- Преподавателю
- История
- Конспект урока истории Древнейшие люди
Конспект урока истории Древнейшие люди
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чекаловская Л.Е. |
Дата | 05.07.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока истории,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Ф.И.О. Чекаловская Людмила Евгеньевна
Место работы: хут. Ханьков, муниципальное образование Славянский район, МБОУ ООШ № 21
Должность: учитель истории, обществознания и географии
Предмет: история
Класс: 5
Тема урока «Древнейшие люди», раздел «Жизнь первобытных людей», урок 11
Базовый учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2015 г.
Технологическая карта урока1. Первобытные люди: облик, условия жизни
2. Орудия труда и занятия первобытных людей
3. Овладение огнем
Возможная личностно значимая проблема
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности
Цель урока
Способствовать формированию представлений о биологической эволюции человека, об особенностях основных типов древнейших людей; создать условия для ознакомления с ролью орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида
Задачи урока
образовательные: познакомить обучающихся с особенностями жизни первобытного человека: его облика, условий жизни, занятий, основных отличий от мира животных.
развивающие: продолжить развитие информационных умений; развивать коммуникативные способности обучающихся через совместную деятельность, делать выводы, на основе источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам, умение вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения;
воспитательные: воспитывать способность продуктивно работать в группе, трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям.
Тип и вид урока, формы организации учебной деятельности
Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний / лекция с элементами беседы
Форма организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая (парная).
Приемы деятельности учителя: объяснение, эвристическая беседа, организация проверки усвоения знаний.
Планируемые результаты
Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
УУД
Познавательные УУД:
- находить (в источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
- анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;
строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать учебную деятельность;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень достижения цели.
Коммуникативные УУД:
- излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
Учебное оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь 1, ЭУИ «Всеобщая история» 5 класс, КИМы под ред. Волковой К.В., тестовая работа, таблица для заполнения
Новые термины и понятия
Первобытный человек, каменный век, палеолит, мезолит, неолит, присваивающий тип хозяйства
Этапы урока
-
Организационный момент
-
Актуализация темы «Введение в историю»
-
Переход к новой теме
-
Изучение новой темы
-
Итоги урока, закрепление изученного на уроке
-
Объяснение хода выполнения домашнего задания
Домашнее задание
§ 1. Вопросы на с. 11
Ход урокаПроверка готовности учащихся к уроку. Отметка в журнале об отсутствующих.
Краткое изложение основных этапов урока.
Быстрое включение в деловой ритм.
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
2
Тестовая работа
Выполнение тестовой работы
Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в уме, используют навыки выполнения тестовой работы
3
Объяснение плана изучения новой темы
-
Первобытные люди: облик, условия жизни
-
Орудия труда и занятия первобытных людей
-
Овладение огнем
Работа с «ключевыми вопросами истории», формулируют план урока
Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других
4
Работа с понятием первобытность
Устные ответы на поставленные вопросы. В тетрадях составляют опорную схему для понимания понятия (как пример
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Первыми Были)
Познавательные: используют знаково-символические средства
Работа с учебником с.8
Чтение статьи учебника.
Систематизация учебного материала на основе «ключевых вопросов истории»
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Беседа
- Где и когда примерно жили первобытные люди?
- Что такое стоянка?
Участие в беседе
Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других
Работа с контурной картой с. 4
Работа с контурной картой
Познавательные: используют знаково-символические средства
Работа с иллюстрациями
- Какие занятия были у первобытных людей?
- Что использовали первобытные люди для добычи пищи?
Работа с иллюстрациями
Познавательные: используют знаково-символические средства
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других
ФИЗ минутка
Работа с понятиями
Запись понятий в рабочую карту.
Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.
Просмотр лекции ЭУИ «Всеобщая история»
Познавательные: используют знаково-символические средства
Беседа по увиденному.
- Как изменилась жизнь людей после овладения огнем?
- Что такое ледниковый период?
- Какие новые орудия труда появились у людей?
- Из чего их делали?
- Чем человек отличался от мира животных?
Обсуждение увиденного по вопросам.
Познавательные: строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других
5
Работа с заданием в рабочей тетради. Зад.2, с.3
Работа с таблицей (как вариант) в рабочих листах 1 колонка.
Выполнение задания.
Проверка выполнения задания.
Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: высказывают свое мнение
6
§ 1. Вопросы на с. 11
Запись задания в дневник
Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания
ПримечанияСпросить устно
Предложить письменное задание
3
Проверочная работа по теме
«Повторение и обобщение курса «Введение в историю»
-
Перечислите виды исторических источников и приведите по 2 примера на каждый вид.
-
Выберите из предложенных только исторические временные отрезки:
а) век б) год в) секунда г) минута д) эра е) месяц
-
Последовательность исторических событий во времени называется…
а) геральдика б) нумизматика в) хронология г) археология
-
Какими цифрами принято обозначать века в исторической науке?
а) арабскими б) римскими в) греческими г) английскими
-
Назовите основное занятие археологов?
а) чтение книг б) беседа с людьми в) раскопки г) путешествие по стране
-
В науке любая дошедшая до нашего времени частица прошлого?
а) летопись б) документ в) памятник г) предмет
-
Перечень (свод) используемых на карте условных знаков и объяснений называется…?
а) план б) контур в) легенда г) схема
-
Эта наука отвечает на вопросы: какие народы живут на Земле? каково их происхождение и расселение? На каких языках они говорят?…
а) география б) этнография в) геология г) археология
-
Что в переводе с греческого буквально означает «родословная»?
а) нумерология б) генеалогия в) хронология г) ономастика
-
Найдите соответствие.
а) английский б) германский в) испанский г) французский д) итальянский
-
Вставьте пропущенные слова….
Описание государственного герба российской империи.
Главная часть его - золотой …….., на котором изображен черный двуглавый……..,коронованный двумя императорскими……….. Над ним - большая ……с развевающимися лентами Андреевского ордена. Государственный…..держит золотые……и……….…..На груди……..…московский герб: на щите с золотыми краями изображение………… ………., поражающего………..
-
О чем идет речь? Это слово греческого происхождения, оно означает «песнь», «слава», «хвала». Их сочиняли в честь правящих монархов: императоров, королей, князей.
СРАВНИТЕЛЬНЫЯ ТАБЛИЦА