План-конспект урока по истории Казахстана 7 класс на тему Наука и литература 9-12 веках

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История Казахстана 7 класс Дата проведения________

Тема: Наука и литература

Цель:

Образовательная: формирование знаний об ученых IX-XII веков, живших на территории Казахстана, знакомство с жизнедеятельностью и трудами данных ученых,

Развивающая: развитие умений выделять главное, классифицировать,

Воспитание патриотизма, уважение к труду ученых

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация

Ход урока:

1​. Оргмомент

2.​ Опрос домашнего задания

1-й уровень:

  1. Культ какого животного был распространен в Сырдарьинском регионе?

  2. Что такое тотем?

  3. Расскажите о поклонении огню.

  4. Какие религии были распространены в Жетысу?

  5. Когда на территорию Казахстана начал проникать ислам?

  6. В каком государстве Казахстана ислам был впервые провозглашен государственной религией?

  7. Расскажите о том, как хоронили умерших по мусульманскому обычаю.

2-й уровень:

  1. Расскажите о доисламских верованиях на территории Казахстана. С верованиями каких народов они сходны?

  2. Когда и как проник ислам на территорию Казахстана?

  3. Как происходило его распространение? Какие археологические памятники свидетельствуют о его распространении?

  4. Как повлияло распространение ислама на обряд похорон?

3-й уровень:

  1. Объясните, почему был распространен культ барана? Почему культ барана связывают с культом зороастрийского фавна?

  2. Как вы думаете, почему поклонялись также огню и Умай ана, культ которой связан с огнем?
    0 чем свидетельствует разнообразие религиозных культов на территории Жетысу?

  3. Почему именно ислам, проникнув на территорию Казахстана, начинает вытеснять другие религии и культы?

Тест

1.С чем связан культ барана?

A)с Умай ана

Б) с зороастрийским фавном

B)с жертвенным животным

Г) с изображениями крестов

2.Что такое тотем?

А) Жертвенное животное и оберег

Б) Священный очаг

В) Воплощение священного барана

Г) Культ Умай ана

3. С каким культом связывают поклонение священной Умай?

А) Культ барана

Б) Культ зороастрийского фавна

В) Культ петуха

Г) Культ огня

4. Какое течение христианства исповедовали жители Жетысу?

A) Несторианство

Б) Католичество

B) Православие

Г) Зороастризм

5. Какой арабский полководец захватил в 709 г. Бухару?

A) Насыр ибн Сейяр

Б) СатукБогра-хан

B) Кутейба ибн Муслим

Г) Муса Богра-хан

Найдите ошибки в тексте:

В Сырдарьинском регионе был широко распространен культ коня (барана). Он связан с зороастрийским фавном. Даже происхождение свое кимаки (огузы) связывали с почитанием барана как покровителя рода и племени.

Одной из традиций религиозных верований в средние века являлось поклонение луне (огню). Поклонение огню казахи и кыргызысвяывали со священнойХапи (Умай ана). Особенно сильны были традиции древних религиозных верований в Жетысу. Несмотря на распространение ислама, здесь по-прежнему сохранялись зороастризм, христианство несторианского толка, буддизм и др.

Распространение исламской религии началось в период китайских вторжений (арабских вторжений) в Среднюю Азию и Казахстан. Создав свое централизованное государство, арабы с 633 года начали предпринимать завоевательные походы против других народов, объявляя им «войну за истинную веру. В 751 году в битве у города Суяб (Атлах) тюргеши в союзе с арабами одержали победу над монгольскими (китайскими) войсками. В X-XI веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия - ислам. В начале X века основатель династии Караханидов (Тоглук-Тимур ) СатукБогра-хан принял ислам. А его сын Муса Богра-хан в 956 году (960 году) объявил ислам государственной религией. Вначале исламская религия в основном распространялась в городах.

3​ Изучение нового материала

План:

  1. Развитие науки.

  2. Аль-Фараби.

  3. Развитие языкознания.

  4. М.Кашгари.

  5. Ю.Баласагуни.

  6. Литература.

  7. А.Иугнеки.

Слово учителя:

Введение в новую тему. Заполните пропуски в предложениях, пользуясь знаниями, полученными на прошлом уроке:

Начиная с ____ века, в Южном Казахстане начинается развиваться ________ религия. Поэтому все произведения стали писаться на ________языке.

В городах Казахстана начинают появляться исламские учебные заведения - медресе, широкое развитие получили наука и образование. Начинает развиваться языкознание, потому что тюркские племена говорили на множестве диалектов. Развивается также и письменная литературу и все благодаря распространению арабского языка.

Первым из ученых Востока был Абу Насыр Аль-Фараби, писавший труды арабским языком.

Мозговой штурм:

Кто такой Аль-Фараби?

Какими науками он занимался?

Какие его труды вы знаете?

Аль-Фараби - ученый-энциклопедист, мыслитель, названный «Вторым учителем». Занимался такими науками, как философия, математика, физика, астрономия, ботаника, музыка. Написал свыше 160 трудов, в числе которых «Великая книга музыки», «Суждения о музыкальной науке» и др.

Сейчас мы будем узнавать о других ученых средневекового Казахстана и попутно заполнять таблицу (у доски и в тетрадях).

Ученые средневекового КазахстанаТаким образом, у тюркоязычных народов в 10-12 века появились значительные научные труды и литературные произведения, что явилось шагом вперед в развитии духовной культуры.

4​. Закрепление нового материала

1. Назовите знаменитых ученых Казахстана IX- XIII веков.

2. Кого называли "вторым учителем" после Аристотеля?

3. Чем прославился Юсуф Баласагуни?

4. Назовите выдающихся деятелей литературы.

5. Расскажите о Ходже Ахмеде Яссауи.

5​. Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание параграф 21 пересказ


© 2010-2022