- Преподавателю
- История
- Злективный курс по Истории России Спорные вопросы истории Великой Отечествеенной войны
Злективный курс по Истории России Спорные вопросы истории Великой Отечествеенной войны
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Касаткин И.А. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа элективного курса
«Актуальные вопросы изучения истории Второй Мировой и Великой Отечественной войн» для 10-11 класса, рассчитанная на 34 часа.
Составил: учитель истории и обществознания 1 категории
МБОУ « Подгорновская СОШ»
Касаткин Игорь Анатольевич
Пояснительная записка
Средняя школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами к историческим событиям.
Образование в старших классах должно носить не количественный, а качественный характер: от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки - и овладение начальными навыками
самостоятельного научного исследования. Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. . Настоящий элективный курс является составной частью предмета «История Россия ХХ - начало ХХI веков» и представляет собой изучение темы «Великая Отечественная война». Программа составлена на основе элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века» Сорокина Е.Н.
Программа рассчитана на два года (0,5 часа в неделю в 10-11 классе ) на 34 часа и предназначена на расширение содержания базисного курса и углубление знаний по данной теме. Выбранная тема актуальна и значима, так как в настоящее время в учебниках истории тема «Великая Отечественная война» сокращена до минимума и этот спецкурс позволяет расширить и углубить знания по данной теме. Тема элективного курса «Актуальные вопросы изучения истории Второй Мировой и Великой Отечественной войн» выбрана не случайно: 2015 год - год 70- летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В отечественной и мировой истории данный период всегда вызывал огромный интерес. Существует много различных точек зрения на события того времени. Поэтому, особенно важно, чтобы подрастающее поколение в современных условиях, когда идет пропаганда на принижение роли Советского Союза в победе над гитлеровской Германией, смогло разобраться в лабиринте истории тех лет, дать справедливую оценку произошедшим событиям. Программа элективного курса предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов по истории Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Цель курса:
Содействие становлению человека как духовно - нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной творческой личности, как гражданина и патриота.
Задачи курса:
- Обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях Второй мировой и Великой Отечественной войн.
- Способствовать осознанию учащимся многогранности, противоречивости событий данного периода, а также причин неоднозначности их восприятия отечественными и зарубежными историками, политическими деятелями.
- Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала.
- Воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
1. Находить, систематизировать и анализировать историческую информацию, используя сеть ИНТЕРНЕТ, исторические документы.
2. Выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого.
3. Определять и аргументировано обосновывать собственное отношение к дискуссионным проблемам истории. 4.Представлять свои работы в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований.
5.Обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, конференциях.
Основные формы отчетности: реферат, презентация.
Учебно-тематический план
№ темы
Содержание
Количество часов
Формы проведения занятий
1.
Причины Второй Мировой войны.
Была ли фатальная неизбежность Второй Мировой войны: кто виноват в развязывании войны?
3
Практикум (2 ч)
Проблемно-проектная дискуссия (1 ч)
2.
Секретные протоколы в действии.
«Триумфальное поражение»
( о советско-финской войне).
Западная Украина и Западная Белоруссия: была ли советская оккупация?
2
Практикум (1ч)
Проблемно-проектная дискуссия (1 ч)
3.
Кто толкал Гитлера на Восток?
Можно ли говорить о внезапности
нападения Германии на Советский Союз?
Споры вокруг версии
превентивном ударе СССР против Германии.
2
Практикум (1ч)
Проблемно-проектная дискуссия (1 ч)
5.
Московская битва.
Подвиги советских людей.
3
Практикум (2 ч)
Проблемно-проектная дискуссия (1 ч)
6.
Сталинградское сражение.
Страх или свобода?
Причины победы советских
войск под Сталинградом.
3
Работа с документами.
Проектная деятельность.
Эвристическая беседа. (1 ч)
Урок-исследование (1 ч)
Конференция (1 ч)
7.
Курская битва-коренной перелом в ходе войны.
2
Практикум (1ч)
Семинарское занятие (1 ч)
8.
Тегеранская конференция.
Готовилось ли покушение на глав правительств
СССР, США и Англии?
Споры в Тегеране.
2
Работа с документами (1 ч)
Семинарское занятие (1 ч)
9.
Операция «Концерт»
Партизанское движение
в годы войны и его значение.
3
Работа с документами (1 ч)
Урок-исследование (1 ч)
Семинарское занятие (1 ч)
10.
Открытие Второго фронта.
2
Практикум (1 ч)
Проблемно-проектная дискуссия (1 ч)
11.
Операция «Багратион»
2
Практикум (1 ч)
Семинарское занятие (1 ч)
12.
Берлинская операция. Спорные вопросы.
Потсдамская конференция.
2
Практикум (1 ч)
Дискуссия в форме круглого стола (1 ч)
13.
Кузбасс в годы войны.
3
Защита рефератов
14.
Итоговая конференция.
2
Защита проектов
Литература
История России. 20 век. Элективные курсы сост. Н.И.Чеботарева, Волгоград, Учитель, 2007
Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории 20 века. 10-11 классы: элективный курс/ сост. Е.Н.Сорокина.- Волгоград, Учитель, 2007
Ф.Д.Волков. Тайное становится явным. М., Политиздат, 1991
Великая Отечественная война. Энциклопедия для школьников. М., «Олма-Пресс», 2001
Россия. Иллюстрированная энциклопедия. М., «Олма-Медиагрупп», 2007