Рабочая программа по истории (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Турочакская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

Шкарина Н.И.____________


Протокол №____

От «__»______2015г


«Согласовано»
Методически совет

Протокол № _______


От «___» ________2015


«Утверждено»

Директор школы:


_____/Барышникова И.М/

Ф.И.О.

От «___»________2015г




Рабочая программа

по истории

для 7 «А» класса

На 2015-2016 учебный год

Уровень программы: базовый.







Учитель:

Шкарина Наталья Ивановна

Турочак

2015


Пояснительная записка

к рабочей программе по Всеобщей истории. Новая Истрия. (7 класс)

(базовый уровень)


Рабочая программа по истории для 7-го класса разработана на основе Государственного образовательного стандарта, авторской программы: «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М.Ванюшкиной/Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008; Историко-культурного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений, Программы для общеобразовательных учреждений «История» (5-9 кл.). -М.: Просвещение, 2009 г. Курс «Новая история»; Программы для 6-9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Черниковой Т.В. История России. IX-XX века. - М.: Дрофа, 2014г..

Изучение курса Новой Истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  2. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с разными источниками исторической информации;

  3. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, воспитание патриотизма;

  4. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других наров и стран;

Задачи:

  1. реализовать деятельностный и личностно-ориентированный подход в образовательном процессе. познакомиться с доступными историческими источниками знаний о прошлом;

  2. продолжить изучение исторического летоисчисления;

  3. активно применять на уроках историческую карту;

  4. изучать всемирную историю и историю отечества, как часть всемирной истории;

  5. развивать способность к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному проектированию, самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени и истории России XVII-XVIIIвв.;

  6. применять уже имеющиеся исторические знания и полученный социальный опыт на уроках в процессе осмысления современной реальности;

  7. содействовать овладению учащимися знаниями и умениями, значимыми для их мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни.

  8. определять хронологию мировых событий и событий истории России, соотносить событие с веком, эпохой;

  9. изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

  10. анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравни­вая явления и события, определяя их основные характеристики;

  11. давать оценку отдельным явлениям культуры;

  12. составлять характеристику исторических деятелей;

.

Основу для создания рабочей программы составили следующие учебники:

Классы

Учебник

Автор

Издательство, год

7

Новая История 1500-1800

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.

М., Просвещение, 2002г.

7

История России XVII-XVIII веков

Т.В. Черникова

М., Дрофа, 2002 г.

График прохождения программного материала. Место истории в федеральном БУПе.

Рабочая программа, разработанная мной для 7 -го класса, рассчитана на 68 часов в год, по 2 у/ч в неделю. В Рабочей программе предусмотрены резервные часы учебного времени для внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Концепция.

Содержательная линия изучения истории на ступени основного общего образования направлена на приобретение учащимися исторических знаний, приведённых в простейшую пространственно - хронологическую систему; на формирование умений оперировать исторической терминологией, в соответствии со спецификой определённых эпох, знакомство с основными способами исторического анализа.

Внутренняя периодизация в рамках курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.

Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. С учётом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции Рабочая программа устанавливает следующее распределение учебного времени (табл.)

Классы

Объём учебного времени (ФК, час)

Разделы рабочей программы

Примечания, резерв

Всеобщая История

История России

7

68

Новая История

30

История России XVII-XVIII века

38

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.


График контрольных и лабораторных работ

№п/п

Тема

Контрольная/лабораторная работа

Дата

1.

Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация

Контрольная работа: выполнение теста

2.

Ранние буржуазные революции. Международные отношения.

Лабораторная работа: работа с документальными источниками и исторической картой

3.

Эпоха Просвещения. Время преобразований.

Лабораторная работа: работа с документальными источниками.


4.

Эпоха Нового времени

Контрольная работа: выполнение теста


5.

Смутное время

Контрольная работа: выполнение теста


6.

«Бунташный»XVIIв.

Контрольная работа: выполнение теста


7.

Эпоха ПетраI.

Контрольная работа: выполнение теста


8.

Российская империя в 1725-1796 гг.

Контрольная работа: выполнение теста



Минимум содержания образования

Новая История: Хронологические рамки истории Нового времени, ее периодизация. Великие географические открытия и их последствия. Зарождение капиталистических отношений. КОЛОНИАЛЬНЫЕ ЗАХВАТЫ. НАЧАЛО ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ В ЕВРОПЕ XVI - XVII ВВ.

Эпоха Возрождения. Гуманизм. Реформация и Контрреформация. М. Лютер. Ж. Кальвин. И. Лойола. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ. Утверждение абсолютизма.

Нидерландская и английская буржуазные революции.

Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия. Эпоха Просвещения. Война за независимость и образование США. Великая французская революция. ПЕРВАЯ ИМПЕРИЯ ВО ФРАНЦИИ. Наполеон Бонапарт.

Европа после наполеоновских войн. Великое переселение народов. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства. Формирование научной картины мира в Новое время. Развитие техники. Международные отношения в Новое время. Колониальный раздел мира.

Россия в кон. XVI-XVII вв.

Смутное время. Установление крепостного права. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ. САМОЗВАНЦЫ. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский.

Россия при первых Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Развитие торговых связей. Мануфактуры. ПРИКАЗНАЯ СИСТЕМА. ОТМЕНА МЕСТНИЧЕСТВА. Церковный раскол. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин. Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России на правах автономии. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ СИБИРИ.

Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНОЕ ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИИ. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII - начале XIII вв.

Монгольское завоевание и русская культура.

Формирование культуры Российского государства. Летописание. МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Федоров. ОБМИРЩЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В XVII В. БЫТ И НРАВЫ ДОПЕТРОВСКОЙ РУСИ.

РОДНОЙ КРАЙ (С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII В.)

Россия в XVIIIв.

Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. ЗАВОДСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. Создание регулярной армии и флота. Северная война. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Абсолютизм. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ. ПОДЧИНЕНИЕ ЦЕРКВИ ГОСУДАРСТВУ.

Дворцовые перевороты. ФАВОРИТИЗМ. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя. Социальные движения. Е.И. Пугачев. Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов. Ф.Ф. Ушаков. ПРИСОЕДИНЕНИЕ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

Содержание предмета (68ч.)

Курс «Новая история» ( 30 ч)

От средневековья к новому времени. (1 час) Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

Тема 1. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (11 часов).

Великое переселение народов. Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка - встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.

Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен. Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх - помазанник Божий». Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения - эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи - менялась мода. Костюм - «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

От Средневековья - к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.

Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Искусство Северного Возрождения.

Развитие науки в XVI-XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» - ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт - основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер - вождь народной Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.

Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII - «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I - «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон - «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.

Тема 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) (5ч.)

Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика - самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.

Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии - создание условий для развития индустриального общества.

Причины международных конфликтов в XVI-XVIII вв. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф - крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство - война за династические интересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение.

Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.

Тема 3. Эпоха просвещения. Время преобразований. (8 ч.)

Просветители XVIII в. - наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден.

Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети - «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин - великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения.

Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.

Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.

Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо - выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. - начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории.

Тема 4. Колониальный период в Латинской Америке. (1 ч)

Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити. .

Тема 5.Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (3 ч.)

Основные черты традиционного общества: государство - верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

Повторение (1 ч.)

Курс «История России XVII-XVIII вв.» (38 ч.)

Тема 1. Смутное время (6 ч.)

Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б. Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

Тема 2. «Бунташный XVIIвек» (11 ч.)

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С. Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.

Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири. Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

Тема 3. Эпоха ПетраI. (9 ч.)

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К. Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии. Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

Тема 4. Российская империя в 1725-1796 гг. (12ч.)

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.


Критерии оценки

Критерии для оценивания устного ответа на уроках истории:

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Оценка «1» ставится, если ученик:

1. Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- выдающихся деятелей и основные события новой истории;

-изученные виды исторических источников;

уметь:

-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;

- различать мнения, факты, доказательства, гипотезы, аксиомы;

- выполнять творческие проекты; применять алгоритмы; искать оригинальные решения;

- передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;

- анализировать текст; овладевать монологической и диалогической речью;

- развивать умение общаться; подбирать аргументы, высказывания;

- формулировать выводы; использовать различные источники;

- использовать Интернет-ресурсы; уметь самостоятельно организовать свою учебную деятельность;

- оценивать результаты своей учебной деятельности; овладевать рефлексивной деятельностью.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

-использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Требования к уровню подготовки учащихся 7-го класса по истории в рабочей программе полностью соответствуют стандарту обучения.

Календарно - тематическое планирование.

Курс «Новая история»

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания. Ключевые понятия

Вид контроля

Домашнее задание

Дата провед.

План/фактич

1

От средневековья к новому времени.

1

Урок открытия новых знаний

Понятие «Новая история». Место новой истории в истории человечества. Источники знаний о новой истории.

Опрос.

Вводная часть



Тема 1. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (11 часов).

2

Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.

1

Урок открытия новых знаний

Великие географические открытия, конкистадоры, мушкет, каравелла, колонизация, аркебуза, арбалет

Работа по карте, беседа. Самостоятельная работа с текстом, составление таблицы

§1-2



3

Усиление королевской власти в XVI-XVIIвв. Абсолютизм в Европе.

1

Урок построения системы знаний

Абсолютизм, сословное представительство, меркантилизм, этикет, резиденция

Составление схем; составление устного рассказа по сюжету, беседа

§3


4

Дух предпринимательства преобразует экономику.

Новые ценности преобразуют общество.

1

Урок построения системы знаний

Монополия, огораживание, мануфактура, капитализм, откупщик, буржуа, каботаж, новые дворяне, шевалье, капитализм, биржа, талья

Решение творческих задач, работа с терминами. Проекты

§4-5


5

Повседневная жизнь.

1

Урок построения системы знаний

Сам, канон

Проекты

§6


6

Высокое возрождение. Идеи гуманизма в литературе и музыке.

1

Урок построения системы знаний

Гуманизм, утопия

Заполнение таблицы

§7-8


7

Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы. (конец XV-первая половина XVIIв.)

1

Урок построения системы знаний

Сонет

Заполнение таблицы в парах

§ 9


8

Рождение новой европейской науки

1

Урок построения системы знаний

Каноник, бакалавр

Заполнение таблицы, работа с документом

§10


9

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации.

1

Урок построения системы знаний

Реформация, революция, обмирщение сознания, лютеранская церковь, протестант, этика, аутодафе

Опрос, беседа, карточки индивидуальных заданий

§11-12

01.10


10

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.

1

Урок построения системы знаний

Румб, англиканская церковь, пуритане, «кровавое законодательство»

Конспект

§13

02.10


11

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

1

Урок построения системы знаний

Эдикт, месса, компромисс, гарант

Опрос, беседа, карточки индивидуальных заданий

§14

08.10


12

Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение . Реформация.

1

Урок контроля

Все ранее изученные термины и понятия по данной теме

Тест в парах


09.10


Тема 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) (5ч.)

13

Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии.

1

Урок открытия новых знаний

Гёз, штатгальтер, уния

Опрос, беседа, карточки индивидуальных заданий

§15

15.10


14

Парламент против короля. Революция в Англии

1

Урок построения системы знаний

«круглоголовые» , «кавалеры», парламентская монархия, компромисс

Заполнение таблицы, работа с документом.

§16

16.10


15

Революция в Англии. Путь к парламентской монархии

1

Урок построения системы знаний

Протектор, левеллеры, диггеры, парламентская республика

Опрос, беседа, карточки индивидуальных заданий

§17

22.10


16

Международные отношения в XVI-XVIIвв.

1

Урок построения системы знаний

Коалиция, Вестфальский мир,

Опрос, беседа, карточки индивидуальных заданий

§18

23.10


17

Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)

1

Лабораторная работа

Все ранее изученные термины и понятия по данной теме

работа с документальными источниками.



Тема 3. Эпоха просвещения. Время преобразований. (8 ч.)

18

Век Просвещения. Стремление к царству разума.

1

Урок открытия новых знаний

«Женевский гражданин», «энциклопедисты», генеральный контролер финансов

Заполнение таблицы «Основные идеи просветителей»

§19


19

Художественная культура Европы эпохи Просвещения

1

Урок построения системы знаний

Пастораль, атрибут, «певцы третьего сословия»,цитра

Опрос, беседа, карточки индивидуальных заданий

§20


20

Промышленный переворот в Англии

1

Урок построения системы знаний

Аграрная революция, «промышленный переворот», фабрика, луддизм

Опрос, беседа, карточки индивидуальных заданий

§21


21

Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.

1

Урок построения системы знаний

Пилигрим, лоялист, федерация

Работа с документами, составить рассказ «Американцы борются за независимость»

§22-23


22

Франция вXVIII в. Причины и начало Великой французской революции.

1

Урок построения системы знаний

«хлебный бунт», сословия, санкюлоты, террор, декрет

Опрос, беседа, карточки индивидуальных заданий

§24


23

Великая французская революция. От монархии к республике.

1

Урок построения системы знаний

Гильотина, Капет, Фригийский колпак, белая эмиграция, якобинцы, максимум

Заполнение таблицы «Основные события Великой французской революции»

§25


24

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

1

Урок построения системы знаний

Термидорианцы, Директория

Закончить таблицу «Основные события Великой французской революции»

§26


25

Эпоха просвещения. Время преобразований.

1

Лабораторная работа:

Все ранее изученные термины и понятия по данной теме

работа с документальными источниками и исторической картой



Тема 4. Колониальный период в Латинской Америке. (1 ч)

26

Колониальный период в Латинской Америке. Складывание латиноамериканского общества.

1

Урок открытия новых знаний

Креол, метис, мулат, самбо, касик

Заполнение таблицы

§27


Тема 5.Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (3 ч.)

27

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.

1

Урок построения системы знаний

Буддизм, самурай, «бусидо»

Индивидуальные проекты

§28


28

Государства Востока. Начало европейской колонизации.

1

Урок построения системы знаний

Сипай, кортеж, сёгун, могол, «закрытие Японии»

Опрос, беседа, карточки индивидуальных заданий

§29-30


29

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.

1

Повторительно-обобщающий

Все ранее изученные термины и понятия по данной теме

Урок-игра



30

Эпоха Нового времени

1

Урок контроля знаний

Все ранее изученные термины и понятия по данной теме

Тест



Календарно - тематическое планирование.

Курс «История России XVII-XVIII вв.»

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания. Ключевые понятия

Вид контроля

Домашнее задание

Дата провед.

План/фактич

Тема 1. Смутное время (6 ч.)

1

Царствование Федора Ивановича

1

Урок открытия новых знаний

Урочные лета

Опрос.

§1



2.

Царствование Бориса Годунова

1

Урок построения системы знаний

Избранный народом царь

Опрос, беседа, карточки индивидуальных заданий

§2



3.

Правление Лжедмитрия I. Царствование Василия Шуйского.

1

Урок построения системы знаний

Самозванец

Решение творческих задач, работа с терминами. Карточки индивид. заданий

§ 3-4



4.

Начало иностранной интервенции. Первое ополчение. Второе ополчение. Конец Смуты.

1

Урок построения системы знаний

Тушинский вор, «перелёты» семибоярщина, Совет всей земли, интервенция, ополчение.

Составление схем; составление устного рассказа по сюжету, беседа

§ 5-6



5.

Смутное время

1

Повторительно-обобщающий

Урок-игра

Повторить § 1-6



6.

Смутное время

1

Урок контроля знаний

Тест



Тема 2. «Бунташный XVIIвек» (11 ч.)

7.

Царствование Михаила Романова

1

Урок открытия новых знаний

Земский собор, приказы, воеводы, «Азовское сидение» ясак

Опрос, беседа, карточки индивидуальных заданий

§7-8



8.

Царствование Алексея Михайловича. Воссоединение Украины с Россией.

1

Урок построения системы знаний

Полки нового строя, Соборное уложение, «беломестцы», Расправная палата, домовитые казаки, кош, курень, реестр

Опрос, беседа, карточки индивидуальных заданий

§9-10



9.

Раскол.

1

Урок построения системы знаний

Церковный раскол, старообрядцы, никонианцы, раскольники

Решение творческих задач, работа с терминами. Карточки индивид. заданий

§11



10.

Народные восстание в XVIIв. Восстание под предводительством Степана Разина.

1

Урок построения системы знаний

Медный бунт, Соляной бунт, голутвенные казаки, поход за «зипунами»

Опрос, беседа, работа с картой, карточки индивидуальных заданий

§12-13



11.

Внешняя политика России. Дальнейшая колонизация Сибири и Дальнего Востока.

1

Урок построения системы знаний

Опрос, беседа, карточки индивидуальных заданий

§14



12.

Наследники Алексея Тишайшего.

1

Урок построения системы знаний

Регентство, «хованщина», фаворит

Конспект

§15



13.

Хозяйство России в XVIIв.

1

Урок построения системы знаний

Мануфактура, специализация районов, Новоторговый устав

Опрос, беседа, карточки индивидуальных заданий

§16



14.

Просвещение, наука, литература. Искусство.

1

Урок построения системы знаний

Схоласты, хронограф, прагматик, подклеть, «нарышкинское барокко», парсуна, «Титулярник»

Заполнение таблицы

§17-18



15.

Быт и нравы.

1

Урок построения системы знаний

Изразцы

Проекты

Стр. 101-104



16.

«Бунташный» XVIIвек.

1

Повторительно-обобщающий

Проектная деятельность

Повторить §7-18



17.

«Бунташный» XVIIвек.

1

Урок контроля знаний

Тест




Тема 3. Эпоха ПетраI. (9 ч.)

18.

Начало царствования ПетраI.

1

Урок открытия новых знаний

Волонтер, Великое посольство

Опрос, беседа, карточки индивидуальных заданий

§19



19.

Начало Северной войны. Первые реформы Петра.

1

Урок построения системы знаний

Рекрутские наборы, посессионные, приписные крестьяне, Ратуша, земские избы

Работа с картой. Заполнение таблицы.

§20-21



20.

Народные восстания в петровское время. Реформы Петра I .

1

Урок построения системы знаний

Губерния, провинции, Генеральный регламент, коллегии, Синод, обер-прокурор, фискалы, Тайная канцелярия, указ о единонаследии

Заполнение таблицы

§22-24



21.

Реформы Петра I (продолжение).

1

Урок построения системы знаний

Шляхетство, подушное налогообложение, протекционизм, меркантилизм, абсолютизм, бюрократия

Заполнение таблицы работа с терминами.

§25



22.

Внешняя политика России в 1705-1725гг.

1

Урок построения системы знаний

Империя

Составление опорной схемы; составление устного рассказа по сюжету, беседа.

§26-27



23.

Просвещение, наука, литература. Искусство.

1

Урок построения системы знаний

Гражданский шрифт, Кунсткамера

Работа в группах

§28-29



24.

Быт, нравы, культура.

1

Урок построения системы знаний

Брадобритие, ассамблеи

Проектная деятельность

Стр. 163-168



25.

Эпоха ПетраI.

1

Повторительно-обобщающий

Работа в группах

Повторить §19-29



26.

Эпоха ПетраI.

1

Урок контроля знаний

Тест




Тема 4. Российская империя в 1725-1796 гг. (12ч.)

27.

Эпоха дворцовых переворотов (1725-1730). Царствование Анны Иоанновны и Ивана Антоновича.

1

Урок открытия новых знаний

Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, кондиции, «бироновщина»

Опрос, беседа, карточки индивидуальных заданий

§ 30-31



28.

Царствование Елизаветы Петровны. Внешняя политика России в 1730-1761гг.

1

Урок построения системы знаний

Лейб-компания, генеральное межевание земель, фаворитизм

Составление опорной схемы; составление устного рассказа по сюжету, беседа.

§32-33



29.

Царствование Петра III и его свержение. Начало царствования Екатерины II.

1

Урок построения системы знаний

Манифест о вольности дворянской, секуляризация, просвещенная императрица, золотой век дворянства, Уложенная комиссия,

Опрос, беседа, карточки индивидуальных заданий

§34-35



30.

Пугачевщина. Внутренняя политика Екатерины II после пугачевщины.

1

Урок построения системы знаний

Пугачевщина, «прелестные письма», областная реформа, дворянские собрания, губернатор, Жалованная грамота дворянству и городам, городской голова, шестигласная дума, цензура

Составление опорной схемы; составление устного рассказа по сюжету, беседа.

§36-37



31.

Внешняя политика России в 1762-1796гг.

1

Урок построения системы знаний

«греческий проект»

Работа с картой. Заполнение таблицы.

§38



32.

Внешняя политика России в 1762-1796гг.

1

Урок построения системы знаний

Работа с картой. Заполнение таблицы.

§39



33.

Царствование Павла I.

1

Урок построения системы знаний

Указ о трехдневной барщине, магистр духовного ордена

Опрос, беседа, карточки индивидуальных заданий

§40



34.

Просвещение, наука, литература.

1

Урок построения системы знаний

Проектная деятельность

§41



35.

Искусство.

1

Урок построения системы знаний

Барокко, классицизм, парадный портрет, камерный портрет

Проектная деятельность

§42-43



36.

Быт, нравы, культура

1

Урок построения системы знаний

Работа в группах

Стр. 251-264



37.

Российская империя в 1725-1796 гг.

1

Повторительно-обобщающий

Работа в парах

Повторить §30-43



38.

Российская империя в 1725-1796 гг.

1

Урок контроля знаний

Тест





Контрольно-измерительные и дидактические материалы

  1. Волкова К.В. - Контрольно-измерительные материалы. История России. 7 класс. М.: ВАКО.2011;

  2. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени. 7 класс. М.: ВАКО.2011;


Информационно-методическое обеспечение

  1. Учебник «Новая История 1500-1800» А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина, 7 кл., М.: Просвещение, 2002 г.

  2. Учебник «История России XVII-XVIII вв.» Т.В. Черникова, 7 кл., М.: Дрофа, 2002г.

  3. Атлас. История Нового времени. XVI-XVIII века. 7 класс. (ФГОС), М.: Дрофа, ДИК, 2007 г.

  4. Атлас. История России. XVII-XVIII века. 7 класс. (ФГОС), М.: Дрофа, ДиК»

  5. Тесты и тренировочные задания по истории Нового времени: 7 класс: К учебнику А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной "Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс" - ("Учебно-методический комплект") /Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М., Ванюшкина Л.М., Юдовская А.Я.

  6. Интернет-ресурсы: school-collection.edu.ru; mid-ages.ru; historic.ru; rulers.narod.ru; medieval-wars.com.


© 2010-2022