Методическая разработка урока Эллинское воспитание История Древнего мира 5-а класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История Древнего мира

5-а класс

Тема урока: Эллинское воспитание

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.

Анализируя культурное наследие Древней Греции, научить делать выводы о значении Олимпийских игр, проводившихся с 776 г. до н.э.

Линия 3. Историческое мышление.

Из фактов истории Древней Греции научить выявлять цели и сред­ства древнегреческого воспитания.

Линии 4-5. Нравственное, культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Научить определять и объяснять свои оценки правилам древнегрече­ского воспитания.

Обязательный минимум содержания: значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.).

План урока:

  1. Проблема урока: зачем греки соревновались?

  2. Поиск решения проблемы:

  1. Древнегреческое воспитание.

Предполагаемый вывод по проблеме: все древнегреческое воспитание

было направлено на то, чтобы приблизиться к идеалу гражданина (в человеке все должно быть прекрасно: и душа и тело).

  1. Олимпийские игры.

Предполагаемый вывод по проблеме: соревнуясь, древние греки почи­тали богов, прославляли не только свое имя, но и свой полис, принося пользу не только себе, но и своему городу.

Ход урока:- Рассмотрите изображения древ­негреческих ваз. Какие сюжеты ис­пользовали древние греки?(Слайд1)

- Скажите, какие соревнования счи­таются самыми важными, главными в истории человечества? Почему вы так думаете?

Обратимся к нашим помощникам.

- Открываем учебник на с. 155. Чи­таем разговор Антошки с Источнико­ведом.

- Какое мнение высказал Антошка о том, зачем нужны Олимпийские игры

Фиксирует на доске:

Антошка:

На Олимпийских играх спортсмены демонстрировали свою силу, лов­кость, смелость.

- Какие факты привел Источниковед

Фиксирует на доске:

Источниковед:

Выставлять напоказ свою победу, удачу, славу считалось в Элладе опасным, так как это могло вызвать зависть богов, которые могли нака­зать человека. (Слайд 2)

- Сравните мнение Антошки и при­веденные факты. В чем противоречие, какой возникает вопрос?

(Фиксируем на доске проблему):

Зачем греки соревновались?

Какие у вас будут версии решения проблемы?

- Обучение, спортивные соревнова­ния.

- Могут сказать, что Олимпийские игры проводились еще в древности. На них люди демонстрировали свои достижения в спорте. В этих соревно­ваниях до сих пор участвуют спортс­мены со всего земного шара.

Читают вслух текст на (слова Антошки).

- Чтобы показать свою силу, сме­лость, ловкость, свободу.

Записывают в тетрадь.

Продолжают читать слова Источниковеда.

Записывают в тетрадь. По-разному формулируют вопрос.



Предлагают свои версии.

Актуализация знаний. Планирование деятельности

- Объясните значение слов: полис, демократия, аристократия. (Слайд3)

- Как вы думаете, почему спортив­ные игры, в которых эллины демон­стрировали свою силу, ловкость, сво­боду, назвали Олимпийскими?

- Назовите главных богов древних греков?(Слайд4)

- На прошлом уроке мы с вами выяс­нили, какие существовали правила и законы в Афинах и Спарте.

- Что было главной обязанностью граждан этих полисов?

- Какие качества требовались от граждан Афин, а какие от граждани­на Спарты?

Знаем: (Слайд5)

  1. Что такое полис, демос, аристо­кратия.

  2. Каким богам поклонялись.

  3. Идеалы древних греков: физиче­ское и интеллектуальное развитие.

- Чтобы проверить версии, что нам надо узнать?

(Фиксирует на доске)

Надо узнать:

  1. Как воспитывали в Элладе.

  2. Как проходили Олимпийские игры.

Работают со словарем.

Могут сказать, что это связано с бо­гами, которые обитали на горе Олимп.


- Защищать свой полис.

- В Афинах ценилось трудолюбие, умение правильно и красиво произ­носить длинные речи - ораторство.

- В Спарте ценились воинские каче­ства, выносливость, смелость жест­кость, умение четко и кратко выра­жать свои мысли.

- Надо узнать, каким было воспита­ние в Древней Греции.

- Как проходили Олимпийские иг­ры. В чем соревновались. Какие были правила соревнований.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

  1. Древнегреческое воспитание.

Прочитайте с. 151-152, первый пункт, выясните, как изменились мо­ральные ценности и идеалы греков в VII-VI веках до н.э. Перечислите це­ли и средства древнегреческого вос­питания. (Слайд6)


Физминутка.

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись - вверх поднимись.

А теперь чуть-чуть попрыгай:

И тихонечко садись.

- Из того,- что мы узнали, какой от­вет на основной вопрос урока мы мо­жем дать?

Обобщая ответы, приводит к выводу:

- Чтобы приблизиться к идеалам гражданина, греки воспитывали в се­бе качества - быть прекрасным ду­шой и телом, а значит, принести поль­зу себе и другим.

- Чтобы воспитать гражданина, надо было выработать умение действовать в торговом соперничестве, в судебных спорах, в выборной борьбе на народ­ном собрании, в вооруженной борьбе за свой полис.

  1. Олимпийские игры.

- Давайте представим, что в ваши руки попал древний документ. А вы, как настоящие исследователи должны изучить документ и составить програм­му Олимпийских игр, проходивших в Древней Греции. (Слайд7-13)

- Сделайте вывод, в чем сходство и в чем различия между современными и древнегреческими Олимпийскими играми?(Слайд14,15)

- Почему было важно добиться побе­ды в Олимпийских играх.

Учитель подводит учеников к выводу о том, что греки соревновались, чтобы убла­жить богов, прославить свой полис и себя как его гражданина.

Каким правилам древнегреческого воспитания вы бы следовали с удо­вольствием, а каким - нет? Объясните почему.

Индивидуально, самостоятельно работают с текстом учебника (с. 151).

- Идеал гражданина - быть пре­красным душой и телом.

- Цель - принести пользу себе к другим.

- Средства: обучение в школах, гим­насиях, палестрах.



Предлагают варианты ответов по учебной проблеме.



Самостоятельно работают с документом, выявляя сходство и различия

- Победа в Олимпийских играх считалась не столько личной заслугой, сколько знаком благосклонности ве­ликого Зевса.

Победитель навечно прославлял как свое имя, так и полис в котором жил.

Высказывают свое оценочное мне­ние.

Выражение решения проблемы. Применение знаний. Домашнее задание

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

- Сформулируйте тему урока.(Слайд16)

- Выскажите свое мнение, почему нам, жителям XXI века, очень важно, чтобы Олимпийские игры проходили именно в нашей стране?

- Прочитайте название следующего параграфа. Как вы думаете, о чем вы может говориться?

Д/з(Слайд 17)

Прочитайте § 25 и проверьте свои предположения, а также ответьте на вопросы перед ним. Творческое задание.

Напишите рассказ от имени побе­дителя Олимпийских игр. Опишите свои ощущения, настроение и как были встречены городом.

Примерный вывод по проблеме:

- Древние греки соревновались чтобы приблизиться к идеалу гражданина, в котором должно быть прекрасно: и тело и душа. Победителя навеки прославлял полис, таким разом он приносил пользу и себе ему.

Формулируют тему урока и запи­сывают в тетрадь.

Высказывают свое оценочное мне­ние.

Высказывают свое предположение.

Записывают д.з.







Методическая разработка урока Эллинское воспитание История Древнего мира 5-а класс

Олимпийские игры


В греческих мифах боги часто спорят, соперничают друг с другом, как, например,

Афина с Посейдоном за право покро­вительствовать городу. Люди и полисы тоже

проводили в честь богов праздники-соревнования. На играх в честь Афи­ны (богини

мудрости) состязались ораторы и поэты. На играх в честь покровителя искусств

Аполлона - музыканты. Одна­ко самыми почитаемыми были Олимпийские игры

в честь царя богов Зевса.

Начиная с 776 года до н.э. раз в четыре года из городка Олимпия во все греческие

полисы устремлялись гонцы, воз­вещавшие начало игр. Объявлялось перемирие на

всё лето, под страхом гнева богов запрещалось начинать войны. Тыся­чи людей

стекались в Олимпию, и здесь у священной рощи вырастал город: множество

палаток аристократов, почётных послов от каждого города, торговцев, простых людей.

В первый день Олимпийских игр зажигался священный огонь и каждый приносил

на алтарь Зевса свою жертву - от целого стада быков до горсти зерна. Во второй день

объявля­лись имена тех, кто пожелал участвовать в соревнованиях. Состязаться могли

только свободные мужчины-греки, полноправные гражда­не. На огромном стадионе

зрители расса­живались на каменных скамьях, и начи­нались состязания. Сначала

мчались по кругу колесницы, часто рискуя опроки­нуться и погубить возничих. Потом

вы­летали в бешеной скачке всадники.

Затем наступала очередь пятиборцев: атлеты сначала соревновались в беге, по­том

в метании диска, борьбе, кулачном бое и прыжках.

На третий день состязались юноши до шестнадцати лет. На четвёртый - бегуны на

разные дистанции. На пятый день приносились жертвы богам и устраивался пир в

честь побе­дителей. Каждого из них венчали лавровым венком, во все­услышанье

оглашали его имя и название его полиса, а потом выбивали имена на мраморной доске,

которая навечно оста­валась в Олимпии. Здесь же воздвигали статую победителя, и

лучшие поэты сочиняли ему хвалебную оду.

Победа на Олимпийских играх считалась не столько личной заслугой, сколько знаком

благосклонности великого Зевса. Поэтому по возвращении победитель Олимпиады

въезжал в родной город, стоя на колеснице в пурпурном царском пла­ще. Весь город

провожал его по главной улице к храму. Здесь победитель приносил

благодарственную жертву богу-покровителю города и оставлял свой олимпийский

венок. Горожа­не устраивали обед в честь героя Игр, устанавливали его ста­тую на

площади, освобождали от всех налогов.





© 2010-2022