План-конспект урока Смута 7

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План конспект урока по теме: «Смута в российском государстве».

Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. М., «Просвещение», 2009 г.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с началом Смутного времени, охарактеризовать причины, ход и основные этапы Смутного времени;

Воспитательные:

  • указать на то, что неверные политические шаги и меры по отношению к поданным, могут, привести к ненависти, возникновению оппозиции и заговора;

  • на примере убийства Лжедмитрия I указать на отрицательное отношение к жестокости, насилия как способа решения проблем;

  • формирование у учащихся интереса к истории и историческим личностям, активной жизненной позиции на примере личности и деятельности Бориса Годунова, Василия Шуйского;

  • определить опасность, нависшую над Российским государством в ходе Смуты, гражданской войны и интервенции;

Развивающие: совершенствование умений познавать, рассуждать, анализировать, сравнивать, выделять главное, правильно делать выводы, высказывать свою точку зрения, систематизировать свои знания, в логической последовательности изучать и излагать материал, формулировать вопросы, участвовать в аналитической беседе или дискуссии, работать с документами учебника, составлять план, разбираться в разных видах наглядности (выбрать).


Задачи:

  • объяснение исторических терминов и понятий

  • работа с историческими документами

  • работа с исторической картой


Оборудование урока:

  • карта «Россия в XVII веке»; портреты основных участников Смутного времени, учебник





Предположительные ответы учащихся

Проверка домашнего задания

  1. Фронтальный опрос

  • Назовите тему предыдущего урока?

Помните ли вы, когда произошли эти события?

  • Венчание на царство Федора Ивановича.

  • Трагическая гибель царевича Дмитрия в Угличе.

  • Избрание на царство Бориса Годунова.

  • Восстание Хлопка.

  • Указ об «урочных летах».

  • Учреждение патриаршества.

  • Кто был избран первым патриархом

  • Кто выдавал себя за «чудом спасшегося» царевича Дмитрия и был назван Лжедмитрием I


  • Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова


  • 1584 г.

  • 15 мая 1591 г.

  • 1598 г.

  • 1603 г.

  • 1597 г.

  • 1589 г.

  • Иов

  • Монах Григорий Отрепьев

  1. Работа по карточкам

  1. Охарактеризуйте основные направления внешней политики Бориса Годунова



  1. Перечислите русские города, отошедшие к России по итогам русско-шведской войны 1590-93 гг.

  2. Перечислите крепости, построенные при Борисе Годунове, указав при этом их географическое положение


  • Западное направление ( русско-шведская война 1590-93 гг., возврат русских городов, захваченных в ходе Ливонской войны);

  • Восточное направление ( освоение Западной Сибири и Приуралья, включение в 1598 году территории Западной сибири в состав Российской империи);

  • Южное направление ( укрепление системы обороны, переход Катехии под русское покровительство в 1587 году)


  • Ивангород, Ям, Копорье, Корела



  • На западе - Смоленск; на юге - Воронеж, Курск, Белгород; на севере - Архангельск; в Поволжье - Самара, Саратов, Царицын, Астрахань; в Сибири - Тобольск, Тюмень, Тара

Беседа с учащимися по вопросу:

  • Какое историческое значение для личной судьбы Годунова и для судьбы России имела гибель в Угличе царевича Дмитрия?


  • Для Годунова - событие изменившее его жизнь, так как послужило его возвеличиванию и избранию на царский престол, для России - пресечение законной династии и начало новой эпохи.

Индивидуальный опрос:

  • Расскажите классу о личности Б.Годунова и его роли в истории нашей страны.

  • Расскажите ход русско-шведской войны 1590-93 гг.

  • Укажите на карте места и назовите годы важнейших сражений русско-шведской войны 1590-93 гг.


  • Укажите на карте крепости, отошедшие к Российской империи по итогам русско-шведской войны.


  • Презентация о личности Бориса Годунова


  • Указать границы государств к началу войны, описать действия турецкой и русской армии и флота по стрелкам



  • Указать и назвать места и годы сражений, обозначенные на карте


  • Ивангород, Ям, Копорье, Корела

Изучение нового материалаПричины и суть Смутного времени

  • Учитель знакомит учащихся с понятием Смута.

Смутное время - так называют начало XVII века в России

  • Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни - экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию, нравственность.

  • Причины Смутного времени заключались в обострении: социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана IV при его приемниках


  • Работая с текстом пар.2, со статьей «Причины и суть смутного времени», определяют и характеризуют причины Смуты. Фиксируют в тетрадь причины:

  1. Пресечение законной московской династии

  2. Хозяйственная разруха (голод, запустение центральной части русских земель)

  3. Ужесточение политики закрепощения крестьян

  4. Увеличение налогового гнета

  5. Массовые народные волнения

  6. Противоречия между боярами и дворянами

  7. Ослабление центральной власти


  1. Царствование Лжедмитрия I

  • Знакомство учащихся с основными событиями царствования Лжедмитрия I

  1. 30 июля 1605 г. - венчание на царствование

  2. Меры по переустройству государства

- стал бороться с мздоимством чиновников;

- запретил брать взятки (каралось смертной казнью);

- повысил должностные оклады;

- каждый день присутствовал на заседаниях Боярской Думы, быстро решал государственные дела;

- лично принимал дважды в неделю челобитные и выслушивал челобитчиков;

- нарушил вековой русский обычай послеобеденного отдыха; любил гулять по Москве, заходил в ремесленные лавки, разговаривал с купцами;

- любил охоту и мог единолично охотиться на зверя;

- не осенял себя крестным знамением, не разрешал себя окроплять святой водой.


  • За учителем читают документ «Русский историк В.О.Ключевский о Лжедмитрии I» на стр.21 учебника. Вместе с учителем делают выводы.

  • Внимательно рассматривают портрет Лжедмитрия I на стр.14 учебника и дают характеристику.

  1. Заговор 17 мая 1606 г.

  • Выявить причины недовольства Лжедмитрием I среди господствующих слоев России

  • Описать ход событий в ночь с 16 на 17 мая 1606 г. ( убийство Лжедмитрия I)


  • Вместе с учителем выявляют причины недовольства политикой Лжедмитрия I среди господствующих слоев:

1) непредсказуемость царя;

2) отстранение от власти бояр;

3) нарушение вековых русских обычаев;

  • Слушают рассказ учителя о ходе событий заговора в ночь с 16 на 17 мая 1606 г.

  • Записывают в тетрадь дату переворота


  1. Царствование Василия Шуйского

  • Рассказ о коротком царствовании Василия Шуйского, в котором обязательно отмечается, что этот царь стал первым российским царем, который присягнул своим подданным (дал «крестоцеловальную запись»)


  • Работают с текстом учебника на стр.15 и фиксируют в тетрадь: царь поклялся:

  1. Не допускать безграничного самовластия;

  2. Не слушать каких-либо ложных доносов;

  3. Полагаться только на справедливое расследование.


  1. Восстание Ивана Болотникова

  • Используя карту, учитель рассказывает о ходе восстания под руководством Ивана Исаевича Болотникова 1606-1607 гг.


  • Фиксируют в тетради дату и причины восстания под руководством И.И.Болотникова


  1. 1606-1607

  2. Недовольство проводимой политикой Василия Шуйского, вера в спасшегося царевича Дмитрия


  1. Домашнее задание


  • §2 (стр.12-17)

  • Выучить понятия, термины по теме.

  • Ответить на вопросы и задания в конце параграфа на стр. 20.

  • Прочитать документы на стр. 21-23.

  • Подумать над ответами к вопросам по документам (стр. 22, стр.23).



© 2010-2022