- Преподавателю
- История
- Конспект урока истории 9 класс Восстановление экономики
Конспект урока истории 9 класс Восстановление экономики
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ефремова И.Н. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок истории 9 класс
Тема: Восстановление экономики
Цель: Показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны. Рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны. Охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.
Задачи урока:
-
Находить и обрабатывать материал в информационной среде.
-
Создание проекта по теме урока.
-
Развитие среды для сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик.
-
Выступать публично и научно выражать свои мысли.
Тип урока: Урок- исследование в группах, составление мини-проектов.
-
Орг. момент
-
Актуализация знаний Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Уже к началу 1943 г. в СССР действовало набирающая мощь слаженное военное хозяйство, которое позволило превзойти Германию в производстве вооружений. С началом освобождения советских территорий от захватчиков к концу августа 1943 г. правительством СССР было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В западные районы страны стали направляться рабочие, инженеры, специалисты для восстановления разрушенного хозяйства. Промышленное производство к 1945 г. возросло по сравнению с 1940 годом на 10% и стало составлять 152 млрд рублей. Тяжелая промышленность произвела продукции на сумму 122 млрд рублей в 1945 г., а это в свою очередь по сравнению с довоенным периодом больше на 45 %. Но в тоже время значительно сократился объем производства в легкой промышленности (почти в 2 раза).
Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность - раны войны.
- В чем же состояла эта реальность?
- Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?
Обсуждение сопровождается показом слайда 1 презентации.
Презентация, слайд 1.
Подводя итоги беседы с учащимися, учитель указывает на то, что СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства - 27 млн. человек.
Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.
- Какие встали задачи перед Советским Союзом, после окончания войны?
Ученики формулируют основные задачи послевоенного развития:
-
Перевод страны на мирные рельсы.
-
Восстановление экономики СССР.
Презентация, слайд 2.
-
Изучение нового материала
План урока.
-
Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
-
Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
-
Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
-
Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.
1 . Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
На основании указанных нами задач, стоящих перед советским государством
Презентация, слайд 3.
-
Оцените альтернативные позиции.
-
Кто был прав и почему? Ответ аргументируйте.
-
Чья точка зрения победила?
Презентация, слайд 4.
Выяснить:
-
Каковы итоги экономического развития СССР в 1945-1953 гг.?
-
Каковы источники восстановления народного хозяйства в советском государстве?
Презентация, слайд 5.
-
Задание. Прочитав п. 1 § 36, оцените состояние СССР после окончания войны, ответив на следующие вопросы:
-
Каковы людские потери?
-
Приведите факты, подтверждающие крайне тяжелые потери СССР.
-
Оцените состояние сельского хозяйства.
-
Охарактеризуйте быт советских людей.
-
Когда страна приступила к восстановлению народного хозяйства?
-
Каковы итоги первого этапа восстановления?
-
Какая задача встала после окончания войны?
Вывод: Экономические дискуссии 1945-1946 гг. и их итоги.
Итак, в сентябре 1945 года сумма прямых потерь, причиненных войной, была оценена в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940 году.
Восстановительный период в истории советского народного хозяйства начался в 1946 году. В августе 1945 года правительство дало поручение Госплану (Н. Вознесенский) подготовить проект четвертого пятилетнего плана. Началось обсуждение проекта.
-
Задание. Класс делится на две группы: первая представляет позиции академика Н. Вознесенского («демократическая альтернатива»), вторая - номенклатурные работники и Сталин (п. 2 § 36 и документ с. 245-246).
-
Оцените альтернативные позиции.
-
Кто был прав и почему? Ответ аргументируйте.
-
Чья точка зрения победила?
2.Восстановление и развитие промышленности. (1 группа, создание мини-проекта)
-
Группа читает и анализирует п. 3 § 36 «Развитие промышленности» по вопросам (записаны на доске):
-
Каковы были расчеты западных специалистов на сроки восстановления разрушенной экономической базы?
-
Сколько времени потребовалось на практике?
-
Докажите, что восстановление промышленности происходило в тяжелейших условиях.
-
Почему люди с этим мирились?
-
Оцените сущность денежной реформы 1947 г., ее последствия. Используя приведенные на с. 246 учебника отклики на снижение розничных цен в 1952 г., дайте свою оценку этому событию.
-
Какие ограничения военного времени были сняты?
-
Проанализируйте состояние рабочей силы к 1945-1948 гг.
-
Для чего и как было организовано движение «скоростников»?
-
Какие положительные и отрицательные последствия наблюдались в движении «скоростников»?
-
Где и как использовались научно-технические разработки?
-
Назовите приоритетные отрасли промышленности.
-
Перечислите итоги четвертой пятилетки.
-
Выясните и назовите факторы, позволившие успешно выполнить задачи пятилетки.
-
Сделайте оценочный вывод о восстановлении и развитии промышленности в послевоенные годы.
3.Восстановление и развитие сельского хозяйства после окончания войны. (2 группа, создание мини-проекта)
Вторая группа получает задание: прочитать п. 4 § 36, проанализировать состояние и восстановление сельского хозяйства по вопросам:
-
Охарактеризуйте состояние сельского хозяйства после войны.
-
Что еще больше ухудшило состояние сельского хозяйства? Вспомните установки Сталина на развитие с/х, сформулированные в работе «Экономические проблемы социализма в СССР» от 1936 г.
-
Назовите причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны?
-
При ответе используйте следующие данные:
Подсобное хозяйство приносило доход колхозной семье в 1946-1951 гг. от 42 до 65 %; в 1953-1960 гг. от 42 до 46 % всего ее совокупного дохода. Оплата же по трудодням, выработанным в колхозе, составляла 15-20 % в 1946-1951 гг. и от 33 до 40 % - в 1953-1960 гг.
-
Какие выводы можно сделать на основе анализа данных фактов?
«Засуха 1946 г. охватила почти все зерновые области страны - Украину, Молдавию, правобережье Нижней и Средней Волги, Ростовскую область, Центрально-Черноземную зону. Ее влияние в несколько меньших размерах ощутимо сказалось и во многих областях Нечерноземья, особенно в его южных частях, Восточной Сибири. По силе и масштабам охвата территории засуха 1946 г. была больше, чем в 1921 г., и напоминала засуху 1891 г. Во многих районах дождей не было 60-70 дней подряд».
«В среднем по стране в 1946 г. было распределено на один трудодень 0,52 кг хлеба (а фактически выделено меньше), на Украине - 0,27 кг, в Белоруссии и Нечерноземье распределения хлеба трудодням вообще не было или хлеб выдавался только в счет 15 % от заготовленного. А поскольку заготовленного было мало, то выданного могло хватить лишь на 2-3 месяца. Недоедание, голод стали реальностью для них до нового урожая».
«Советский Союз, несмотря на продовольственные трудности в стране, оказал большую помощь Болгарии, Румынии, Польше, Чехословакии. В Польшу было отправлено 900 тыс. т зерна, в Чехословакию - 600 тыс. т зерна. 6 апреля
-
г. министр внешней торговли СССР А.И. Микоян подписал соглашение о поставке Франции 500 тыс. т зерна в течение апреля-июня 1946 г. В сообщении о соглашении указывалось, что Советское правительство, «учитывая тяжелое продовольственное положение во Франции и просьбу Французского правительства, решило пойти навстречу Франции как своему союзнику...».
(Волков И.М. Засуха, голод 1946-1947 годов. \ История СССР. 1991, № 4, с. 379).
-
Каковы итоги восстановления сельского хозяйства после войны?
-
Сделайте оценочный вывод.
3.Покажите особенности социального развития советского государства в 1945-1953 гг. (3 группа)
-
Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Социальная политика советского государства в 1945-1953гг.».
-
Охарактеризуйте социальную политика и ее последствия.
-
Покажите изменения быта советского человека.
-
На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
-
Подведение итогов работы групп - это устное выступление групп по указанной теме, сопровождаемые показом слайдов, созданных учащимися в процессе самостоятельной работы.
-
Рефлексия.
Обсуждение проблемных заданий.
- Каковы итоги экономического развития СССР к 1953 г.?
Презентация, слайд 14.
- Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли.
- Каковы источники восстановления хозяйства в советском государстве послевоенный период? Презентация, слайд 15.
Подведение итогов работы учащихся на уроке подводится на основе листа «Самооценки».
IV. Домашнее задание.
Параграф 35.
Написать эссе «Преимущества и недостатки советской модели социально-экономического развития в 1945-1953 гг.»