• Преподавателю
  • История
  • Урок по истории «Древнего мира» в 5-м классе по теме Законы Хаммурапи Пояснительная записка

Урок по истории «Древнего мира» в 5-м классе по теме Законы Хаммурапи Пояснительная записка

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Галеева.А.Р.

Урок по истории «Древнего мира» в 5-м классе по теме "Законы Хаммурапи"

Пояснительная записка

Современный урок должен реализовать комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Современный урок не может существовать без творчества учителя и творчества учеников. Сегодня школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно воспитывать взрослеющую личность. А значит, должны измениться и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания, при которой ученики должны открывать новые знания самостоятельно, а не получать их в готовом виде.

Эти требования в полной мере обеспечивает метод проблемного обучения, который позволяет реализовать содержание представленной темы. Актуальность данной методической разработки определяется недостаточным использованием технологии проблемного метода в структуре уроков средней школы, где чаще преобладает репродуктивное обучение. К тому же проблемный метод обучения отражает деятельностный характер образования, что является одним из направлений модернизации общего образования.

Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи» составлена в соответствии с содержанием Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Урок «Законы Хаммурапи» посвящен проблеме формирования правового сознания общества с древнейших времен. Сущность и роль законов - основные аспекты изучаемой темы. В соответствии со структурой проблемного урока, в первой части урока перед учениками ставится проблема. Предлагается два противоречивых факта, анализируя которые, ученики самостоятельно определяют проблему: можно ли законы царя Хаммурапи считать справедливыми. Постановка проблемы очень важна, так как она обеспечивает интерес к материалу и развитие учащихся. С помощью побуждающего от проблемной ситуации диалога ученики самостоятельно формулируют тему урока и выдвигают гипотезы.

На этапе поиска решения проблемы проводится лабораторная работа в группах - изучение статей «Кодекса Хаммурапи». Групповая форма обучения способствует овладению учениками способов совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуации общения, умениями искать и находить компромиссы, сотрудничать. То есть, способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся.

В ходе работы с историческим документом ученики использует дедуктивный метод анализа, при котором из общих положений выявляются следствия. Такой метод способствует развитию абстрактного мышления учеников.

При работе с историческим источниками, поднимается значение исторического факта, вырабатывается самостоятельный научный подход к источникам исторических знаний, как к историческим памятникам. Ученики самостоятельно ищут, извлекают, систематизируют, анализируют и отбирают необходимую для решения учебной задачи информацию. Таким образом, развивается такие ключевые компетенции обучающихся, как ценнностно-смысловая, учебно-познавательная, социокультурная.

Но, работая над вопросом справедливости законов, ученики сталкиваются еще с одной исторической проблемой: жестокие законы и законы в отношении рабов сочетаются с законами, защищающими свободных людей от превращения их в рабов. Учитель в ходе диалога с учениками подводит их к мысли о том, что общество без законов - это общество хаоса, беспорядка, что даже такие, несправедливые на первый взгляд, законы вавилонского царя поддерживают порядок в обществе, укрепляя тем самым государство.

Эффективность оценки этого урока можно рассмотреть с точки зрения формирования гражданско-правового сознания: заставить ребенка перенести проблему законодательства Древнего мира в современную плоскость и осознать необходимость влияния законов на жизнь общества. Главный вывод, который дети должны сделать на уроке - «законы укрепляют государство».

Проведение самооценки на этапе рефлексии развивает у учащихся способность к самоорганизация и самоопределению. Ученики оценивают свою работу на уроке, уровень усвоения знаний и взаимодействия с товарищами, фиксируют и анализируют затруднения в собственной учебной деятельности.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается на выбор выполнить творческое задание, где ученик может в полной мере выразить свои творческие способности.

Обучение в технологи проблемного метода делает уроки более продуктивным, усвоение знаний более творческим и успешным, готовит учащихся к использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач, позволяет осуществить компетентностный подход к образованию.

Тема урока: "Законы Хаммурапи"

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.

  • Показать особенности законов - их социальную направленность.

  • На примере действия законов отработать понятия «государство», «закон».

Развивающие:

  • Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве.

  • Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.

  • Отрабатывать навыки самостоятельной работы.

  • Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.

  • Развивать коммуникативные и творческие способности

Воспитательные:

  • Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.

  • Давать нравственную оценку принципов построения законов Хамураппи и отдельно взятых законов.

  • Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.

Формы организации обучения:

  • фронтальные;

  • групповые;

  • лабораторная работа.

Оборудование:

  • Текст с ошибками (на каждую парту), карточки-задания для индивидуальной проверки домашнего задания.

  • Пакеты документов для лабораторной работы.

  • Таблицы для работы групп.

  • Карточки для составления схемы на доске.

Ход урока

1 этап. Организационный. (1 минута)

2 этап. Актуализация знаний (7 минут). «Вспоминаем то, что знаем»

Учитель: Добрый день, ребята!

Давайте вспомним, с историей какой страны вы начали знакомиться на прошлом уроке?

Ребята, для того, чтобы мы с вами были готовы изучить новую тему, нам нужно повторить то, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке.

- Где расположено Двуречье и почему она так называется? Покажите на карте и опишите это место словами. Что означает «море Восхода» и «море Запада»

- Какие 3 названия у Междуречья?Что общего в природных условиях Египта и Междуречья? Отличие Междуречья?

_ Что означают мифические сказания - «всемирный потоп», « рай», «прах земли», «вавилонская башня»?

Главное богатство - глина!

На доске зашифровано название этой страны - ЕМОПТОАЯИЕС (Месопотамия). Как еще называют эту страну?

Ответы учащихся.

Учитель: Это правда, а давайте проверим, насколько правдив текст, посвященный природным особенностям Междуречья. (На партах текст с ошибками. Учащиеся знакомятся с текстом, находят ошибки. Отвечают по рядам, по очереди, называя по ошибке, кто больше найдет ошибок)

Приложение 1

Текст с ошибками.

Почвы в Южном Двуречье не очень плодородны. Также как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой стране. Однако, разливы рек походили не так бурно, насыпи по берегам не строили, каналы для орошения полей и садов не рыли, жители их орошали вручную. Государства возникли здесь намного позже, чем в Египте.

Города обычно стояли на берегу рек. Самыми крупными из них были Ур и Урук. В Двуречье было много гор и лесов, поэтому было много строительного материала. Дерево было дорого - деревянные двери имелись лишь в богатых домах. Кирпичи обжигали в печах и строили из них оборонительные сооружения.

А некоторым ученикам предстоит самостоятельно ответить на вопросы по изучаемой теме. (Дифференцированные индивидуальные задания на карточках).

Приложение 2 Индивидуальные карточки-задания

1. Определите благоприятные и неблагоприятные условия для развития земледелия (можно записать ответ в виде таблицы).

2. Прочтите «Миф о всемирном потопе». Какие сведения о жизни людей можно узнать из этого мифа. Как в нем отразилась природа страны. Что в мифе, по-вашему, правда, а что вымысел. (Учебник или книга для чтения по истории Древнего мира)

Бог Луны

Син

Богиня плодородия и любви

Иштар

Бог Воды

Эа

Бог Солнца

3. Установите соответствие:



3 этап. Постановка проблемы (5-7 минут).

Учитель: В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку - черный базальтовый столб, на котором были высечены 247 законов, автором которых являлся самый могущественный царь Хамураппи. Хаммурапи был царем Вавилонского царства, которым и управлял с помощью своего Кодекса законов. Как вы понимаете слово «закон»?

Учащиеся: (предположительные ответы учащихся: это то, что позволяет нам жить правильно, это порядок в обществе, если не соблюдать закон, ждет наказание и т.д.) Это правила поведения людей.

Учитель: Давайте же проверим, правильно мы рассуждаем или нет. На доске написано определение понятия «закон». Прочитайте его, сравните со своими предположениями. Давайте выделим самые главные слова в определении.

(Учащиеся должны выделить два главных слова, отражающих сущность закона - правила (нормы) и наказание (ответственность).

Обратимся к изображению на столбе. Мы можем видеть, как царь Хаммурапи стоит в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Здесь же была указана и цель этих законов: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове». Запомните цель законов.

А теперь я предлагаю вам представить, что вы жители Вавилонского царства и стали свидетелями суда над простым человеком. (Моделируется ситуация: судья обвиняет человека в том, что он сделал пролом в доме другого человека, и в соответствии с Кодексом Хаммурапи, приговаривает его к смертной казни).

Учитель: Ребята, что вас удивляет? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?

Учащиеся: Цель закона - оказать справедливость, а наказание несправедливое, слишком жестокое.

Учитель: Какой возникает вопрос?

Учащиеся: (предполагаемые ответы: почему цель законов - справедливость, а в жизни закон несправедлив; почему наказание слишком жестокое и т.д.) Справедливы ли законы вавилонского царя Хаммурапи? (Запись в тетрадь)

Учитель: Какая будет тема урока?

Учащиеся: Законы царя Хаммурапи.(Запись в тетрадь, чертится схема, которая заполнится на этапе рефлексии).

4 этап. Выдвижение гипотез и их проверка. (15-17 мину).

Учитель: Итак, на лицо два противоречивых факта. Какие у вас есть предположения?

Учащиеся:

-Законы защищали богатых жителей.

- Законы защищали интересы и простых людей.

- Законы ухудшали положение рабов.

- Законы были слишком жестокие.

Учитель: Как нам проверить эти гипотезы?

Учащиеся: Познакомиться с содержанием законов Хаммурапи.

(Организационный момент: школьники делятся на группы по 4-5 человек, вспоминают вместе с учителем правила работы в группах, получают образец задания, пакет документов - карточки с текстами статей, таблицы для фиксирования результатов анализа документа)

Учитель: Каждая группа, проанализировав свой пакет документов, должна подтвердить каждое положение в таблице ссылкам из статей «Кодекса Хамураппи» и ответить на вопросы.

(Работа с документом занимает основное время занятия, ее результаты школьники фиксируют в правой части таблицы в виде цитат из статей Кодекса).

Приложение 3

Пакет документов

1 группа. Статьи:7. Если человек купит из рук сына человека (полноправный житель) или из рук раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо чтобы то не было, этот человек - вор, его должно убить.

199. Если человек повредит глаз раба человека или сломает кость раба человека, то он должен отвесит половину его покупной цены.

205. Если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или рабыню мушкенума, то его должно убить.

118. Если человек отдаст в долговую кабалу раба или рабыню, то тамкар (торговый агент) может передать его или ее дальше, может отдать их за серебро; он и она не может быть требуем назад судебным порядком.

2 группа. Статьи:

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен.

Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.

Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.

Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи поделят между собой.

Если человек клятвенно обвинил человека в убийстве, но не доказал этого, то он должен быть убит.

Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит. Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.

3 группа. Статьи:

117. Если дог одолел человека, и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода.

119. Если долг одолел человека, и он продал за серебро свою рабыню, которая родила ему детей, то серебро, которое тамкар (торговый агент) ему отвесил, хозяин рабыни может отвесить ему и выкупить свою рабыню.

96. Если человек взял у тамкара зерно или серебро в долг и не имеет зерна или серебра, чтобы вернуть, а имеет только другое движимое имущество, то все, что он имеет в своих руках, он может отдать своему тамкару, если он это принесет при свидетелях, тамкар не может отказываться, он должен принять.

48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу, он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.

Приложение 4

1 группаПоложения

Законы Хаммурапи

1. Деление общества на свободных и несвободных.

2. Положение рабов.

- Если человек купит из рук сына человека или из рук раба человека..

- Если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей.

-Если человек повредит глаз раба или сломает кость раба…

- Если человек отдаст в долговую кабалу раба или рабыню…

2 группаПоложения

Законы Хаммурапи

1. Происхождение выражения «Око за око, зуб за зуб».



2. Жестокая система правосудия.

- Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.

- Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

- Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки.

- Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.

- Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

- Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен.

- Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.

3 группаПоложения

Законы Хаммурапи

1. Положение должников.



2. Юридическая защита должников.

-Если дог одолел человека, и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу…

-. Если человек взял у тамкара зерно или серебро в долг и не имеет зерна или серебра, чтобы вернуть, а имеет только другое движимое имущество, то все, что он имеет он может отдать своему тамкару

- три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода.

- Если человек имеет на себе процентный долг, половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу,

Лабораторная работа

1 группа: Чьи интересы защищали законы, оцените положение рабов.

2 группа: Дайте оценку системе правосудия в Древнем Вавилоне.
3 группа: Докажите, что законы защищали должников.
4 этап. Решение проблемы. (10 минут).

(Каждая группа делает вывод о справедливости законов царя Хаммурапи, обосновывая свою позицию с помощью выдержек из законов).

Предположительные выводы

1 группа - Законы Хаммурапи нельзя назвать справедливыми, так как они защищали в первую очередь интересы свободных людей и владельцев рабов, а рабы тоже люди, но к ним относились как к товару, вещи, скоту.

2 группа - Мы считаем, что законы вавилонского царя не совсем справедливы, так как за преступления, не очень тяжкие, жестоко наказывали: отрубали руки, выкалывали глаза и даже убивали. Конечно, за преступление человек должен нести наказание, но то, которое соответствовало бы его степени тяжести.

3 группа - В эпоху Хаммурапи люди могли попасть в долговое рабство. Если они вовремя не отдавали долг, то они или их родственники становились рабами. Но они могли снова стать свободными, отработав в качестве раба 3 года, и с ними нельзя было плохо обращаться. Поэтому законы Хаммурапи защищали простых людей от превращения их в рабов и от жестокого обращения.

Учитель: Ребята, что вы замечаете? Какое теперь противоречие налицо?

Учащиеся: Мы пришли к противоречивым выводам. С одной стороны законы были жестокими, а с другой защищали интересы людей.

Учитель: Ребята, представьте, что если бы не было законов. Что бы происходило в обществе, стране, государстве?

Учащиеся: В стране был бы беспорядок, совершались бы преступления, люди делали бы что хотели и не подчинялись властям.

Учитель: Так значит для чего нужны законы?

Учащиеся: Чтобы в стране был порядок, чтобы меньше совершалось преступлений, чтобы людям жилось лучше.

Учитель: Скажите, когда все это есть в государстве, оно становится более…?

Учащиеся: Сильным.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Учащиеся: Законы укрепляют государство. (Запись в тетрадь).

Учитель: Ребята, а вы бы хотели сегодня жить по таким законам?

Учащиеся: Конечно, нет. Так как сегодня эти законы кажутся очень жестокими и несправедливыми.

Учащиеся вместе с учителем формулируют вывод: с точки зрения того времени, законы Хаммурапи - вынужденная мера для регулирования отношений людей и укрепления государства. Кодекс отражает интересы различных слоев населения, в том числе и беднейших, защищая их от обращения в рабство. Сточки зрения современности, законы царя кажутся жестокими и несправедливыми.

5 этап. Рефлексия.(3 минуты).

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с самым могущественным царем Вавилонии и его законами, попытались определить, насколько эти законы были справедливыми. Чему же посвящены законы царя Хаммурапи?

(На доске заполняется схема «Законы Хаммурапи», записывается в тетрадь).

Законы Хаммурапи.

о рабах. о должниках. наказания за преступления.



Учитель: Ребята, кто считает, что понял сегодня на уроке новый материал и хорошо поработал на уроке - поднимите большой палей вверх. А те, кто считают, что не совсем разобрался в данной теме и свою деятельность на уроке оценивает как не очень продуктивную - опустите большой палей вниз.

С какими трудностями пришлось столкнуться во время лабораторной работы над документами? Что особенно вас впечатлило?

6 этап. Домашнее задание. (2 минуты).

В качестве домашнего задания предлагается учащимся на выбор несколько творческих заданий:

  1. Письмо рабовладельцу XXI века (В современном мире стали появляться новые рабовладельцы, которые по разным причинам превращают людей в рабов, напишите письмо рабовладельцу, как вы к нему относитесь).

  2. Ода против жестокости (представьте, что вы попали на совет вельмож, которые обсуждают наказания за разные проступки и преступления, у вас появилась возможность выступить против жестоких законов, напишите оду против жестокости).

  3. Совет берущим кредиты и деньги в долг (сегодня многие люди попадают в долговую зависимость не от землевладельцев, а от банков, взяв кредит, дайте им совет, как избежать такой зависимости).

© 2010-2022