Рабочая программа по учебному предмету история 9 класс

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетноеобразовательное учреждение

Тюменцевская средняя общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

Принята на заседании «Утверждаю»

педагогического совета директор школы_________(Т.Ф.Калужина)

. «_____»_________20 г. приказ №____ от «____»_________20 г.

Рабочая программа

по учебному предмету

история

9 класс



Программа составлена на основе авторских «А.А. Данилов Л.Г.Косулина, история России ХIХ век. Москва «Просвещение» 2011», А.О.Сороко - Цюпа, О.Ю. Стрелова Новейшая история зарубежных стран. ХХ - начало ХХIв. Москва «Просвещение» 2007.



Составитель: учитель истории Власова И.А..

квалификационная категория высшая









Тюменцево 2015 г.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по истории; на основе авторских «А.А. Данилов Л.Г.Косулина, история России ХIХ век. Москва «Просвещение» 2011»,А.О.Сороко - Цюпа, О.Ю. Стрелова Новейшая история зарубежных стран. ХХ - начало ХХIвМосква «Просвещение» 2007, Образовательной программы и учебного плана МБОУ Тюменцевской СОШ.

Учебники: О.С.Сороко - Цюпа А.О.Сороко - Цюпа, Новейшая история зарубежных стран. ХХ - начало ХХI в Москва «Просвещение» 2003; А.А. Данилов, Л.Г. Косулина М.Ю. Брандт История России ХХ - начало ХХI века /учебник для 9 класса общеобразовательных. учреждений.- М.: Просвещение, 2011.

Федеральный базисный учебный план отводит 103 ч для изучения на базовом уровне учебного предмета «История», в том числе на изучение курса «история России» - 68 ч, курса «Новейшая история» - 35 ч.

Рабочая программа составлена с учетом чередования курса истории России (2 часа) и Всеобщей истории (1 час).

Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

Цели учебного предмета: формирование личности ученика, который должен быть приспособленным к современным условиям жизни, уметь принимать чуть ли не мгновенно правильное и верное решение какого-либо вопроса; уметь мыслить, прогнозировать возможный результат и найти рациональный способ его достижения.

Задачи:

- формировать у учащихся целостноепредставление об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;

-способствовать воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся;

-содействовать формированию личностного отношения к истории своей страны, истории своего края, села;

-стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины;

-создать условия, благоприятствующие укреплению физического, нравственного и психологического здоровья на уроке истории.

-содействоватьорганизации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;

- формировать умения отличать факты от домыслов, добывать знания непосредственно из реальности, владеть приёмами действий в нестандартных ситуациях.

-способствовать умению выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

- формировать умения вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, свою позицию;

- развивать навыки работы в паре, в группе.

- формировать умения работать с разными историческими источниками, самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужную информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её.

Специфика предмета: формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе общего образования являются:

- основные этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной истории;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников;

Приемы:

Анализ, сравнение, конкретизация, обобщение, абстрагирование, доказательство, выявление существенного, объяснение, монолог, диалог.

Методы преподавания: словесно-практический, исследовательский, частично-поисковый, наглядный, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: школьная лекция, уроки - практикумы, самостоятельная работа, написание сочинений - эссе, заслушивание сообщений учащихся с последующем их обсуждением, сюжетно-ролевые игры, беседы, дискуссии, работа в группах, парах, индивидуальная работа.

Технологии обучения:технология групповой работы, технология проблемного обучения, дифференцированного обучения, ИКТ, здоровьесьерегающие технологии, блочная технология, игровые технологии.

Виды деятельности:

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой, развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичныхвыступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Формы контроля: традиционный устный и письменный опрос, тестирование, творческие задания, викторины, разноуровневые задания и вопросы, мини-сочинения, опережающие задания, защита проектов, рефератов

Формы оценки:

Отметка «5» (отлично) ставится за развернутый, полный, безошибочный устный ответ, в котором выдерживается план (последовательность): введения, сообщение нового материала, заключение (личное мнение. Обоснованная позиция по спорным вопросам, аргументация, выводы. У ученика должна быть грамотная речь, без существенных стилистических ошибок.

Отметка «4» (хорошо) ставится за развернутый ответ с незначительными (одна существенная ошибка) недочетами, в котором выдерживается план сообщения основного материала, изложение грамотным языком с незначительными стилистическими ошибками.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится за развернутый ответ, содержащий сообщение основного материала при двух-трех существенных ошибках, язык ответа должен быть грамотным.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится в том случае, если учащийся во время устного ответа не вышел на уровень требований, предъявляемых к «троечному» ответу.

Отметка «1» (очень плохо) ставится в том случае, если учащийся не смог ответить по заданию учителя даже с помощью наводящих вопросов или иных средств в помощь, изложенных учителем.

Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Критерии оценивания:

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности

Критерии оценки устного ответа:

глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается - тремя баллами;

наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;

активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;

неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности - тремя баллами;

полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

75-100% - отлично «5»;

60-74% - хорошо «4»

50-59% - удовлетворительно «3»;

менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы - тремя баллами;

полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий по желанию;

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;

- отсутствие выполнения дополнительных заданий;

- низкий уровень знания базового материала;

Планируемые результаты:

уметь

- уметь рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа;

-уметь работать (проводить поиск необходимой информации ) с различными историческими источниками, сравнивать, выявлять их сходство и различия; -- рассказывать (устно и письменно) об исторических фактах, событиях, участниках, описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;

- соотносить единичные исторические факты и общие явления, группировать (классифицировать) события и явления по указанному признаку;

- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

- объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;

- приводить оценки исторических событий (в том числе противоположные);

- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

- знать основные принципы основ здорового образа жизни;

-реализовывать установки здорового образа жизни.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- для совершенствования собственной познавательной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;

-оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.атическое планирование

История Россия 9 класс - 68 ч

Всеобщая история - 32 ч.

урока

Наименование раздела программы, тем уроков

Кол-во

часов

Элементы содержания урока

Планируемые результаты урока

Россия в начале ХХ века 1900-1916

12

1.

Вводное занятие.

Российская империя на рубеже веков и её место в мире.

1

Территориальная структура Российской империи, её геостратегическое положение. Количественная и качественная характеристика населения. Рос.империи. Особенности процесса модернизации.

Дать определение понятиям: геополитика, модернизация, индустриальное общество, самодержавие. Анализировать модернизационные процессы, объяснить причины отставания отечественной экономики. Сравнивать темпы и характер модернизации в России.

2.

Политическое развитие России в начале ХХ века

1

Характеристика политической системы Рос. империи.; необходимость её формирования

Личность Николая II, его политические воззрения.

Либеральная программа полит.преобразований.

Национальная политика Николая II

Давать характеристику исторического портрета Николая Второго.

Объяснять в чем заключалась необходимость политических реформ в России. Объяснять понятия социал-демократы, эсеры. Сравнивать РСДРП и ПСР, выявлять черты сходства и различия.

3

Экономическое развитие России в начале ХХ века

1

Особенности развития российской экономики начала ХХ века. Роль гос-ва в экономике России. Иностранный капитал. Российский монополистический капитализм. Финансовый капитал.

Кустарная Россия. С/х. Аграрное перенаселение

Сравнивают экономическое развитие страны на рубеже веков 19 - 20.

4

Социальная структура Российской империи начала ХХ века.

1

Особенности соц. Структуры. Поместное дворянство. Характеристика русской буржуазии. Крестьянство. Пролетариат. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция

Знать особенности соц. структуры российского общества начала ХХ века;

Уметь характеризовать сословную, социальную и классовую структуру населения Российской империи начала ХХ века

5

Внешняя политика

Николая II

.

1

Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая. Миротворческая инициатива русского императора.

« Большая азиатская программа» русского правительства. Русско- японская война 1904-1905гг.

Ход военных действий на суше и море. Причины поражения в войне.

Знать внешнеполитические при-оритеты России в начале XX века. Дискуссия по вопросам о целесо-образности «маленькой победо¬носной войны» и путях выхода из революционного кризиса. Раскрывать воздействие войны на общественную жизнь.

6

Общественно-политическое движения в начале ХХ века

1

Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Классификация политический партий. Российская социал- демократия. Большевики и меньшевики. В.И.Ленин. Ю.О. Мартов. Партия социалистов - революционеров.

Радикализация либерального движения.

Развитие политической системы, становление партийной системы.

Объяснять причины радикализации движения.

7

Первая русская революция

2

Антиправительственное движение в 1901-1904гг. «Зубатовский социализм». Кровавое воскресенье. Причины и основные события революции. Манифест 17 октября 1905г. Создание первого представительного органа власти.

Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября». Монархические партии и организации. Итоги революции

Излагать причины, ход и итоги рос-сийской революции 1905-1907 гг. Определять влияние Первой рос-сийской революции на общест¬венное развитие страны

8

Реформы П.А.Столыпина

1

Деятельность I Гос. думы, её аграрные проекты.

Правительственная программа Столыпина. II Гос. дума. Итоги Столыпинской реформы. Убийство Столыпина.

III Гос. дума. Общественное и политическое развитие России в 1912-1914 гг. Свёртывание курса на полит.и социальное реформаторство

Давать определения понятиям: отруб,

хутор, отрезки, реформа. Характеризовать положительные и отрицательные итоги Столыпин¬ской реформы, делать выводы;

1 гос.дума. партии. Председатель.

2 гос.дума. партии. Председатель. Третьеиюньский переворот.

9

Россия в первой мировой войне.

1

Руская внешняя политика после окончания русско- японской войны. Создание двух военно- политических блоков в Европе. Обострение русско-германских противоречий. Начало первой мировой войны, её цели, причины, планы воюющих сторон. Военные действия на Восточном фронте в 1914-1916гг. Итоги военной кампании 1914-1916гг. Психологический настрой в армейских настроениях

Излагать причины, ход, итоги Первой мировой войны. Опреде¬лять роль России в данной войне. Систематизировать материал, составлять таблицу. Участвовать в дискуссии «Можно ли было европейским странам избежать Первой мировой войны?»

10

Обострение внутриполитической ситуации.

1

Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние в обществе. Отношения политических партий к войне.IVГос. дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения.

Называть причины обострения внутриполитической ситуации в стране.

Что такое революционное движение

11

Серебряный век русской культуры.

1

Духовное состояние русского общества в начале ХХ в. Основные тенденции развития русской культуры начала ХХ в. Развитие науки. Русская философия. Серебряный век русской поэзии.

Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. Русский балет. Рождение кинематографа

Знать что начало ХХ века- начало серебряного века художественной культуры; знать под влиянием каких факторов менялись основы традиционного быта


12

Повторение и обобщение

1

Контроль знаний истории России в начале XX века

Россия в 1917 - 1927гг.

13

13

14

От Февраля к Октябрю.

2

Начало Февральской революции. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Отречение Николая II.

Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества. Социально-экономическая политика. Рождение новой власти на местах.

Апрельский кризис Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика.

Выступление генерала Корнилова и его последствия.Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л.Д. Троцкий. Октябрьский переворот в Петрограде. Крах право-либеральной альтернативы

Характеризовать события февра¬ля-октября 1917 г. Определять сущность «двоевластия». Анализировать первые декреты советской власти

15

Становление советской власти

1

II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного советского правительства. Судьба Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы.

III Всероссийский съезд Сове¬тов. Формирование советской государственности. Отношение большевиков к продолжающейся мировой войне. Брест-Литовский мирный договор; его условия, экономические и политические последствия их принятия

Объяснять сущность событий Октября 1917 г. Раскрывать причины прихода большевиков к власти. Раскрывать сущность и значение Второго съезда Советов. Составлять характеристику портрета Ленина и Троцкого

16

Эволюция экономической политики советской власти

«Военный коммунизм».

1

Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений

Объяснять значение понятия «военный коммунизм». Характеризовать особенности политики «военного коммунизма». Характеризовать эволюцию политики большевиков в отношении крестьянства

17

18

Гражданская война

.

2

Причины Гражданской войны и ее этапы. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации.

Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. «Мятеж» адмирала А. В. Колчака. Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону Характер белогвардейской власти на юге. Политические декларации и социально-экономическая политика. Белый террор. Н.И. Махно. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина.

Северный фронт. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Антибольшевистские выступления красноармейцев в фортах Красная Горка, Серая Лошадь, Обручев. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере.

Белый Крым. Социально-экономическая программа П. Н. Врангеля. Разгром Врангеля.

Гражданская война на национальных окраинах. «Малая гражданская война». Крестьянские выступления в 1920-1921 гг. Кронштадтское восстание.

Знать периодизацию и основные события Гражданской войны. Критически анализировать раз¬личные подходы в освещении событий Гражданской войны. Участвовать в разработке проекта «Красный и белый террор». Рассказывать, используя карту о наиболее значительных событий Гражданской войны. Давать характеристику «белого» и «красного» движений. Проводить поиск информации о событиях 1918-1920 гг. в своем крае, представлять ее в устном сообщении или презентации

19

Новая экономическая политика

.

1

Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е гг. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений

Характеризовать причины перехо¬да к НЭПу, сопоставить НЭП и политику «военного коммунизма». Рассказать о жизни общества в годы НЭПа. Высказывать суждения о причинах свертывания НЭПа.

20

Развитие политического процесса в 20-е годы

1

1 Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на НЭП.. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП(б) в главное звено государственной структуры. Образование СССР

Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В. И. Ленина. Усиление И. В. Сталина.

Объяснить противоречия НЭПовской модели и перспективы НЭПа, проводить аналогию с современным рынком

21

Внешняя политика

в 20-е гг.

1

Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. Внешнеполитические аспекты причин победы большевиков в Гражданской войне. Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Интернационала. II конгресс Коминтерна. Прорыв мировой изоляции советской страны. Генуэзская кон¬ференция. Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.: причины, факты, последствия для внутреннего положения в стране.

Знать понятия: Коминтерн, международная изоляция, региональные конфликты. Уметь анализировать документы, различать факт, мнение, доказательство

22

23

Духовная жизнь

2

Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции».

Большевистские приоритеты в науке. Положение научно-технической интеллигенции.

Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. «Окна сатиры РОСТА». Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру.

Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг.

24

Родной край в первой трети ХХ в.

1

Региональный компонент

Демонстрация знаний учащихся об истории своего края.

25

Повторение и обобщение

1

Россия на крутом переломе

Демонстрация знаний учащихся

СССР в 1928 - 1938гг.

8

26

Экономическое развитие

1

Хлебозаготовительный кризис 1927г.: причины, проявления, меры к преодолению Социально-психологические предпосылки победы сталинской линии. Социально-политическая подготовка «великого перелома».

Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги.

Коллективизация. Раскулачивание. Форсированная индустриализация и насильственная коллективизация - неразрывная связь.

Результаты форсирования развития и его цена.

Давать определение понятиям: ин-дустриализация, коллективизация, «великий перелом», колхоз. Анализировать последствия ин-дустриализации и коллективиза¬ции, давать оценку сталинскому «Великому перелому»

27

Политическая система

1

Определение и основные черты тоталитарного режима и тоталитарного государства.

Партия - ядро тоталитарной системы. Огосударствление партийного аппарата. Ликвидация остатков внутрипартийной демократии.

Идеологизация общественной жизни. Контроль за средствами массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя.

Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Репрессии.

Принятие Конституции 1936 г. Попытки сопротивления тоталитарному режиму

Давать определение понятиям: тоталитаризм, культ личности, репрессии, конституция. Характеризовать основные эле¬менты тоталитаризма, анализи¬ровать причины и последствия утверждения тоталитарного ре¬жима в стране

28

Социальная система

1

Изменение социальной структуры общества.

Рабочий класс. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания Интеллигенция..

«Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики. Номенклатура - верхний слой советской социальной системы.

Характеризовать основные соци-альные группы советского обще¬ства. Определять изменения, произо-шедшие в жизни рабочих и кре¬стьян за годы индустриализации и коллективизации

29

Внешняя политика

1

Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Поиски союза с демократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности.

Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании.

Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР

Указывать основные направления внешней политики СССР в 30-е годы. Давать оценку «нового курса» советской дипломатии, анализировать советско - германские соглашения 1939г.

30

31

Духовная жизнь

2

Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии.

От свободы творчества к творческим союзам.

М. Горький. Социально-психологический феномен социалистического реализма.

Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература.

Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в 30-е гг. Психологическое состояние общества

Называть выдающихся деятелей и достижения отечественной науки и культуры начала XX века.

Систематизировать материал.

Составлять таблицу.

Подготовить сообщение о выдающемся представителе отече-

ственной науки и культуры начала XX века

32

Родной край в 30-е гг.

1

33

Повторение и обобщение

1

Накануне суровых испытаний

Великая Отечественная война

8

34

СССР накануне войны. Советско- германские отношения

1

Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора.

Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги.

Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты.

Подготовка Германии к нападению на СССР.

Знать договор о ненападение. Экономика воюющих сторон. Цели сторон. Показывать на карте территории, присоединенные к СССР с сентября 1939 г. по июнь 1941г.Объяснять в чем состояли причины и последствия советско-финляндской войны. Характеризовать советско-германские отношения накануне Великой Отечественной войны.

35

Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой - летом 1942г

1

Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск.. Периодизация военных действий.

Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Битва под Москвой.

Разгром немецких войск под Москвой.

Зимнее наступление Красной Армии, его итоги.

Летнее наступление немецких войск. Приказ

№227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция

Излагать причины и итоги Великой Отечественной войны. Знать историческую карту.

Систематизировать материал, составлять таблицу.

Участвовать в дискуссии по теме: «Можно ли было избежать Второй мировой войны?» Использовать воспоминания ветеранов войны. Подготовить сообщение о битве за Москву и оборону Ленинграда.

36

Тыл в годы войны

1

Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отече¬ственной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура

Характеризовать жизнь людей в годы войны. Представлять биографические справки об участниках войны.

37

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

1

Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага; партизанское движение.

Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.

Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта.

Рассказывать о крупнейших сражениях с 19 ноября 1942 г. по конец 1943 г., используя карту. Объяснять причину успеха советского контрнаступления под Сталинградом и победы в Курской битве.

38

39

Завершающий период Великой Отечественной войны

2

советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция.

Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция.

Разгром японских войск в Маньчжурии.

Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы.

Рассказывать о крупнейших сражениях 1944-1945гг., используя карту. Объяснять причины победы СССР в Великой Отечественной войне и в войне с Японией. Характеризовать решения Ялтинской и Потсдамской конференций. Итоги Второй мировой войны.

40

Родной край в Великой Отечественной войне

1

Демонстрация знаний учащихся об истории своего края

41

Повторение и обобщение 1

1

Демонстрация знаний учащихся по теме «Великая отечественная война».

СССР в 1945 - 1952гг.

4

42

Послевоенное восстановление хозяйства

1

1 Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945-1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей

Характеризовать состояние советской экономики после войны. Находить изменения, произошедшие в послевоенные годы в экономике, политике, культуре, социальной жизни

Переселение народов, «дело врачей», « ленинградское дело», Смерть Сталина. Суд над Берией.

43

Политическое развитие страны

1

Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы.

44

Идеология и культура

1

Идеологические кампании 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.

Характеризовать идеологические кампаеии к.1940-н. 1950 гг. Приводить конкретные примеры усиления административного и идеологического контроля в последние годы, гонений на ученых, деятелей литературы и искусства.

45

Внешняя политика СССР

1

СССР в системе послевоенных международных отношений. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало «холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне.

Характеризовать изменения в международном положении СССР после П мировой войны. Объяснить причины и характер¬ные признаки «холодной войны»

СССР в 1953 -середине 60-х гг.

4

46

Изменения политической системы

1

Смерть Сталина и борьба за власть. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий.

Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961г.). Разработка новой Конституции СССР.

Давать характеристику демократизации общества,20 съезда КПСС, политической жизни общества. Нарастание кризиса политики Хрущева.

47

Экономическое и социальное развитие

1

Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промы-шленностью.

Особенности социальной политики. Жилищное строительство.

Давать определения понятиям: ротация, реабилитация, «отте¬пель», расширенное воспроизвод¬ство, диссидент, паритет, разо¬ружение, пацифизм. Давать общую оценку экономи¬ческих реформ Хрущева

48

Развитие науки и образования

Духовная жизнь

1

Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957 г.). Первый пилотируемый полет в космос Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961г. Открытия советских ученых в важнейших областях науки.

А.Д. Сахаров. Реформа школы 1958г.

Зарождение обновленческого направления в советской литературе. И. Эренбург. В. Панова. А. Твардовский. Д. Гранин. В. Дудинцев.

Р. Рождественский. Е. Евтушенко.

А. Вознесенский. А. Солженицын.

Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии.

Характеризовать политику мирного сосуществования.

Участвовать в дискуссии по теме «Можно ли считать, что диссе-

дентство выросло из хрущевской «оттепели»?»

49

Внешняя политика

1

Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира». Отношение со странами социализма. Отношение с западом и США. Караибский кризис

СССР в середине 60-х - середине 80-х гг.

4

50

Политическое развитие

1

Отстранение Н. С. Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Конституция СССР 1977 г.

Характеризовать особенности

политического и экономического

развития страны.

Объяснять причины отставания

экономики западных стран

в 70-80-х гг.

Оценивать характер отношений

СССР с другими странами.

Написать эссе «Почему у многих

людей в наши дни ностальгия

по застою?»

51

Экономика «развитого социализма»

1

Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики.

52

Общественная жизнь

1

Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя.. Советский театр. Движение диссидентов. Советская музыка. Оперное искусство. Кинематограф.

Сущность общественно-политической жизни. Слои общества.

53

Внешняя политика

1

Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток-Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма. Доктрина Брежнева. Страны «третьего мира» во внешней политике советского руководства.

Перестройка в СССР 1985 - 1991гг.

6

54

Реформа политической системы

1

Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Либеральные, социалистические, национальные партии и общественно-политические движения. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ.

Объяснять понятия: кадровая революция, перестройка, стратегия

ускорения, «новое мышление».

Определять цели и основные этапы политических и экономических преобразований в стране.

Давать им оценку. Оценивать результаты политики «нового мышления»

55

Экономические реформы 1985 -1991гг

1

Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990-1991 гг. и ее последствия

56

Общественная жизнь

1

Пересмотр партийной идеологии. Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации. Новые явления в литературе театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Кризис социалистической идеологии и политики.

Дать определение гласности, сущность, итоги. Плюсы и минусы.

57

Внешняя политика

1

Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и последствия политики нового мышления.

Характеризовать основные на-правления внешней политики страны в 80-е годы.

58

Родной край во второй половине ХХ века

1

59

Повторение и обобщение

1

Новая Россия. 1991 -2006 гг.

6

60

Российская экономика на пути к рынку

1

Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг. Давать определения понятиям: «шоковая терапия», либерализа¬ция цен, инфляция, приватиза¬ция, рыночная экономика

Давать определения понятиям: «шоковая терапия», либерализа¬ция цен, инфляция, приватиза¬ция, рыночная экономика. Давать оценку экономическому развитию страны в 90-е годы, выделить положительные резуль¬таты и появившиеся проблемы в развитии экономики

61

Политическая жизнь

1

Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой Конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гг.

Объяснять понятия: Конститу¬ция, референдум, многопартий¬ность, фракция. Характеризовать результаты по¬литического развития страны в 90-е годы, определять обозна¬чившиеся проблемы в политиче¬ской жизни страны

62

Духовная жизнь

1

Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Традиционные религии в современной России

63

Национальная политика и межнациональные отношения

1

Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Феде¬ративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90-е гг.

Характеризовать основные на-правления внешней политики страны в 90-е годы. Называть ос¬новныесоциально-экономиче¬ские и политические преобразо¬вания в российском обществе в 2000-2001 гг. Определять положительные ре-зультаты и нерешенные проблемы российской внешней политики. Написать эссе: «Какие явления В политике, экономике и культуре говорят о возрождении России?»

64

Геополитическое положение и внешняя политика России.

1

64

Россия на пороге ХХI

1

Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии.

65

66

67

68

Итоговое повторение

РЕЗЕРВНОЕ время

Планируется усилить блок «Великая Отечественная война»

В части регионального компонента (земляки-участники войны).

2

2







1

Тема 1. Новейшая история. Первая половина ХХ в.

Введение. Новейшая история как историческая эпоха

Индустриальное общество в начале ХХ

Индустриальное общество в начале ХХ

1

Периодизация новейшей истории XX - начало XXI в. и особен¬ности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX столетия. Достижения и проблемы XX в. определяющие историю человече¬ства в новом тысячелетии. Место России в новейшей истории

Новая индустриальная эпоха. Антимонопольная политика. Усиление роли государства.

Социальный реформизм. Неравномерность экономического развития.

Новая индустриальная эпоха. Антимонопольная политика. Усиление роли государства.

Социальный реформизм. Неравномерность экономического развития.

Знать периодизацию новейшей истории;

Уметь освещать основные процессы, присущие каждому периоду

Знать основные понятия урока: империализм, модернизация, индустриальное общество.

Уметь характеризовать основные направления экономического развития; извлекать информацию и различных источников.

Знать основные понятия урока: империализм, модернизация, индустриальное общество.

Уметь характеризовать основные направления экономического развития; извлекать информацию и различных источников

2

Политическое развитие в начале ХХ в.

1

Демократизация. Политические партии и политическая борьба в начале ХХ в. Социалистическое и рабочее движения. Национализм

Уметь характеризовать основные направления политического развития; извлекать информацию и различных источников.

3

Новый империализм, происхождение Первой мировой войны.

1

Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока - Тройственный союз и Антанту

Знать главные причины и суть «нового империализма».

Уметь характеризовать новые военно- политические союзы: «Тройственный союз» и «Антанта»

4

Первая мировая война и ее итоги. Версальско- Вашингтонская система

1

Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения. Первой мировой войны. Важнейшие битвы и военные операции 1914-1918 гг. на Западном фронте. Война на море. Итоги войныПарижская мирная конференция: надежды и планы участников. Новая карта Европы по Вер¬сальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. Вашингтонская конференция, Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее про¬тиворечия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений

Знать причины, ход, последствия и итоги Первой мировой войны.

Уметь анализировать статьи Версальского мирного договора.

Знать систему мирных договоров между странами - победителями и побеждёнными в первой мировой войне.

Уметь характеризовать нестабильность и противоречивость нового мирового устройства

5

Последствия войны: революции и распад империи

1

Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал-демократии в политической системе: путь от оппозиции до формирования правительства. Раскол в рабочем и соц. движении: образование леворадикальных сил - коммунистических партий. Активизация праворадикальных сил - образование и расширение влияния фашистских партий. Революции, распад империй и образование новых государств как результат Первой мировой войны.

Знать катастрофические последствия войны в социальном, экономическом и политическом плане.

Уметь выявлять состояние общественно - политических сил после войны; приводить примеры различных общественно - политических движений.

6

Капиталистический мир в 1920 гг. США и страны Европы

1

Особенности развития стран Европы и США в 20-е годы. Экономический бум и торжество консерватизма в США. Политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США.

Знать особенности экономического развития стран Европы и США после первой мировой войны.

Уметь находить новые тенденции в развитии европейских стран и США, давать им оценку.

7

Мировой экономический кризис

1

Причины экономического кризиса 1929-1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия. Либерально-демократическая модель - социальные реформы и государственное регулирование.

Знать понятия: экономический кризис, кейнсианство, рыночная экономика.

Уметь характеризовать причины и особенности мирового кризиса. Предлагать пути выхода из кризиса.

8

США: Новый курс Рузвельта

1

Особенности экономического кризиса в США. Ф. Рузвельт - политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты.

Знать особенности экономического развития европейских государств и США в 30-е годы.

Уметь анализировать политику «Нового курса» Ф. Рузвельта и программы реформистских движений в США, Великобритании, Франции

9

Демократические страны Европы в 30 годы. Великобритания, Франция

1

Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом. [Чемберлен и его политический курс на оздоровление экономики Англии.] Народный фронт во Франции. Историческое значение либерально-демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

Знать особенности экономического развития европейских государств Уметь анализировать программы реформистских движений в Великобритании, Франции, Испании, Германии.

10

Тоталитарные режимы в 30 годы. Италия, Германия, Испания.

1

Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса. Италия в 1920-1930-е гг. Политические и социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. Особенности итальянского фашизма. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. Испания в годы мирового экономического кризиса. Особенности испанского фашизма Крах Версальско-Вашингтонской системы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно-политический блок Берлин - Рим - Токио. Мюнхенский сговор . Советско-германские договоры и секретные соглашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности

Уметь выявлять закономерности между распространением тоталитарной идеологии и внутриполитическим состоянием общества; находить и объяснять сходные черты и различия итальянского, германского и испанского фашизма.

Знать антигуманность фашизма во всех его проявлениях Знать причины нарастания международной напряжённости;

Уметь характеризовать политику умиротворения, с одной стороны, и идею создания системы коллективной безопасности с другой.

11

Восток в первой половине XX века

1

Географические и политические параметры понятия «Восток» Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Реформы и революции в странах Востока

Знать определения понятий: экспансия, модернизация, реформы.

Уметь объяснять особенности экономического и политического развития стран Востока

12

Латинская Америка в первой половине XX века

1

Культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке

Уметь выделять особенности общественного развития стран Латинской Америки.

Знать закономерность тех методов борьбы за преобразования, которые были присущи большинству государств региона

13

Культура и искусство первой половины хх века

1

14

Международные отношения в 1930 гг.

1

Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги наций. Военно-политический блок «Берлин-Рим-Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 гг.

15

Вторая мировая война 1939-1945 гг.

1

Причины и характер Второй мировой войны. Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане. Создание антигитлеровской коалиции. Конференции глав государств-участников антигитлеровской коалиции. Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества. Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине 1940-х гг. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками. Преступления против человечности

Знать причины, ход военных действий и итоги Второй мировой войны. Уметь участвовать в дискуссии «Можно ли было избежать этой войны?»

16

Новейшая история. Вторая половина хх-начало хх1 в.

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны».

1



Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД).

Знать понятия: «холодная война», «гонка вооружений», «военно - политические блоки».

Уметь анализировать документы, объяснять причины и признаки «холодной войны».

17

Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970.

1

Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945-1970-е гг. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Смешанная экономика. Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства

Знать основные черты и признаки индустриального и постиндустриального обществ.

Уметь анализировать и выделять отличия этих обществ.

18

Кризисы 70-80 гг. Становление информационного общества

1

Причины экономического кризиса 1974 -1975гг. Новый этап научно-технической революции. Постиндустриальное общество. Изменения в структуре занятости. Роль науки и образования в информационном обществе. Противоречия социально - экономического развития современных стран в конце ХХ - начале ХХIв.

Знать основные причины возникновения кризисов 70 -80-х гг. и их особенности.

Уметь раскрывать суть НТР, характеризовать закономерность перехода от индустриального общества к информационному

19

Политическое развитие.

1

Главные идейно - политические направления партийной борьбы во второй половине ХХ в. Изменения в партийно - политической расстановке сил в странах Запада. Подъём и крах коммунистических партий и международного коммунистического движения. Неофашизм

Знать идейно - политические течения, существовавшие во второй половине ХХ века.

Уметь характеризовать направленность каждого из существующих течений

20

Гражданское общество. Социальные движения.

1

Причины появления новых соц. движений и расширения влияния гражданского общества. Процесс формирования гражданского общества и отражение в нём противоречий перехода к постиндустриальному обществу

Знать причины развития новых социальных движений.

Уметь их характеризовать

21

Соединенные Штаты Америки

1

США. Предпосылки превращения США в центр мировой политики. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945-1990-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США - сверхдержава в конце XX - начале XXI в

Знать особенности экономического и политического развития США.

Уметь выявлять новые тенденции в развитии европейских государств и США, давать им оценку.

22

Великобритания.

1

Великобритания. «Политический маятник» 1950-1990-х гг.: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое развитие Великобритании. М. Тэтчер - «консервативная революция». Э. Блэр - политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии.

Знать особенности экономического и политического развития Великобритании

23

Франция

1

Франция. Социально-экономическая и политическая история Франции во второй половине XX в. От многопартийности к режи¬му личной власти генерала де Голля

Франция после Второй мировой войны.

Уметь выявлять новые тенденции в развитии европейских государств, давать им оценку

24

Италия.

1

Италия. Провозглашение республики.

25

Германия: раскол и объединение

1

Германия. Падение Бер¬линской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и политические проблемы объединенной Германии.

Г. Коль - первый канцлер объеди¬ненной Германии.

26

Преобразования и революции в странах Восточной Европы.1945-2007

1

Восточноевропейские страны. Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы. Революции 1989-1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря

Сравнивать преобразования довоенного периода с преобразованиями 1945-2007 гг..

Выделять наиболее общие причины революций 1989-1991 гг.. Подготовить доклады с помощью Интернета.

27

Латинская Америка во второй половине хх века

1

Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии и Африки. Движение неприсоединения. Противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки, Азии к концу XX в.

Особенности индустриализации и ее влияние на социально-экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XX в Варианты модернизации в странах Латинской Америки

Знать особенности экономического и политического развития стран Азии и Африки

28

Страны Азии и Африки в современном мире.

1

Япония. Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в. Китай. Гражданская война и провозглашение КНР. Мао Цзэдун. Культурная революция. Начало реформ в Китае в 1978 г. Ден Сяопин. Особенности китайской модели реформирования экономики в Китай. Гражданская война и провозглашение КНР. Мао Цзэдун. Культурная революция 1966-1976 гг. Начало реформ в Китае в 1978 г. Ден Сяопин. Особенности китайской модели реформирования экономики в конце XX в. Пути реформирования индийского общества. Внешняя политика Индии, её роль в современном мире.

Знать определения понятий: модернизация, реформы, народная революция.

Уметь объяснять влияние европейского опыта и традиций на политическое и экономическое развитие стран Востока.

29

Международные отношения.

1

Международные отношения в условиях биполярного мира. Карибский кризис и его значение. Гонка вооружений и проблема разоружения. Напряженность и разрядка в международных отношениях. Окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву. Региональная интеграция в мире: американский и европейский варианты. Образование Европейского союза и его расширение на Восток. Угроза международного терроризма. Международные и региональные конфликты, способы их регулирования во второй половине XX - начале XXI в.

Знать причины нарастания международной напряжённости;

Уметь характеризовать политику умиротворения, с одной стороны, и идею создания системы коллективной безопасности с другой

30

Культура второй половины хх-начала хх1 века

Наука и общественная жизнь. Завершение эпохи модернизма. Гиперреализм. Концептуализм. Начало информационной эпохи. Научно-техническая революция. Достижения и проблемы. Роль науки, знаний, информации и образования в современном мире. Революционное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Персональный компьютер. Интернет. Осмысление проблем информационного общества. Религия и церковь в современном обществе. Массовая культура и элитарное искусство

Подготавливать презентации на основе анализа достижений изобразительного искусства. Разработать виртуальную экскурсию с помощью интернета.

31

Глобализация в конце XX века

Глобализация как явление современного мира, ее основные компоненты. Предпосылки глобализации и ее противоречия. Глоба¬лизация в сфере финансов, производства и мировой торговли, ее социально-экономические последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства: проблемы и перспективы. Глобальные проблемы современности, пути их решения.

32

Заключение



Литература

  1. Борисов Н.С.История России .Справочное пособие. Москва «Росмэн», 2004

  2. Внедрение Федеральной междисциплинарной программы «Здоровье» в образовательный процесс современной школы. Опыт работы средней общеобразовательной школы №120 г. Барнаула. Барнаул, 2005

  3. Зверева Л.И. тесты. История 5-11кл. - М.: «Олимп», «Издательство АСТ», 2001г.

  4. Кадневский В.М. История России Х1Х век. Тесты. Москва. «Дрофа»,1999г.

  5. Касаткин В.Н. Программа «Здоровье» Вестник образования №12,2001г.

  6. Концепция стандартов второго поколения. Материалы сайта

  7. Образовательная программа для ступеней начального, основного и среднего (полного) общего образования в общеобразовательном учреждении Грязновской муниципальной средней общеобразовательной школе.

  8. Романов А.С. Учебные кроссворды и головоломки по отечественной истории. Москва. Чистые пруды, 2006г.

  9. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации эффективного управления УВП.М.:НИИ школьных технологий, 2005г.

  10. Хуторской А.В. Методика личностно-ориетированного обучения.

М.: Владос пресс, 2005



Лист внесения изменений и дополнений



п/п

Дата

Характер изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения
























© 2010-2022