- Преподавателю
- История
- Методическая разработка урока Эллинское воспитание История Древнего мира 5-а класс
Методическая разработка урока Эллинское воспитание История Древнего мира 5-а класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бабушок И.М. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
История Древнего мира
5-а класс
Тема урока: Эллинское воспитание
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.
Анализируя культурное наследие Древней Греции, научить делать выводы о значении Олимпийских игр, проводившихся с 776 г. до н.э.
Линия 3. Историческое мышление.
Из фактов истории Древней Греции научить выявлять цели и средства древнегреческого воспитания.
Линии 4-5. Нравственное, культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Научить определять и объяснять свои оценки правилам древнегреческого воспитания.
Обязательный минимум содержания: значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.).
План урока:
-
Проблема урока: зачем греки соревновались?
-
Поиск решения проблемы:
-
Древнегреческое воспитание.
Предполагаемый вывод по проблеме: все древнегреческое воспитание
было направлено на то, чтобы приблизиться к идеалу гражданина (в человеке все должно быть прекрасно: и душа и тело).
-
Олимпийские игры.
Предполагаемый вывод по проблеме: соревнуясь, древние греки почитали богов, прославляли не только свое имя, но и свой полис, принося пользу не только себе, но и своему городу.
Ход урока:- Рассмотрите изображения древнегреческих ваз. Какие сюжеты использовали древние греки?(Слайд1)
- Скажите, какие соревнования считаются самыми важными, главными в истории человечества? Почему вы так думаете?
Обратимся к нашим помощникам.
- Открываем учебник на с. 155. Читаем разговор Антошки с Источниковедом.
- Какое мнение высказал Антошка о том, зачем нужны Олимпийские игры
Фиксирует на доске:
Антошка:
На Олимпийских играх спортсмены демонстрировали свою силу, ловкость, смелость.
- Какие факты привел Источниковед
Фиксирует на доске:
Источниковед:
Выставлять напоказ свою победу, удачу, славу считалось в Элладе опасным, так как это могло вызвать зависть богов, которые могли наказать человека. (Слайд 2)
- Сравните мнение Антошки и приведенные факты. В чем противоречие, какой возникает вопрос?
(Фиксируем на доске проблему):
Зачем греки соревновались?
Какие у вас будут версии решения проблемы?
- Обучение, спортивные соревнования.
- Могут сказать, что Олимпийские игры проводились еще в древности. На них люди демонстрировали свои достижения в спорте. В этих соревнованиях до сих пор участвуют спортсмены со всего земного шара.
Читают вслух текст на (слова Антошки).
- Чтобы показать свою силу, смелость, ловкость, свободу.
Записывают в тетрадь.
Продолжают читать слова Источниковеда.
Записывают в тетрадь. По-разному формулируют вопрос.
Предлагают свои версии.
Актуализация знаний. Планирование деятельности
- Объясните значение слов: полис, демократия, аристократия. (Слайд3)
- Как вы думаете, почему спортивные игры, в которых эллины демонстрировали свою силу, ловкость, свободу, назвали Олимпийскими?
- Назовите главных богов древних греков?(Слайд4)
- На прошлом уроке мы с вами выяснили, какие существовали правила и законы в Афинах и Спарте.
- Что было главной обязанностью граждан этих полисов?
- Какие качества требовались от граждан Афин, а какие от гражданина Спарты?
Знаем: (Слайд5)
-
Что такое полис, демос, аристократия.
-
Каким богам поклонялись.
-
Идеалы древних греков: физическое и интеллектуальное развитие.
- Чтобы проверить версии, что нам надо узнать?
(Фиксирует на доске)
Надо узнать:
-
Как воспитывали в Элладе.
-
Как проходили Олимпийские игры.
Работают со словарем.
Могут сказать, что это связано с богами, которые обитали на горе Олимп.
- Защищать свой полис.
- В Афинах ценилось трудолюбие, умение правильно и красиво произносить длинные речи - ораторство.
- В Спарте ценились воинские качества, выносливость, смелость жесткость, умение четко и кратко выражать свои мысли.
- Надо узнать, каким было воспитание в Древней Греции.
- Как проходили Олимпийские игры. В чем соревновались. Какие были правила соревнований.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
-
Древнегреческое воспитание.
Прочитайте с. 151-152, первый пункт, выясните, как изменились моральные ценности и идеалы греков в VII-VI веках до н.э. Перечислите цели и средства древнегреческого воспитания. (Слайд6)
Физминутка.
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись - вверх поднимись.
А теперь чуть-чуть попрыгай:
И тихонечко садись.
- Из того,- что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
Обобщая ответы, приводит к выводу:
- Чтобы приблизиться к идеалам гражданина, греки воспитывали в себе качества - быть прекрасным душой и телом, а значит, принести пользу себе и другим.
- Чтобы воспитать гражданина, надо было выработать умение действовать в торговом соперничестве, в судебных спорах, в выборной борьбе на народном собрании, в вооруженной борьбе за свой полис.
-
Олимпийские игры.
- Давайте представим, что в ваши руки попал древний документ. А вы, как настоящие исследователи должны изучить документ и составить программу Олимпийских игр, проходивших в Древней Греции. (Слайд7-13)
- Сделайте вывод, в чем сходство и в чем различия между современными и древнегреческими Олимпийскими играми?(Слайд14,15)
- Почему было важно добиться победы в Олимпийских играх.
Учитель подводит учеников к выводу о том, что греки соревновались, чтобы ублажить богов, прославить свой полис и себя как его гражданина.
Каким правилам древнегреческого воспитания вы бы следовали с удовольствием, а каким - нет? Объясните почему.
Индивидуально, самостоятельно работают с текстом учебника (с. 151).
- Идеал гражданина - быть прекрасным душой и телом.
- Цель - принести пользу себе к другим.
- Средства: обучение в школах, гимнасиях, палестрах.
Предлагают варианты ответов по учебной проблеме.
Самостоятельно работают с документом, выявляя сходство и различия
- Победа в Олимпийских играх считалась не столько личной заслугой, сколько знаком благосклонности великого Зевса.
Победитель навечно прославлял как свое имя, так и полис в котором жил.
Высказывают свое оценочное мнение.
Выражение решения проблемы. Применение знаний. Домашнее задание
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
- Сформулируйте тему урока.(Слайд16)
- Выскажите свое мнение, почему нам, жителям XXI века, очень важно, чтобы Олимпийские игры проходили именно в нашей стране?
- Прочитайте название следующего параграфа. Как вы думаете, о чем вы может говориться?
Д/з(Слайд 17)
Прочитайте § 25 и проверьте свои предположения, а также ответьте на вопросы перед ним. Творческое задание.
Напишите рассказ от имени победителя Олимпийских игр. Опишите свои ощущения, настроение и как были встречены городом.
Примерный вывод по проблеме:
- Древние греки соревновались чтобы приблизиться к идеалу гражданина, в котором должно быть прекрасно: и тело и душа. Победителя навеки прославлял полис, таким разом он приносил пользу и себе ему.
Формулируют тему урока и записывают в тетрадь.
Высказывают свое оценочное мнение.
Высказывают свое предположение.
Записывают д.з.
Олимпийские игры
В греческих мифах боги часто спорят, соперничают друг с другом, как, например,
Афина с Посейдоном за право покровительствовать городу. Люди и полисы тоже
проводили в честь богов праздники-соревнования. На играх в честь Афины (богини
мудрости) состязались ораторы и поэты. На играх в честь покровителя искусств
Аполлона - музыканты. Однако самыми почитаемыми были Олимпийские игры
в честь царя богов Зевса.
Начиная с 776 года до н.э. раз в четыре года из городка Олимпия во все греческие
полисы устремлялись гонцы, возвещавшие начало игр. Объявлялось перемирие на
всё лето, под страхом гнева богов запрещалось начинать войны. Тысячи людей
стекались в Олимпию, и здесь у священной рощи вырастал город: множество
палаток аристократов, почётных послов от каждого города, торговцев, простых людей.
В первый день Олимпийских игр зажигался священный огонь и каждый приносил
на алтарь Зевса свою жертву - от целого стада быков до горсти зерна. Во второй день
объявлялись имена тех, кто пожелал участвовать в соревнованиях. Состязаться могли
только свободные мужчины-греки, полноправные граждане. На огромном стадионе
зрители рассаживались на каменных скамьях, и начинались состязания. Сначала
мчались по кругу колесницы, часто рискуя опрокинуться и погубить возничих. Потом
вылетали в бешеной скачке всадники.
Затем наступала очередь пятиборцев: атлеты сначала соревновались в беге, потом
в метании диска, борьбе, кулачном бое и прыжках.
На третий день состязались юноши до шестнадцати лет. На четвёртый - бегуны на
разные дистанции. На пятый день приносились жертвы богам и устраивался пир в
честь победителей. Каждого из них венчали лавровым венком, во всеуслышанье
оглашали его имя и название его полиса, а потом выбивали имена на мраморной доске,
которая навечно оставалась в Олимпии. Здесь же воздвигали статую победителя, и
лучшие поэты сочиняли ему хвалебную оду.
Победа на Олимпийских играх считалась не столько личной заслугой, сколько знаком
благосклонности великого Зевса. Поэтому по возвращении победитель Олимпиады
въезжал в родной город, стоя на колеснице в пурпурном царском плаще. Весь город
провожал его по главной улице к храму. Здесь победитель приносил
благодарственную жертву богу-покровителю города и оставлял свой олимпийский
венок. Горожане устраивали обед в честь героя Игр, устанавливали его статую на
площади, освобождали от всех налогов.