- Преподавателю
- История
- Конспект урока истории на тему: Монгольское нашествие (6 класс)
Конспект урока истории на тему: Монгольское нашествие (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Монкурова Д.В. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по истории России по теме "Монгольское нашествие"
6-й класс
Монкурова Делгер Владимировна учитель истории и обществознания
Цели урока:
Понимать:
- особенности процесса развития Древнерусского государства;
- причинно-следственные связи основных событий и процессов в истории Древней Руси.
Знать:
- особенности образа жизни, исторического развития, завоевательной политики кочевых народов Центральной Азии;
- важнейшие даты исторических событий (1206, 1223, 1237, 1240, 1242);
- политические и военные причины поражения Руси в борьбе с монгольским нашествием;
- особенности завоевательной политики Батыя на Русь.
Уметь:
- определять историческое значение борьбы Руси с монголо-татарским нашествием;
- самостоятельно составлять хронологические таблицы;
- описывать ход важнейших битв;
- решать проблемные и познавательные задачи;
- анализировать письменные источники; работать с картой, делать выводы; работать в группах.
Использовать знания и умения в практической деятельности:
- выражать своё отношение к деятельности русских князей в период монгольского нашествия.
- проявлять уважение к историческому прошлому нашего народа, сострадание к горю наших предков, переживших ужас "Батыева разорения";
- формировать чувство гражданского долга и патриотизма.
Оборудование урока:
- карта-схема "Нашествие иноземных захватчиков на Русь в XIII веке";
- иллюстрации учебника;
- мультимедийная презентация.
Форма урока: проблемный урок.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель здоровается с классом и отмечает отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит фронтальный опрос учащихся по подготовленным вопросам с целью вывести учащихся на определение проблемы, которую необходимо решить на уроке.
Вопросы:
1. В каком политическом состоянии находилась Русь в начале XII века? (Ответ: в состоянии политической (феодальной) раздробленности.)
2. Какое главное последствие для Руси имела раздробленность? (Ответ: Ослабление военной мощи государства, отсутствие центра объединения земель.)
3. С какими внешними врагами приходилось сталкиваться Руси на протяжении всего существования Древнерусского государства? (Ответ: степняки: хазары, печенеги, половцы.)
4. Какие действия предпринимали русские князья для оказания сопротивления степнякам? (Ответ: объединяли свои силы, отправляясь в поход против врага.)
5. Назовите наиболее успешные результаты этих противостояний? (Ответ: Святослав - хазары, Ярослав - печенеги, Владимир Мономах - половцы.)
6. Постановка проблемы: Какая же опасность возникла для государства, откуда она исходила и каковы ее последствия для Руси? (Ответ: опасность из степи; более мощные в военном смысле монголы.) (СЛАЙД)
III. Сообщение темы и плана урока:
Учитель: Исходя из вышеназванного, попробуйте сформулировать тему, какую мы сегодня будем с вами изучать. (Ответ: вторжение монголов.) Совершенно верно, мы поговорим с вами о нашествии монголов и последовавшем монгольском иге, явившимся тяжелейшим испытанием для русского народа. Почему несмотря на сопротивление монголы смогли сломить сопротивление и установить свою власть над Русью в виде ига? Это наш проблемный вопрос, на который мы постараемся ответить в конце нашего урока
План урока: (СЛАЙД)
-
Монгольские племена в XII-XIII вв.
-
Первое столкновение монгольских и русских войск. (Калка.)
-
Поход Батыя на Русь.
IV. Изучение нового материала:
1. Монгольские племена в XII-XIII вв.
А) Организация проектной деятельности
Учитель: на ваших столах лежат материалы, вам предстоит с ними познакомиться, ответить на предлагаемые вопросы, которые помогут вам сформулировать выступление своей группы по различным направлениям.
Материал для первой группы.
Жизнь и нравы монголов.
Монголы жили в степях Забайкалья и в северной части современной Монголии. Они имели широкое лицо с большими скулами, небольшой нос, маленькие глаза, редкие бороды. Они невысокого роста и сухи телом, а лицом смуглы и рябы. Они брили волосы от макушки к ушам и спереди на лбу на два пальца, отпускали усы и длинные косы позади.
Жили они в круглых юртах, сплетённых из хвороста и покрытых войлоком. Такие юрты легко разбирались, когда нужно. У монголов было множество скота: верблюды, быки, овцы, козы и лошади.
Ели не всякое мясо, не знали хлеба. Все они отличные стрелки; и дети 2-3-х лет уже ездят верхом и стреляют в цель. Девушки и женщины также ездят верхом и хорошо владеют луком. Они занимаются хозяйством и очень трудолюбивы: стряпают, шьют платье, сапоги, чинят телеги, встречают верблюдов. Вообще, женщины были в уважении; и жена садилась на трон рядом со своим мужем.
Монголы редко бранились между собой и никогда не дрались; воров у них вовсе не было, и юрты и кибитки их никогда не запирались. Они охотно помогали друг другу и терпеливо переносили невзгоду: день-два не поесть - ничего им не значило; поют и играют, как будто сытно пообедали. Но зато как были они ласковы и обходительны между собой, так жестоки к другим народам.
(Из рассказа католического монаха Карпини, ездившего в Монголию.)
Вопросы и задания для первой группы:
- Где проживали монголы в XII веке?
- Какова их внешность?
- Опишите их быт по плану:
-
жилища
-
пища,
-
распределение труда между мужчинами и женщинами,
-
отношения между собой,
-
отношение к другим народам.
Материал для второй группы.
Хозяйство монголов.
Главным занятием монголов было скотоводство, дополнявшееся охотой. Разводили в основном лошадей и овец, ведя кочевой образ жизни. Земледелием не занимались.
В XII веке у монголов шёл процесс разложения родоплеменного строя и становление раннефеодальных отношений. Выделялась родоплеменная связь - нойоны и багатуры. Их окружали дружинники - нукеры. Знать постепенно захватывала в свои руки скот и пастбища. Это было главным богатством у кочевников, в отличие от землевладельцев, для которых наивысшей ценностью являлась земля.
Таким образом складывается особый тип кочевого феодализма, для которого характерна феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища. Рядовые монголы работали на знатных: пасли скот, стригли овец, делали кумыс из кобыльего молока. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища - старые истощались. Традиционные территории кочевий оказались тесны для разросшихся стад и табунов, начинались межплеменные кровавые междоусобицы. Эти войны сопровождались истреблением целых родов и обращением пленников в рабство.
Вопросы и задания для второй группы:
- Назовите и охарактеризуйте основное занятие монголов.
- Когда начинается и как происходит разложение родоплеменного строя?
- Какой тип феодализма складывается у монголов? Каковы последствия этого процесса?
Материал для третьей группы.
Объединение монголов в единое государство.
Многочисленные кочевые племена монгольских степей, до этого постоянно враждовавшие между собой, объединились в единое Монгольское государство. Это положительным образом сказалось на дальнейшем развитии государственности у монголов. Однако монгольская знать, стоявшая у власти, направила все силы своего нового государства не на мирное развитие хозяйства и культуры, а на захватнические войны и ограбление соседних народов.
Причина особой агрессивности монгольских феодалов и их стремление к завоевательным походам коренились в особенностях хозяйства Монголии. Эксплуатация собственных подданных не могла дать им много: кочевое скотоводство, основное занятие монгольского народа, было малопродуктивным. Путь к быстрому и лёгкому обогащению монгольские феодалы видели в ограблении других стран, накопивших за свою многовековую историю большие богатства, создавших трудом своих народов высокую для того времени материальную и духовную культуру.
Так вскоре после образования Монгольского государства начались грабительские походы монголов, продолжавшиеся больше столетия.
Вопросы и задания для третьей группы:
- Почему образование единого государства историки считают явлением прогрессивным?
- Реализовали ли эти возможности монголы?
- В чём причина их особой агрессивности?
Материал для четвёртой группы.
Чингисхан.
В ходе междоусобных войн конца XII века победу одержал выходец из знатного, но обедневшего нойонского рода Темучин. Судьба устроила этому человеку суровую проверку на прочность.
Он родился в 1155г. В девять лет потерял отца, отравленного татарами (так называлось одно из тюркских племён). Несколько лет он даже провёл в рабстве. Освободившись, он стал собирать вокруг себя старых отцовских соратников. Уже в то время Темучин отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением вести политическое лавирование, отступать, когда этого требовали обстоятельства.
Энергичный и целеустремлённый, Темучин сумел объединить большие силы и беспощадно расправиться со своими врагами. Племя, убившее его отца, было вырезано чуть ли не поголовно. К тридцати годам он сумел занять Хамаг монгол улуса, т.е. трон всех монголов.
Одновременно Темучин продолжал подчинять себе монгольские племена, не вошедшие в его государство. В эти годы он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства. Съезд кочевой знати - курултай - провозгласил его в 1206 году великим каганом всех монголов и присвоил ему новое имя-титул - Чингисхан ("великий как океан").
Вопросы и задания для четвёртой группы:
- В каком году Темучин приходит к власти?
- Охарактеризуйте Темучина как человека и политического деятеля.
- Оцените деятельность Темучина по созданию единого государства у монголов
Отчет групп о проделанной работе и формулирование вывода
Б) Причины военных успехов монгольского войска.( СЛАЙДЫ)
Сформулировать самостоятельно « в чем секрет военных успехов монголов?»
-
Успех монголов объясняется не столько собственной силой, сколько слабостью тех стран, на которые они нападали. И Китай, и Средняя Азия находились в условиях феодальной раздробленности.
-
Монгольское войско - предмет постоянной заботы и внимания правящей феодальной верхушки Монголии - было многочисленным и по тем временам хорошо вооружённым: его отличала чёткая единообразная организация: конные массы делились на десятки, сотни, тысячи и "тумены" (десятки тысяч), во главе которых стояли десятники, сотники, тысячники и темники). Основное вооружение - луки и стрелы. Стрелы пролетали 700 метров и на расстоянии 450 метров пробивали доспехи (русские лучники стреляли лишь на 200 метров). Защищались щитами и топорами.
-
Тактика монголо-татарской конницы имела ярко выраженный наступательный характер: нанести внезапный удар, внести разобщённость в ряды противника. Они избегали больших сражений и разбивали противника по частям.
-
Вторжению обычно предшествовала разведка и дипломатическая подготовка, направленная на изоляцию противника от возможных союзников и на раздувание внутренних усобиц.
-
Сильной стороной монгольского войска было непрерывное руководство боем. Монгольские ханы, темники и тысячники не сражались, а с высокого холма следили (руководили) за всеми передвижениями и с помощью световых, дымовых сигналов, подъёма флага, звуками труб и барабанов передавали приказы. Чтобы легче было управлять боем, отряды были в одежде определённого цвета, а лошади в отряд подбирали одной масти.
-
Перед своими войсками они посылали отряды пленных, чтобы дрогнула рука противника, не решавшегося стрелять в своих соотечественников.
-
В монгольском войске была жестокая дисциплина: "Если из 10 человек бежит один, или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются; и, говоря кратко, если они отступают все сообща, то все бегущие умерщвляются. Точно так же если один, или двое, или больше смело вступают в бой, а 10 других не следуют, то их также умерщвляют, а если из 10 попадают в плен один или больше, другие же товарищи не освобождают их, то они также умерщвляются" (из законов Ясы).
-
В Китае и Персии взяли в плен много военных специалистов, поэтому вся передовая военная техника того времени была у них на вооружении.
В) Работа с текстом «Летописцы»
Первые завоевания монголов.
Дата
События
1207-1212 гг.
Завоевание соседних народов. Монголы покорили киргизов, живших в верховьях Енисея, бурят, якутов, эйгуров. Разгромили крупное государство, располагавшееся на юго-западе Монголии - Тангутское царство, полностью уничтожив культуру этого государства. В результате монголы стали обладателями железоделательных промыслов.
1211-1215 гг.
Покорение Китая, у которых переняли осадную технику (таран и камнеметательные машины).
1219-1221 гг.
Завоевание Средней Азии, государства которой находились в условиях феодальной раздробленности и не смогли организовать серьёзное сопротивление. В результате города лежали в развалинах, сады и виноградники вытоптаны, оросительные системы разрушены.
2. Первое столкновение монгольских и русских войск (Калка).
Работа с текстом учебника
Монголы и русские: первое столкновение.
В 1223 году монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью. Откликнулись князья киевский, черниговский, смоленский, галицкий, волынский и некоторые другие.
31 мая 1223 года на берегу Калки, маленькой речки, впадающей в Азовское море неподалёку от устья Дона, началось кровопролитное сражение. Но не было согласованности в действиях русских князей: они не имели общего командования, постоянно спорили между собой, некоторые князья вообще не приняли участия в битве. Тем не менее, русские воины дрались храбро и решительно. Но половцы дрогнули и неожиданно бросились бежать, смяв русские полки. Монголы перешли в наступление и разбили русские рати. Шесть князей были убиты, князья галицкий и волынский спаслись бегством. После этого монголы окружили лагерь князей, не участвовавших в битве. Три дня длилась осада лагеря, и князья согласились сдаться лишь после того, как монголы обещали сохранить жизнь дружинникам. Вероломно нарушив обещание, монголы перебили всех русских воинов. Князья были подвергнуты мучительной казни: их связали, бросили на землю, сверху положили доски. На этом кровавом помосте монгольская знать устроила пир, слушая стоны умирающих.
Одержав победу, монголы не рискнули идти вглубь русских земель - они пришли пока с целью разведки - и повернули на северо-восток, в Волжскую Булгарию. Но ослабленные после битвы на Калке, они потерпели на Волге ряд поражений и вернулись обратно в Монголию.
- Когда состоялось первое столкновение монголов и русских?
- Опишите битву на реке Калке.
- Почему русские потерпели поражение, несмотря на численное превосходство?
.
3. Поход Батыя на Русь.
Учитель: В 1227 году умирает Чингисхан, но завещает "завоевать весь мир и дойти до "моря франков", т. е. завоевать все земли, лежащие к западу от их родных степей.
В 1235 году на курултае будет принято решение начать поход на Запад. Возглавит этот поход внук Чингисхана хан Батый.
Об этом вторжении нам расскажет Аджиева Саглара , получившая опережающее задание.
Ученик рассказывает о разорении Рязани, Владимиро-Суздальской земли, Киева, Галицко-Волынского княжества.
Учащиеся получают карту-заготовку,которую должны заполнить по ходу рассказа выступающего
Подведение итогов.
Как вы считаете, достигли ли вы цели в решении главной проблемы сегодняшнего урока?
Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа,
монголы смогли завоевать русские земли и установить иго на Руси.
Учитель раздаёт тесты, затем собирает их, озвучивает оценки за работу на уроке (за устные ответы) и даёт домашнее задание
Тестовая работа (Можно использовать как рефлексию)
Часть А.
1.Битва на Калке, где русские князья впервые встретились с татаро - монголами произошла в
А) 1223 г.
Б) 1240 г.
В) 1380 г.
Г) 1480 г.
2. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате
А) нашествия хана Батыя
Б) набегов хазар
В) походов Чингисхана
Г) набегов половцев.
3. В каком веке произошла битва на реке Сити
А) 11 век
Б) 12 век
В) 13 век
Г) 14 век.
4. Какой город татаро - монголы назвали «злым»?
А) Киев
Б) Козельск
В) Владимир
Г) Рязань.
5. Грамота на княжение, получаемая русскими князьями называлась
А) пайдза
Б) ясак
В) ярлык
Г) баскак.
Часть В.
-
Установить соответствие между терминами и определениям
Определение
А. Ордынский выход
1. Экономическая и политическая зависимость русских княжеств
Б. Иго
2. Количество дани, уплачиваемой русскими князьями в орду
В. «Положить в число»
3. Осуществление переписи населения
Г. Поминки
4. Подарки монголам от русских князей
-
Рассмотрите карту «нашествие монголов на Русь» страница 128, укажите события, которые нашли отражение на карте
- какая часть Руси подверглась нападению
- в каких битвах решалась судьба Руси
- какие земли не подверглись нашествию монголов в первом походе
.
Учитель: Замечательно, а сейчас мы решим с вами тест на закрепление материала.
Учитель раздаёт тесты, затем собирает их, озвучивает оценки за работу на уроке (за устные ответы) и даёт домашнее задание.
Домашнее задание.
-
Подготовить рассказ от имени участника обороны города во время монгольского завоевания (город по выбору),
-
Карточки с индивидуальными заданиями купить