Методическая разработка урок - дискуссия Реформы Петра I зло или благо для России

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - дискуссия 10 класс

Тема: «Реформы Петра I: зло или благо для России?»

Цели урока:

1)на основе полученных ранее знаний, чтений исторической литературы показать учащимся личный вклад Петра I в дело преобразований;

2) выяснить объективную необходимость реформ первой четверти XVIII века, их закономерность и планомерность проведения;

3)помочь учащимся увидеть альтернативы развития России в указанный период;

4)сделать вывод о прогрессивном значении реформ, указать их недостатки.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. познакомить учащихся с различными точками зрения на деятельность ПетраI

  2. определить роль личности в истории

  3. раскрыть необходимость и закономерность реформ Петра I

  4. помочь учащимся увидеть альтернативы развития России в указанный период

  5. на основе изученного дать возможность учащимся самим сформулировать вывод о значении и последствиях реформ Петра I

Воспитательные:

  1. привить чувство гордости за свое отечество

  2. воспитание у учащихся уважение к истории и культуре, традиция своего народа

  3. формирование ценностных ориентации и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом

Развивающие:

  1. формирование и развитие дискуссионной культуры учащихся

  2. развитие мыслительных способностей учащихся

Основные понятия темы:

Абсолютизм, модернизация, социокультурный раскол

Понятие формируемые в ходе дискуссии:

Альтернатива в истории - одна из нескольких взаимозаключающих возможностей, необходимость выбора единственного решения из ряда возможных.

Историографические подходы - сформировавшиеся в конкретных исторических условиях мнения историков по определенным вопросам.

Историографические этапы:

  1. Дореволюционная историография

  2. Советская историография

  3. Современная историография

  4. Зарубежная историография

Основные историографические идеи, рассматриваемые на уроке

Дореволюционная историография:

- апологетика петровских реформ

- возвеличивание личности императора

- приверженность локально исторической личности

Советская историография:

- продолжение возвеличивание личности императора

- акцентирование внимания на борьбе Петра с боярской группировкой, как революционного момента истории

- небольшое внимание - изучению экономики

- недостаточное внимание социальным последствиям реформ Петра I

Современная историография

- наличие своеобразных подходов в освещении эпохи Петра I

- изучение всех сторон деятельности Петра I

Опережающее задание:

  1. Выяснить значение понятий - абсолютизм, модернизация, социокультурный раскол

  2. Познакомиться с работами историков, изучая предлагаемую дополнительную литературу

Рекомендации учащимся при подготовке дискуссии

- рассматривая каждый вопрос, прежде всего обратите внимание на аргументацию автора

- кратко законспектируйте позицию автора по каждому вопросу

- заранее продумайте вопросы другим участникам дискуссии

Первый этап - подготовительный.

Класс делиться на группы

  1. группа - историки, представители дореволюционной историографии - -5 человек (Карамзин Н. М., Соловьев С. М., Ключевский В. О, Платонов С. Ф., Милюков П. Н.)

  2. группа - историки советской школы - 3 человека ( Анисимов Е. В., Павленко Н. И., Буганов В. И.)

  3. Группа - представители современной историографии - 2 человека

  4. Группа - - социологи и политологи современного периода - 2 человека

Данные учащиеся тщательно готовятся по «своему» историку. Политолог и социолог проводят параллели между эпохой Петра I и современностью. Остальные учащиеся заранее читают дополнительную литературу и каждый готовит историкам, политологу и социологу по 5-10 вопросов. Длительность подготовительного этапа- 2-3 недели. Промежуточный контроль за подготовкой - спустя 2 недели после оглашения темы учебной дискуссии: учитель поводит консультацию, где выясняет степень готовности учащихся.

Второй этап - вводный.

Учитель пишет на доске: «Историки прошлого и настоящего за одним столом».

Затем учитель пишет на доске тему и вопросы для обсуждения, кратко проговаривает существующие точки зрения на деятельность Петра I

Оформление класса

Учащиеся - «историки» расположены по секциям (полукругом, лицом классу)

Протоколист - фиксирует основные моменты обсуждения

Аналитик - задает вопросы, подвергает сомнению высказывание историков

Наблюдатель - оценивает участие каждого ученика.

Третий этап- основной . Обмен мнениями и идеями.

Четвертый этап - аналитический.

За 10-15 минут до окончания отведенного времени протоколист, аналитик и наблюдатель сдают свои записи учителю. Затем учитель совместно с классом подводит итоги проведенной дискуссии.

Домашнее задание: написать эссе « Если бы я был Петром I»



© 2010-2022