- Преподавателю
- История
- Конспект урока Аттика - полис Греции
Конспект урока Аттика - полис Греции
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Данилова Н.Н. |
Дата | 14.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Предмет: история
Класс: 5
Тема: «Аттика - полис Греции»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1. Сформировать знания о полисе (на примере Древней Аттики) и последствия правления в полисе знати.
2. Тренировать умения работать с текстом и картой, как источниками новых знаний.
3. Тренировать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность.
4. Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать её, работать в команде.
Основные понятия: Полисы, Аттика, оливки, знать, демос, ареопаг, архонт, Законы Драконта, Долговой камень.
Важнейшие даты:
8 век до н.э. - развитие ремесла в Афинах, появление новой письменности в Древней Греции.
7 век до н.э. - власть в Афинах принадлежит знати.
Оборудование урока: учебник А.А. Висагин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая Всеобщая история. История древнего мира, карта Древней Греции, карточки с заданиями, рабочие листы к уроку, рабочие тетради.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
-
Здравствуйте, ребята сегодня мы снова отправляемся с вами в виртуальное путешествие. Вспомните, какое древнее государство вы изучаете? (Ответы детей.)
-
Сегодня вы продолжите изучение древнегреческого государства. Я уверена, что урок пройдёт интересно и с пользой для вас.
-
Сегодня на уроке вы будете открывать новые знания. Как вы это будете делать? (Мы определим, что ещё не знаем и самостоятельно построим новые знания.)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
-
С чего начнём наше путешествие? (С повторения.)
-
Почему начать надо с повторения? (То, что мы будем повторять поможет нам самостоятельно открыть новые знания.)
Повторение проводиться в виде игры «Покупка билета на самолёт». Раздаются небольшие листочки (билеты), задаются аудио вопросы. Ученики в билетах записывают только ответ.
Вопросы для повторения (аудио вопросы):
Кто из героев древнегреческих мифов смог сказать о себе такие слова:
-
Приятно, что и говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, что бы этого не произошло! (Тесей.)
-
Увы, моя память ослабла. Теперь по прошествии стольких лет, я сам построивший это сооружение, заблудился бы в нем и не нашёл бы выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат. (Дедал.)
-
Именно я обладаю крылатыми сандалиями, охраняю пути и дороги Греции, и никто не может превзойти меня в ловкости, хитрости и даже воровстве. (Гермес.)
-
Я грозен, но справедлив. Лишь только сдвину я свои брови, взмахну жезлом, налетят тучи, засверкают молнии, грянет гром. (Зевс.)
-
Я спасла своего сына, окуная в «реку мёртвых», обряжая в женские одежды, но он вопреки всему стал великим воином. Как пророчили ему боги. (Фетида.)
Проводится проверка по образцу (аудио) и в соответствии с результатами решают в самолёте на местах какого класса летят учащиеся:
5 правильных ответа - бизнес класс,
4 правильных ответа - 1 класс,
3-2 правильных ответа - эконом класс.
-
Что вы сейчас повторили? (Мы повторяли мифы Древней Греции.)
-
Пока мы летим, я попрошу вас выполнить пробное задание. С какой целью вы будете его выполнять? (Чтобы понять, что мы не знаем, что сегодня на уроке будет нового.)
Пробное задание записано на доске:
-
Вам необходимо ответить на следующий вопрос. Что такое полисы, где находится Аттика в которую мы «летим», чем занимались люди в Афинском полисе?
-
У кого нет ответа на вопрос? Что вы не можете? (Я не могу ответить, что такое полис, где находиться Аттика, чем занимаются люди в Афинском полисе.)
-
У кого есть ответ? Вы уверены в его правильности? В чём ваши затруднения? (Мы не уверены, что правильно определили местонахождение Аттики, и не знаем точно, чем занимались люди в Афинском полисе, мы не можем обосновать свой ответ.)
-
У вас возникло затруднение, как к нему надо относиться? (К затруднению надо относиться спокойно, надо остановиться и подумать, почему оно возникло.)
3. Выявление места и причины затруднения.
-
На какой вопрос вы должны были ответить? (Мы должны были сказать, что такое полисы, где находится Аттика, чем занимались люди в Афинском полисе?)
-
Почему вы не смогли ответить на вопрос? (Мы не знаем, что такое полис, где расположена Аттика, чем занимались люди в греческих полисах.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-
Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Узнать, что такое полис, где расположена Аттика, чем люди занимались в Афинском полисе.)
-
Как бы вы предложили сформулировать тему урока? (Полисы древней Греции.)
-
Чем вы можете воспользоваться, т.е., какие средства вы можете использовать при достижении цели? (Можно использовать учебник, карту.)
-
Чтобы работа была успешной, что необходимо составить? (Для достижения цели надо составить план действий.)
-
По какому плану вы предложите работать? (Можно по учебнику выяснить, что такое полис, а по карте посмотреть, где находится Аттика, надо описать местность, выяснить, чем занимались люди в Афинском полисе.)
На доске фиксируется план действий:
План
1. Выяснить, что такое полис (работа с учебником).
2. Выяснить где находится Аттика (работа с картой).
3. Описать местность.
4. Определить чем занимались люди в Афинском полисе.
5. Реализация построенного проекта.
Работа проводится в парах, читают учебник, обсуждают, каждая пара получает «Дневник путешественника», который они должны заполнить в процессе самостоятельной работ
Дневник путешественника
1. Полис____________________________________________________________
2. Территория Древней Греции делилась на ______________________________
____________________________________________________________________
3. Аттика располагалась в _______________________, её главными городами были ___________, __________________
4. Столица Аттики____________________________________________________
5. Занятия жителей Аттики ____________________________________________
____________________________________________________________________
Изделия из оливок ____________________________________________________
Винограда ___________________________________________________________
6. Крупные города Аттики _____________________________________________
7. Люди в Афинском полисе делились на ___________ и ____________________
8. Правили в Аттике _________ их было _______ человек, по законам _____________________________________________________________________
9. Земледельцы имели ___________ наделы земли. Если земледельцы не могли отдать долг. То на их землю ставили ______________________. Рабовладелец мог раба _________________________________________________________________
10. Демос призывал ____________________________________________ требовал _____________________________________________________________________
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На доске зафиксированы основные понятия: «полис», «демос», «оливы», «ареопаг», «архонавт», «долговой камень».
Учащиеся фронтально озвучивают определения основных понятий и заполненные Дневники путешественников.
-
Вы достигли поставленной цели?
-
Вы справились с затруднениями?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
-
Наше путешествие по Древней Аттике завершается, необходимо подумать об обратной дороге. Нужно купить билеты на самолёт и отправиться в обратный путь.
Выдаются задания - билеты.
-
Расположите в правильной последовательности, ответ запишите в виде последовательности букв:
а) Долговое рабство
б) Плохой участок земли
в) Примитивные орудия труда
г) Долговой камень
д) Неурожай
Ответ: б, в, д, г, а.
б) Плохой участок
в) Примитивные орудия труда
д) Неурожай
г) Долговой камень
а) Долговое рабство
Учащиеся работают самостоятельно, после работы проводят самопроверку по образцу:
После самопроверки проводиться рефлексия, фиксируются места затруднений, ошибки исправляются.
-
Сделайте вывод. К чему вело такое положение демоса в Афинском полисе? (Ответы детей.)
-
Теперь мы можем лететь обратно, после проведённой проверки мы все летим в салоне 1 класса.
8. Включение в систему знаний и повторение.
-
Сможете ли вы в дальнейшем использовать открытые знания? (Ответы детей.)
-
Что нового вы узнали о Древней Греции? (Ответы детей.)
9. Рефлексия учебной деятельности.
-
Мы вернулись из виртуального путешествия. Что нового вы узнали на уроке?
-
Какую цель ставили перед собой?
-
Вы достигли поставленной цели?
-
Как вы достигли цели?
-
С какими затруднениями встретились на уроке?
-
Как вы выходили из затруднения?
-
У вас на столах кружочки, заготовки для смайликов. Оцените свою работу. Нарисуйте на кружочке следующие смайлики:
Если при выполнении самостоятельной работы вы достигли цели и не допустили ошибок.
Если при выполнении самостоятельной работы вы частично достигли цели и допустили 1-2 ошибки.
Если при выполнении самостоятельной работы вы не достигли цели и допустили 3 и более ошибок
Учащиеся оценивают свою работу
-
Что необходимо сделать тому, кто поднял смайлики
-
Нужно ли дома работать тому, кто поднял смайлик. Зачем?
-
Запишите домашнее задание: § 29, ответы на вопросы после параграфа (устно), по желанию подготовить сообщение «Жизнь демоса в Афинском полисе».