- Преподавателю
- История
- Рабочая программа кружка История развития и традиций казачества
Рабочая программа кружка История развития и традиций казачества
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ширяева О.А. |
Дата | 16.07.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Охотничьевская средняя школа
Согласовано.
Заместитель директора по ВР
_______________
«_____» ________________ 2015 г.
Утверждено.
Директор МОУ Охотничьевской средней школы
__________________
«______» _________________ 2015 г.
Рабочая программа
кружка «История развития и традиций казачества»
в 6 классе в рамках внеурочной деятельности ФГОС
Составитель
учитель истории и
обществознания
Ширяева О.А.
П. Ст. Охотничья
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Граница родила казачество, а казачество создало Россию.
Л.Н.Толстой
История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. Казаки верно служили Отечеству, сначала по договорам, затем - по присяге и, наконец, в составе вооруженных сил, как их неотъемлемая часть. Неизмерим взгляд многих поколений этого военного сословия в защиту интересов Российского государства и общества. Именно, казаки в числе первых стояли прочным заслоном врагу, на дальних окраинах, осваивали при этом земли и накопили огромный опыт в охране и защите государственной границы. Их воинские подвиги тесно связаны с именами Дмитрия Донского, Петра Румянцева, Григория Потемкина, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других.
Актуальность изучения курса
Во-первых, молодое поколение, должно хорошо знать свою историю хотя бы потому, что там кроются ответы на многие сложные вопросы нынешнего дня. Лучшие умы России всегда связывали возрождение своей страны только с возрождением казачества.
Во-вторых, знакомство с традициями и культурой казачества призваны помочь сформировать устойчивый интерес и уважение к достижениям народов, населяющих нашу страну. В - третьих, основываясь на том, что казачество всегда было сословием, являющимся образцом преданности служения Отечеству, изучении его истории является благодатным материалом для воспитания у подрастающего поколения чувства любви к своей Родине, стремление защищать её.
Программа кружка «История развития и традиций казачества» является модифицированной и разработана с опорой на авторскую программу кружка А.Г. Козловой «Школа казачьей культуры» и рассчитана на детей 11-14 лет (5-7 классы). Программа включает 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятий составляет 45 минут.
Цель данной программы - формирование начального представления о казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
-
помочь учащимся более глубоко изучить историю казачества, уклад жизни казаков, их культуру, ремесла;
-
познакомить с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
-
способствовать воспитанию патриотических качеств личности на примере героического прошлого казаков и их роли в истории края и страны.
-
создать условия для развития навыков творческой исследовательской работы, которая поможет подростку сформировать способность ориентироваться в социуме.
-
содействовать в формировании понимания многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур.
Формы организации деятельности учащихся (индивидуальная, групповая, коллективная):
- эвристическая беседа,
- экскурсия,
- встреча с интересными людьми,
- творческая мастерская, викторины,
- самостоятельный поиск информации;
- игра;
- творческие задания,
- просмотр фильмов, презентаций и др.
Методы обучения и воспитания: наглядный, словесный, частично-поисковый, практический.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций.
Осознание своей включенности в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своего региона.
Содержание программы
-
Вводное занятие - 1 ч.
-
История возникновения казачества. История казачества Поволжья и Симбирской губернии - 2 ч.
-
Труд и быт казаков. Казачье подворье. - 5 ч.
-
Православие и казачество - 2 ч.
-
Традиции казачьей семьи. Казаки и казачки - 4 ч.
-
Казак рождался воином. Казачьи символы и знаки - 4 ч.
-
Преданья старины глубокой - 6 ч.
-
Декоративно-прикладное искусство казаков- 5 ч.
-
Творческая мастерская. Защита творческих проектов - 5 ч.
-
Вводное занятия.
Знакомство учащихся с курсом, причинами обращения к нему. Трактовка термина «казак».
-
История возникновения казачества. История казачества Поволжья и Симбирской губернии.
Первые упоминания о казаках в летописных документах. Зарождение казачества. XVII век - первые поселенцы - казаки на Волге. Б.М. Хитрово - основатель Симбирска. Роль казаков в возведении Симбирска.
Практическая часть:
-
найти информацию о Б.Хитрово в разных источниках (сеть Интернет, энциклопедии, художественные произведения);
-
викторина по топонимическим понятиям (названия сел, поселков, рек, улиц Ульяновска, Ульяновской области и Ульяновского района).
-
Труд и быт казаков. Казачье подворье.
Возникновение станиц. Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда. Разнообразие куреней. Основной строительный материал. Правила строительства. Резные украшения казачьей постройки. Планировка приусадебного участка.
Традиционный и современный быт казачьей семьи. Внутреннее убранство жилища казаков, домашняя утварь. Казачья кухня. Казачье подворье. Конь - верный друг казака.
Практическая часть:
-
Рисунок казачьей избы или рисунок планировки усадьбы казака.
-
Составить узор резного украшения для дома казака или найти рецепт старинного казачьего блюда к конкурсу «Веселый чугунок».
-
Лепка из глины или пластилина посуды казаков.
-
Православие и казачество.
Православие - духовно-нравственная основа казачества. Истоки православия у казачества. Икона в казачьей семье. Казачьи церковные праздники. Святой покровитель казачьего войска - благоверный князь Александр Невский.
Практическая часть: составление кластера «Календарь казачьих церковных праздников» об особо почитаемых святых Георгии Победоносце, Сергии Радонежском, Александре Невском, Дмитрии Донском.
-
Традиции казачьей семьи. Казаки и казачки.
Традиции воспитания в казачьей семье. Домострой - основа семьи казака. Воспитание мальчиков - казаков и девочек - казачек. Одежда и украшение казаков. Отличительные черты праздничной и будничной одежды. Влияние Европейской моды в начале ХХ века на одежду казаков.
Практическая часть:
-
зарисовка мужского или женского костюма, или пошив казачьей одежды для кукол;
-
создание коллажа «Одежда казаков».
-
Казак рождался воином.
Воинская честь и доблесть казаков. Обычаи, связанные с рождением сына. Обряд посвящения в казаки. Нравственные качества - основа патриотизма казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Проводы на службу. Обряд возвращения казаков со службы.
Казачьи заповеди. Казачьи символы и знаки. Цвета казачьих войск России.
Практическая часть:
-
Подобрать отрывок и художественного произведения с описанием подвига казаков в бою.
-
Рисунок казака в форме.
-
Презентация «Оружие казаков» или «История рукопашного казачьего боя».
-
Преданья старины глубокой. Памятники истории казачества.
Культура казачества. Памятники истории казачества.
Казачье народное творчество: песни, танцы, частушки, сказки, легенды, приметы. Самобытность казачьих пословиц и поговорок. Образность языка казаков. Казачьи игры. Обряды казаков: казачья свадьба, колядки, масленица, праздник Ивана Купалы, новоселье.
Практическая часть:
-
Презентация о памятниках казачества в России и за рубежом;
-
Экскурсия в г. Ульяновск;
-
Викторина по УНТ казаков или создание мини-сборника диалектизмов казачества;
-
Игры казаков (на свежем воздухе);
-
Инсценировка обрядов казачества.
-
Декоративно-прикладное творчество казаков.
Возрождение казачьего декоративно-прикладного искусства казаков. Основные мотивы казачьего прикладного искусства. Семикаракорская белая керамика - художественный феномен. Окраска дома. Гармония цвета и природы. Зодчество казачества. Промыслы и ремесла казаков.
Практическая часть:
-
Создание рисунка - макета для Семикаракорской керамики.
-
Вышивка и резьба по дереву (выпиливание лобзиком) узора для полотенца или наличника (совместно с учителями технологии).
-
Сообщения учеников о промыслах казаков.
-
Творческая мастерская. Защита творческих проектов.
Макеты казачьей усадьбы. Народный костюм казака или казачки (модель). Презентация по курсу. Сочинение по теме «Надо казаком родиться, чтоб весь век судьбой гордиться» и др.
Календарно-тематическое планирование кружка
«История развития и традиций казачества»
Дата проведения
Теоретич.
Практ.
План
Факт
1
Вводное занятие.
1
1
История возникновения казачества.
История казачества Поволжья и Симбирской губернии - 2 ч.
2
История возникновения казачества.
1
1
3
История казачества Поволжья и Симбирского края.
1
0,5
0,5
Труд и быт казаков. Казачье подворье - 5 ч.
4-5
Жилище казаков. Резные украшения казачьей постройки.
2
1
1
6-7
Традиционный и семейный быт казачьей семьи.
2
1
1
8
Казачье подворье. Конь - верный друг казака.
1
Православие и казачество - 2 ч.
9-10
Православие - духовно-нравственная основа казачества. Казачьи церковные праздники.
2
0,5
1,5
Традиции казачьей семьи. Казаки и казачки - 4 ч.
11-12
Традиции воспитания в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек.
2
1
1
13-14
Одежда и украшение казаков.
2
1
1
Казак рождался воином - 4 ч.
15
Воинская честь и доблесть казаков. Посвящение в казаки.
1
0,5
0,5
16
Юные казаки - будущие защитники родной земли. Обряд проводов на службу.
1
17-18
Заповеди казаков. Казачьи символы и знаки. Цвета казачьих войск России.
2
1
1
Преданья старины глубокой. Памятники истории казачества - 6 ч.
19-20
Памятники истории казачества.
2
1
1
21-22
Казачье народное творчество.
2
1
1
23-24
Казачьи игры и обряды.
2
1
1
Декоративно-прикладное творчество казаков - 5 ч.
25
Возрождение казачьего декоративно-прикладного искусства казаков.
1
1
26
Семикаракорская белая керамика - художественный феномен.
1
0,5
0,5
27
Зодчество казаков.
2
0,5
1,5
28-29
Промыслы и ремесла казаков.
2
1
1
Творческая мастерская - 5 ч.
30
Лепка из глины или пластилина посуды казаков. Написание сочинений, создание сборника диалектизмов (по выбору учащихся).
1
1
31-32
Вышивка или пошив одежды казаков (девочки). Выпиливание узоров ставен (мальчики).
2
2
33-34
Защита проекта.
2
2
Литература.
1. Бардадым В. Казачий курень. Краснодар, 1992.
2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. 1993.
3. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.
4. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992
Т. 1-2
-
О.Г.Веряскина. История Донского края (с древнейших времен до конца XVIвека) 5-6 класс. Ростов - на- Дону.,- 2009.
-
В.И.Кузнецов. История Донского края. - М., 1991.
-
Н.В. Самарина О.Г. Витюк. История Донского края (XVII-XIX века) 7-8 класс. Ростов - на- Дону.,- 2009.
-
В.С. Левченко Б.В.Чеботарев. История Донского края 7-8 класс. - М., 2000.
-
nsportal.ru/
-
bess-school-41.ucoz.ru/index/kruzhok_quot_shkola_kazachej_kultury_