- Преподавателю
- История
- План-конспект урока на тему Россия при Павле I
План-конспект урока на тему Россия при Павле I
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белова М.М. |
Дата | 19.09.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План конспект урока № ___
по теме: «РОССИЯ ПРИ ПАВЛЕ I».
Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. М., «Просвещение», 2009 г.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
-
определить цели, задачи, осветить основные направления внутренней и внешней политики Павла I и подвести ее итоги;
Воспитательные:
-
указать на возможность негативных последствий изоляции ребенка (Павла I) от родителей (постепенно формирующаяся враждебность по отношению к родителям, неконтролируемая самостоятельность, ожидание подходящего случая все изменить);
-
вызвать сочувствие к судьбе простых людей (крестьян) и указать на то, что облегчение жизни людей зачастую зависит от отношения и готовности правителя к постепенному разрешению данного вопроса (на примере попыток и указов Павла I облегчить жизнь крестьян);
-
вызвать уважение к смелости и доблести русских воинов, преодолевавших неприступные преграды;
-
указать на то, что неверные политические шаги и меры по отношению к поданным могут привести к ненависти, возникновению оппозиции и заговора;
-
на примере убийства Павла I указать на отрицательное отношение к жестокости, насилия как способа решения проблем;
-
формирование у учащихся интереса к истории и историческим личностям, активной жизненной позиции на примере личности и деятельности Павла I.
Развивающие: совершенствование умений познавать, рассуждать, анализировать, сравнивать, выделять главное, правильно делать выводы, высказывать свою точку зрения, систематизировать свои знания, в логической последовательности изучать и излагать материал, формулировать вопросы, участвовать в аналитической беседе или дискуссии, работать с документами учебника, составлять план, разбираться в разных видах наглядности (выбрать).
Задачи:
-
объяснение исторических терминов и понятий
-
работа с историческими документами
-
работа с исторической картой
-
работа со сравнительной таблицей
Оборудование урока:
-
компьютер и проектор
Предположительные ответы учащихся
Проверка домашнего задания
-
Фронтальный опрос
-
Назовите тему предыдущего урока?
-
Что такое коалиция?
-
Сколько русско-турецких войн произошло во время правления Екатерины II и когда?
-
Кто был инициатором начала русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.?
-
Кто был назначен главнокомандующим русской армией в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.?
-
Что стало результатом издания в 1783 году Екатериной II манифеста о прекращении существования Крымского ханства?
-
Назовите русских полководцев и флотоводцев, прославившихся в русско-турецкой войне 1787-1791 гг.
-
Что такое буферное государство?
-
Сколько было разделов Польши и когда?
-
Какое сражение решило исход русско-шведской войны 1788-1790 гг.?
-
Что такое нейтралитет?
-
Внешняя политика Екатерины II
-
Коалиция - это союз (военный, между государствами).
-
В правление Екатерины II было две русско-турецких войны, проходивших 1768-1774 гг. и в 1787-1791 гг.
-
Обе русско-турецких войны начала Турция.
-
Главнокомандующим русской армией был назначен полководец П.А.Румянцев-Задунайский.
-
В результате издания манифеста 1773 года весь Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России.
-
Полководцы А.В.Суворов, Г.А.Потемкин, М.И.Кутузов, флотоводец Ф.Ф.Ушаков.
-
Буферное государство это небольшое или независимое государство, расположенное между двумя или несколькими крупными странами и вынужденное маневрировать между ними.
-
Разделов Польши было три: в 1772, 1793 и в 1795 годах.
-
Исход русско-шведской войны решило Выборгское морское сражение в июне 1790 г.
-
Нейтралитет - это отказ присоединиться к одной из сторон в войне, дипломатическом конфликте.
-
Работа по карточкам
-
Назовите основные задачи (направления) внешней политики Екатерины II
-
Перечислите территории, отошедшие к России по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г.?
-
Какие условия должна была выполнить Турция по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г.?
-
Какие события послужили поводом к началу русско-турецкой войны 1787-1791 гг.?
-
Назовите условия Ясского мирного договора 1791 г. между Россией и Турцией.
-
Перечислите важнейшие результаты внешней политики Екатерины Великой.
-
Выход России к Черному морю;
-
Возвращение в состав России украинских и белорусских земель;
-
Обеспечение безопасности петровских завоеваний в Прибалтике
-
По Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г. к России была присоединена территория между Южным Бугом и Днепром с крепостью Кинбурн, крепости Керчь и Еникале на Азовском море, Кабарда на Северном Кавказе.
-
По Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г. Турция была вынуждена признать независимость Крымского ханства и право русского флота на беспрепятственный проход через черноморские проливы в Средиземном море.
-
Переворот в Крыму в пользу открытого ставленника Турции;
-
Манифест Екатерины II о прекращении существования Крымского ханства;
-
Демонстративное путешествие Екатерины II в Крымские владения в сопровождении австрийского императора
-
Отказ Екатерины II выполнить требования ультиматума султана о возвращении Крыма, восстановлении власти Турции в Грузии и досмотра русских кораблей, идущих через Дарданеллы.
-
По условиям Ясского мирного договора 1791 г. границей между Россией и Турцией стала река Днестр. Турция признала все завоевания России и Северном Причерноморье.
-
Рост территории России за счет присоединения завоеванных земель (Правобережная Украина, Белоруссия, южная Прибалтика, Северное Причерноморье, территории на Дальнем Востоке и в Северной Америке);
-
Увеличение населения Российской империи с 22 до 36 млн. чел.;
-
Начало превращения России из великой европейской в великую мировую державу;
-
Выход России к Черному и Средиземному морям, к Тихому и Атлантическому океанам.
-
Индивидуальный опрос:
-
Расскажите классу о личности А.В.Суворова и его роли в истории нашей страны.
-
Расскажите ход русско-турецкой войны 1768-1774 гг., используя карту.
-
Укажите на карте места и назовите годы важнейших сражений русско-турецкой войны 1768-1774 гг.
-
Укажите на карте территории и крепости, отошедшие к Российской империи по Кючук-Кайнарджийскому договору.
-
Расскажите ход русско-турецкой войны 1787-1791 гг., используя карту.
-
Укажите на карте места и назовите годы важнейших сражений русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
-
Используя карту, укажите территории, отошедшие к России по Ясскому мирному договору 1791 г
-
Презентация о личности А.В.Суворова (1730-1800).
-
Указать границы государств к началу войны, описать действия турецкой и русской армии и флота по стрелкам
-
Указать и назвать места и годы сражений, обозначенные на карте
-
Территория между Южным Бугом и Днепром с крепостями Кинбурн, Керчь, Еникале, Азов, Кабарда на Северном Кавказе
Указать границы государств к началу войны, описать действия турецкой и русской армии и флота по стрелкам
-
Указать и назвать места и годы сражений, обозначенные на карте
-
Северное Причерноморье, Крым, земли между Южным Бугом и Днестром, по которому устанавливалась граница
-
Беседа с учащимися по вопросам:
-
Чем вы можете объяснить успешный для России ход русско-турецких войн?
-
В чем вы видите главную причину победы русских войск на Кинбурнской косе? Для ответа используйте документ на стр. 204.
-
Согласны ли вы с утверждением, что Екатерина II была вынуждена согласиться на раздел Речи Посполитой? Если да, то почему?
-
Как вы считаете, почему Екатерина II отказала Англии в просьбе о помощи для борьбы с американскими повстанцами, а позднее и вовсе признала независимость США?
-
Как вы понимаете высказывание А.В.Суворова «Легко в учении - тяжело в бою»?
-
Успешный ход русско-турецких войн для России объясняется правильным назначением командного состава, умелым ведением военных операций и храбростью русских воинов.
-
Главная причина победы русских войск на Кинбурнской косе заключалась в том, что к русским войскам вовремя подоспело подкрепление, а также в храбрости русских войск и умелом командовании ими А.В.Суворова.
-
Да. Существовала угроза заключения союза Турции с Австрией против Речи Посполитой, поэтому Екатерина II согласилась на раздел, несмотря на то, что королем Польши был ее ставленник
России.
-
Потому что поддержка колоний была выгодна России: интересы Англии были задеты, в то же время, между Россией и Америкой была заложена основа для развития отношений.
-
Чем упорнее и прилежнее учишься, тем легче будет решать и выполнять поставленные перед тобой задачи.
-
Заполнение таблицы:
-
Заполните таблицу разделов Речи Посполитой на доске.
I. Внутренняя политика Павла I.
1. Изменение порядка престолонаследия. Слайд № 1.
Таблица: прежний порядок престолонаследия, введенный Петром I в 1722 г. → новый порядок по закону 1797 г.
-
Выявить и разъяснить причины введения и правила нового порядка престолонаследия, используя документ «Из закона о порядке престолонаследия 5 апреля 1797 года» на стр. 212.
2. Крестьянский вопрос. Слайд № 2. Картинки «Русские крестьяне в 1810-е гг.» и «Барщина. Гравюра. 1798 г.».
-
Разъяснить ученикам, что такое гравюра, как новое слово и новый вид иллюстрации. Записать слово на доске.
-
Слайд №3. Определить основные меры, предпринятые Павлом I в отношении крестьян:
1) отмена правил, запрещавших крестьянам жаловаться на своих хозяев;
2) назначение «приемных дней» для крестьян;
3) установка возле дворца специального ящика для челобитных крестьян, который император открывал собственноручно;
4) запрет телесных наказаний лиц, достигших 70 лет;
5) выделение каждому государственному крестьянину надела размером в 15 десятин;
6) создание для государственных крестьян особого сословного управления;
7) замена обременительной для крестьян хлебной подати денежным сбором;
8) ограничение барщины тремя днями в неделю;
9) запрет привлекать крестьян к работам в выходные и праздничные дни;
10) запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли.
-
Ознакомить учеников с историческим документом «Из манифеста Павла I 1797 года» о запрещении привлекать крестьян к работам в воскресные дни на стр. 212 учебника.
-
Слайд № 4. «Манифест о трехдневной барщине», Российская почтовая марка 2004 г. «Павел I подписывает манифест о трехдневной барщине» (к 250-летию со дня рождения императора).
-
Слайд № 5. Фрагмент «Оды государю императору Павлу Петровичу» С.В.Руссова, написанной к первой годовщине царствования Павла I:
Крестьян на тяжку призрел долю,
На пот их с кровию воззрел,
Воззрел и дал им полну волю
Свободным в праздник быть от дел;
Рассек на части их недели,
Чтоб три дня барщину потели,
А три дня жали свой загон;
Детей и сирых бы кормили,
А в праздник слушать бы ходили
Святой божественный закон
3. Ограничение дворянских прав и привилегий. Слайд №6.
Объяснить причины, побудившие Павла I проводить «антидворянскую политику»:
1) явиться в полки всем записанным в них с детских лет дворянским детям;
2) запрет свободного перехода из армейской службы в гражданскую без специального разрешения Сената;
3) обложение дворян налогами на содержание местной администрации;
4) ограничена «свобода дворянских собраний», ставших именоваться «дворянский набор»;
5) отмена права дворянину обращаться с просьбами и жалобами к самодержцу (можно только после разрешения губернатора);
6) возобновилось наказание палками дворян - унтер-офицеров
-
По просьбе учителя обращаются к своим знаниям о прежнем порядке престолонаследия, введенном Петром I в 1722 году, когда император сам назначал себе наследника;
-
Записывают в тетрадь причины (любовь Павла I к законности, необходимость избавиться от неопределенности в преемстве престола) введения нового порядка престолонаследия;
-
Читают за учителем документ «Из закона о порядке престолонаследия 5 апреля 1797 года» на стр. 212 учебника. Вместе с учителем делают вывод из прочитанного документа.
-
Фиксируют со слайда №1 в тетрадь в виде таблицы правила прежнего и нового порядка престолонаследия (права на престол не по назначению, а только представителям царствующей династии мужского пола по нисходящей линии).
-
Внимательно рассматривают и анализируют картинки, демонстрирующие быт русских крестьян конца XVIII-начала XIX вв. (слайд № 2)
-
По просьбе учителя называют уже знакомые им виды иллюстраций. Слушают разъяснение учителя о новом виде иллюстрации - гравюра и записывают новое слово в словарь:
Гравюра - (фр. gravure от нем. graben - копать или фр. graver - вырезать, создавать рельеф) - вид графического искусства, печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок.
-
По слайду №3 определяют основные меры, предпринятые Павлом I по отношению к крестьянам.
-
Записывают в тетрадь дату принятия Манифеста о трехдневной барщине - 5 апреля 1797 г.
-
Фиксируют вывод, сформулированный учителем в тетрадь:
-
Павел I - первый российский император, предпринявший реальную попытку ограничения крепостного права в России.
-
Читают документ на стр. 212 учебника о запрещении привлекать крестьян к работам в воскресные дни. Вместе с учителем ищут в тексте документа объяснение появления данного закона и обсуждают правильность его принятия.
-
Рассматривают картинки на слайде № 4 - «Манифест о трехдневной барщине» (оригинал), Российская почтовая марка «Павел I подписывает манифест о трехдневной барщине».
-
Один из учеников (наиболее способный к чтению) выходит к проектору и зачитывает со слайда № 5 стихи, воспевающие Манифест о трехдневной барщине, написанные одним из придворных поэтов.
-
По просьбе учителя ученики вспоминают основные положения «Жалованной грамоты дворянства» Екатерины II.
-
Слушают рассказ учителя о сущности «антидворянской политики» Павла I.
-
Записывают в тетради определение понятия «антидворянская политика» - политика Павла I, направленная на ограничение привилегий дворянского сословия (слайд №6).
II. Внешняя политика Павла I.
-
Рассказать о внешнеполитическом положении России в начале правления Павла I и его воззрениях на ведение внешней политики.
-
Слайд № 7. Итальянский и Швейцарский походы русской армии во главе с А.В.Суворовым
-
Слушают рассказ учителя о внешнеполитическом положении России к началу правления Павла I, о воззрениях Павла I на внешнюю политику.
-
Следят по исторической карте на слайде № 7 за действиями армии под командованием А.В.Суворова, осуществлявшей Итальянский и Швейцарский походы и фиксируют в тетрадях места важнейших сражений.
III. Заговор 11 марта 1801 г.
-
Выявить причины недовольства Павлом I среди господствующих слоев России
-
Описать ход событий в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. (отказ императора Павла I отречься от престола, убийство Павла I, версии причины смерти императора), используя слайд № 8 «Михайловский замок в Петербурге».
-
Вместе с учителем выявляют причины недовольства политикой Павла I среди господствующих слоев:
1) непредсказуемость императора;
2) отстранение от власти «екатерининских стариков»;
3) ограничение прав помещиков над крестьянами;
4) ограничение дворянских прав и привилегий;
5) увеличение числа наказаний, их жестокость и расширение категории лиц, могущих быть подвергнутыми наказаниям;
6) объявление о прекращении в марте 1801 г. всяческой торговли с Англией.
-
Слушают рассказ учителя о ходе событий заговора в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., рассматривая слайд № 8 «Михайловский замок в Петербурге - место убийства Павла I».
-
Записывают в тетрадь дату последнего дворцового переворота.
IV. Итоги внутренней и внешней политики Павла I.
-
Слайд №9. Подвести итоги правления Павла I.
-
Совместно с учителем класс подводит итоги правления императора Павла I, используя документ на стр. 213 «Современный историк Р.Мак-Грю о Павле I».
-
Отмечают в тетради основные итоги внутренней и внешней политики Павла I (слайд №9):
1) урегулирование проблемы престолонаследия;
2) создание строго централизованной системы управления, сфокусированной на царе;
3) положено начало замены коллегиальной системы управления министерской;
4) предприняты меры, облегчавшие жизнь народа (снижение цен на продовольствие, регулирование крестьянского вопроса);
5) ведение непоследовательной дипломатической, но в целом успешной внешней политики в Италии и Швейцарии.
V.Домашнее задание:
§29. Россия при Павле I (стр. 205-214):
-
Выучить понятия, термины по теме.
-
Подготовить презентацию о личности императора Павла I.
-
Подготовить доклад о переходе русской армии через Альпы.
-
Ответить на вопросы и задания в конце параграфа на стр. 211.
-
Прочитать документы на стр. 212-214.
-
Подумать над ответами к вопросам по документам (стр. 214).