Конспект урока по истории в 6 классе. Культурное пространство Европы и культура Руси

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к уроку «Культурное пространство Европы и культура Руси»

На данном уроке обучающиеся знакомятся с важнейшими чертами культуры стран Европы в IX- XII вв; особенностями культуры Руси; оценивают уровень развития письменной культуры Древней Руси, грамотности и образованности населения; охарактеризуют уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси. На уроке учащиеся учатся отбирать информацию, самостоятельно выделять причины событий и их следствия, соотносить имеющиеся знания с новыми, анализировать, обобщать, делать выводы развивать навыки творческого мышления, работать с документами, текстом, статьями. Данный урок можно провести в рамках недели истории в 6 классе. Автором учебника являются Арсентьев Н.М., Данилов А.А.


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Напалков Вячеслав Александрович

Село

Шагаево

Район

Починковский

Область

Нижегородская

Место работы

Филиал МБОУ Никитинской СШ - Шагаевская ОШ

Должность

Учитель истории и обществознания


УМК по отечественной истории

Учебник "История России» Н.М Арсентьева, А. А.Данилова для 6 класса


Общая информация

Тема урока

Культурное пространство Европы и культура Руси

Тип урока

Комбинированный

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: формирование исторического сознания личности, исторического стиля мышления шестиклассников, через осмысление культурных достижений Древнерусского государства и Европы.

Задачи:

обучающая:

-сформировать представление о культуре Руси, ее особенностях, чертах, отличающих русскую культуру от других цивилизаций;

- развивающая:

способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с учебной литературой, с тестовыми заданиям

- воспитательная:

воспитывать патриотизм, любовь к родине, уважение к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.

Необходимое оборудование

Интерактивная доска

Дидактическое обеспечение

Таблицы, кроссворд, карточки с заданиями, картины.


Планируемые результаты урока

  • личностные

-формирование целостного мировоззрения, культурного, языкового, духовное многообразие современного мира;

-формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве в процессе образовательной деятельности

  • предметные

-развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о культурных достижениях Древней Руси , способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

  • метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность


Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Учебник "История России» Н.М Арсентьева, А. А.Данилова для 6 класса

Дополнительная

ЭОР

fcior.edu.ru/card/2606/rascvet-rusi-pri-yaroslave-mudrom.html

fcior.edu.ru/search?q=%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82+%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8+%D0%BF%D1%80%D0%B8+%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B5+%D0%9C%D1%83%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC&educational_level%5B%5D=4&moduletypes%5B%5D=3


Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации

1.Организационный момент

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока

2.Опрос домашнего задания

Применяемые методы:

- критического мышления

- интерактивный

Прием работы:

- групповая работа

Обучающиеся делятся на две группы.

1-я группа работает по раздаточному материалу (с заданиями);

- Заполните пропущенные слова в предложении.

Ввел христианство на Руси----1-- После его смерти на Руси началась первая ---2-- между братьями. Святополк пошел войной против ---3--- .Победу в 1016 г. Одержал ----4---.Он до 1036г. Правил вместе с --5-----.Во время правления Ярослава были построены---6----- составлен первый письменный закон -----7---, который ограничивал --8--.И закрепил неравенство, появилось зависимое население---9--.

2-я группа работает с интерактивными заданиями

Интерактивное задание (работа с картой и историческим документом)

fcior.edu.ru/card/2606/rascvet-rusi-pri-yaroslave-mudrom.html

Форма организации:

- работа в группах.




Каждая группа защищает свою работу

3. Актуализация знаний

Метод:

- проблемный

- исследовательский

Прием работы:

- проблемная ситуация

- гипотеза

Учитель создает проблемную ситуацию, тем самым актуализирует важность изучения новой темы: подводит к цели урока

Создание проблемной ситуации. В исторической литературе пишут о том, что в дохристианской Руси не было письменности, а в Новгороде найдены берестяные грамоты с письмами простых горожан. Какую проблему вы увидели?

Как вы думаете, как выглядели города древней Руси?

Гипотеза:

- красивые

- деревянные

- маленькие

Обучающимся предоставляется выдержка из документа.

Анна Ярославна писала отцу в Киев «Куда в какую Тмутаракань батюшка меня отправил, в Париже грязь страшная и нравы ужасные»

Стольный град Киев не уступал по своей красоте ни одному городу Европы, кроме Лондона

Главный вопрос урока:

- Какие достижения культуры Древней Руси доказывают, что она не уступала в своем развитии европейским государствам?

Гипотеза:

- страна городов

- развитие литературы, зодчества


Форма организации:

- фронтальная беседа




Находят противоречие (фронтальная беседа)








Фронтально

высказывают гипотезы



Обучающиеся исследуют выдержку и делают выводы, подтверждая или опровергая свои гипотезы








Фронтально

высказывают гипотезы

3.Изучение нового материала

Методы:

- исследовательский

Прием работы:

- гипотеза

- работа с иллюстрациями в учебнике и интернете

Работа в группах

1-я группа исследует материал учебника (Развитие письменности и образования)

2-я группа исследует материал учебника (Развитие Литературы)

3-я группа исследует материал интернета. (Развитие Зодчества)

4-я группа исследует материал учебника. (Развитие иконописи)

Форма организации:

- работа в группах.









Обучающиеся исследуют материал учебника и ресурсы интернета, и делают выводы, подтверждая или опровергая свои гипотезы


Каждая группа защищает свою исследовательскую работу

В тетрадь записываются термины: граффити, житие, миниатюра, мозаика, патриотизм, самобытный, фреска

4.Закрепление пройденного материала

Метод:

- интерактивный

Прием работы:

- работа с электронным образовательным ресурсом

Интерактивные задания

fcior.edu.ru/search?q=%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82+%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8+%D0%BF%D1%80%D0%B8+%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B5+%D0%9C%D1%83%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC&educational_level%5B%5D=4&moduletypes%5B%5D=3


Форма организации:

- индивидуальная

5.Рефлексия

Метод:

- рефлексия содержания учебного материала

Прием работы:

- оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);

-

- Что нового я узнал на уроке?

- Что меня заинтересовало?

- Понравился урок или нет?

- Что бы мне хотелось изменить?

Форма организации:

- индивидуальная рефлексия

6.Домашнее задание

Параграф 10. Опережающее задание. Обучающиеся делятся на три группы. Каждая группа подготавливает материал в виде презентации или доклада о повседневной жизни Древнерусского общества. При этом используют материал учебника на странице 93, материалы дополнительной литературы и ресурсы интернета

  1. Жизнь земледельцев

  2. Жизнь горожан

  3. Жизнь князей и бояр


© 2010-2022