• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока по истории на тема События и явления в истории: открытия, битвы, путешествия, хозяйственная и повседневная жизнь

Конспект урока по истории на тема События и явления в истории: открытия, битвы, путешествия, хозяйственная и повседневная жизнь

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. События и явления в истории: открытия, битвы, путешествия, хозяйственная и повседневная жизнь. 5 класс история.

Цель: выяснить какие события и явления называют историческими и какое значение имеет их исследование для изучения пришлого; усовершенствовать навык работы с текстом и умение высказывать собственную точку зрения; воспитывать интерес к историческому прошлому родного края.

Понятия и термины: раздаточный материал, исторические события.

Оборудование: иллюстрации.

Тип урока6 изучение нового материала.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний Беседа

1. Вспомните, что изучает история.

2. Если мы изучаем событие, на какие вопросы мы должны ответить?

3. Всегда ли однозначно можно оценить то или иное событие? Почему?

ІІІ. Мотивация учебной деятельности Задание.

Представьте, что вы прибыли из другой страны и у вас есть возможность посетить урок истории. О чем, прежде всего, вы бы хотіли узнать?

Изучая историю, мы узнаем не только о деятельности исторических зичностей, а и о событиях, которые произошли на той, либо другой территории, в той, либо иной стране в прошлом ( например, о войнах и революціях, походах и присоединениях нових земель, о строительстве городов и открытии учебных заведений, о развитии хазяйства и культуры и т.д.). Это все исторические события и явления.

ІV. Изучение нового материала 1.

Что такое историческое событие. Учитель Историки занимаются поиском ответов на вопросы об изменениях границ и власти в государствах, почему хозяйственная жизнь в соседних странах давала більше прибыли, как связаны между собой торговля и производство, как релігія и культура влияли на людей. Т.е. учене выясняют, что в прошлом может рассматриваться как историческое явление и событие. Словарь Историческое событие - это то, что произошло с людьми в прошлом в определенное время и определенном месте: путешествия, битвы, открытия и т.д. Историческое событие - это, например, основание города Донецка, открытие первого университета в области, Великая отечественная война, чемпіонат мира по футболу в юне 2012 г. и т.д. Историки изучают события, ход которых они обачно не наблюдали либо же участие в которых не принимали. Понять, что именно, когда и с кем произошло, учене пытаются на основе исторических источников. Важно вияснить причины и последствия событий. Работа со схемой Причины события Событие Последствия Почему это произошло? Что, где, когда, с кем и как произошло? Каков был результат того, что произошло? Какие изменения в жизни человека произошли? Одни исторические события имеют большое значение и могут длиться на протяжении многих лет. Другие - краткосрочные и могут казаться мелочными, даже незаметными. Однако, так или иначе, они по-разному влияют на жизнь людей. Например, война касается всего населения страны, тогда как строительство школы в деревне - только ее жителей. Понять значимость событий можно только со временем, определив его влияние на судьбы людей и то, какое явление это событие отображает. Вопрос. Установите, почему историкам важно понять суть, причины и последствия событий.

2. Какие события и явления изучает история Коллективная работа Задание. В ходе рассказа учителя составьте план (4 пункта). Учитель История как наука интересуется не только отдельными событиями. Для исследования пришлого не обходимо понять, что такое историческое явление. События и явления отличаются между собой длительностью, количеством участников, влиянием на жизнь общества. События одиночны, всегда имеют конкретную дату и происходят в определенном месте с участием конкретних людей. Явления являются совокупностью событий, которые повторяються в определенной последовательности и имеют общин признаки. Когда учене изучают такое явление, как война, они устанавливают причины войны (т.е. почему и с какой целью ее начали), ход событий (битв, переговоров и т.д.) и к чему она привела; сравнивают военную технику и результаты битв. Однако этого недостаточно, чтобы полностью исследовать войну как явление. Важно понять роль полководцев и рядових солдат, понять, как повиляла война на людей на фронте и в тылу, на взрослых и детей. Исследования истории кораблестроения, изобретения компаса и морских карт помогает историкам изучить такое явление, как географические открытия. При этом желательно выяснить, с какой целью люди решили путешествовать, как и когда они это долали, почему одним улыбнулась удача, а другим - нет. Изучение такого явления как повседневная жизнь невозможно без знания истории одежды, посуды, взаимоотношений в семне, отношения к детям и женщинам.

3. Как исследуют исторические события и явления.

Самостоятельная работа Задание. Ознакомьтесь с памяткой «Как исследовать истторические события и явления».

Ознакомьтесь с предложенным материалом и последовательно ответьте на вопросы: Что произошло? Где и когда произошло? Кто, на Ваш вигляд, принимал участие в этих событиях? Все ли учасники названы? Каких слоёв населения касаются данные события и явления? Каковы причины этих событий? Каковы последствия этих событий? Одиночно ли данное событие? Или оно одно из многочисленных? Какое историческое явление отображает это событие?

Текст Город Лисичанск. Памятник первой шахте Донбасса

Считается, что первый уголь Донецкого бассейна в 1721 году нашел в низовье Северского Донца известный русский специалист по руде Григорий Капустин. Через несколько лет петербуржская экспедиция открыла 115-сантиметровый пласт каменного угля на отвесных склонах речки в районе современного города Лисичанск. Но ни тогда, ни на начало 1790-х лет, когда командование Черноморского флота старалось начать здесь добыча угля, это месторождение так и не начали разрабатывать. Положение изменил исторический указ русской императрицы Екатерины ІІ от 14 ноября 1795 года «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при речке Лугани и об учреждении ломки найденного в этой стране каменного угля», который планировалось выполнить на средства, которые остались от вооружения Черноморского флота. С 1795 года началась история городов Луганска (где под руководством шотландского инженера Карла Гаскойна начал создаваться Луганский чугунно-литейный завод), Лисичанска (где в Лисячей балке началась промышленная добыча угля) и всего Донецкого бассейна - Донбасса, который в воображении нескольких поколений людей идентифицируется, прежде всего, как шахтерский край. Начатый в Лисячей балке, которая прорезает высокий правый коренной берег Северского Донца, первый прииск начал давать уголь в 1796 году. Первыми шахтерами Донбасса стали крепостные с русских Липецкого и Александровского заводов. Часть из них добывала уголь, а другие строили примитивные казармы и землянки, где селились горняки. Так начинался первый шахтерский поселок, который несколько десятилетий назывался Лисячей Балкой (или Буераком), а в 1830-х годах получил современное название - Лисичанск. До 1802 года лисичанские угольные разработки были едиными казенными приисками на Донбассе. За первое десятилетие своего существования (1796-1806 гг.) здесь было добыто свыше 36 тыс. тонн уголя (сейчас столько добывают в среднем каждые семь часов), что составило свыше 90% всего добытого в Донецком бассейне угля. Две трети добытого угля конями возили за 100 км к Луганскому заводу, а сдачу продавали или использовали на месте. Уже давно в Лисичанске на склонах Северского Донца не рубят угля и лишь памятный знак в честь открытия первого угольного прииска Донбасса, установленный в Лисячей балке в 1960 году, напоминает, что именно здесь был начат один из наиболее развитых промышленных районов.

V. Обобщение и систематизация знаний

1. Что такое исторические события? Приведите примерыю

2. Что такое исторические явления? Приведите примеры.

3. На какие вопросы должны ответить історики, чтобы изучить исторические события и явления?

4. Современниками или свидетелями каких исторических событий были лично вы? Опишите их согласно памятке «Как исследовать истторические события и явления».

VІ. Домашнее задание

Выучить термины и понятия.

Творческое задание, Самостоятельно разберите любое историческое явление Донецкой области, используя памятку «Как исследовать истторические события и явления»

«Как исследовать истторические события и явления»

Что произошло?

Где и когда произошло?

Кто, на Ваш вигляд, принимал участие в этих событиях?

Все ли учасники названы?

Каких слоёв населения касаются данные события и явления?

Каковы причины этих событий?

Каковы последствия этих событий?

Одиночно ли данное событие?

Или оно одно из многочисленных?

Какое историческое явление отображает это событие?

© 2010-2022