План-конспект урока на тему Россия при Павле I

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План конспект урока № ___

по теме: «РОССИЯ ПРИ ПАВЛЕ I».

Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. М., «Просвещение», 2009 г.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

  • определить цели, задачи, осветить основные направления внутренней и внешней политики Павла I и подвести ее итоги;

Воспитательные:

  • указать на возможность негативных последствий изоляции ребенка (Павла I) от родителей (постепенно формирующаяся враждебность по отношению к родителям, неконтролируемая самостоятельность, ожидание подходящего случая все изменить);

  • вызвать сочувствие к судьбе простых людей (крестьян) и указать на то, что облегчение жизни людей зачастую зависит от отношения и готовности правителя к постепенному разрешению данного вопроса (на примере попыток и указов Павла I облегчить жизнь крестьян);

  • вызвать уважение к смелости и доблести русских воинов, преодолевавших неприступные преграды;

  • указать на то, что неверные политические шаги и меры по отношению к поданным могут привести к ненависти, возникновению оппозиции и заговора;

  • на примере убийства Павла I указать на отрицательное отношение к жестокости, насилия как способа решения проблем;

  • формирование у учащихся интереса к истории и историческим личностям, активной жизненной позиции на примере личности и деятельности Павла I.

Развивающие: совершенствование умений познавать, рассуждать, анализировать, сравнивать, выделять главное, правильно делать выводы, высказывать свою точку зрения, систематизировать свои знания, в логической последовательности изучать и излагать материал, формулировать вопросы, участвовать в аналитической беседе или дискуссии, работать с документами учебника, составлять план, разбираться в разных видах наглядности (выбрать).


Задачи:

  • объяснение исторических терминов и понятий

  • работа с историческими документами

  • работа с исторической картой

  • работа со сравнительной таблицей


Оборудование урока:

  • компьютер и проектор



Предположительные ответы учащихся

Проверка домашнего задания

  1. Фронтальный опрос

  • Назовите тему предыдущего урока?

  • Что такое коалиция?

  • Сколько русско-турецких войн произошло во время правления Екатерины II и когда?

  • Кто был инициатором начала русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.?

  • Кто был назначен главнокомандующим русской армией в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.?

  • Что стало результатом издания в 1783 году Екатериной II манифеста о прекращении существования Крымского ханства?

  • Назовите русских полководцев и флотоводцев, прославившихся в русско-турецкой войне 1787-1791 гг.

  • Что такое буферное государство?




  • Сколько было разделов Польши и когда?

  • Какое сражение решило исход русско-шведской войны 1788-1790 гг.?

  • Что такое нейтралитет?


  • Внешняя политика Екатерины II

  • Коалиция - это союз (военный, между государствами).

  • В правление Екатерины II было две русско-турецких войны, проходивших 1768-1774 гг. и в 1787-1791 гг.

  • Обе русско-турецких войны начала Турция.


  • Главнокомандующим русской армией был назначен полководец П.А.Румянцев-Задунайский.

  • В результате издания манифеста 1773 года весь Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России.

  • Полководцы А.В.Суворов, Г.А.Потемкин, М.И.Кутузов, флотоводец Ф.Ф.Ушаков.

  • Буферное государство это небольшое или независимое государство, расположенное между двумя или несколькими крупными странами и вынужденное маневрировать между ними.

  • Разделов Польши было три: в 1772, 1793 и в 1795 годах.

  • Исход русско-шведской войны решило Выборгское морское сражение в июне 1790 г.

  • Нейтралитет - это отказ присоединиться к одной из сторон в войне, дипломатическом конфликте.

  1. Работа по карточкам

  • Назовите основные задачи (направления) внешней политики Екатерины II


  • Перечислите территории, отошедшие к России по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г.?


  • Какие условия должна была выполнить Турция по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г.?


  • Какие события послужили поводом к началу русско-турецкой войны 1787-1791 гг.?



  • Назовите условия Ясского мирного договора 1791 г. между Россией и Турцией.


  • Перечислите важнейшие результаты внешней политики Екатерины Великой.



  • Выход России к Черному морю;

  • Возвращение в состав России украинских и белорусских земель;

  • Обеспечение безопасности петровских завоеваний в Прибалтике

  • По Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г. к России была присоединена территория между Южным Бугом и Днепром с крепостью Кинбурн, крепости Керчь и Еникале на Азовском море, Кабарда на Северном Кавказе.

  • По Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г. Турция была вынуждена признать независимость Крымского ханства и право русского флота на беспрепятственный проход через черноморские проливы в Средиземном море.

  • Переворот в Крыму в пользу открытого ставленника Турции;

  • Манифест Екатерины II о прекращении существования Крымского ханства;

  • Демонстративное путешествие Екатерины II в Крымские владения в сопровождении австрийского императора

  • Отказ Екатерины II выполнить требования ультиматума султана о возвращении Крыма, восстановлении власти Турции в Грузии и досмотра русских кораблей, идущих через Дарданеллы.

  • По условиям Ясского мирного договора 1791 г. границей между Россией и Турцией стала река Днестр. Турция признала все завоевания России и Северном Причерноморье.

  • Рост территории России за счет присоединения завоеванных земель (Правобережная Украина, Белоруссия, южная Прибалтика, Северное Причерноморье, территории на Дальнем Востоке и в Северной Америке);

  • Увеличение населения Российской империи с 22 до 36 млн. чел.;

  • Начало превращения России из великой европейской в великую мировую державу;

  • Выход России к Черному и Средиземному морям, к Тихому и Атлантическому океанам.

  1. Индивидуальный опрос:

  • Расскажите классу о личности А.В.Суворова и его роли в истории нашей страны.

  • Расскажите ход русско-турецкой войны 1768-1774 гг., используя карту.

  • Укажите на карте места и назовите годы важнейших сражений русско-турецкой войны 1768-1774 гг.


  • Укажите на карте территории и крепости, отошедшие к Российской империи по Кючук-Кайнарджийскому договору.

  • Расскажите ход русско-турецкой войны 1787-1791 гг., используя карту.

  • Укажите на карте места и назовите годы важнейших сражений русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

  • Используя карту, укажите территории, отошедшие к России по Ясскому мирному договору 1791 г


  • Презентация о личности А.В.Суворова (1730-1800).


  • Указать границы государств к началу войны, описать действия турецкой и русской армии и флота по стрелкам

  • Указать и назвать места и годы сражений, обозначенные на карте


  • Территория между Южным Бугом и Днепром с крепостями Кинбурн, Керчь, Еникале, Азов, Кабарда на Северном Кавказе

Указать границы государств к началу войны, описать действия турецкой и русской армии и флота по стрелкам

  • Указать и назвать места и годы сражений, обозначенные на карте

  • Северное Причерноморье, Крым, земли между Южным Бугом и Днестром, по которому устанавливалась граница

  1. Беседа с учащимися по вопросам:

  • Чем вы можете объяснить успешный для России ход русско-турецких войн?


  • В чем вы видите главную причину победы русских войск на Кинбурнской косе? Для ответа используйте документ на стр. 204.


  • Согласны ли вы с утверждением, что Екатерина II была вынуждена согласиться на раздел Речи Посполитой? Если да, то почему?

  • Как вы считаете, почему Екатерина II отказала Англии в просьбе о помощи для борьбы с американскими повстанцами, а позднее и вовсе признала независимость США?

  • Как вы понимаете высказывание А.В.Суворова «Легко в учении - тяжело в бою»?


  • Успешный ход русско-турецких войн для России объясняется правильным назначением командного состава, умелым ведением военных операций и храбростью русских воинов.

  • Главная причина победы русских войск на Кинбурнской косе заключалась в том, что к русским войскам вовремя подоспело подкрепление, а также в храбрости русских войск и умелом командовании ими А.В.Суворова.

  • Да. Существовала угроза заключения союза Турции с Австрией против Речи Посполитой, поэтому Екатерина II согласилась на раздел, несмотря на то, что королем Польши был ее ставленник

России.

  • Потому что поддержка колоний была выгодна России: интересы Англии были задеты, в то же время, между Россией и Америкой была заложена основа для развития отношений.

  • Чем упорнее и прилежнее учишься, тем легче будет решать и выполнять поставленные перед тобой задачи.

  1. Заполнение таблицы:

  • Заполните таблицу разделов Речи Посполитой на доске.


I.

I. Внутренняя политика Павла I.

1. Изменение порядка престолонаследия. Слайд № 1.

Таблица: прежний порядок престолонаследия, введенный Петром I в 1722 г. → новый порядок по закону 1797 г.

  • Выявить и разъяснить причины введения и правила нового порядка престолонаследия, используя документ «Из закона о порядке престолонаследия 5 апреля 1797 года» на стр. 212.


2. Крестьянский вопрос. Слайд № 2. Картинки «Русские крестьяне в 1810-е гг.» и «Барщина. Гравюра. 1798 г.».


  • Разъяснить ученикам, что такое гравюра, как новое слово и новый вид иллюстрации. Записать слово на доске.



  • Слайд №3. Определить основные меры, предпринятые Павлом I в отношении крестьян:

1) отмена правил, запрещавших крестьянам жаловаться на своих хозяев;

2) назначение «приемных дней» для крестьян;

3) установка возле дворца специального ящика для челобитных крестьян, который император открывал собственноручно;

4) запрет телесных наказаний лиц, достигших 70 лет;

5) выделение каждому государственному крестьянину надела размером в 15 десятин;

6) создание для государственных крестьян особого сословного управления;

7) замена обременительной для крестьян хлебной подати денежным сбором;

8) ограничение барщины тремя днями в неделю;

9) запрет привлекать крестьян к работам в выходные и праздничные дни;

10) запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли.

  • Ознакомить учеников с историческим документом «Из манифеста Павла I 1797 года» о запрещении привлекать крестьян к работам в воскресные дни на стр. 212 учебника.


  • Слайд № 4. «Манифест о трехдневной барщине», Российская почтовая марка 2004 г. «Павел I подписывает манифест о трехдневной барщине» (к 250-летию со дня рождения императора).

  • Слайд № 5. Фрагмент «Оды государю императору Павлу Петровичу» С.В.Руссова, написанной к первой годовщине царствования Павла I:

Крестьян на тяжку призрел долю,

На пот их с кровию воззрел,

Воззрел и дал им полну волю

Свободным в праздник быть от дел;

Рассек на части их недели,

Чтоб три дня барщину потели,

А три дня жали свой загон;

Детей и сирых бы кормили,

А в праздник слушать бы ходили

Святой божественный закон

3. Ограничение дворянских прав и привилегий. Слайд №6.

Объяснить причины, побудившие Павла I проводить «антидворянскую политику»:

1) явиться в полки всем записанным в них с детских лет дворянским детям;

2) запрет свободного перехода из армейской службы в гражданскую без специального разрешения Сената;

3) обложение дворян налогами на содержание местной администрации;

4) ограничена «свобода дворянских собраний», ставших именоваться «дворянский набор»;

5) отмена права дворянину обращаться с просьбами и жалобами к самодержцу (можно только после разрешения губернатора);

6) возобновилось наказание палками дворян - унтер-офицеров


  • По просьбе учителя обращаются к своим знаниям о прежнем порядке престолонаследия, введенном Петром I в 1722 году, когда император сам назначал себе наследника;

  • Записывают в тетрадь причины (любовь Павла I к законности, необходимость избавиться от неопределенности в преемстве престола) введения нового порядка престолонаследия;

  • Читают за учителем документ «Из закона о порядке престолонаследия 5 апреля 1797 года» на стр. 212 учебника. Вместе с учителем делают вывод из прочитанного документа.

  • Фиксируют со слайда №1 в тетрадь в виде таблицы правила прежнего и нового порядка престолонаследия (права на престол не по назначению, а только представителям царствующей династии мужского пола по нисходящей линии).

  • Внимательно рассматривают и анализируют картинки, демонстрирующие быт русских крестьян конца XVIII-начала XIX вв. (слайд № 2)

  • По просьбе учителя называют уже знакомые им виды иллюстраций. Слушают разъяснение учителя о новом виде иллюстрации - гравюра и записывают новое слово в словарь:

Гравюра - (фр. gravure от нем. graben - копать или фр. graver - вырезать, создавать рельеф) - вид графического искусства, печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок.

  • По слайду №3 определяют основные меры, предпринятые Павлом I по отношению к крестьянам.

  • Записывают в тетрадь дату принятия Манифеста о трехдневной барщине - 5 апреля 1797 г.

  • Фиксируют вывод, сформулированный учителем в тетрадь:

  • Павел I - первый российский император, предпринявший реальную попытку ограничения крепостного права в России.




  • Читают документ на стр. 212 учебника о запрещении привлекать крестьян к работам в воскресные дни. Вместе с учителем ищут в тексте документа объяснение появления данного закона и обсуждают правильность его принятия.

  • Рассматривают картинки на слайде № 4 - «Манифест о трехдневной барщине» (оригинал), Российская почтовая марка «Павел I подписывает манифест о трехдневной барщине».


  • Один из учеников (наиболее способный к чтению) выходит к проектору и зачитывает со слайда № 5 стихи, воспевающие Манифест о трехдневной барщине, написанные одним из придворных поэтов.




  • По просьбе учителя ученики вспоминают основные положения «Жалованной грамоты дворянства» Екатерины II.

  • Слушают рассказ учителя о сущности «антидворянской политики» Павла I.

  • Записывают в тетради определение понятия «антидворянская политика» - политика Павла I, направленная на ограничение привилегий дворянского сословия (слайд №6).



II. Внешняя политика Павла I.

  • Рассказать о внешнеполитическом положении России в начале правления Павла I и его воззрениях на ведение внешней политики.

  • Слайд № 7. Итальянский и Швейцарский походы русской армии во главе с А.В.Суворовым


  • Слушают рассказ учителя о внешнеполитическом положении России к началу правления Павла I, о воззрениях Павла I на внешнюю политику.

  • Следят по исторической карте на слайде № 7 за действиями армии под командованием А.В.Суворова, осуществлявшей Итальянский и Швейцарский походы и фиксируют в тетрадях места важнейших сражений.

III. Заговор 11 марта 1801 г.

  • Выявить причины недовольства Павлом I среди господствующих слоев России



  • Описать ход событий в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. (отказ императора Павла I отречься от престола, убийство Павла I, версии причины смерти императора), используя слайд № 8 «Михайловский замок в Петербурге».


  • Вместе с учителем выявляют причины недовольства политикой Павла I среди господствующих слоев:

1) непредсказуемость императора;

2) отстранение от власти «екатерининских стариков»;

3) ограничение прав помещиков над крестьянами;

4) ограничение дворянских прав и привилегий;

5) увеличение числа наказаний, их жестокость и расширение категории лиц, могущих быть подвергнутыми наказаниям;

6) объявление о прекращении в марте 1801 г. всяческой торговли с Англией.

  • Слушают рассказ учителя о ходе событий заговора в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., рассматривая слайд № 8 «Михайловский замок в Петербурге - место убийства Павла I».

  • Записывают в тетрадь дату последнего дворцового переворота.

IV. Итоги внутренней и внешней политики Павла I.

  • Слайд №9. Подвести итоги правления Павла I.


  • Совместно с учителем класс подводит итоги правления императора Павла I, используя документ на стр. 213 «Современный историк Р.Мак-Грю о Павле I».

  • Отмечают в тетради основные итоги внутренней и внешней политики Павла I (слайд №9):

1) урегулирование проблемы престолонаследия;

2) создание строго централизованной системы управления, сфокусированной на царе;

3) положено начало замены коллегиальной системы управления министерской;

4) предприняты меры, облегчавшие жизнь народа (снижение цен на продовольствие, регулирование крестьянского вопроса);

5) ведение непоследовательной дипломатической, но в целом успешной внешней политики в Италии и Швейцарии.

V.Домашнее задание:

§29. Россия при Павле I (стр. 205-214):

  • Выучить понятия, термины по теме.

  • Подготовить презентацию о личности императора Павла I.

  • Подготовить доклад о переходе русской армии через Альпы.

  • Ответить на вопросы и задания в конце параграфа на стр. 211.

  • Прочитать документы на стр. 212-214.

  • Подумать над ответами к вопросам по документам (стр. 214).



© 2010-2022