Статья Формирование и развитие универсальных учебных действий

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование и развитие универсальных учебных действий с учётом специфики предмета «Иностранный язык»


Бастрикова Ольга Николаевна,

Учитель иностранного языка

первой квалификационной категории,

МБОУ СОШ №121 «Академическая»,

Г. Новосибирска

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций

«Учись учиться!» - наверняка, эти слова припомнит каждый, кто учился в школе. Красными буквами они были написаны на стендах почти в каждом учебном кабинете. Идея новомодных и популярных универсальных учебных действий, как выясняется, не нова. Термин «Универсальные учебные действия» есть не что иное, как конкретизация термина «умение учиться», то есть способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. С точки зрения психологии этот термин определяется (А. Г. Асмолов) как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного начального образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». (А. Г. Асмолов).

Понимание того, что в основе успешности, результативности и самостоятельности учения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение по отношению к узко предметным знаниям и умениям, признаётся сегодня всеми ведущими психологами и дидактами.

Формирование умения учиться, или способность к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) мотивы (игровые, познавательные, учебные мотивы);

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка и самооценка). Очевидно, что формирование универсальных учебных действий связано с формированием основных компонентов учебной деятельности младших школьников при овладении иноязычной речевой деятельностью.

Почему же учебные действия называются универсальными? Они называются так потому, что они носят надпредметный или метапредметный характер и лежат в основе регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательной мотивации, низкий уровень любознательности и активности учащихся, трудности планирования своей деятельности и проблемы школьной адаптации, хроническую неуспешность, эмоциональную усталость, рост девиантного поведения.

В рамках предмета «Иностранный язык» несформированность учебных действий находит своё выражение в неготовности многих пятиклассников к овладению иностранным языком в условиях перехода из начальной в основную школу. Вырисовывается основной круг языковых проблем учащихся:

- недостаточно (а, зачастую, и плохо) сформированы технические навыки чтения и письма;

- отсутствие умения осмысленно читать (с извлечением смысла) на иностранном языке;

- неумение самостоятельно (без вопросно-ответной работы) строить высказывания в монологической форме;

- неготовность принимать участие в диалоге и адекватно реагировать на реплики собеседника;

- нет настроя на общение и взаимодействие на иностранном языке в целом.

Проблема организации преемственности обучения затрагивает, несомненно, все звенья существующей образовательной системы. Следует заметить, что и старшеклассники испытывают те же самые трудности при переходе из среднего звена в старшую школу. Недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Причину тому нужно искать в начальном образовании. По мнению учителей-практиков, слабым местом языкового образования является неспособность начального иноязычного образования обеспечить достаточную готовность учащихся к успешному включению в иноязычную речевую деятельность более продвинутого уровня.

Очевидно, что вышеперечисленные трудности особенно ярко проявляются на переходных (кризисных) этапах в развитии школьника. Если перенести временные рамки переходных (кризисных) возрастов на структуру школьного образования, то они будут соотноситься следующим образом:

- кризис перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту (6-7 лет) приходится на первый год обучения;

- предподростковый кризис (10-11 лет) соответствует 4-5 классам;

- предъюношеский кризис (15-16 лет) соответствует 9-10 классам.

Таким образом, можно говорить о существовании двух типов возрастов - критического и стабильного, которые имеют свою специфику, свой результат. Эти особенности должны учитываться и в содержании образования, в методах и формах образовательного процесса, и в организации планомерного фомирования и развития метапредметных учебных действий. Основные проблемы обеспечения преемственности связаны именно с игнорированием задачи целенаправленного формирования различных видов универсальных учебных действий.

При выделении универсальных учебных действий, опираются на концепцию развития универсальных учебных действий, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н, Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов).

В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:

  1. I. личностный;

  2. II. регулятивный;

  3. III. познавательный;

  4. IV. коммуникативный.

Специфика предмета «иностранный язык», заключающаяся в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму, - обусловливает необходимость формирование коммуникативных компетентностей через последовательное развитие универсальных учебных действий.

Представим характеристику универсальным учебным действиям с учётом специфики предмета «Иностранный язык».

  1. I. Личностные действия сформируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию. На наш взгляд, данная сфера является ведущей в Программе формирования универсальных учебных действий. Личностные учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника («что такое хорошо и что такое плохо») и межличностных отношений.

Применительно к учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью выделяются следующие виды личностных действий.

Вид личностных действий

Сформированность данного вида личностныхУУД

1

действия личностного самоопределения

формирование Я-концепции (внутренняя позиция)

2

действия смыслообразования

установление связи между результатом учебной деятельности по овладению ИЯ и тем, ради чего она осуществляется («Какой смысл имеет для меня…?»,

« Для чего мне нужно этим заниматься на уроке ИЯ?», «Ради чего (зачем) я слушаю, читаю, говорю, пишу на ИЯ?»

3

действия нравственно-эстетической ориентации (личностный моральный выбор)

оценка того, что ученик слышит, читает на ИЯ, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание)

4

действия самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности

адекватное понимание причин успешности /неуспешности учебной деятельности

  1. II. Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности. Важнейшая задача начального образования - развитие способности учащегося к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки. Как известно, ведущей учебной деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности.

Вид регулятивных действий

Сформированность данного вида регулятивных УУД

1

действия целеполагания

постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить; понимание учеником того, что он будет делать в классе и дома и зачем он будет это делать

2

действия планирования

определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учётом конечного результата - способности использовать ИЯ как новое средство общения; умение действовать по предложенному плану/правилу/образцу и самостоятельно планировать свою учебную и иноязычно-речевую деятельность

3

действия прогнозирования

вероятностное прогнозирование при восприятии текстов при аудировании и чтении; предвосхищение результатов своей деятельности по овладению ИЯ и уровня своих умений

4

действия контроля

сравнение результатов своих пошаговых действий и деятельности в целом с заданным эталоном-образцом с целью выявления отклонений от образца - умение контролировать ситуацию, процесс и результат своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками; адекватное восприятие оценки учителя и сверстников

5

действия коррекции

умение вносить необходимые коррективы в свои речевые действия на основе их оценки - умение видеть ошибку и справит её как с помощью (первый год обучения), так и без помощи взрослого

6

действия оценки /самооценки

осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ, каков его уровень в освоении ИЯ, чем ещё предстоит овладеть и чему научиться, чтобы свободно использовать ИЯ

7

действия саморегуляции

умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели, для преодоления неудач, когда что-то не удаётся с первого раза при устном и письменном общении на ИЯ (продуктивные виды речевой деятельности), умение преодолевать импульсивность и непроизвольность

  1. III. Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают

- общеучебные действия;

- логические действия;

- действия по постановке и решению проблемы.

Вид познавательных действий

Сформированность данного вида познавательных УУД

1

действия общеучебные (включая знаково-символические действия см.g)

a) самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи

b) поиск и выделение необходимой информации (при аудировании и чтении на ИЯ)

c) самостоятельное осознанное построение устного и письменного речевого высказывания(суждения) на ИЯ

d) выбор языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения

e) рефлексия деятельности по овладению ИЯ, контроль и оценка процесса и результатов иноязычной речевой деятельности

f) смысловое чтение и слушание (осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи текста)

g) овладение моделированием

2

логические действия

- синтез, т. е. составление целого из частей;

- выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

- самостоятельное выведение правил построения иноязычной речи;

- установление причинно-следственных связей при аудировании и чтении текстов;

- доказательство своей точки зрения;

- выдвижение гипотез и их обоснование

3

действия по постановке и решению проблемы

- формулирование проблемы творческого и поискового характера;

- самостоятельное решение проблемы

  1. IV. Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнёров по общению или деятельности.

Вид коммуникативных действий

Сформированность данного вида коммуникативных УУД

1

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- учёт позиции партнёров по общению или деятельности;

- умение слушать и вступать в диалог;

- участие в коллективном обсуждении проблем;

- интеграция в группу сверстников и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

2

постановка вопросов

- умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнёром

3

разрешение конфликтов

- умение продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, т. е. договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой иноязычной деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов

4

управление поведением партнера по иноязычному общению

- взаимоконтроль, коррекция и оценка речевых действий партнёра по общению на ИЯ

5

полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- умение точно выражать свои мысли на ИЯ в соответствии с задачами и условиями общения;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Полагаем, что целесообразно привести примеры тех видов упражнений и заданий для учащихся, через выполнение которых, на наш взгляд, будут формироваться и развиваться вышеперечисленные блоки универсальных учебных действий. Практикующие учителя не должны оставлять без внимания процесс планомерного формирования и развития универсальных учебных действий. Примеров заданий - масса, но остановимся лишь на некоторых из них.

Основные виды универсальных учебных действий

Тип/характер задания, формирующего данное УУД

1

личностные

- на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить уровень успешности на данном учебном занятии;

- проведение физминуток на ИЯ (установка на здоровый образ жизни);

- задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы повёл себя ты на его месте?»

2

регулятивные

- составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по аудированию или чтению;

- составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;

- задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»;

- контрольные задания, в том числе тестового характера;

- технология «Европейского Языкового Портфеля» (З. Н. Никитенко)

3

познавательные

- формулировка познавательной задачи самими учащимися, например: «А какие сигналы в речи и на письме используют англичане, чтобы показать, что данная вещь кому-то принадлежит?» или «Какими способами можно поприветствовать друг друга в Англии?»

- организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением нового языка и поиска информации Интернет-ресурсов;

- подготовка устного и письменного речевого высказывания;

- формулирование проблемы (главной идеи) текста;

- извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста;

- преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов;

- составление таблиц, схем-моделей;

- замещение буквы звуком;

- выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;

- самостоятельное достраивание выражение/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетений, предложений);

- классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.;

- самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование)

4

коммуникативные

- организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы)

Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. И др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Просвещение, 2008.

  2. Никитенко З. Н.Специфика обучения английскому языку в начальной школе.//Английский язык.2009. №19.

  3. Алексеева Л. Л. И др. Планируемые результаты начального общего образования. Просвещение, 2010.

  4. Воронцов А. Б. и др. Проектные задачи в начальной школе. Просвещение, 2010.

  5. Никитенко З. Н. Языковой портфель в начальной школе //ИЯШ.2008.№5.

© 2010-2022