Рабочая программа по истории 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);

  • Проекта Историко-культурного стандарта (опубликован на сайте Минобрнауки 1 июля 2013 года для общественного обсуждения);

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Ново-Утчанской средней общеобразовательной школы.

  • Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина - А. О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учрежде­ний / [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.]. - М.: Просвещение, 2011. - 160 с.

Программа составлена для учащихся 5 класса МБОУ Ново-Утчанская СОШ.

Уроки истории, несомненно, являются ядром в школьном гуманитарном образовании учащихся. Сегодня, современный мир просто утопает в различной информации, предоставляя массу различных исторических фактов из самых разнообразных источников. Однако, не всегда даже взрослый человек способен определить достоверность этих источников, а что уж говорить о детях. Сейчас мы можем наблюдать, как западное общество пытается оперировать историческими фактами в своих целях, используя это против России и ставя под сомнения достоверность этих самых фактов или отвергая их вовсе. Известно, что история - наука, наиболее подверженная политизации. Дети, имея постоянный открытый доступ к информации, подвержены риску получить недостоверную историческую информацию и, тем самым, могут легко поддаться этому негативному влиянию, угрожающему изменить их политическое и патриотическое мировоззрение, отнять у них любовь к своей Родине - России. Поэтому, именно на плечи учителя истории и ложится ответственность преподнести учащимся реальную и достоверную информацию об истории разных стран, развивать у них чувство патриотизма. Знание национальной и мировой истории - современный показатель общей культуры человека. Особенностью по отношению к ФГОС ООО является то, что главная задача школь­ного исторического образования - формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентич­ности ценностно ориентированной личности. Реализация этой задачи лежит в основе концепции современных образовательных программ по истории.

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, спо­собного к самоидентификации и определению своих ценност­ных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно й творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной са­моидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому госу­дарству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерант­ности и мира между людьми и народами, в духе демократиче­ских ценностей современного общества;

  • развитие у учащихся способности анализировать содер­жащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловлен­ности;

  • формирование у школьников умений применять истори­ческие знания для осмысления сущности современных обще­ственных явлений, в общении с другими людьми в современ­ном поликультурном, полиэтничном и многоконфессйональ- ном обществе.

Цель изучения курса «История Древнего мира»:

  • освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а так­же их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления форми­рования качеств личности и в совокупности определяет ре­зультат общего образования.

Общие задачи изучения предмета «История Древнего мира» следующие:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориенти­ров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персона­лиях Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключе­вых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному на­следию, религии различных народов с использованием педа­гогического и культурного потенциала греко-римской мифо­логии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, само­реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути со­временных общественных явлений, в общении с другими людь­ми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уваже­нии других людей, народов и культур.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Историческое образование - мировоззренческий инстру­мент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к ми­ровым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Изучение курса всеобщей истории в 5 классе основыва­ется на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на со­циализацию учащихся, которая осуществляется в процессе ре­ализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традици­онного процесса обучения в деятельностный, личностно зна­чимый для учащегося.

Посредством программы реализуются три основные функции истории:

  • познавательная, развивающая функция, обеспечиваю­щая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

  • практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политическо­го курса, предостерегает от субъективизма;

  • мировоззренческая функция, обеспечивающая форми­рование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообра­зие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духов­ного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.

Структура и содержание программы соответствуют образо­вательному стандарту и принципам развития системы россий­ского образования. Программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование си­стематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трёх основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движе­ния. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия - че­ловек, личность в истории.

Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов для курса 5 класса рассматри­вается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации.

Содержание программы построено на основе проблемно­хронологического принципа, что позволяет уделить необходи­мое внимание и наиболее важным сквозным проблемам раз­вития человеческого общества, и особенностям развития от­дельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включа­ет изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, одна­ко основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцен­тируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.

Цивилизационный подход также реализуется в курсе всеобщей истории для 5 класса основной школы. В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождённые географической сре­дой обитания, историческими особенностями.

Содержание программы ориентирует на реализацию в кур­се всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различ­ных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содер­жание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС так­же являются:

  • деятельностный подход, ориентированный на форми­рование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

  • компетентностный подход, рассматривающий приори­тетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, над- предметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

  • дифференцированный подход при отборе и конструиро­вании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

  • личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как эле­ментов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода - мотивация и стимулирование осмысленного учения;

  • проблемный подход, предполагающий усвоение про­граммных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное за­дание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный под­ход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах:

  • принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимо­связи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

  • принцип объективности, основанный на фактах в их ис­тинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, мно­гогранно;

  • принцип социального подхода предполагает рассмотре­ние исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

  • принцип альтернативности, предполагающий гипоте­тическое, вероятностное осуществление того или иного собы­тия, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позво­ляет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, со­держание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотива­ции, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).

Соблюдение и сочетание всех принципов познания исто­рии обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Школьный курс по всеобщей истории предоставляет под­ростку возможность узнать и понять условия зарождения со­временной цивилизации, особенности её поступательного раз­вития и ценности.

В программе прослеживается изменение картины мира че­ловека, вокруг которой формировались все ценности культу­ры, вся структура представлений о мироздании, дано пред­ставление об особенностях и тенденциях развития современ­ной мировой цивилизации.

В процессе познания всеобщей истории школьники зна­комятся с универсальными ценностями современного мира. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историче­ское время и в разных странах, учащиеся смогут при соответ­ствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры ге­роизма и самоотверженности во имя общества. В этом заклю­чается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия лю­дей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества - всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приори­тета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание программы по всеобщей истории ориентирова­но на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обе­спечивается логически выстроенной системой понятий, рас­крывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явле­ний, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текста­ми будут способствовать формированию и развитию историче­ского мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспе­чит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готов­ность к новому, дисциплинированность, ответственность, ком­муникативность, социальная активность.

Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие инди­видуальности.

Для этого учителю необходимо помочь учащимся:

  • научиться пользоваться информацией;

  • научиться общаться;

  • научиться создавать завершённый продукт деятельности.

В связи с этим технологии обучения основаны на деятельностном подходе: технология развития критического мышления через чтение и письмо, проектирование, проблемное обучение. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе, в частности:

  • Лабораторная работа - самостоятельная работа с текстом параграфа после объяснения материала и выполнение задания в рабочей тетради;

  • Работа в группах - самостоятельная подготовка на уроке и устный ответ в группе по одному из предложенных вопросов без объяснения учителя, коллективное оценивание работы каждого участника группы;

  • Самостоятельная работа - самостоятельное изучение темы без объяснения учителя и выполнение предложенных заданий с возможностью консультации у учителя;

  • Работа с документами - изучение новой темы под руководством учителя с опорой на предложенные исторические документы;

  • Беседа - изучение новой темы, целиком опирающееся на ранее изученный материал, коллективная работа класса;

  • Практическая работа - изучение новой темы под руководством учителя с одновременным выполнением практических заданий всем классом для закрепления материала.

На уроках применяются следующие формы обучения: индивидуальная; парная; групповая; коллективная; фронтальная. Преобладает парная и групповая формы. Применяются следующие типы уроков: урок открытия нового знания, урок рефлексии, комбинированный урок, урок-беседа, урок - лекция, урок - игра, урок - исследование, урок - практикум.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хоро­шо представлять себе их образовательные возможности, и в то же время отчётливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориенти­рованное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении рели­гий, культур, обеспечит ус­ловия для идентификации учащихся с современным обществом и обеспечивает тесную связь курса с такими предметами как обществознание, мировая художественная культура, а также предметами духовно-нравственного содержания: основами религиозных культур и светской этики и основами духовно нравственной культуры народов России.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах.

Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.

Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.

Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. Базисный учебный план (БУП) для образовательных уч­реждений Российской Федерации в целом выделяет 196 ч на изучение всеобщей истории в 5-9 классах основной школы; для обязательного изучения учебного предмета «История Древнего мира» в 5 классе - 68 ч (из расчёта два учебных часа в неделю).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений, способность к определению своей по­зиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение объяснять явления и процессы социальной действи­тельности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив.

  2. Способности анализировать реальные социальные ситуа­ции, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ро­лей, свойственных подросткам.

  3. Умение выполнять познавательные и практические зада­ния, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

  1. использование элементов причинно-следственного ана­лиза;

  2. исследование несложных реальных связей и зависимо­стей;

  3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопостав­ления, оценки объектов;

  4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  6. подкрепление изученных положений конкретными примерами;

  7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и право­вых норм, экологических требований;

  8. определение собственного отношения к явлениям со­временной жизни, формулирование своей точки зрения.

3. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника,

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения,

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • под руководством учителя использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • под руководством учителя создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историче­ском пути человечества как необходимой основы для миро­понимания и познания современного общества, истории соб­ственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат историче­ского знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историче­ское пространство, действия и поступки личностей во време­ни и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскры­вая её социальную принадлежность и познавательную цен­ность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет опре­делить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по всеоб­щей истории в единстве её содержательных (объектных) и де­ятельностных (субъектных) компонентов.

Предполагается, что в результате изучения истории в ос­новной школе учащиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей исто­рии;

  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последова­тельность и длительность исторических событий.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических со­бытий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

  1. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориен­тироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

  • осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изо­бразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

  1. Описание (реконструкция):

  • последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ре­сурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, па­мятников.

  1. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие яв­ления;

  • различать причину и следствие исторических событий, явлений;

  • выделять характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях историче­ских событий.

  1. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) своё отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСТОРИИ ЗА 5 КЛАСС

Всеобщая история

История Древнего мира

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.












Учебно-тематический план. История. 5 класс


Название раздела

Всего часов

Из них контрольных работ

По федеральному базисному плану

Что изучает история

2


Не менее 10 часов за 5 лет

Жизнь первобытных людей

6

1

Не менее 45 часов

Древний Египет

8

1

Древний Восток

12

1

Древняя Греция

21

1

Древний Рим

19

1

Итого

68

5

68






Календарно-тематическое планирование. История. 5 класс


урока


Дата


Разделы, тема урока


Количество часов


Формы контроля

1.

Раздел I. Что изучает история (2 ч).

Введение в историю

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

2.

Счёт лет в истории

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

3.

Раздел 1I. Жизнь первобытных людей (6 часов)

Древнейшие люди

1


Беседа.

4.

Родовые общины охотников и собирателей

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

5.

Возникновение искусства и религиозных верований

1

Беседа.

6.

Возникновение земледелия и скотоводства

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

7.

Появление неравенства и знати

1

Работа с картами атласа и к/к.

8.


Жизнь первобытных людей (к.р.№1)

1

Контрольная работа №1

9.

Раздел III.Древний Египет (8 ч)

Государство на берегах Нила

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

11.

Жизнь египетского вельможи

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

12.

Военные походы фараонов

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

13.

Религия древних египтян.

1

Работа с картами. Фронтальный индивидуальный опрос

14.

Искусство Древнего Египта

1

Работа с картами. Беседа

15.

Письменность и знания древних египтян

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

16.

Древний Египет (к. р. № 2)

1

Контрольная работа№2

17.

Раздел IV. Древний Восток (12 часов)

Древнее Двуречье

1

Практическая работа

18.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

19.

Финикийские мореплаватели


1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

20.

Библейские сказания

1

Сообщения

21.

Древнееврейское царство

1

Практическая работа

22.

Ассирийская держава

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

23.

Персидская держава «царя царей»


1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

24.

Природа и люди Древней Индии


1

Сообщения

25.

Индийские касты


1

Сообщения

26.

Чему учил китайский мудрец Конфуций


1

Практическая работа

27.

Первый властелин единого Китая



1

Тестирование.

28.

Древний Восток (к. р. № 3)

1

Контрольная работа№3

29.

Раздел V. Древняя Греция (21 ч)

Греки и критяне.

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

30.

Микены и Троя


1

Сообщения

31.

Поэма Гомера «Илиада»


1

Практическая работа №10

32.

Поэма Гомера «Одиссея»


1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

33.

Религия древних греков


1

Тестирование.

34.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу


1

Ответы на вопросы

35.

Зарождение демократии в Афинах


1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

36.

Древняя Спарта


1

Ответы на вопросы

37.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

38.

Олимпийские игры в древности



1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

39.

Победа греков над персами в Марафонской битве


1

Беседа

40.

Нашествие персидских войск на Элладу


1

Тестирование

41.

В гаванях афинского порта Пирей


1

Фронтальный индивидуальный опрос

42.

В городе богини Афины



1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

43.

В афинских школах и гимнасиях


1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

44.

В театре Диониса



1

Беседа

45.

Афинская демократия при Перикле


1

Тестирование

46.

Города Эллады подчиняются Македонии


1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

47.

Поход Александра Македонского на Восток


1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

48.

В Александрии Египетской.


1

Тестирование

49.

Древняя Греция (контрольная работа № 4)


1

Контрольная работа №4

50.

Раздел VI. Древний Рим.

(19 часов)

Древнейший Рим


1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

51.

Завоевание Римом Италии


1

Беседа

52.

Устройство Римской республик


1

Тестирование

53.

Вторая война Рима с Карфагеном


1

Фронтальный индивидуальный опрос

54.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье


1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

55.

Рабство в Древнем Риме


1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

56.

Земельный закон братьев Гракхов


1

Беседа

57.

Восстание Спартака


1

Тестирование

58.

Единовластие Цезаря


1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

59.

Установление империи в Риме


1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

60.

Соседи Римской империи


1

Тестирование

61.

В Риме при императоре Нероне


1

Фронтальный индивидуальный опрос

62.

Первые христиане и их учение


1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

63.

Расцвет империи во II веке

1

Фронтальный и индивидуальный опрос.

64.

«Вечный город» и его жители

1

Ответы на вопросы

65.

Римская империя при Константине

1

Фронтальный индивидуальный опрос

66.

Взятие Рима варварами

1

Тестирование

67.

Древний мир (итоговая контрольная работа)

1

Контрольная работа №5

68.

Семь чудес света


1

Фронтальный индивидуальный опрос


1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа обеспечивает достижение следующих планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Железнодорожной ООШ.

История Древнего мира

Выпускник научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять,в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХ НИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Печатные пособияпрограмма

учебник

методические и дидактические пособия

контроль

Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина - А. О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учрежде­ний / [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.]. - М.: Просвещение, 2011. - 160 с.

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2012.

--- Арасланов О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс - М: ВАКО, 2010.

--- Годер Г.И. История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.

--- Годер Г.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2х частях: М., «Просвещение», 2012.

карты

  1. --- Первобытнообщинный строй, древнейшие государства.

  2. - Первобытнообщинный строй и древнейшие государства на территории нашей страны

  3. - Рост территорий государств в древности

  4. - Римская империя в IV - V вв. Падение Западной Римской империи

атлас

---Атлас истории древнего мира. - М., 1978/89.

картины, таблицы, схемы, аппликации, альбомы

  1. Комплект карточек с иллюстрациями и заданиями к ним по истории Древнего мира.

  2. Коровин Ф.П. Аппликации по истории Древнего мира/ Учебно-наглядное пособие для 5 класса. - М.: Просвещение, 1982.

  3. Трещеткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008. - 80 с.


Алебастрова А.А. Проверочные материалы по всеобщей истории. 5 класс: история Древнего мира / А.А. Алебастрова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Экранно-звуковые пособия


Учебные фильмы и мультипликация

(из сети интернет)


  1. Древний Египет (45 мин)

  2. Древний Вавилон (45 мин)

  3. Древняя Греция (45 мин)

Технические средства обучения

Для решения педагогических задач современному учителю необходимы также технические средства обучения, позволя­ющие формировать способности к самостоятельной познава­тельной деятельности школьников и организовать продуктив­ную образовательную среду на уроке. Современному учителю на уроках по всеобщей истории сложно обойтись без следую­щих технических средств обучения:

  • компьютера;

  • мультимедиапроектора;

  • принтера;

  • медиатеки CD и презентаций в Power Point.

Наряду с перечисленными основными техническими сред­ствами также неоценимо актуальны и решают целый комплекс задач, стоящих перед современным учителем истории:

  • интерактивная доска;

  • Интернет.

Полифункциональность мультимедийных средств позволя­ет их системно использовать в планировании и организации современного урока истории, решать задачу формирования базовых компетентностей у учащихся в процессе быстрой об­работки учебной информации и обмена этой информацией на уроке. Мультимедийные средства обучения - эффектив­ный инструмент организации коммуникативного (диалогового общения) взаимодействия, интеракции. Мультимедиасредства успешно интегрировали в себя функциональные свойства основных традиционных технических средств образования, используемых прежде в школе. В особом ряду технических средств стоит обозначить интерактивную доску, превращаю­щую урок в путешествие в виртуальные миры.

Однако, к сожалению, обеспеченность школы ТСО оставляет желать лучшего. На данный момент на все образовательное учреждение в пользовании преподавателей находится 1 моноблок, 2 ноутбука, 2 принтера (один из них встроенный), 1 интерактивная доска, 2 проектора. Wi-Fi имеется, однако скорость интернета недостаточна для решения даже минимальных задач образовательного процесса.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Интернет -ресурсы

  1. Презентации по истории Древнего мира на образова­тельном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:

rusedu.ru/subcat 32.html

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.

  1. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

school-collection.edu.ru/

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.

  1. Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различ­ным темам:

  • История Древнего Египта:

http: //maat.org.ru/about/lectures.shtml kemet.ru

  • Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:

http: //earth -history.com/

  • Мировая художественная культура. Древний мир: от пер­вобытности до Рима:

wwwmhk.spb.ru/

  • Античная мифология:

mythology.sgu.ru/mytholoRy/ant/index.htm

  • Античное христианство: verigi.ru/?book=13 verigi.ru/?book=94 verigi.ru/?book=71

  • Дополнительная литература

  • Античная мифология. Энциклопедия/ сост. А. Лактионов/ интернет-ресурсы

  • Буддизм. Энциклопедия/ сост. А. Лактионов/ интернет-ресурсы

  • Индийская мифология. Энциклопедия/ сост. Кирилл Королев/ интернет-ресурсы

  • Китайская мифология. Энциклопедия/ сост. Кирилл Королев/ интернет-ресурсы

  • Рыжов К. Все монархи мира: Греция, Рим, Византия: Энциклопедия.- М.: Вече, 1999.

  • Скандинавская мифология. Энциклопедия/ сост. Кирилл Королев/ интернет-ресурсы

  • Энциклопедия: Кельтская мифология/ CELTIC MYTHOLOGY Публикуется с разрешения издательства Geddes & Crosset/ Перевод с английского С. Головой и А. Голова. - М.: Эксмо, 2002.

  • Японская мифология. Энциклопедия/ сост. Н. Ильина/ интернет-ресурсы
















Учебно-практическое оборудование

1

Классная доска

1

2

Стол учительский

1

3

Стул учительский

1

4

Ученические парты

3

5Стенды

3

+

100%



3

6

Карнизы оконные

2

7

Шторы оконные

2
























































Приложение


КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контрольная работа № 1. «Жизнь первобытных людей»

1. Определи занятие по содержанию текста:

1) Все свое время и силы они тратят на поиски пищи. Питаются фруктами, ягодами, корнями, клубнями, которые откапывают острыми палками. С удовольствием едят и ящериц, и лягушек, и гусениц, и личинки жуков. _________________________ (1 б)

2) Быстро нагнувшись и схватив камень, он бросил его в воду с большой силой, потом, подойдя к тому месту, куда был брошен камень, он, стоя на одной ноге, поднял убитую камнем рыбу. ____________________(1б)

2. 1) Заполните «линию времени». 2010 г.

Рабочая программа по истории 5 классРабочая программа по истории 5 класс

До нашей эры Наша эра

Рабочая программа по истории 5 классПервое упоминание в летописи о Москве относится к 1147-му году. Отметьте на «линии времени» этот год. Подсчитайте, сколько лет исполнилось Москве в 2010-м году. Вычисления делайте письменно. (2 б)___________________________________________

____________________________________________________________________________

2) Заполните «линию времени». 2010 г.

Рабочая программа по истории 5 классРабочая программа по истории 5 классРабочая программа по истории 5 класс

До нашей эры Наша эра

Отметьте на «линии времени» год основания города Рима - 753 г. до н. э. Подсчитайте, в каком году жители Рима смогут отметить трехтысячелетие своего города. Вычисления делайте письменно. (2 б)____________________________________________

________________________________________________________________

2. Впишите недостающие слова.

Древнейшие люди жили на земле более _________________________ лет назад. Главным отличием древнейших людей от животных было умение __________________ ___________________ _________________. Древнейшими орудиями труда были ______________, _________-__________ и_____________. У древнейших людей было два главных способа добывания пищи ___________________ и ___________________________.

Приблизительно __________________ лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его ________________ _____________________. Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения ______________________________.

Земледелие и скотоводство возникли более ________________ лет назад. Первым домашним животным была _____________.

Новое ремесло - обработка металлов - появилось в Западной ____________ около _____________ лет назад. Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда, была ________. (15 б)

3. Решите кроссворд «Первобытные охот­ники и собиратели».(9б)Рабочая программа по истории 5 класс

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по вер­тикали, выделенных рамкой, прочтете название пещеры, где впервые были найдены рисунки первобытных людей.

По горизонтали: 1. Материк, где, по предположениям уче­ных, жили древнейшие люди. 2. Оружие первобытных охот­ников, которым можно поразить цель на большом расстоя­нии. 3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди. 4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. 5. Сверхъестественное существо, в которое ве­рили первобытные люди; обитает в каждом человеке. 6. Са­мое крупное из животных, на которых охотились первобыт­ные люди. 7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники. 8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам. 9. Занятие первобытных людей, позво­лявшее добывать в основном растительную пищу.

Общий балл - 30.








ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ (контрольная работа № 2)

1. Первые государства образовались в долинах рек:

а) 5 тысяч лет назад; б) 6 тысяч лет назад; в) 3 тысячи лет назад; г) 2 тысячи лет назад.

2. Завоевательные походы фараона Тутмоса Третьего были с вершены около:

а) 5500 года до н.э.; б) 2600 года до н.э.; в) 1500 года до н.э.; г) 1100 года до н.э.

3. Египет расположен:

а) вдоль побережья Красного моря;

б) на берегах полноводной реки Нил от первого до четвертого порога;

в) в дельте реки Нил между вторым и седьмым рукавами;

г) на берегах реки Нил от первого порога до Средиземного моря.

4. Ближайшими помощниками фараона в управлении государств были:

а) жрецы; б) вельможи; в) писцы; г) воины.

5. Приспособление, при помощи которого в Египте поливали огороды, на которые не доходила вода во время разливов: а) насыпь; б) рельеф; в) канал; г) шадуф.

6. Служителями бога в египетском храме были:

а) жрецы; б) писцы; в) фараоны; г) вожди.

7. На обеденном столе у египтянина-земледельца можно было увидеть:

а) ячменные лепешки; д) грецкие орехи;

б) горячий чай; е) пироги с финиками;

в) вяленую рыбу; ж) виноград.

г) печеный картофель;

8. Отметьте профессии древнеегипетских ремесленников:

а) ювелир; г) кораблестроитель;

б) сапожник; д) столяр;

в) ткач; е) сталевар.

9. Древние египтяне почитали священных животных. Это были:

а) бык; в) кенгуру; д) кошка;

б) медведь; г) верблюд; е) крокодил.

10. Во времена правления фараона Тутмоса III египетское войско имело на вооружении:

а) кольчуги;

б) боевые колесницы;

в) лук и стрелы;

г) стенобитные снаряды (тараны);

д) длинные копья и кинжалы;

е) шарообразные булавы;

ж) короткие копья - дротики.

11. Жители Египта использовали для письма:

а) пальмовые листья; б) глиняные таблички; в) папирус; г) бамбуковые дощечки.

12. Древнеегипетская школа готовила:

а) земледельцев; б) писцов; в) жрецов; г) вельмож.

13. Дайте определение понятиям: фараон, вельможа, шадуф, папирус, иероглиф.

Рекомендации к оцениванию: задания 1-12 - по 1 б за каждое верное соотношение. Задание 13 - до 2 б за каждое верное определение, 1 б за незначительные ошибки.

Максимальное количество баллов - 30.


























Контрольная работа № 3 «Древний Восток»

  1. Дайте определение понятиям: фараон, жрец, храм, касты.

  2. Перечислите, какие в Древней Индии существовали 4 касты.

  3. Укажите, какая пара рек не подходит к другим парам рек:

1) Тигр и Евфрат 2) Янцзы и Хуанхэ 3) Нил и Иордан 4) Инд и Ганг

4. Объясните, почему вы так считаете.

5. В каких странах правили эти цари: Хаммурапи, Тутмос, Соломон, Ашшурбанапал, Кир и Дарий, Ашока, Цинь Шихуан?

6.Установите соответствие:

1) Египет Б А) алфавит

2) Междуречье В Б) иероглифы

3) Финикия А В) клинопись

7. Какое оружие и боевое снаряжение применяли в войнах на Древнем Востоке?

  1. Установите соответствие:

1) Египет В А) глиняные таблички

2) Двуречье А Б) бамбуковые дощечки

3) Индия Г В) папирус

4) Китай Б Г) пальмовые листья

9. Как называется первая часть Библии? В чем главное отличие религии евреев от религий других древних народов?

10. В каких древних странах было сделано каждое из этих изобретений: алфавит, цифры, монета, бумага, шахматы, компас?

11.Соотнесите правильно имена мудрецов и страны:

1) Конфуций Б А) Индия

2) Соломон В Б) Китай

3) Будда А В) Израильское царство

12. Какие знаменитые сооружения вы можете назвать в Египте, Двуречье, Палестине?

Рекомендации к оцениванию: каждый правильный ответ в заданиях 3, 5-8, 10-11 оценивается в 1 балл, в заданиях 1-2, 12 - до 2 баллов, задания 4,7,9 - до 3 баллов. Максимальное количество баллов - 55 б.


Контрольная работа № 4 «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»

1. Не строили крепостных стен и великолепных храмов, запре­щали ездить за границу и обедать дома в: а) Афинах; б) Спарте; в) Трое; г) Коринфе.

2. Один из самых знаменитых поэтов Древней Греции Гомер со­здал произведения: а) «Илиада»; б) «Антигона»; в) «Персы»; г) «Одиссея».

3. «Я называюсь Никто, мне такое название дали Мать и отец, и товарищи так все меня величают». Эти слова произнес: а) Телемак; б) Ахиллес; в) Одиссей; г) Алкиной.

4. Впервые в истории греки стали обозначать буквами:

а) согласные звуки;

б) короткие односложные слова;

в) гласные звуки;

г) гласные и согласные звуки.

5. По законам архонта Дракона:

а) запрещалось долговое рабство;

б) назначалась смертная казнь за тяжкое и мел­кое преступление;

в) государственные дела решались Советом ста­рейшин;

г) выкупались рабы-греки, находящиеся за гра­ницей;

д) одинаково наказывались убийство человека и кража вещи;

е) разрешалось продавать хлеб за границу;

ж) судей выбирали из числа незнатных жите­лей полиса.

6. Для системы государственного управления Афинами при Солоне характерно:

а) тайное голосование с помощью черных и бе­лых камешков;

б) командование войском двух царей;

в) выбор судей из числа граждан независимо от знатности и богатства;

г) осуществление высшей власти в полисе стра­тегом;

д) вхождение в состав Народного собрания всех свободных мужчин-афинян;

е) обсуждение важнейших вопросов Советом ста­рейшин;

ж) избрание архонтом только знатного и бога­того жителя Афин.

7. Афиняне называли управление в своем полисе:

а) диктатурой; б) демократией; в) тиранией; г) республикой

8. Орхестра - это:

а) место, где размещали оркестр театра;

б) круглая площадка для выступлений актеров и хора;

в) вид веселого представления, где действующи­ми лицами были современники зрителей;

г) постройка, к стене которой прикреплялись декорации.

9. По-гречески «комедия» означает: а) «песнь козлов»; б) «божественная песня»; в) «веселое шествие»; г) «песня неба».

10. Фронтоны Парфенона заполняли статуи, изображавшие:

а) спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой;

б) вручение золотого яблока Афродите;

в) рождение дочери Зевса богини Афины;

г) борьбу Крона и Зевса за власть над миром.

11. Соотнесите имена выдающихся людей, живших во времена Перикла, с их деятельностью:

а) Анаксагор 3 1) автор трагедии «Антигона»;

б) Аристофан 4 2) создатель статуи «Дискобол»;

в) Софокл 1 3) ученый, изучавший явления природы и считавший, что

г) Фидий 5 Солнце и Луна - это не боги, а раскаленные камни;

4) автор комедии «Птицы»;

5) создатель статуи Афины в Парфеноне;

6) ученый, считавший, что даже самая высокая цель не

может оправдать дурных деяний.

12. Человек, умеющий произносить речи и убеждать слушателей:

а) стратег; б) оратор; в) академик; г) поэт.

13. Местом проведения конных состязаний на Олимпийских играх был:

а) Акрополь; б) Эрехтейон в) ипподром; г) стадион.

14. Установите последовательность событий, происходивших в ходе греко-персидских войн:

а) поражение персов в Марафонской битве; 1

б) победа греческого флота в Саламинском сра­жении; 4

в) окончательное поражение персидской армии в битве при Платеях; 5

г) вторжение персов в Элладу под предводитель­ством Ксеркса; 2

д) подвиг 300 спартанцев в Фермопильском ущелье. 3

15. Слова Диогена: «Отступи чуть в сторону и не заслоняй мне солнца» - были обращены к: а) Фемистоклу; б) Мильтиаду; в) Демосфену; г) Александру Македонскому.

16. В результате завоевательных походов Александра Македонс­кого произошло:

а) уничтожение Персидского царства;

б) разделение Греции на Северную, Среднюю и Южную;

в) образование огромной державы;

г) объединение греческих полисов в единое го­сударство.

17. Раскройте смысл понятий: пифос, амфора, палестра, педагог.

18. Напишите небольшой рассказ о жизни одного из исторических деятелей на ваш выбор. Например, Александра Македонского (Перикл, Солон, Аристотель и т.д.). Примерный план рассказа:

1) Где и когда жил?

2) Чем прославился?

3) Какими качествами обладал?

4) Какого значение его деятельности?

Рекомендации к оцениванию: Задания 1-16 оцениваются по 1 б. за каждый верный ответ (соотношение). Задание 17 - до 2 б за каждое определение. Задание 18 - до 4 б. Максимальное количество баллов - 40.









ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ДРЕВНИЙ МИР»

1. Первые государства в истории человечества возникли в доли­нах рек:

а) Нила; б) Луаны и Сены; в) Инда и Ганга; г) Волги и Оки; -д) Янцзы и Хуанхэ; е) Тигра и Евфрата; . ж) Тибра и По

2.Родиной демократии является:

а) Римская республика; б) Греция; в) Египет; г) Вавилония; д) Персия.

3. Всесильным владыкой Египта был: а) фараон; б) император; в) стратег; г) архонт

4. В 1-м веке до н.э. в Риме устанавливается империя, что озна­чает: а) правление аристократии; б) власть сенаторов; в) единоличное правление; г) власть консулов.

5. Соотнесите имена выдающихся полководцев древности и бит­вы, в которых они участвовали:

а) Ганнибал; 8

б) Тутмос Третий; 4

в) Мильтиад; 2

г) Кир Великий; 5

д) Филипп Македонский. 1

1) битва при Херонее;

2) Марафонское сражение;

3) бои в Фермопильском ущелье;

4) битва при Мегиддо;

5) завоевание Вавилона;

6) битва при Гавгамелах;

7) покорение Заальпийской Галлии;

8) битва при Каннах.

6. Укажите имя человека, никогда не занимавшего должность стратега:

а) Мильтиад; б) Бренн; в) Фемистокл; г) Перикл.

7. Римскими императорами, прославившими свое имя и как вы­дающиеся полководцы, были: а) Цезарь; б) Нерон; в) Юстиниан; г) Октавиан Август; д) Траян; е) Марк Аврелий; ж) Гонорий.

8. «Если человек украл осла, овцу или раба, он - вор и должен быть казнен», - записано в законах: а) Ману; б) Хаммурапи; в) 12 таблиц; г) Юстиниана.

9. Укажите архитектурные сооружения, принадлежащие Египту, Риму, Константинополю:

1) Рим; б,д,е

2) Египет; в,г,ж

3) Константинополь, а

а) храм Святой Софии;

б) куполообразный Пантеон;

в) гробница фараона Тутанхамона;

г) Большой сфинкс;

д) Колизей;

е) колонна Траяна;

ж)пирамида Хеопса.

10. До сегодняшнего дня мы пользуемся изобретениями первобыт­ных людей:

а) цифрами; б) глиняной посудой; в) охотничьим луком со стрелами;

г) шахматами; д) компасом; е) лодкой и плотом; ж) ткацким станком.

11. Особенностью древнеегипетского письма не является.

а) рисунчатый облик египетских знаков; б) передача гласных и согласных звуков отдель­ными буквами; в) передача рисунками значений отдельных слов;

г) существование знаков - определителей по­нятий.

12. Отметьте зрелище, нелюбимое древними греками:

а) театральные представления; б) гонки колесниц на ипподроме;

в) гладиаторские бои; г) посещение гимнасиев.

13. Соотнесите имена выдающихся поэтов, писателей и их произведения:

а) Вергилий; 2

б) Аристофан; 5

в) Гомер; 6

г) Цезарь. 1



1) «Записки о Галльской войне»;

2) «Энеида»;

3) «Антигона»;

4) «История»;

5) «Птицы»;

6) «Илиада»;

7) «О природе вещей»;

8) «Рамаяна».

14 Великий римский историк, живший во времена Августа, опи­савший правление царей, установление республики, Пуничес­кие войны в «Римской истории от основания города»: а) Тацит; б) Сенека; в) Лукреций Кар; г) Тит Ливии; д) Геродот; е) Аристотель; ж) Плутарх.

15, Первобытные люди верили в то, что: а) существует сверхъестественная связь между животным и его изображением, созданным художником;

б) стихийные явления природы (гром, дождь) за­висят от воли духов соседнего стада;

в) урожай дикорастущих плодов и ягод не зависит от количества выпавших осадков;

д) в каждом человеке обитает сверхъестествен­ное существо - душа.

16. Первобытные художники изображали на стенах пещер ране­ных животных, так как считали, что они помогают: а) привлечь зверей в пещеру; б) добиться успеха на охоте; в) умилостивить силы природы; г) защититься от хищников.

17. По представлениям древних египтян, «страна мертвых»:

а) не существует; б) похожа на земной мир; в) _________

18. Философ Конфуций учил, что высшей добродетелью являет­ся: а) личная свобода человека; б) стремление к богатству; в) покаяние и милосердие; г) уважение к старшим

19.Соотнесите мифы и сказания Двуречья и сказания библей­ские:

а) сказание о первых людях;

б) миф о сотворении мира;

в) сказания о Гильгамеше;

г) миф о вавилонском стол­потворении;

д) миф об Утнапишти;

е) миф о Ноевом ковчеге.


1) Двуречье; в,д

2) библейские сказания а,б,г,е

20. Вера в одного бога появилась у: а) египтян; б) римлян; в) евреев; г) греков.

21. В 3-м веке до н.э. царь Ашока заявил о своей преданности учению:

а) Рамы; б) Конфуция; в) Будды; г) Яхве; д) Иисуса Христа.

22.'Финикийские купцы привозили в разные страны мира: а) строительный лес; б) пшеницу; в) шерсть; г) мраморные статуи; д) оливковое масло; е) пурпурные ткани; ж) слоновую кость.

21.Во 2-1-м веках до н.э. самым большим по территории было:

а) Римское государство; б) Персидское царство; в) Сирийское царство;

г) Македонское царство; д) Ассирийское государство.

24. Установите последовательность событий мировой истории:

4 а) взятие Египта персами;

6. б) битва при Херонее;

7. в) разграбление Рима вандалами;

1 г) строительство пирамиды фараона Хеопса;

2 д) образование государства в Южном Двуречье;

3 е) реформы архонта Солона в Афинах;

5 ж) начало правления Перикла в Афинах

25. Раскройте смысл понятий: демократия, республика, вандализм, диктатор.

26. Напишите небольшой рассказ о жизни одного из исторических деятелей на ваш выбор. Примерный план рассказа:

1) Где и когда жил? 2) Чем прославился? 3) Какими качествами обладал?

4) Какого значение его деятельности?

Рекомендации к оцениванию: Задания 1-24 - 1 балл за каждое верное соотношение; 25 - до 2 баллов за каждое определение; 26 - до 4 баллов. Максимальное количество баллов - 67.






































КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Оценка «5»

- Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- Для доказательства использованы различные умения, выводы, примеры;

- Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Оценка «4»

- Раскрыто основное содержание материала;

- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- Ответ самостоятельный;

- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и примеров.

Оценка «3»

- Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- Определения понятий недостаточно четкие;

- Не использованы в качестве доказательств выводы и обобщения из наблюдений и примеров или допущены ошибки при их изложении;

- Ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Оценка «2»

- Основное содержание учебного материала не раскрыто;

- Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- Допущены грубые ошибки в определении понятий


Критерии оценивания тестов

Если к работе нет никаких рекомендаций по оцениванию, то за выполнение работы (правильные ответы) до 40% - ставится отметка «2»; 40-60% - отметка «3»; 60-80% - отметка «4»; 80-100% - отметка «5».


© 2010-2022