План-конспект урока по истории в 6 классе, тема Греко-персидские войны

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок для 6 класса

Проведенный учителем истории

ГУВК № 53 - МПЛ

Зеленской Ольгой Владимировной


Тема: «Греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз.»

Цель:

  • Дидактическая: определить основные причины и рассмотреть главные битвы греко-персидских войн; установить последствия греко-персидских воен.

  • Развивающая: способствовать развитию логического мышления учеников посредством установления причинно-следственных связей между историческими событиями; продолжить формирование пространственной и временной компетентности; формировать навыки анализа исторического материала.

  • Воспитательная: На примере героизма греков воспитывать в учащихся чувство патриотизма и любви к Родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийная презентация, рабочие листы, исторический атлас (стр. 8 «Греко-персидские войны»), учебник.

Основные понятия: стратеги, фаланга, гоплиты, триера, геронты, Афинский морской союз, марафонский бег.

Ожидаемые результаты. Ученики смогут:

  • Называть причины и устанавливать последствия греко-персидских войн;

  • Показывать на карте ход военных действий;

  • Применять новые понятия в описании исторических событий;

  • Определить вклад греко-персидских войн в мировую историю.

Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Мотивация учебной деятельности.

  4. Изучение нового материала:

4.1. Причины греко-персидских войн.

4.2. Основные события греко-персидских войн:

А) Марафонская битва;

Б) Битва при Фермопилах;

В) Саламинская битва;

4.3. Окончательная победа греков. Первый Афинский морской союз.

5. Обобщение и систематизация знаний.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Ход урока


  1. Организационный момент.


  • Проверка готовности класса к уроку;

  • Проверка отсутствующих на уроке.


  1. Актуализация опорных знаний.


  • Кроссворд.

Учитель: Для работы на сегодняшнем уроке нам необходимо знать не только историю Греции, но и вспомнить то, что мы изучали по истории Персидской империи. Для этого я предлагаю вам разгадать кроссворд.


  1. Царь-основатель Персидского государства. (Кир)

  2. Государство, созданное в результате покорения других стран и народов. (Империя)

  3. Имя царя, во времена правления которого Персия достигает наибольшей могущественности. ( Дарий)

  4. Сын Дари 1. (Ксеркс)

  5. Полуостров, на котором находится материковая часть Греции. (Балканский)

  6. Поселение, основанное на чужой территории. (Колония)

  7. Греческий полис, основным занятием жителей которого была война. (Спарта)

  8. Крупнейший город Греции, названный в честь богини-покровительницы. (Афины)

  9. Часть Греции, которая находится на полуострове Малая Азия (Ионическая)


3д

а

р

9и

й

6к

о

л

о

н

и

я

8а

ф

и

н

ы


1к

и

р

ч

4к

с

е

р

к

с

7с

п

а

р

т

а

5б

а

л

к

а

н

с

к

и

й

а

2и

м

п

е

р

и

я


  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Прочитайте название темы сегодняшнего урока. Посмотрите на карту, какие государства на ней обозначены? Сравните размеры территории Греции и Персии. Какую версию об исходе войны ты можешь выдвинуть на этом основании?

А если я скажу вам, что победителем из этой войны вышла Греция… Можно ли, зная это, придумать вопрос, на который мы сможем ответить в ходе этого урока? (Каким образом грекам удастся победить в этой войне?)

Скажите, а что еще мы с Вами сможем узнать на этом уроке? (определить основные причины и рассмотреть главные битвы греко-персидских войн; установить последствия греко-персидских воен.)


  1. Изучение нового материала.

4.1. Причины греко-персидских войн.

Учитель: Любая война начинается с причин, давайте вместе определим причины греко-персидский войн.


  • Работа с картой.

  1. Посмотрите на карту и определите, какие территории Греции попали в состав Персидского царства в начале 5 ст. до н.э.

Итак, давайте запишем в рабочие листки первую причину войны:

  1. Подчинение Персией греческих колоний в малой Азии.


  • Рассказ учителя.

Учитель: В результате захвата поселений греков на берегу Эгейского моря, нарушились торговые связи Греции со своими колониями.

  1. Нарушение торговых связей Греции.

Учитель: Но для укрепления экономического господства на Средиземном море персам необходимо было покорить эллинов, которые жили на Балканском полуострове.

  1. Угроза завоевания всей Греции.

Учитель: Поводом к войне послужило то, что в завоеванных персами греческих колониях вспыхивают восстания. Их возглавил город Милет, на помощь которому пришли Афины. А это не понравилось Дарию 1.


  • Мозговая атака.

  1. Почему греческие колонии так противились власти Персии? (Не хотели становиться подданными, а хотели остаться гражданами, сохранив свои права и свободы.)


  1. Предположите, чего же хотела добиться Греция в этой войне?(Вернуть свои территории и не допустить дальнейшего завоевания своей территории)

4.2. Основные события греко-персидских войн:

А) Марафонская битва.

Учитель: Давайте посмотрим, кто же воевал на стороне Греции и Персии.


  • Работа с историческим документом

Стр. 159 «Геродот о нашествии персов на Грецию».


  1. Определите, какие народы принимали участие в походе против Греции?

  2. Как вы думаете, добровольно ли выступили эти народы в поход против Греции? Почему?


  • Эвристическая беседа

Учитель: Дарий 1 отправляет послов в Афины и Спарту, которые произносят следующую фразу: «Наш повелитель, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды...»

Спартанцы бросили послов в колодец, сказав: «Там на дне вы найдете достаточно и земли и воды!»

??? Как вы думаете, как Дарий отреагировал на такой ответ?

Учитель: В 490 г. до н.э. он направил к берегам Греции флот, который доставил в Марафонскую бухту конницу и пехоту (лучников) - 30 тыс. воинов.


  • Опережающее задание для одного ученика

  • Задание для всех

Во время рассказа заполните таблицу на рабочих листках «Марафонская битва».

Как греки и персы готовились к сражению?

Марафонская битва

В 490 г. до н. э. войско персов переплыло на кораблях Эгейское море и высадилось в Аттике на Марафонской равнине.

Навстречу персам отправилось 10 тыс. гоплитов (отборные войска, тяжеловооруженные пешие воины). Их сопровождала немногочисленная легкая пехота. Возглавляли войско несколько стратегов (военачальников). Самый влиятельный среди них был Мильтиад, бывший правитель Херсонеса Фракийского. Этот город зависел от персидских царей, и Мильтиад определенное время состоял у них на службе. Он хорошо понимал в военном искусстве персов.

Утром 12 августа в 490 г. до н. е. афиняне выстроились для боя в фалангу (построение воинов тесными сомкнутыми рядами) и атаковали врагов.


  • Работа с видеоисточником

Учитель: Давайте посмотрим, как прошел этот бой.


  • Беседа


  1. Как вы думаете, почему грекам удалось победить персов в этом сражении?

Б) Битва при Фермопилах.

Учитель: В нашей жизни все боятся быть поверженными, люди стремятся побеждать. Но всегда ли победа приносит нам славу? История нам показывает, что не всегда. Та и произошло на битве в ущелье Фермопилы.

После Марафонской битвы, персы не оставили греков в покое и уже сын Дария 1 Ксеркс, продолжил дело отца.


  • Задание для всех

Заполните предложения с пропусками на рабочих листах.


  • Опережающее задание

Поход Ксеркса

Известие о новом походе персов не захватило эллинов внезапно. В 481 г. до н. е. полисы Эллады создали оборонный союз в составе ЗО держав. Чтобы не допустить врага к Беотие, нужно было захватить единственный путь, который пролегал ущельем Фермопилы.

Навстречу персам отправился царь Спарты Леонид. Старейшины (геронты) не позволили ему рисковать всей армией, потому Леонид ушел только со своей личной стражей - 300 лучшими воинами. По дороге Леонид собирал дополнительные силы из греческих городов, через которые проходил. Поэтому к Фермопилам подошло войско количеством 6400 гоплитов и легкой пехоты. Греки заняли Фермопилы, на несколько часов, опередив армию Ксеркса.

Три дня отряд Леонида отбивал атаки. В узком ущелье спартанцы стойко оборонялись от бесчисленного персидского войска. Но на четвертый день местный пастух за вознаграждение согласился провести персов горными тропами в обход ущелья. Узнав об этом, Леонид заблаговременно приказал всем эллинским отрядам отступить, а сам со своими спартанцами остался на позиции. В последнем бое Леонид погиб вместе со всеми своими воинами.

Персидская армия перешла через Фермопилы, заняла Беотию и вошла в Аттику. Афины очутились под угрозой осады.


  • Беседа

??? Почему в Фермопильской битве прославились не персы, которые победили, а греки, которые потерпели поражение?

В) Саламинская битва


  • Работа с учебником

Стр. 160-161 «Персы в Средней Греции», «Стратег Фемистокл», «Саламинская битва».

!!! Впишите недостающие события в логическую цепочку на рабочих листах.

4.3. Окончательная победа греков. Первый Афинский морской союз.

Учитель: Победа в Саламинской битве имела большое значение - персы потеряли свое преимущество на море. Окончательно персы были изгнаны из Греции в 479 г. до н.э. благодаря битве возле города Платеи. После этого война длилась еще 30 лет в основном на море.

В 478-477 г.г. до н.э. для ведения войны был создан Афинский морской союз.

Греко-персидские войны завершились в 449 г. до н.э. заключением мирного договора (Калиев мир). Эгейское море и Ионийское побережье было полностью освобождено от персов. Сложились условия для экономического взлета, культурного и политического расцвета Эллады, который начался в середине V ст. до н. э.

5. Обобщение и систематизация знаний/ рефлексия


  • Работа в парах

!!! Составьте синквейн о Греко-перских войнах.

Первая строка - одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.

Вторая строка - два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.

Третья строка - три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету.

Пятая строка - одно слово-резюме, описывающее суть предмета.

! Или «Плюс-минус» на карточках.

6.Подведение итогов урока.

Оценивание/Самооценивание.

7. Домашнее задание.

§34 учить, отвечать на вопросы стр.163 (устно); закончить заполнение рабочего листа и ответить на главный вопрос урока «Каким образом Греция смогла победить Персию?»

© 2010-2022