориентация

  • саморегуляция;

  • коммуникация;

  • познавательная деятельность

Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Но учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями:

  • состояние здоровья детей;

  • успеваемость по основным предметам;

  • уровень развития речи;

  • степень владения русским языком;

  • умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

  • стремление принимать и решать учебную задачу;

  • навыки общения со сверстниками;

  • умение контролировать свои действия на уроке.

Поэтому, кроме обычных тестовых заданий в качестве итоговой, промежуточной контрольной ученикам можно предложить такие виды работ, как: работа с источником, составление характеристики исторического деятеля, составление простого и сложного плана, «интервью с исторической личностью», работа с картой и др.







Заключение.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках.

Уроки истории дают широкую возможность для формирования УУД. Описание основных, наиболее часто используемых в школьной практике приемов, иллюстрация их применения на уроках истории в 5-х классах, приводят к выводу, что цели, представленных приемов отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. На одном уроке можно применять несколько приемов, которые помогут более эффективно развивать УУД. Главное - учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции.

Ведь основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие - чему учить? ради чего учить? как учить?
Таким образом формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.

Литература:

  1. Богатенкова Н.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения Н.В. Богатенкова // Пособие для учителей - СПб.: СПбГУПМ, 2001.

  2. Викентьева И. Ода синквейну. - Перемена. - 2002. - №3.

  3. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. - М., 1995.

  4. Данилов Д. Д., Сизова Е. В., Кузнецов А. В. и другие. Всеобщая история. Учебник. 5 класс. М. БАЛАСС. 2012.

  5. Загашев И. О. Умение задавать вопросы. - Перемена. - 2001. - №4.

  6. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

  7. Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. - СПб.: СПбГУПМ, 1999.

  8. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. - М., 1999.




Приложение №1.


Продуктивное чтение.

Тема урока: ВВЕДЕНИЕ. КАК ЗАГЛЯНУТЬ В ПРОШЛОЕ?

Как узнать о прошлом? Что нам нужно знать, чтобы решить проблему урока? (Беседа).

Обобщаем ответы. Знать трудности, которые нужно преодолеть ученому- историку, чтобы узнать, что было в прошлом. Сделать вывод: можно ли узнать правду о прошлом?

I этап. Работа с текстом до чтения.

Просмотри текст и предположи, о чем он, по названию, выделенным словам.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Прочитай текст, ведя диалог с автором с помощью знаков-подсказок:

В - задай вопрос автору текста;

О - спрогнозируй ответ;

П - проверь себя по тексту.

Чтобы узнать, как люди жили в прошлом, историку необходимо найти исторические источники - то, что сохранилось с древних времен до наших дней и может рассказать о давних событиях. Богатыми источниками знаний являются древние записи: книги, письма, документы. Но работать с ними непросто. В (Почему?) О (Предложи свою догадку!) Сначала их надо было разыскать в старых городах, архивах, библиотеках, коллекциях любителей старины. П (Угадал ответ?) Потом эти записи нужно перевести с древних языков на современные, найти смысл непонятных забытых слов, многие из которых обозначают давно исчезнувшие вещи и обычаи. П (Об этом догадывался?) Случается, что разные ученые предлагают разные версии прочтения этих источников. В (И какой же правильный?)

Уточнить смысл помогают старые вещи, которые также служат историческими источниками. В (Что за «вещи?») Чаще всего они сохраняются в земле, там, где когда-то жили люди.

Но мало найти исторический источник, нужно еще датировать - определить, в какое время он был создан, о каких веках может нам рассказать. Это не просто, даже если на вещи указан год ее создания. В (Почему?) О (Предположи.) Запись может быть такой: «пятый год правления Сына Солнца» или «535 год от основания Рима». В разных странах в разные времена существовали свои эры - точки отсчета исторического времени, свои календари. П (Теперь понятно?) Такие даты надо еще перевести на современное летоисчисление: высчитать, какой этот год «до» или «после» новой эры. Так называется современная точка отсчета исторического времени. Если же дата на источниках не указана, историку необходимо ее установить по косвенным признакам. В (Как?) О Для текста - по упоминанию в нем уже известных событий и людей. П Если источник - вещь из археологических раскопок, то важно, в каком слое земли ее нашли, какие предметы, время создания которых уже известно, были рядом. П Наконец, для вещей, сделанных из «живого» материала (дерева, растительных тканей и т. п.), придуманы технические способы, позволяющие определить, сколько веков назад создана вещь. П После того, как удалось датировать сведения источников, они становятся историческим фактом.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулировка вывода по заданию и проблеме урока. Примерные ответы:

Несмотря на то, что должна быть проделана кропотливая работа, привлечено много разных специалистов, затрачено много времени, узнать правду о прошлом можно.

Приложение №2.

Тема урока: Воспитание граждан Эллады.

Наверняка ученики помнят, что эта традиция зародилась очень давно в Греции, что, возможно, игры проводились у горы Олимп, той самой, где жили греческие боги, что на время игр в Греции прекращались войны, что зажигался олимпийский огонь, что соревнования шли по нескольким видам спорта, а наградой был лавровый венок и прижизненная слава.

Запишем уже имеющиеся знания, используя прием «Кластеры» (вместе с учителем или самостоятельно).

Примерный вариант ответа:

Прием «инсерт».

Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения (пометки на полях).

Например

«+» - уже знал

«!» - новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

Задание: Ставьте значки по ходу чтения на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно количество значков увеличится.

После маркировка текст может выглядеть так:

Олимпийские игры.

В греческих мифах боги часто спорят, соперничают друг с другом, как, например, Афина с Посейдоном за право покровительствовать городу. Люди и полисы тоже проводили в честь богов праздники-соревнования. На играх в честь Афины (богини мудрости) состязались ораторы и поэты. На играх в честь покровителя искусств Аполлона - музыканты. Однако самыми почитаемыми были Олимпийские игры в честь царя богов Зевса.

Начиная с 776 года до н. э. раз в четыре года из городка Олимпия во все греческие полисы устремлялись гонцы, возвещавшие начало игр. Объявлялось перемирие на все лето, под страхом гнева богов запрещалось начинать войны. - «+».

Тысячи людей стекались в Олимпию, и здесь у священной рощи вырастал город: множество палаток аристократов, почтенных послов от каждого города, торговцев, простых людей.

В первый день Олимпийских игр зажигался священный огонь и каждый приносил на алтарь Зевса свою жертву - от целого стада быков до горсти зерна. - «+».

Во второй день объявлялись имена тех, кто пожелал участвовать в соревнованиях. Состязаться могли только свободные мужчины-греки, полноправные граждане. - «!».

На огромном стадионе зрители рассаживались на каменных скамьях, и начинались состязания. Сначала мчались по кругу колесницы, часто рискуя опрокинуться и погубить возничих. Потом вылетали в бешеной скачке всадники.

Затем наступала очередь пятиборцев: атлеты сначала соревновались в беге, потом в метании диска, борьбе, кулачном бое и прыжках. - «-».

На третий день состязались юноше до 16 лет. - «!». На четвертый - бегуны на разные дистанции. На пятый день приносились жертвы богам и устраивался пир в честь победителей.

Каждого из них венчали лавровым венком, - «+».

Во всеуслышанье оглашали его имя и название полиса, а потом выбивали имена на мраморной доске, которая навечно оставалась в Олимпии. Здесь же воздвигали статую победителя, и лучшие поэты сочиняли ему хвалебную оду. - «!».

Победа на Олимпийских играх считалась не столько личной заслугой, сколько знаком благосклонности великого Зевса. Поэтому по возвращении победитель Олимпиады въезжал в родной город, стоя на колеснице. - «!?». Весь город провожал его по главной улице к храму. Здесь победитель приносил благодарственную жертву богу -покровителю города и оставлял свой олимпийский венок. - «?». Горожане устраивали обед в честь героя Игр, устанавливали его статую на площади, освобождали от всех налогов. - «!».

Далее заполнить таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.



Примерный ответ:

«+»

«-»

«!»

«?»

То, что вы знаете или думали, что знаете

То, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете

То, что вы читаете, является для вас новым

То, что вы читаете не понятно или же вы хотите получить более подробные сведения

Раз в четыре года из городка Олимпия во все греческие полисы устремлялись гонцы, возвещавшие начало игр. Объявлялось перемирие на все лето, под страхом гнева богов запрещалось начинать войны.


В первый день Олимпийских игр зажигался священный огонь.


Каждого победителя

венчали лавровым венком.

На огромном стадионе зрители рассаживались на каменных скамьях, и начинались состязания. Сначала мчались по кругу колесницы, часто рискуя опрокинуться и погубить возничих. Потом вылетали в бешеной скачке всадники. Затем наступала очередь пятиборцев: атлеты сначала соревновались в беге, потом в метании диска, борьбе, кулачном бое и прыжках.


Состязаться могли только свободные мужчины-греки, полноправные граждане.


Во всеуслышанье оглашали имя победителя и название полиса, а потом выбивали имена на мраморной доске, которая навечно оставалась в Олимпии. Здесь же воздвигали статую победителя, и лучшие поэты сочиняли ему хвалебную оду.


Победителя освобождали от всех налогов.


Победа на Олимпийских играх считалась не столько личной заслугой, сколько знаком благосклонности великого Зевса.

Если позволяет время, таблица заполняется на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

После прочтения текста появилась новая информация, появились новые «веточки». Что нового мы узнали? Было в центре - тема «Олимпийские игры», крупные «веточки»: место проведения, виды спорта, правила проведения, награды. Теперь наш кластер может выглядеть так:

В С Т А В К А №2



Приложение №3.

Синквейн

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть эмоциональной.

Примерный вариант ответа:

  1. Поэмы.

  2. Древнегреческие, почитаемые.

  3. Сражаться, мстить, хитрить.

  4. Поэмы Гомера вобрали в себя представления древних греков о людях и богах.

  5. Память.

35


© 2010-2022