Древняя Греция. Греки и критяне

Тема урока: Древняя Греция. Греки и критяне. (5 класс)Формулирование цели: - изучить местоположение и природные условия Древней Греции; - показать как природные условия влияли на занятия древних греков; - содействовать раскрытию причин отсутствия в Греции единого государства; - создать условия для ознакомления с мифами Древней Греции.Формулирование задачи: Овладевать знаниями об истории Древней Греции, а именно о ее местоположении и природных условиях Дать возможность проявить чувства уважения,...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Древняя Греция. Греки и критяне. (5 класс)

Формулирование цели:

  • - изучить местоположение и природные условия Древней Греции;

  • - показать как природные условия влияли на занятия древних греков;

  • - содействовать раскрытию причин отсутствия в Греции единого государства;

  • - создать условия для ознакомления с мифами Древней Греции.

Формулирование задачи:

  • Овладевать знаниями об истории Древней Греции, а именно о ее местоположении и природных условиях

  • Дать возможность проявить чувства уважения, доброжелательности, терпения

  • Совершенствовать навыки работы в группах, с картой, документом и материалом учебника

  • Развивать рефлексивные умения и навыки.

Основное содержание темы, термины и понятия

  • Знакомство с Древней Грецией, природными условиями Балканского полуострова и их влиянием на жизнь и занятия населения

  • Знание исторических понятий: миф, лабиринт, световые колодцы, Балканский полуостров, Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал, Икар

  • Владение навыками работы с картой, умение работать с текстом и выделять главное, делать вывод

  • Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

Планируемые результаты

Предметные результаты

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности

Личностные результаты

Проявление творческого отношения к процессу изучения темы.

  • формирование мотивации учения;

  • осознание возможностей самореализации;

  • стремление к совершенствованию;

  • формирование коммуникативной компетенции

Метапредметные результаты

Познавательные результаты

Умение:

  • владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы);

  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • обобщать полученную информацию.

Регулятивные результаты

Умение:

  • работать по предложенному учителем плану;

  • выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;

  • формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.

Коммуникативные результаты

Умение:

  • аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;

  • адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;

  • формулировать ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;

  • согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.

Тип урока: урок открытия новых знаний (Презентация)





Технологическая карта урока истории в 5 классе.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность


Организационный момент:

Учитель: - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я вам помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Учитель:

Ребята, мы с вами познакомились с историей многих государств, существовавших в древнем мире. Они дали миру много выдающихся имен и достижений. По описанию угадайте, о какой выдающейся личности идет речь? Презентация (написано на слайде: Хаммурапи, Будда, Конфуций)

А теперь вспомним достопримечательности тех стран, в которые мы уже совершили путешествие. Назовите достопримечательности и страну, где они созданы.

Меняются тетрадями и проверяем (взаимопроверка), ответы показаны на слайде. Учитель: - А вы с этим согласны? - Может у кого-то по-другому?

Проверка и оценивание на слайде: выставите себе оценки в тетрадь

Обучающиеся желают друг другу добра. Создается рабочая атмосфера, настрой на работу.



Один учащийся зачитывает информацию, остальные отгадывают и ответ записывают в тетрадь

Один из учащихся зачитывает ответы про личности, другой про достопримечательности. Отвечают: согласны.

Ответы учеников записываются в тетрадь: Пирамиды-Египет, Великая китайская стена-Китай, Большой сфинкс-Египет.

Выставляют оценки в тетради

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося


А как вы думаете, зачем нам нужно изучать историю разных стран?

Учитель:

Если отправиться по Средиземному морю на север от Египта, то мы попадем в страну, с историей которой начнем знакомиться сегодня. А чем же она так знаменита? Это государство древнего мира, в котором один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: "Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!". Когда-то в этой стране, в 776 г. до н.э. произошло знаменательное событие, которое в 2014 пройдет у нас. Какое это событие? Какое событие произошло у нас, в Курганской обл. в воскресение и понедельник, которое мы так ждали? Олимпиийский огонь - один из символов Олимпийских игр. Этот огонь зажигают в городе проведения Игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания.

О какой стране идет речь? (Греция)

На основе ответов учащихся на доске начинаем заполнять таблицу ЗХУ графу «знаю».

1. Знаю

2.Хочу знать

3.Узнал


Определение темы урока - Итак, наша новая тема "Древняя Греция. Греки и критяне." (слайд ). Записываем в тетрадь

Исходя из темы урока, сформулируем цель нашего занятия.

Учащиеся дают ответ на поставленный вопрос. Далее каждый учащийся делает вывод, о том зачем это нужно.





Отвечают: олимпийский огонь

- Греция

Записывают ответы в таблицу, которая есть у каждого на столе, а потом читают вслух (2-3 ученика)

Самостоятельно формулируют цель урока

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание.



3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Если дети затрудняются в формулировке цели, учитель им помогает, поправляет. Цель урока - изучить местоположение, природные условия Древней Греции, их влияние на занятия древних греков.

Постановка проблемы:

Как вы думаете, с чего лучше начать путешествие в Древнюю Грецию? Что надо знать о новой стране в первую очередь? Сформулируем вопросы для заполнения второй части таблицы «хочу знать»











Ответы учеников:

- Ученики делают вывод, формулируют план (вопросы):

1. географическое положение

2. климатические и природные условия

3.население и культура









Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Рассмотрим местоположение нашей страны. (прием «Помоги соседу»). Работа с картой в учебнике с. 115.

Покажите на карте. Не забывайте помочь соседу ориентироваться по карте.

-В какой части света находится Греция?

- В какой части Европы расположена?

- На каком п-ове находится Греция?

- Какими морями омывается: с юга, с запада и востока?

- На какие части делится Греция?

Прежде всего нужно чётко знать, где расположена Греция. Необходимо познакомиться с климатом этой страны. Для этого давайте заслушаем небольшое сообщение, а потом выполним задания. Внимательно слушаем: какой же климат в Древней Греции?

Прием «верю-не верю»

-

Климат в Греции холодный, так как с трех сторон омывается морями.

-

В Греции, как и в Египте и Междуречье есть полноводные реки.

-

Два месяца в году в Греции льют дожди и реки выходят из берегов.

+

В Греции жаркое засушливое лето и мягкая дождливая зима.

+

В Греции нет полноводных рек.

+

Земли, пригодной под пашню, в Греции немного.

+

Почти все греческие города стоят у моря.

Далее учитель: - Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы выберите «верное» или «неверное», полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы «+» или «-«. Листочки с заданием на партах. Кто не сделал ни одной ошибки?

Физкультминутка: - Встаньте около стола, крепко возьмитесь за руки и покажите соседям, что вы одно целое, крепкое и защищенное государство.

Ученики находят территорию Греции, показывают на карте у доски (1-2 человека) и описывают: Греция находится на материке Евразия на юге Балканского п-ва, омывается Ионическим и Эгейским морями, делится на северную, среднюю и южную части.





Слушают сообщение о климате

Учащиеся выполняют задание, а затем проверяют по слайду





















Проводит Тетюева Даша

























Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов, способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.



Учитель предлагает поработать в группах:

- Сейчас мы с вами будем работать в 4 группах, а для этого я вам напомню правила работы в группах (на слайде):

- Уважай мнение товарища

- Терпеливо выслушай товарища

- Любое мнение ценно

- В каждой мысли есть доля истины.

Учитель дает задание: 1 группа «Мудрые совы»

Я предлагаю вам побыть в роли мудрой совы: самостоятельно прочитайте в учебнике миф «О Тесее и Минотавре» с. 116, найдите мудрые мысли и выполните задание.

- Дайте краткую характеристику героев мифа о Тесее и Минотавре:

- напишите основные занятия древних греков (мореплавание, торговля, ремесло);

- объясните почему море названо Эгейским?



2 группа «Знатоки»: самостоятельно прочитайте в учебнике миф «О Тесее и Минотавре» с. 116, найдите мудрые мысли и выполните задание.

- Восстановите последовательность событий и пронумеруйте их.

- Что сказочного в мифе о Тесее?

- Что могло соответствовать исторической действительности?

3 группа «Археологи»: эта группа будет работать с историческим источником.

-выпишите основные занятия жителей острова Крит

- по фрагментам древнегреческой посуды сделайте вывод об уровне развития гончарного ремесла.

4 группа «Путешественники»

Прочитайте миф о Дедале и Икаре с.119 уч.

- Дайте характеристику героям мифа?

- Какие знания о далеком прошлом можно почерпнуть из этого мифа?

- Сделайте вывод: чему нас учит этот миф?

Помощь учителя в случае затруднения и контроль за работой в группах.

Защита работы в группах. Заканчиваем заполнение таблицы 3 столбик «узнал»

Обучающиеся слушают учителя



Получают задание от учителя и начинают работать

Обучающиеся дают характеристику героям мифа:

  • Минотавр - чудовище с головой быка и телом человека;

  • Дедал - мастер, строитель лабиринта;

  • Ариадна - дочь царя Миноса;

  • Эгей - отец Тесея, царь Афин.

Выписывают основные занятия греков

Объясняют про море: Царь Эгей бросился с обрыва в это море.

Восстанавливают последовательность событий

4

Гибель царя Эгея

2

Решение Тесея отправиться на Крит

3

Поединок Тесее с Минотавром

1

Уплата Афинами дани царю Миносу

Обучающие работают с мифом.

Делают вывод.

Работают с источником , выписывают занятия древних греков.

Делают вывод

Дают характеристику героям мифа

Делают вывод по мифу

Выступают с результатами

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.



  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону



Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.



Учитель предлагает выполнить самостоятельно следующее задание: Я предлагаю в качестве закрепления небольшой тест:

1.Греция располагалась на юге Балканского полуострова и западном побережье Малой Азии?

А) да Б) нет

2.В мифах о Тесее и Минотавре отразились события борьбы Афин и Критского царства:

А) да Б) нет

3.Приведите в соответствие:

А) Минотавр 1) море

Б) Эгей 2) лабиринт

В) Ариадна 3) нить

4.Сына царя Афин, отправившегося на Крит, чтобы победить Минотавра звали:

А) Парис Б) Эгей В) Тесей

5.Письменность, возникшая на острове Крит, до сих пор не расшифрована.

А) да Б) нет

Ответы: 1-а,2-а, 3 А-2,Б-1, В-3; 4-в, 5-б

Ответы на тест и нормы оценки на слайде



Учащиеся самостоятельно выполняют задания теста и осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном. (Ответы на слайде)

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

  1. Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Учитель предлагает каждой группе придумать 2 ассоциации к каждой букве слова «ГРЕЦИЯ». Подведение итога урока: Что нового вы узнали о Греции?

Придумывают ассоциации к слову Греция и один обучащийся из группы прикрепляет к доске слова.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

  1. Домашнее задание.

§24, нарисовать рисунок к мифам «О Тесее и Минотавре или «О Дедале и Икаре», ? из рубрики «Подумайте» стр. 120

Записывают домашнее задание в дневник

Начало формы

Конец формы



© 2010-2022