Тренировочная работа №2 по подготовке к ОГЭ по ИСТОРИИ

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренировочная работа №2

по подготовке к ОГЭ

по ИСТОРИИ

(Русь в IX - начале XII в., становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество,

Россия вначале XX в.)



При выполнении заданий 1-22 запишите в поле ответа одну цифру,

которая соответствует номеру правильного ответа.



Часть 1

  1. В каком году состоялся съезд князей в Любече?

1) 945 г.

2) 988 г.

3) 1097 г.

4) 1113 г.

Ответ:



  1. Где в период политической раздробленности Руси сложилась республиканская форма правления, при которой высшим органом власти являлось вече?

1) в Москве

2) в Новгороде

3) во Владимире

4) в Рязани

Ответ:



  1. Что из перечисленного явилось одной из причин начала политической раздробленности русских земель?

1) нашествие хана Батыя на Русь

2) призвание варягов на Русь

3) отсутствие устойчивых экономических связей между городами и землями

4) активизация торгового пути «из варяг в греки»

Ответ:



  1. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите князя, о котором идёт речь.

«В летописи сказано, что князь, прибыв во владения боярина Стефана Кучки, казнил его за какую-то вину и, поражённый живописным видом одного из его сёл, лежащего на высотах у Москвы-реки, на том самом месте, где ныне находится Кремль, построил город Москву. Название церкви Спаса на Бору напоминает о дремучих лесах, которые покрывали оба берега Москвы-реки, и на месте которых раскинулась теперь громадная столица».

1) Иван Калита

2) Всеволод Большое Гнездо

3) Мстислав Великий

4) Юрий Долгорукий

Ответ:



  1. Роспуск II Государственной думы царём Николаем II, означавший конец Первой российской революции, произошел в

1) октябре 1905 г.

2) июне 1907 г.

3) мае 1912 г.

4) феврале 1917 г.

Ответ:



  1. Какая из перечисленных российских политических партий начала XX в. принадлежала к либеральному направлению?

1) анархисты

2) кадеты

3) эсеры

4) большевики

Ответ:



  1. Что из перечисленного является итогом Первой российской революции 1905-1907 гг.?

1) ликвидация помещичьего землевладения

2) создание Государственной думы

3) отречение Николая II от престола

4) провозглашение России республикой

Ответ:



  1. Прочтите отрывок из труда историка и укажите год, когда была начата реформа, о которой идёт речь.

«Главным содержанием реформы было разрушение крестьянской общины и предоставление крестьянам права самим решать свою дальнейшую судьбу. Для ликвидации малоземелья крестьян Столыпин предложил начать широкомасштабное переселение всех, кто нуждался в земле, в восточные районы страны, где были обширные незаселённые пространства. Для поддержки переселенцев предполагалось предоставлять им ссуды через Крестьянский банк и оказывать помощь в землеустройстве».

1) 1861 г.

2) 1874 г.

3) 1889 г.

4) 1906 г.

Ответ:



  1. Что из перечисленного относится к деятельности князя Владимира Мономаха?

1) принятие Русью христианства

2) введение уроков и погостов

3) разгром Хазарского каганата

4) съезд князей в Любече

Ответ:



  1. Фреска в Древней Руси - это

1) изображение, выполненное водяными красками по сырой штукатурке

2) картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков

3) техника изготовления ювелирных украшений

4) вид скульптуры, в котором изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева

Ответ:









20. Рассмотрите схему и выполните задание

Тренировочная работа №2 по подготовке к ОГЭ по ИСТОРИИ

Какой цифрой на схеме обозначен племенной центр ильменских словен?

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

Ответ:

22. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Тренировочная работа №2 по подготовке к ОГЭ по ИСТОРИИ

Укажите, к какому веку относится сооружение данного памятника древнерусского зодчества.

1) VIII в.

2) IX в.

3) X в.

4) XI в.

Ответ:

Задания 23-30 требуют ответа в виде цифры, последовательности цифр

или слова (словосочетания), которые следует записать в поле ответа в

тексте работы. Имена российских государей следует писать только

буквами (например: Николай Второй).

23. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) поход князя Олега на Царьград

2) начало составления Русской Правды

3) установление уроков и погостов

4) первое упоминание Москвы в летописи

Ответ:


24. Установите соответствие между политическими партиями и их программными требованиями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

А) эсеры

Б) октябристы

В) «Союз русского народа»

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

1) развитие и укрепление начал конституционной монархии

2) сохранение самодержавия

3) учреждение свободного народного правления

4) установление диктатуры пролетариата

Ответ:

25. Кто из перечисленных исторических деятелей принимал участие в осуществлении реформ в Российской империи в начале XX в.? Найдите в приведённом списке двух деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Н.А. Милютин

2) С.Ю. Витте

3) П.А. Столыпин

4) М.М. Сперанский

5) П.Д. Киселёв

Ответ:


26. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Земельные владения представителей разных сословий в Российской империи в конце XIX - начале ХХ в. (в десятинах)

Годы

Дворянство

Купечество

Крестьянство

1877 г.

73 076 789

9 789 883

5 787 570

1905 г.

52 103 861

12 687 754

12 671 069

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

А) Наибольшими темпами в данный период росли земельные владения

Б) В 1905 г. земельные владения крестьян были почти равны владениям

В) Земельные владения дворян к 1905 г.

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

1) сократились

2) купечества

3) крестьян

4) выросли

5) дворян

2 Ответ:

7. Запишите термин, о котором идёт речь.

Одно из выборных должностных лиц, избиравшихся в Новгородской республике XII-XV вв. на вече; руководитель городского ополчения, в функции которого также входило осуществление контроля над сбором налогов и разбирательство в спорах по торговым делам.

Ответ: ___________________________

28. Сравните черты государственного устройства Российской империи в XIX в. и в 1906-1916 гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

1) учреждение представительного органа с законодательными полномочиями

2) основная административно-территориальная единица - губерния

3) деятельность Государственного совета как высшего законосовещательного органа

4) высшие органы государственного управления основаны на принципе единоначалия

ЧЕРТЫ СХОДСТВА

...

ЧЕРТЫ РАЗЛИЧИЯ

...

Ответ:

29. Запишите название, пропущенное в схеме.

Ответ: ___________________________.

Тренировочная работа №2 по подготовке к ОГЭ по ИСТОРИИ

Ответ: ___________________________.

30. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют экономическое развитие Российской империи в период правления Николая II.

1) золотой стандарт; 2) иностранные инвестиции; 3) синдикат;

4) месячина; 5) многоукладность экономики.

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Ответ:

Часть 2

Для ответов на задания этой части (31-35) используйте отдельный

лист. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ

к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.



Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из сочинения историка

«Начался период раздробленности Древнерусского государства. Это был закономерный процесс, вызванный политическими и экономическими причинами. С одной стороны, отсутствие твёрдого порядка престолонаследия объясняло отчасти стремление некоторых князей, не растрачивая силы на борьбу за киевский престол, закрепить свою власть на определённой территории и передать её по наследству. С другой стороны, закрепившейся на своих вотчинах местной знати было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. Тенденции к разделению усилились после смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого.

Заинтересованность князей в укреплении своих уделов способствовала динамичному экономическому развитию русских земель. В каждом из княжеств-государств продолжала развиваться культура, складывались местные культурные традиции. Строились замечательные архитектурные сооружения; создавались летописные своды; расцветала литература, публицистика. Однако отсутствие политического и военного единства привело к ослаблению обороноспособности русских земель.

Тем не менее понятие Русской земли как единого целого не исчезло. Во всех княжествах и землях проживали люди, составлявшие единую древнерусскую народность, они говорили на одном языке, исповедовали православное христианство. В Киеве по-прежнему проживал митрополит, возглавлявший единую Русскую Церковь. Церковь выступала за единство Руси, осуждала усобицы, пыталась примирить князей. Несмотря на свою самостоятельность, княжества продолжали жить по законам Древнерусского государства, восходящим к Русской Правде».

31. Укажите время (с точностью до половины века), к которому относится начало процесса, описанного в тексте. Назовите предшественника князя,
о котором идёт речь в отрывке, на киевском престоле.

32. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о последствиях которой сказано в тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились последствием описанной ситуации.

33. Когда на фабрике Товарищества шёлковой мануфактуры в Москве произошла забастовка, а управляющий в ответ уволил 1200 забастовщиков, в дело вмешался московский обер-полицмейстер. Он пригрозил управляющему, что арестует его, если тот не выполнит требования рабочих. Московские промышленники послали заявление С.Ю. Витте с жалобой на московские полицейские власти. В Москву прибыл министр внутренних дел В.К. Плеве для выяснения обстановки. Было решено ликвидировать забастовку. Рабочим были розданы 6000 руб., а затем рабочие были отправлены в деревни.

1. Назовите, с точностью до десятилетия, период, к которому относятся описываемые события.

2. Назовите полицейского чиновника - инициатора политики в отношении рабочих, проведение которой привело к возникновению описываемой ситуации.

3. Какую цель преследовало проведение полицейскими властями политики, приведшей к возникновению описываемой ситуации?

34. Существуют точки зрения, что, несмотря на принадлежность к партиям социалистического направления, Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеры) имели много различий в программных установках и (или) методах борьбы. Приведите не менее двух положений, подтверждающих существование серьёзных различий в программных установках и методах борьбы этих партий.

35. Вам поручено составить развёрнутый ответ по теме «Причины раздробленности русских земель». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные явления (события) связанные с причинами начала раздробленности русских земель.

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, Вы можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.

Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.

Система оценивания работы

Часть1

За верное выполнение каждого из заданий части 1, кроме заданий 24 и 26, выставляется 1 балл. Задания 1-30 считаются выполненными верно, если верно указаны требуемые одно-два слова, цифра или последовательность цифр. Задания 24 и 26 оцениваются по следующему принципу: 2 балла - нет ошибок; 1 балл- допущена одна ошибка; 0 баллов- допущены две и более ошибок.

Задания

Ответ

1

3

2

2

3

3

4

4

5

2

6

2

7

2

8

4

9

4

10

1

20

1

22

4

23

1324

24

312

25

23

26

321

27

тысяцкий

28

2413

29

свод законов

30

4

Часть 2

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом.

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За задания 31 и 32 на анализ исторического источника и за задание 34 на сравнение исторических событий ставится от 0 до 2 баллов. За задания 33 на анализ исторической ситуации и 35 на составление плана ответа на данную тему может быть выставлено от 0 до3 баллов.

Из сочинения историка

«Начался период раздробленности Древнерусского государства. Это был закономерный процесс, вызванный политическими и экономическими причинами. С одной стороны, отсутствие твёрдого порядка престолонаследия объясняло отчасти стремление некоторых князей, не растрачивая силы на борьбу за киевский престол, закрепить свою власть на определённой территории и передать её по наследству. С другой стороны, закрепившейся на своих вотчинах местной знати было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. Тенденции к разделению усилились после смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого.

Заинтересованность князей в укреплении своих уделов способствовала динамичному экономическому развитию русских земель. В каждом из княжеств-государств продолжала развиваться культура, складывались местные культурные традиции. Строились замечательные архитектурные сооружения; создавались летописные своды; расцветала литература, публицистика. Однако отсутствие политического и военного единства привело к ослаблению обороноспособности русских земель.

Тем не менее понятие Русской земли как единого целого не исчезло. Во всех княжествах и землях проживали люди, составлявшие единую древнерусскую народность, они говорили на одном языке, исповедовали православное христианство. В Киеве по-прежнему проживал митрополит, возглавлявший единую Русскую Церковь. Церковь выступала за единство Руси, осуждала усобицы, пыталась примирить князей. Несмотря на свою самостоятельность, княжества продолжали жить по законам Древнерусского государства, восходящим к Русской Правде».

31. Укажите время (с точностью до половины века), к которому относится начало процесса, описанного в тексте. Назовите предшественника князя,
о котором идёт речь в отрывке, на киевском престоле.Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны быть указаны:

1) время (с точностью до половины века), к которому относится начало процесса - 30-е годы XII в.;

2) имя предшественника князя, о котором идёт речь в отрывке, на киевском престоле - Владимир Мономах.

Правильно указаны время и имя князя

2

Правильно указано только время. ИЛИ Правильно указан только имя князя

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

32. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о последствиях которой сказано в тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились последствием описанной ситуации.Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны быть указано предложение:

«Начался период раздробленности Древнерусского государства».

Могут быть указаны следующие факты:

1) ослабление обороноспособности русских земель;

2) формирование и развитие местных культурных традиций;

3) экономический подъём в русских землях

Правильно указаны предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и два факта

2

Правильно указаны предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и один факт

1

Правильно указано только предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл). ИЛИ Правильно указаны только факты (любое количество). ИЛИ Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

33. Когда на фабрике Товарищества шёлковой мануфактуры в Москве произошла забастовка, а управляющий в ответ уволил 1200 забастовщиков, в дело вмешался московский обер-полицмейстер. Он пригрозил управляющему, что арестует его, если тот не выполнит требования рабочих. Московские промышленники послали заявление С.Ю. Витте с жалобой на московские полицейские власти. В Москву прибыл министр внутренних дел В.К. Плеве для выяснения обстановки. Было решено ликвидировать забастовку. Рабочим были розданы 6000 руб., а затем рабочие были отправлены в деревни.

1. Назовите, с точностью до десятилетия, период, к которому относятся описываемые события.

2. Назовите полицейского чиновника - инициатора политики в отношении рабочих, проведение которой привело к возникновению описываемой ситуации.

3. Какую цель преследовало проведение полицейскими властями политики, приведшей к возникновению описываемой ситуации?Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. период, к которому относятся описываемые события (с точностью до десятилетия) - 10-е годы XX в.;

  2. полицейский чиновник - С. В. Зубатов;

  3. цель - взять под контроль рабочее движение и вырвать его из-под влияния революционных организаций.

Верно указаны три элемента ответа

3

Верно указаны два любые элемента ответа

2

Верно указан один любой элемент ответа

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

3

34. Существуют точки зрения, что, несмотря на принадлежность к партиям социалистического направления, Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеры) имели много различий в программных установках и (или) методах борьбы. Приведите не менее двух положений, подтверждающих существование серьёзных различий в программных установках и методах борьбы этих партий.Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть приведены следующие положения:

1) одним из методов борьбы эсеров был индивидуальный террор, социал-демократы его отвергали;

2) аграрная программа эсеров предполагала социализацию земли;

3) программа социал-демократов предусматривала установление диктатуры пролетариата (могут быть приведены другие положения).

Могут быть приведены другие положения

Верно приведены два положения

2

Верно приведено одно положение

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

35. Вам поручено составить развёрнутый ответ по теме «Причины раздробленности русских земель». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные явления (события) связанные с причинами начала раздробленности русских земель.

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов(разделов, направлений, проблем) темы.

Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

При анализе ответа учитывается:

- количество пунктов плана и пояснений к ним;

- корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их

соответствия заданной теме;

- корректность пояснений к пунктам плана(полнота

представленной информации и отсутствие фактических ошибок)

План по отдельному вопросу (разделу, направлению, проблеме) данной в задании темы оценивается по тем же критериям, что и план ответа по всей теме. Ориентиром для эксперта является название плана (вопрос, раздел, направление, проблема), указанное экзаменуемым. В случае если выпускник не озаглавил свой план (не указал вопрос, раздел, направление, проблему), то эксперт проверяет работу как план по теме, данной в задании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

  1. Понятие раздробленности русских земель

  2. Господство натурального хозяйства

  3. Рост городов - центров ремесла, торговли и культуры

а) разорение Киевской земли в результате набегов половцев;

б) упадок торгового пути «из варяг в греки»;

в) потеря Киевом статуса крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов;

г) обладание Киевским престолом - символический акт;

д) отказ более крупных и богатых городов подчиняться Киеву

  1. Борьба за власть между князьями

  2. Отсутствие твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола.

Существовавший принцип старшинства на практике стал осложняться и путаться уже во втором и третьем поколениях Ярославичей. Часто возникает вопрос: кто имеет преимущества старшинства - младший по возрасту брат или старший по годам княжеский сын? Из-за этого часто случаются княжеские раздоры. Многие князья стараются закрепить свою власть на определённой территории, а не тратить силы на борьбу за киевский престол.

  1. Последствия раздробленности русских земель

а) положительные;

б) отрицательные.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Пояснения могут быть приведены в форме подпунктов (п. 2), ненумерованного перечня позиций, комментариев в свободной форме

План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения. Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана

3

План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы(выбранного вопроса); в пояснении без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пункта плана.

ИЛИ

План содержит два пункта, к обоим даны пояснения. Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана.

ИЛИ

План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснениях к одному-двум пунктам плана наряду с верными позициями содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа; ИЛИ в пояснениях к одному-двум пунктам плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана

2

План содержит не менее трёх пунктов без пояснений, ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса) и не содержат фактических ошибок. ИЛИ План содержит два пункта, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы(выбранного вопроса); без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснении к пункту плана наряду с верными позициями содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа; ИЛИ в пояснении к пункту плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит два пункта, к одному-двум пунктам дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснений в целом отражают содержание темы(выбранного вопроса). В пояснениях к одному-двум пунктам плана наряду с верными позициями

содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ Пункты плана имеют общий характер и не отражают содержания темы(выбранного вопроса), но приведённые к двум(или более) пунктам пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы(выбранного вопроса)

1

План содержит два пункта без пояснений, ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. ИЛИ План содержит менее двух пунктов независимо от качества пояснений. ИЛИ Пункты плана не отражают содержания темы (выбранного вопроса). Приведённые к одному пункту пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы. ИЛИ В пунктах плана и пояснениях допущена(-ы) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно искажающая(-ие) содержание темы (выбранного вопроса) и свидетельствующая(-ие) о её непонимании выпускником. ИЛИ План отражает вопрос (раздел, направление, проблему), который не является составной частью темы, указанной в задании

Максимальный балл

3









© 2010-2022