Реферат на тему: Герои и боги древних германцев

Раздел История
Класс 12 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

  1. Введение

  2. Общегерманские боги и богини

  3. Полубогини в германской мифологии

  4. Валькирии

  5. Эльфы, гномы, тролли, кобольды

  6. Небо и светила в мифах древних германцев

  7. Представление о смерти у германцев

  8. Гибель богов

  9. Заключение
























Введение

Между богами древних германцев и людьми есть средний разряд существ; эти боги, поставленные ближе к людям, или люди, одаренные силами, близкими к божественным. Подобно греческим героям, эти существа германской мифологии, превосходящие людей своей силой, ведут борьбу против зла и своими подвигами возвышаются до общения с богами, от которых произошли. Они живут на горах и скалах (между прочим, жили они на тех горах, в названии которых находится слово, имеющее в нынешнем немецком языке форму stein: Энгельштейн, Кримхильдентштейн, Васгенштейн, Гибихенштейн и т. д.).

Своим прародителем древние германцы, по словам Тацита, считали Туискона, бога, родившегося из земли, а его сын Манн был первым из героев, отцом людей; германцы прославляли песнями дела Туискона и Манна. Три сына Манна, Ингон (Инг), Истон (Ист) и Ирминон (Ирмин) были, как мы уже знаем, предками трех главных групп древних германских племен: ингевонов, истевонов и ирминонов (герминонов). Тацит говорит, что германцы пели песни во славу Арминия. Ныне полагают, что это ошибка, что песни эти были об Ирмине. Германская мифология не имеет такого богатства легенд о героях, как греческая. У Тацита говорится, что древние германцы имели сказания о Геркулесе и об Улиссе; он говорит, что у них были два божества, братья между собою, которых он сравнивает с Кастором и Поллуксом. Трудно сказать, что такое были те мифические личности, которым дает он эти имена; исследователями не решен вопрос, были ли это действительно какие-нибудь народные германские герои. Почти все древние германские племена имели своих племенных мифологических героев, но до нас дошло мало сказаний о них, даже мало их имен. Уцелело предание о Скеафе, который приплыл в лодке, спящий на снопе, и стал царем англов. Внуком его был Беовульф. Миф о Скеафе получил развитие в средневековом сказании о Лоэнгрине. Более знамениты те герои, о которых рассказывают поэты средних веков; главный из них Зигфрид, фигура которого еще сохраняет в «Песни о Нибелунгах» ясные черты божественного существа: его воспитывает Эльба, существо волшебного мира. Зигфрид приобретает любовь валькирии Брюнхильды; он носит шлем, делающий его невидимым, а панцирь ему заменяет застывшая кровь убитого им дракона. Некоторые из новых ученых полагают, что под образом Зигфрида в германской мифологии скрывается Арминий, сын Сигимера, освободитель Германии от римлян, которых германцы могли превратить в карликов, будучи сами более высокого роста, но которые были очень сильны, подобно карликам, противникам Зигфрида.

Древнегерманский бог Водан (Один)

Высочайшее божественное существо называется на всех языках германского корня тем словом, которое на новом немецком имеет форму gott; народ, по благоговению к этому имени, не желая произносить его слишком часто, заменял его названием allvater «отец всего», «всеотец». Этот верховный бог германцев соединял в себе качества всех других богов, которых надо считать только эманациями из него, обновлениями его; с наибольшей полнотой идея о верховном боге олицетворяется в Водане (Вуотане), скандинавском Одине, которого германцы называли, как греки Зевса, верховным правителем вселенной и царем богов. Он - проникающая вселенную, творческая сила, дающая форму и красоту человеку и всем предметам. У древних германцев он - источник поэзии; он правит войною, дает победу; от него происходит плодородие полей; он податель всех благ. Водан - «бог желания», то есть исполнитель всех благих желаний человека. Он дает волшебный жезл, который указывает человеку сокровенные богатства в недрах земли. Воинственный народ, германцы, представляли себе своего высочайшего бога в полном вооружении: в шлеме, с мечом и копьем; на белом коне он летает по воздуху и по морю. Когда Водан со свитою своих героев мчится на охоту, люди дрожать, и остаток этого верования еще хранится в нынешнем немецком поверье о «диком войске» (wildes Heer). Царь древнегерманских богов, Водан восседает в своем небесном жилище на престоле, сделанном из сияющего золота; с этого высокого седалища он из окна обозревает землю и жилища людей. В Германии остается много названий местностей, в которых уцелело имя Водана (Вуотана). Этому богу были посвящены в особенности горы, и его имя сохраняется в названиях многих немецких гор, например Годесберга (близ Бонна; Godesberg, в старину Wudinsberg, Wodansberg), Гуденсберга (близ Гейсмара; Gudensberg, в старину Wuodensberg). Днем недели, посвященным ему, была среда (в старину, Wodnesdag, «Воданов день»).

Древнегерманский бог Донар (Тор)

Водан сочетался с землею; она родила царю неба могущественнейшего из его сыновей, Донара (по-скандинавски, Тора). В мифах древних германцев о богах Донар (Тор) - помощник своему отцу; он повелевает дождем и облаками, проявляете себя молниею и громом; но хотя он очень грозен, он доброжелателен к людям, помогает им, и в особенности он неутомимо охраняет свою мать, землю, и возделывающих ее. Водан, по преимуществу бог героев и военного одушевления, а Донар - бог земледельца и мирного занятия хлебопашеством. Ему молились германские поселяне, чтобы солома хлебов их была красна как медь, а колосья желты как золото. Когда рыжебородый Донар в гневе едет на своей колеснице, левой рукой управляя везущими его козлами, а в правой держа всесокрушающий молот, который бросает он и который после удара сам возвращается в его руку, то «нет такого маленького червячка, который не дрожал бы», а человек благоговейно покидает работу и еду. Так называемые «громовые стрелы», брошенные богом Донаром, и все предметы, о которые ударила молния, считались у древних германцев священными, обладающими чудотворной силой. Донару тоже были посвящены горы; весною на них зажигались жертвенные огни, кругом которых пел и плясал народ. Имя древнегерманского бога Донара до сих пор остается в названии многих гор Donnersberg и в названии четверга donnerstrag, «день Донара».

Германский бог Цио (Тюр)

Бог Цио (в других немецких наречиях Тиу) скандинавский Тюр, - тоже сын Водана, был исполнитель воли его в делах войны. Он и Водан дают славу победы. Подобно греческому Аресу, римскому Марсу, этот бог олицетворяет собою ужасную сторону войны и изменчивость военного счастья. Символом его был меч. У древних германцев ему был посвящен вторник, в названии которого у немцев и их соплеменников сохранилось его имя (в нынешнем немецком названии вторника dienstag первый слог составляет имя Цио в новонемецкой форме). Бога Цио прославляли в боевых песнях, и военные пляски совершались в честь его. Сакснот («соратник воина, вооруженного мечом») - один из богов призываемых заклинанием, о котором упоминали мы, был, вероятно, Цио.

Древнегерманский бог Фро (Фрейр)

Большим уважением у древних германцев пользовался также Фро, скандинавский Фрейр, прекрасный бог, веселый сам, дающий и людям веселье. Он олицетворяет собою творческую силу Водана, а военных подвигов не совершает. Бог Фро покинул коня и меч, как рассказывается в одной из прекраснейших песен «Эдды», когда возгорелся любовью к прекрасной девушке, которую увидел с высокого престола своего отца. Он - бог любви и мира, брака и плодородия, благословляющий супругов многочисленными детьми, потому на его праздниках особенно усердно молились германские девушки и женщины. Но вместе с тем Фро - бог солнца; подобно греческому Гелиосу, он дает людям солнечный свет, потому он был богом поселян, нивы и стада которых получали от него плодородие. Когда бывает повальная болезнь, Фро отвращает ее; потому, в случаях такого бедствия, зажигали костры и приносили животных в жертву этому богу. По скандинавской мифологии, в колесницу Фро был запряжен вепрь с золотою щетиною, которая освещает ночь; потому в жертву ему древние германцы приносили свиней; но приносили также лошадей и волов.

Бог Бальдр

Пальтар (или Бальдр), мудрый, красноречивый и кроткий германский бог, слова которого неизменны, который дал людям закон и правосудие, прекрасный бог, сияющий, как светлый день, сын Водана и его жены Фригги, жил, подобно отцу, в зале, который весь сиял золотом и серебром. В Тюрингии и в Баварии чтили его под именем Фола. Фолом называется он и в той формуле заклинания, о которой мы говорили. Мудрейший судья богов и людей, бог Бальдр решает все споры; его сыном был Форасизо («председатель»), бог правосудия, пользовавшийся большим уважением на Севере, в особенности на Гельголанде. Однажды, когда германское войско страдало от жажды, Бальдр произвел для воинов из земли ручей ударом копья или ударом копыта своего коня; потому ему были посвящены источники и колодези. Луга и рощи тоже были посвящены ему.

По германо-скандинавским мифам, бог Бальдр погиб от коварства злого бога Локи: по совету этого врага добрых богов, один из них, слепой Гаду (скандинавский Хёд), убил его стеблем ничтожного растения, и Геллия (скандинавская Хель), ужасная богиня царства мертвых, неумолимо взяла к себе любимца всех существ. Локи спрятался; но бог Водан нашел его, и он был подвергнут за свое злодейство тяжелому наказанию, представляющему некоторое сходство с наказанием Прометея: боги приковали Локи к скале, так что три острых зубца её резали его тело; над ним повесили ядовитую змею, яд которой падал каплями на его лицо; но верная жена Локи, Сигина, стояла подле него и держала над ним чашу, которая перехватывала падающие капли яда.

Богиня Фрейя (Фроува)

Все древние германские племена чтили двух богинь, родственных между собою и по характеру и по имени: Фроуву (Фрейю), милостивую богиню, подательницу радости, сестру бога Фро, и Фриггу (Фрию), жену Вуотана, прекрасную, милую женщину. (От имени Фроувы происходит нынешнее немецкое слово frau «госпожа», «супруга»). Подобно Афродите, носившей пояс, дающий очаровательность, германская богиня Фрея имела драгоценное ожерелье. Она ездила по воздуху на колеснице, запряженной кошками, ездила, подобно своему брату, и на вепре с золотой щетиной. По её имени называлась пятница (в нынешней немецкой форме freitag). По скандинавской мифологии, Фригга сидит рядом с Воданом (Одином) на его престоле, потому имеет и всеведение, как он. Подобно Гольде, она покровительница брака, дающая детей. Вообще, и она, и Фрея очень близки к богине Гольде.

Геллия

К числу древнегерманских богинь принадлежала и Геллия, царица подземного мира; к ней нисходят все умирающие от болезней и старости, между тем как павшие в битве идут в Вальгаллу. Жилище Геллии глубоко под землей во мраке. Она ужасна видом; половина тела её черная, половина имеет цвет человеческого тела. В «Эдде» Геллии соответствует богиня Хель - дочь Локи и исполинки, сестра волка Фенрира и змеи, опоясывающей землю. Жилище её называется бедствием, порог его - падением, постель её - несчастием, слуга её - ленивец, служанка её - медлительница. Блюдо, с которого она ест, называется голодом, она режет пищу ножом, который называется ненасытностью. Кем овладела эта богиня, того она уже не освобождает; Геллия-Хель не знает жалости. По принятии христианства, немцы забыли личное представление, соединявшееся с именем богини Геллии, и это слово стало обозначать ужасное царство, властительницею которого была прежде она (в нынешней немецкой форме hölle «ад»).




Полубогини в германской мифологии

Германцы полагали, что в женщине находится божественная сила предвидения, что волшебство и прорицание - собственно женские качества. Потому и в германской мифологии есть полубогини, прекрасные или ужасные, занимающие середину между богами и людьми, одаренные более высокими силами, чем герои. Они называются идизы (мудрые, вещие); они возвещают людям счастье и несчастье, победу и смерть.

Самые важные из германских полубогинь норны, богини судьбы, подобно греческим мойрам, римским паркам, определяющие для каждого человека, сколько ему прожить; их три; скандинавские имена их: Урдр (прошедшее), Верданди (происходящее, настоящее) и Скульт (будущее). Подобно греческим мойрам, они прядут и перерезывают нить жизни.

Валькирии

Важную роль в германской мифологии играют валькирии, божественные вестницы Водана, которые берут с поля битвы павших героев и относят их в небесное жилище Водана - Вальгаллу. Имя валькирий и означает «собирательницы с поля битвы»; слова, из которых оно составлено, имеют в нынешнем немецком языке форму: walt, «место битвы», и küren «выбирать». Валькирии мчатся в битву на конях вооруженные: их золотые шлемы сияют, блещут их копья и щиты; когда встряхивают гривами кони валькирий, цветом подобные золоту, то каплет в долины роса. Они носятся в воздухе над сражающимися, охраняют и поддерживают своих друзей, дают решение битв и уносят павших на небо, где на пирах подают им мед. Валькирии называются девами битв, девами в шлемах, девами Водана. Покровительницы героев при жизни, они присутствуют при смерти их. Они страстно любят битвы. Число их по одним известиям, шесть, по другим девять или тринадцать. Но валькирии не всегда заняты войной. Часто они сидят на берегу озера или реки и прядут удивительно хороший лен; тут нет при них боевых коней, на которых летают они в битвы. Коней заменяют валькириям для летания по воздуху «лебяжьи рубашки», потому они называются лебедиными девами. Валькирии награждают своею любовью героев.

Эльфы, гномы, тролли, кобольды, никсы, великаны

Итак, боги и богини германской мифологии находились в тесной связи с делами человеческой жизни. Они разделяли с людьми охоту и войну, удовольствия пиров, мирные земледельческие занятия, домашние работы; они научили людей всем искусствам. Они любят, покидая свои прекрасные небесные жилища, посещать людей; обыкновенно эти посещения происходят по определенным временам года; люди встречают их радостными праздниками. Но часто они принимают на себя вид таких неважных людей, одетых так бедно, что никто не обращает на них внимания, и они ходят между людьми, чтоб узнавать их дела и наказывать беззакония, какие заметят.

Но, кроме небесных богов, в германской мифологии есть и другие сверхъестественные существа, принимающие участие в человеческих делах, вредящие или делающие пользу людям; эти волшебные существа разделяются на много разрядов; между ними есть вихты, эльбы, водяные духи, домашние духи; физической силой они уступают людям и несколько опасаются их, потому вообще держат себя далеко от людей и только по случаю или необходимости вмешиваются в человеческую жизнь, являясь то доброжелательными, то враждебными, то помогая людям, то вредя им. После падения германского язычества эти существа сохранились в легендах и сказках.

Один разряд их составляют в германской мифологии белые и светлые альвы (эльбы, эльфы), очень маленькие, но стройные, красивые существа; они веселятся воздушными плясками в лунные ночи. Карлики-гномы, безобразные, горбатые, черные, живут внутри гор, охраняя неисчислимые сокровища; у них есть могущественные цари: Гольдемар, Гюбих, Лаврин, Эльберих (или Альберих). В воде, согласно германской мифологии, живут никсы (русалки), доброжелательные к людям, красивые существа с длинными волосами и влажными покрывалами; они часто всплывают на поверхность воды в полдень и греются на солнце; любят принимать участие в веселых плясках людей вечером под липой. Есть в воде и злобные духи, каждый год на Иванов день требующие себе людей в жертву. Есть духи, живущие на дворе и в доме; они подобно римским ларам и пенатам любят жить в особенности у очага; одно из их нынешних немецких названий - кобольды (домовые); большею частью они добродушны, помогают людям в домашних делах, но иногда и сердятся, делают вред. Есть великаны-тролли, громадные, неуклюжие, имеющие очень большую физическую силу, но слабые умом.

Все эти существа нынешнего сказочного мира германской мифологии происходят из времен язычества, они кажутся погибающими, угнетенными существами, которых вытесняют из родины новые пришельцы, люди, существа более сильные, чем они. Потому они ненавидят земледелие расчистку лесов, не любят звон колоколов: он тревожит их; они досадуют на людей за отступничество от прежних богов. Все эти существа, которыми фантазия германской мифологии населила горы и леса, в особенности исполинские горы, которых она поселила и в реках и под деревьями, и на дворе, и в доме, одарены сверхъестественными силами: великаны - громадным ростом и очень большою физическою силою, карлики и эльфы умственной силой, волшебными знаниями, предвидением будущего, знанием тайных сил растений и камней, способностью делать себя невидимками. Первоначально они были вообще расположены к людям, любили помогать человеку; но потом постепенно превращены были народными германскими верованиями в существа, враждебные человеку, любящие вредить ему: «В эльфах, никсах и кобольдах, - говорит Якоб Гримм, - есть легкий оттенок неудовлетворительности, тоски; они не умеют с выгодой для себя пользоваться своими удивительными качествами, и им необходима поддержка со стороны людей. Они желают продолжить существование своего рода браками с людьми. Им в их делах нужны советы и помощь людей. Они гораздо лучше людей знают тайные целебные силы камней и трав, но зовут людей к своим больным, зовут на помощь своим женам во время родов, выпрашивают у людей кухонную посуду, празднуют свои свадьбы и другие торжества в людских комнатах; они сомневаются в том, получать ли они спасение в будущей жизни, спрашивают об этом, и если люди отвечают им на это отрицательно, они чрезвычайно огорчаются».

Природные стихии в германской мифологии

Возникновению отдельных предметов предшествовало существование стихий. Германская мифология продолжала воздавать почитание стихиям и в те времена, когда уже олицетворила в образах отдельных божеств те силы, действия которых замечали в деятельности стихий. Многие из обычаев, сохранившихся в народных германских суевериях, происходят от поклонения стихиям в языческие времена. Вода, особенно та, которая выходит из-под земли чистыми родниками и еще не осквернена употреблением на службу человека, считалась святою стихией, дающею плодородие и здоровье, первым даром богов. По берегам рек и при источниках были места молитв и жертвоприношений древних германцев; вода, почерпнутая в священное время в тишине полночи или перед восходом солнца, имела укрепляющую, целебную силу. Огонь, в особенности тот, который добывается трением дерева о дерево, считался святым, имеющим силу очищать и силу исцелять болезни. У немцев до сих пор сохранился обычай зажигать костры в эпоху летнего солнцестояния, петь и плясать вокруг этих огней, называющихся Ивановыми (потому что они теперь зажигаются в ночь Иванова дня), прыгать через такой огонь; все это остаток языческого поклонения огню и верования, что он очищает, исцеляет. Воздух в своем движении, ветер, тоже считался одушевленным существом, и германцы тоже поклонялись ему. Ветер был в мифах древних германцев крылатым вестником богов; этих вестников боги рассылали повсюду. Вихрь считался несчастной женой, ищущей потерянного мужа. Остаток этого понятия сохранился в нынешнем немецком названии вихря Windsbraut, «невеста», или «молодая жена ветра». Мы уже говорили, что древние германцы чтили землю, мать всего, лоно которой производит растительность и принимает в себя умерших; было много священных обычаев, основанных на благоговении к земле: священнейшие свои договоры германцы заключали, торжественнейшие свои клятвы давали на дерне. Еще и в христианские времена оставались следы языческого обычая, по которым умирающий брал в рот землю, символически выражая, что посвящает себя материнскому лону земли.

Священные растения и животные в мифах древних германцев

Святость земли переходит в мифах древних германцев и на все её создания, на растения и на животных. Мы уже знаем, какое благоговение питали германцы к деревьям: местом молитв и жертвоприношений часто служил священный дуб в уединении леса. С липой, которая росла в деревне или на дворе вельможеского дома, было соединено счастье живущих там; ясень, орешник, бузина занимали важные места в германской мифологии; розмарин и теперь дает счастье невесте, едущей венчаться; он и теперь принадлежность похорон. Народная фантазия давала чувство и душу растениям. Еще больше было уважения к животным, в особенности к пылкому коню, служившему и богам и героям. При святилищах многих германских богов содержались посвященные им кони. От этих коней, как мы видели, были получаемы предвещания. Из диких животных особенным уважением пользовались медведь, волк и лисица, бывшие главными действующими лицами германской сказки о животных. Еще более близкое отношение к богам имели в мифах древних германцев некоторые птицы: ворон, ласточка, аист, кукушка были одарены способностью прорицания; у них спрашивали о будущем. Ласточка и аист были вестниками весны. Реполов был священной птицей Донара; потому германцы верили, что, если разорить его гнездо, в дом ударит молния; а когда реполов увидит в лесу умершего человека, он прикрывает его лицо цветами и листьями. С религиозным страхом смотрела германская мифология на змей. В немецких сказках и легендах занимают важные места змеиный царь с сияющей короной на голове и крылатый змей, дракон.

Небо и светила в мифах древних германцев

Небесные явления занимают важное место в германских языческих верованиях. Боги и близкие к ним духи живут на небе; люди по смерти тоже переходят на небо. Знаменитые герои становятся небесными светилами. Боги сходят на землю с неба, ездят по небу и, оставаясь невидимыми, смотрят оттуда на человеческие дела. Как все растения влекутся к небесному свету, и все души стремятся к небу, так дым жертвы и человеческая молитва поднимаются вверх. Солнце, луна и звезды были в германской мифологии одушевленными существами, имели жилища и стулья на определенных им местах. Германцы распределяли время по солнцу и луне; солнечный год имел двенадцать месяцев, лунный - тринадцать; счет суток древние германцы долго вели не по дням, а по ночам. В летнее и в зимнее солнцестояние у них были праздники, зажигались огни; небесные светила имели близкую связь с жизнью человека. Радуга была небесным мостом, по которому ходили и ездили боги. День и ночь, лето и зима тоже олицетворены, и эти личные существа вмешивались в человеческую жизнь. Наступление и конец лета и зимы праздновались обрядами, остатки которых еще сохраняются во многих местностях Германии.

Представление о смерти у германцев

Смерть не была в мифах германцев ужасным и отвратительным существом; она была вестницею богов, посылаемых взять душу к ним; она исполняла поручение неотвратимо, но кротко. Душа по смерти человека или становилась цветком, или улетала в виде птицы с последним дыханием умирающего; иногда она оставалась жить в доме и становилась духом-покровителем семейства; по другому представлению, она уплывала ночью в лодке умерших «в другую страну». Понятие о смерти, как о существе добром, еще остается в некоторых простонародных поверьях. Германцы верили, что в неведомой стране, куда переселяются умершие, они ведут такой же образ жизни, как на земле. Между живыми людьми и умершими была в германской мифологии связь, скреплявшаяся жертвоприношениями в честь умерших.

Гибель богов в германской мифологии

В Эдде есть пророчество о падении Иггдрасиля, разрушении Асгарда и всей вселенной (Рагнарёк). Оно, видимо, было общим для всех древних германских мифов. По этому пророчеству, злые существа, которые теперь находятся в темницах или в оковах, вырвутся и пойдут войною на богов. Один из этих злых богов, волк, поглотит солнце, другой волк - луну; звезды упадут с неба, земля задрожит, все горы рухнут. Все деревья перед гибелью богов упадут; море выступит из берегов и зальет землю; исполинская змея, лежащая теперь в море кольцом, кругом всего Мидгарда, поднимется в ярости из моря и со своим братом, волком Фенриром, своей сестрой, богиней мертвых Хель, своим отцом Локи начнет войну против богов; Суртр и другие боги Муспельсхейма сядут на коней и поедут по радуге тоже воевать с асами; соединенными усилиями этих врагов асы будут побеждены и все погибнут, боги Муспельсхейма восторжествуют, и вся вселенная сгорит.

Но после гибели богов из моря поднимется новая земля, она будет гораздо лучше нынешней; возникнут новые боги и начнется существование новой вселенной, в которой не будет никакого зла и страдания. Эта война, в которой погибнут асы, и будет истреблена огнем вся вселенная, называлась в древней германской мифологии «померкновением богов».










Заключение

Религия древних германцев внесла немалый вклад в развитие евро­пейской культуры. Рост интереса к прошлому германских народов в эпоху романтизма привел к тому, что ряд мотивов мифологии этих народов вошел в литературу и искусство. Романтическая поэзия про­должает и подытоживает длительное и многовековое развитие герман­ской культуры. Естественно, что в творчество немецких романтиков (Новалиса, Брентано, Эйхендорфа и др.) вошли религиозные идеи и представления с их устойчивой символикой и образным строем древ­них германцев. Сюжеты и мотивы древнегерманской религии просмат­риваются в творчестве выдающегося немецкого композитора прошлого века Р. Вагнера, написавшего оперы «Лоэнгрин», «Парсифаль», «Трис­тан и Изольда» и знаменитую тетралогию «Кольцо Нибелунгов» («Зо­лото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов»).

В последней четверти XX столетия получают новую интерпретацию скандинавские мифы о богах общегерманского пантеона, о небесном городе Асгарде. Наш соотечественник, ученый и писатель В. Щербаков в результате кропотливых поисков и исследований нашел на Земле аналог небесного Асгарда, который является центром таинственной Шамбалы, страны тайн, живых богов, знаний и мудрости.




Список литературы


  • Хейзинга Й. Осень средневековья. - М., "Наука" , 1988.

  • Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002

  • Мифы древней Скандинавии, -М.:АСТ 2001

  • Скандинавский эпос, АСТ Москва, 2009
























© 2010-2022