План урока по теме Греко-персидские войны

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН УРОКА

Предмет: История

Учитель: Феоктистова Екатерина Сергеевна

Класс: 5

Тема урока: «Греко-персидские войны».

Цель урока: Показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в марафонской битве.

Задачи:

  1. Образовательные:

  • Выявить причины греко-персидских войн.

  • Подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве.

  • Подвести учащихся к пониманию причин создания греческого флота.

  • Познакомить учащихся с причинами поражения греков в битве при Фермопилах.

  • Познакомить учащихся с причинами победы в Саламинском сражении.

II. Развивающие:

  • Закрепление навыков работы с картами, атласами и учебниками;

  • Формирование навыков составления схем;

  • Расширение словарного запаса, формирование понятийного аппарата;

  • Развитие устной речи;

  • Развитие навыков работы с историческими источниками.

III. Воспитательные:

  • Воспитание гражданского самосознания и толерантности на примере греко-персидских войн, как столкновение двух миров - Персидской державы, жители которой находились в безраздельной власти царя и, объединившихся в борьбе с захватчиками самоуправляющихся полисов Греции;

  • Воспитание культуры поведения на уроках, при ответе у доски, работе с картой;

  • Воспитание интереса к исторической науке, познавательного интереса.

Методы и приемы: рассказ, беседа, показ, фронтальный опрос.

Оборудование:

  1. Атлас "Древний мир", Изд. "ДРОФА", стр. 21;

  2. Учебник «История Древнего мира» Е.В. Саплина, Б.С. Ляпустин, А.И. Саплин. «Дрофа», § 30-31

  3. Методическое пособие «Всеобщая история: История Древнего Мира» к учебнику Е.В. Саплина, Б.С. Ляпустин, А.И. Саплин. «Дрофа».

  4. Карта "Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)" (№ 51-2 (по кабинетному каталогу).

  5. Электронное приложение.






ХОД УРОКА

Актуализация знаний по теме

Тест.1. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея».

А) Гесиод,

Б) Гомер,

В) Эсхил

2. Как называли 9 правителей Афин, ежегодно избираемые жребием

А) стратеги

Б) архонты

В) народное собрание

3. По гречески «простой народ»

А) Илоты,

Б) полис,

В) демос

4. Полис - это

А) город-государство

Б) город в Древней Греции

В) название органа управления Грецией

5. Демократия - это

А) власть народа

Б) власть знати

В) власть тирана

Изучение новой темы.

  1. Вводная беседа.

Мы начинаем изучение темы: «Греко-персидские войны». Нам предстоит узнать, когда и почему они начались, как действовали соперники, кто из них победил и почему.

Исходя из названия войн определите, между какими государствами началась война?

(Греция, Персия - территории Персии расположена вдоль Персидского залива.)

-Покажите на карте территорию Древней Греции.

Рассказ учителя:

Персидский царь Дарий отправляет своих послов в города Греции для того, чтобы жители без сопротивления покорились ему. Многие полисы Греции так и сделали, посчитав, что сопротивление бесполезно.

-Посмотрите на карту и скажите, какие города удалось захватить персам?

Однако были и те, кто оказал сопротивление поработителям.

- Посмотрите на карту и скажите, какие города оказали сопротивление персам?

В 500 году до н.э. в г. Милет греки подняли восстание. Однако восстание было жестоко подавлено. Милет был разрушен, а оставшиеся в живых жители проданы в рабство. После этого царь Дарий решил расправиться с Афинами и Эретрией, которые оказали помощь восставшим.

Эретрия была порабощены.

Афины же оказали сопротивление сильному противнику, выступив в бою против персов при Марафоне. Это произошло летом 490 г. до н.э.


  1. Работа с историческим источником.

Геродот. История, VI

112. Окончив боевое построение после того, как выпали счастливые предзнаменования, афиняне быстрым шагом по данному сигналу устремились на варваров. Расстояние же между обоими противниками было не меньше 8 стадий. При виде подходящих быстрым шагом врагов персы приготовились отразить атаку. Поведение афинян показалось персам безумным и даже роковым, так как врагов было немного и притом они устремились на персов бегом без прикрытия конницы и лучников. Так думали варвары. Афиняне бросились на врагов сомкнутыми рядами врукопашную и бились мужественно. Ведь они первыми из всех эллинов, насколько мне известно, напали на врагов и, не устрашившись вида мидийского одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987. С. 140.

Вопросы к классу:

  1. Чем закончилась битва при Марафоне? (Победой греков)

  2. Что помогло грекам победить сильного противника? (Мужество, храбрость греческих воинов. Греки защищали свою Родину, это давало им силы для борьбы. Талант военного предводителя Мельтиада.)

3.Посмотрите на стр. 128. Учебника «История Древнего мира» Е.В. Саплина, Б.С. Ляпустин, А.И. Саплин. «Дрофа» и скажите, как звали военного предводителя греков?

3. Заполнение схемы.

4. Комментированное чтение 3§ 30

Вопрос к классу:

  1. Как, по мнению Фемистокла можно было победить персов?

  2. Дайте определение слову оракул.

  3. Что делали афиняне для того чтобы создать мощный флот?

5. Рассказ учителя.

Прошло 10 лет после Марафонской битвы (- Какой это год? - 480 г. до н.э.). Новый персидский царь Ксеркс, сын Дария, решил завоевать Грецию: «Мы наложим иго рабства как на виновных перед нами, так и на невинных».

6. Комментированное чтение 1§ 31

Вопрос к классу:

  1. В каком году состоялось Фермопильское сражение?

  2. Кто оказал сопротивление персам?

  3. Как звали царя возглавлявшего отряд спартанцев?

  4. Почему на первом этапе сражения персам не удалось победить небольшой отряд спартанцев?

  5. Каким образом персам удалось победить спартанцев?

7. Комментированное чтение 2§ 31

Вопрос к классу:

  1. Что персы сделали с Афинами?

  2. Подумайте, чем рисковал Фемистокл, посылая своего раба-перса к царю Ксерксу с сообщением? Почему он отважился на это? (Был уверен в преданности своего раба, долгие годы прожившего в его доме и воспитавшего детей Фемистокла; был уверен в правильности своего решения и в мужестве афинян, готовых до конца сражаться за свою свободу, за спасение своих близких)

  3. В чем было преимущество афинских кораблей?

  4. В каком году греки разгромили армию персов?

  5. Назовите итог греко-персидских войн?

Закрепление пройденного.

- Почему Греция - небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств - сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою Родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемисто/сла.)

- Какое значение имели эти крупные военные сражения? (Входе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.)

2.Проверка заполнения таблицы

Домашнее задание. § 30, 31.

Подведение итогов, выставление оценок.



© 2010-2022