- Преподавателю
- История
- План-конспект урока Смута 7
План-конспект урока Смута 7
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гурова Е.А. |
Дата | 04.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План конспект урока по теме: «Смута в российском государстве».
Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. М., «Просвещение», 2009 г.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
-
Познакомить учащихся с началом Смутного времени, охарактеризовать причины, ход и основные этапы Смутного времени;
Воспитательные:
-
указать на то, что неверные политические шаги и меры по отношению к поданным, могут, привести к ненависти, возникновению оппозиции и заговора;
-
на примере убийства Лжедмитрия I указать на отрицательное отношение к жестокости, насилия как способа решения проблем;
-
формирование у учащихся интереса к истории и историческим личностям, активной жизненной позиции на примере личности и деятельности Бориса Годунова, Василия Шуйского;
-
определить опасность, нависшую над Российским государством в ходе Смуты, гражданской войны и интервенции;
Развивающие: совершенствование умений познавать, рассуждать, анализировать, сравнивать, выделять главное, правильно делать выводы, высказывать свою точку зрения, систематизировать свои знания, в логической последовательности изучать и излагать материал, формулировать вопросы, участвовать в аналитической беседе или дискуссии, работать с документами учебника, составлять план, разбираться в разных видах наглядности (выбрать).
Задачи:
-
объяснение исторических терминов и понятий
-
работа с историческими документами
-
работа с исторической картой
Оборудование урока:
-
карта «Россия в XVII веке»; портреты основных участников Смутного времени, учебник
Предположительные ответы учащихся
Проверка домашнего задания
-
Фронтальный опрос
-
Назовите тему предыдущего урока?
Помните ли вы, когда произошли эти события?
-
Венчание на царство Федора Ивановича.
-
Трагическая гибель царевича Дмитрия в Угличе.
-
Избрание на царство Бориса Годунова.
-
Восстание Хлопка.
-
Указ об «урочных летах».
-
Учреждение патриаршества.
-
Кто был избран первым патриархом
-
Кто выдавал себя за «чудом спасшегося» царевича Дмитрия и был назван Лжедмитрием I
-
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
-
1584 г.
-
15 мая 1591 г.
-
1598 г.
-
1603 г.
-
1597 г.
-
1589 г.
-
Иов
-
Монах Григорий Отрепьев
-
Работа по карточкам
-
Охарактеризуйте основные направления внешней политики Бориса Годунова
-
Перечислите русские города, отошедшие к России по итогам русско-шведской войны 1590-93 гг.
-
Перечислите крепости, построенные при Борисе Годунове, указав при этом их географическое положение
-
Западное направление ( русско-шведская война 1590-93 гг., возврат русских городов, захваченных в ходе Ливонской войны);
-
Восточное направление ( освоение Западной Сибири и Приуралья, включение в 1598 году территории Западной сибири в состав Российской империи);
-
Южное направление ( укрепление системы обороны, переход Катехии под русское покровительство в 1587 году)
-
Ивангород, Ям, Копорье, Корела
-
На западе - Смоленск; на юге - Воронеж, Курск, Белгород; на севере - Архангельск; в Поволжье - Самара, Саратов, Царицын, Астрахань; в Сибири - Тобольск, Тюмень, Тара
Беседа с учащимися по вопросу:
-
Какое историческое значение для личной судьбы Годунова и для судьбы России имела гибель в Угличе царевича Дмитрия?
-
Для Годунова - событие изменившее его жизнь, так как послужило его возвеличиванию и избранию на царский престол, для России - пресечение законной династии и начало новой эпохи.
Индивидуальный опрос:
-
Расскажите классу о личности Б.Годунова и его роли в истории нашей страны.
-
Расскажите ход русско-шведской войны 1590-93 гг.
-
Укажите на карте места и назовите годы важнейших сражений русско-шведской войны 1590-93 гг.
-
Укажите на карте крепости, отошедшие к Российской империи по итогам русско-шведской войны.
-
Презентация о личности Бориса Годунова
-
Указать границы государств к началу войны, описать действия турецкой и русской армии и флота по стрелкам
-
Указать и назвать места и годы сражений, обозначенные на карте
-
Ивангород, Ям, Копорье, Корела
Изучение нового материалаПричины и суть Смутного времени
-
Учитель знакомит учащихся с понятием Смута.
Смутное время - так называют начало XVII века в России
-
Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни - экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию, нравственность.
-
Причины Смутного времени заключались в обострении: социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана IV при его приемниках
-
Работая с текстом пар.2, со статьей «Причины и суть смутного времени», определяют и характеризуют причины Смуты. Фиксируют в тетрадь причины:
-
Пресечение законной московской династии
-
Хозяйственная разруха (голод, запустение центральной части русских земель)
-
Ужесточение политики закрепощения крестьян
-
Увеличение налогового гнета
-
Массовые народные волнения
-
Противоречия между боярами и дворянами
-
Ослабление центральной власти
-
Царствование Лжедмитрия I
-
Знакомство учащихся с основными событиями царствования Лжедмитрия I
-
30 июля 1605 г. - венчание на царствование
-
Меры по переустройству государства
- стал бороться с мздоимством чиновников;
- запретил брать взятки (каралось смертной казнью);
- повысил должностные оклады;
- каждый день присутствовал на заседаниях Боярской Думы, быстро решал государственные дела;
- лично принимал дважды в неделю челобитные и выслушивал челобитчиков;
- нарушил вековой русский обычай послеобеденного отдыха; любил гулять по Москве, заходил в ремесленные лавки, разговаривал с купцами;
- любил охоту и мог единолично охотиться на зверя;
- не осенял себя крестным знамением, не разрешал себя окроплять святой водой.
-
За учителем читают документ «Русский историк В.О.Ключевский о Лжедмитрии I» на стр.21 учебника. Вместе с учителем делают выводы.
-
Внимательно рассматривают портрет Лжедмитрия I на стр.14 учебника и дают характеристику.
-
Заговор 17 мая 1606 г.
-
Выявить причины недовольства Лжедмитрием I среди господствующих слоев России
-
Описать ход событий в ночь с 16 на 17 мая 1606 г. ( убийство Лжедмитрия I)
-
Вместе с учителем выявляют причины недовольства политикой Лжедмитрия I среди господствующих слоев:
1) непредсказуемость царя;
2) отстранение от власти бояр;
3) нарушение вековых русских обычаев;
-
Слушают рассказ учителя о ходе событий заговора в ночь с 16 на 17 мая 1606 г.
-
Записывают в тетрадь дату переворота
-
Царствование Василия Шуйского
-
Рассказ о коротком царствовании Василия Шуйского, в котором обязательно отмечается, что этот царь стал первым российским царем, который присягнул своим подданным (дал «крестоцеловальную запись»)
-
Работают с текстом учебника на стр.15 и фиксируют в тетрадь: царь поклялся:
-
Не допускать безграничного самовластия;
-
Не слушать каких-либо ложных доносов;
-
Полагаться только на справедливое расследование.
-
Восстание Ивана Болотникова
-
Используя карту, учитель рассказывает о ходе восстания под руководством Ивана Исаевича Болотникова 1606-1607 гг.
-
Фиксируют в тетради дату и причины восстания под руководством И.И.Болотникова
-
1606-1607
-
Недовольство проводимой политикой Василия Шуйского, вера в спасшегося царевича Дмитрия
-
Домашнее задание
-
§2 (стр.12-17)
-
Выучить понятия, термины по теме.
-
Ответить на вопросы и задания в конце параграфа на стр. 20.
-
Прочитать документы на стр. 21-23.
-
Подумать над ответами к вопросам по документам (стр. 22, стр.23).