Программа история России 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «История России» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по истории для основного общего образования с учётом авторской программы «История России» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной (М.:Просвещение, 2011.).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

- Данилов А.А. История России: С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс. Рабочая тетрадь. М. Просвещение, 2012.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего.

Программа рассчитана на 38 часов в год из расчёта 2 часа в неделю.

Программой предусмотрено проведение: контрольных работ - 3.

Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: тест, самостоятельная работа, исторический диктант, творческие работы, устный опрос, информационно-творческие проекты.

Типы уроков определены в соответствии с системно - деятельностным подходом: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля.

Данная программа адресована обучающимся 6 класса и учитывает психолого-педагогические особенности и поведенческие навыки данной категории детей. Рабочая программа составлена с учётом того, что 6 класс состоит из работоспособных, активных, интеллектуально развитых детей, которые в состоянии освоить программу по предмету не только на базовом, но и на продвинутом, творческом уровне. Это позволило увеличить объём самостоятельных, творческих заданий и отдать предпочтение групповым, парным и индивидуальным, игровым формам работы.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и технологий. Среди них следующие методы и технологии:

  • ИКТ;

  • обучение в сотрудничестве;

  • исследовательские методы обучения;

  • метод проектов;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • игровые методы обучения;

  • проблемное обучение.

Актуальность и значимость рабочей программы определена требованиями к новым результатам учебной деятельности обучающихся - формированию универсальных учебных действий, заложенных в основе стандартов второго поколения.

Рабочая программа имеет целью образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Достижение этой цели в основной школе заключается в базовой исторической подготовке и социализации учащихся и способствует решению следующих задач:

-формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

В 6 классе реализуется содержание курсов «История Средних веков» и «Истории России с древнейших времён до конца XVI века».

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие истории с:

- литературой;

- изобразительным искусством;

- мировой художественной культурой;

- обществознанием;

- русским языком;

- географией.

Новизна данной рабочей программы определяется тем, что в ней предусмотрены:

- замена традиционной репродуктивной деятельности учащихся на уроке и вне урока на продуктивную форму деятельности;

- формирование и развитие универсальных учебных действий;

- реализация главной задачи исторического образования - гражданское становление личности.

Требования к уровню достижений обучающихся

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Обучающийся научится:

  • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

  • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • давать характеристику общественного строя древних государств;

  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Требования к уровню овладения учащимися знаниями, представлениями, умениями

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностями:

  • осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • выделять главное в тексте и второстепенное;

  • анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и др.;

  • выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;

  • пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;

  • вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;

  • организовывать свою деятельность и соотносить ее с целью группы, коллектива;

  • слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;

  • определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

  • оценивать и корректировать свое поведение в социальной среде.


Содержание тем учебного курса.

История России (С древнейших времён до конца XVI века) (38ч)

Древнейшие народы на территории России. (1ч)

Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Жители лесной полосы Восточной Европы. Межэтнические контакты и взаимодействия.

Тема 1. Древняя Русь в VIII - первой половине XII в. (10ч)

Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.

Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование Юревнерусского государства со столицей в Киеве. Характер древнерусской державы: князь, дружина, полюдье, вече.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.

Принятие христианства на Руси: причины и обстоятельства. Христианство и язычество. Владимир Святославич. Русская православная церковь. Значение принятия христианства. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. русская Правда.

Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Древняя Русь и её соседи.

Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Управление государством при Ярославе Мудром. Земельные отношения. Формирование древнерусской народности. Основные слои древнерусского населения. Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли.

Древнерусская культура. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусскогo искусства. Иконы. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаика, фреска). Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Прикладное искусство. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Тема 2. Русь Удельная в 30-е гг. XII-XIII в. (9ч)

Раздробление Древнерусского государства. Социально- экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, экономического и социально-политического развития.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и её историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель в XII-XIII вв. Общерусское культурное единство и образование местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Тема 3. Московская Русь в XIV - XV вв. (16ч)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси на рубеже XIII-XIV вв. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой накануне Куликовской битвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва и её историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV в. Василий I. Московская усобица второй четверти XV в., её значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.

Социально-экономическое и политическое развитие Руси в XIV-XV вв. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Структура русского средневекового общества. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Теория «Москва - Третий Рим».

Культура и быт в XIV-XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV - начале XVI в. Расцвет культуры Руси после Куликовской битвы. Москва - центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Развитие зодчества (главные сооружения Московского Кремля, монастырские комплексы-крепости). Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублёв.

Московское государство в XVI в.

Социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в первой половине XVI в. Боярское правление. Иван IV: психологический портрет. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. Цели и значение реформ 1550-х гг.

Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Внешнеполитические успехи России в 1550-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Присоединение Западной Сибири. Расширение территории государства и его многонациональный характер.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 1560-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность, причины и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.

Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны. Дальнейшее закрепощение крестьян.

Культура и быт в XVI в. Особенности российской культуры XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Фёдоров. Публицистика. Четьи минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. «Домострой».

Итоговое повторение (2ч)

Контроль уровня обученности

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: тест, самостоятельная работа, исторический диктант, творческие работы, устный опрос, информационно-творческие проекты.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов.

Перечень контрольных работ.



Класс

Количество

работ

за

учебный

год

Контрольная работа по теме

6

3



1

Тема 1. Древняя Русь в VIII - первой половине XII в.


1

Тема 3. Московская Русь в XIV - XVI вв.


1

Итоговое повторение по Истории России



Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Контрольные работы

I.

История России (С древнейших времён до конца XVI века)



1.

Предмет Отечественной истории.

1


2.








Тема 1. Древняя Русь в VIII - первой половине XII в.

раны в древности.

10

1

3.

Тема 2. Русь удельная в XII - XIII вв.

9

4.

Тема 3. Московская Русь в XIV - XVI вв.

16

1

5.

Итоговое повторение.

2

1

Итого:

38

3


Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

Методические пособия для учителя

  1. Агибалова Е. В. История Средних веков : Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; Под ред. А. А. Сванидзе. - 13-е изд. - м. : Просвещение, 2009.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2009.

  3. Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2009.

  4. Максимов, Ю.И. Тесты по истории Средних веков: 6 класс: к учебникам по истории Средних веков Федерального перечня / Ю.И. Максимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  5. История древнего мира и средних веков. 5-6 кл.: Дидактические материалы / В.В. Сухов и др. - М.: Дрофа, 2000.

  6. Шевченко Н.И. преподавание истории в 6 классе. Сценарии тематических уроков. - М.: АРКТИ, 2003.

  7. Брандт М.Ю. Задания и тесты по истории средних веков. 6 класс. Пособие для учителей. - М.: Школьная Пресса, 2005.

  8. История средних веков: Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. 6 класс / Авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград: Учитель, 2004.

  9. Данилов А.А. История России: С древнейших времён до конца XVI века: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Данилов А.А., Косулина Л.Г. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2009.

  10. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России с древнейших веков до конца XVI века», 6 кл.: М. Просвещение. 2010 г.

  11. Тырин С.В., Симонова Е.В. Атлас с контурными картами. М.: Дрофа. 2009.

  12. Агафонов, С.В. Тематическое и поурочное планирование по истории России с древнейших времён до конца XVI века: 6-й кл. : к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: С древнейших веков до конца XVI века. 6 класс» /С.В. Агафонов. - М.: Экзамен, 2007. - 126с.

  13. Шаповал, В.В. Дидактические материалы по истории России с древнейших веков до конца XVI века: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс» (М: Просвещение): 6 класс / В.В. Шаповал. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 126с.

Список литературы для обучающихся

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России с древнейших веков до конца XVI века», 6 кл.: М. Просвещение. 2010 г.

  2. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: борьба за единство Руси / Ю.Г. Алексеев. - М., 1992г.

  3. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён / С.М. Соловьёв. (Любое издание)

  4. Скрынников Р.Г. Царство террора / Р.Г. Скрынников. - СПб., 1992.

  5. Петрухин В.Я. Крещение Руси: От язычества к христианству / В.Я. Петрухин. - М., 2006.

Список цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и Интернет-ресурсов

  1. Презентации по истории Средних веков на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:

www/rusedu.ru/subcat_32/html

  1. Презентации по истории Средних веков на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

school-collection.edu.ru/

  1. Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]

ru.wikipedia.org/wiki

Медиаресурсы

  1. История. 6 класс. Интерактивные дидактические материалы. Электронное интерактивное приложение. - М.: Планета, 2012

Настенные исторические карты

( некоторые карты взаимозаменяемы)

  1. Византийская Империя и славяне

  2. Франкское государство 5-9вв.

  3. Завоевания арабов.

  4. Западная Европа в XI - XII вв.

  5. Западная Европа в XIV - XVII вв.

Наглядно-печатные пособия (картины, аппликации, альбомы)

  1. Картины по истории Средних веков.

  2. Раздаточный иллюстрированный материал по истории Средних веков.

  3. Аппликации по истории Средних веков.

Технические средства обучения

  1. компьютер;

  2. мультимедийный проектор;

  3. принтер (лазерный);



© 2010-2022