Методическая разработка Использование личностно-ориентированного подхода при обучении английского языка

Методическая разработка по английскому языку"Использование личностно-ориентированного подхода при обучении английского языка" направлена на проблематикеу личностно-ориентированного развития обучения.Личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса. Содержание личностно-ориентированного образования, его средства и методы структу-ри...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование личностно-ориентированного подхода при обучении английского языка.

Волкова Юлия Владимировна, МБОУ " СОШ №2»города Поворино

Иностранный язык - важное средство экономического, политического, научного и культурного общения между людьми. В настоящее время происходящие в нашей стране перемены затрагивают и сферу создания условий для успешной самореализации, обучающегося и педагога. Появилась необходимость по-новому взглянуть на процесс обучения вообще и на обучение иностранным языкам в частности. Меняется ситуация в обществе, в связи с этим меняется социальный заказ и в сфере образования.

Интенсивное внедрение психологии во все сферы нашей жизни особенно заметно в исконной области её применения - обучении и воспитании. Сегодня с уверенностью можно сказать, что фундаментом всей педагогики является профессионализм учителя плюс знания психологии. Важным считаю умения применять различные грани психологии в индивидуальной работе с учащимися, в том числе в вопросе контроля оценки детских работ на уроках английского языка.

Дифференциация знаний, их удвоение каждые десять, а то и пять лет приводят к необходимости включать в содержание образования большой практический и теоретический материал. Но в силу ограниченности времени обучения встаёт, например, проблема отбора знаний, необходимых и достаточных для подготовки современного специалиста. Это противоречие между увеличивающейся и массой знаний, фактов и границами учебно-воспитательного процесса порождает одну из важнейших проблем современной дидактики: проблему базового образования и его ядра - необходимо минимума знаний. Работа по отбору учебного материала и его обновлению - один из источников инновационных процессов в современном образовании. В свою очередь названные противоречия заставляют искать более экономные и эффективные методы обучения в сравнении с ныне существующими. И здесь также противоречие. Развитие общества требует творческой личности, а это предполагает творческое освоение имеющихся знаний. В тоже время точно известно. Что отвечающие этому процессу проблемное обучение требует большей затраты времени, чем объяснительно-иллюстративные методы, передающие знания в готовом виде. Такое противоречие также предполагает поиск новых подходов к его разрешению. В обновлении нуждаются все другие части учебно-воспитательного процесса, организационные формы, которые вошли в противоречие со структурами общественной жизни.

Как известно, на уроке усваивается определенный круг конкретных сведений, но, прежде всего, формируются эстетические воззрения учащихся, их художественные вкусы, развиваются и углубляются их способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Известный педагог Б. Неменский считает, что «основная цель обучения - радость». В процессе получения знаний ребенку нужна радость переживания, познания, творчества. Для ученика «конечная цель» - это оценка полученных знаний в совместной работе с учителем. В решении этих задач могут помочь не только специальные знания учителя в психологии и педагогики, но и современные исследования. Оценивая работу ученика, современный учитель не должен забывать о личности ребенка, об условиях создания и подготовки работы и других самых разнообразных факторах, вплоть до социальных условий жизни ученика, характера коллектива класса, где он учиться. Личностный опыт показывает, что личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог - обучающийся». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции обучающегося - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на занятии отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности обучающихся. Повышение эффективности обучения может опираться на положительные эмоции обучаемых, так как использование только положительных оценок, особенно в начальном звене, является важным психологическим фактором, подкрепляющим желание продвигаться вперед. Здесь, конечно, есть опасность «сплошной амнистии», то есть почва для неоправданного «повышение успеваемости» за счет искусственного завышения оценки, что может привести к не менее печальным результатам. Личная практика подсказывает, что в такой ситуации выход один: не занижая требований, обеспечить не только положительную, но и высокую оценку. При этом возникает «вечный» вопрос: «Как этого достичь?» Ясно одно, без личностно-ориентированного подхода не обойтись. Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъективного опыта каждого обучающегося, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Главная цель обучения при таком подходе заключается в создании благоприятных условий для развития личности. Однако опыт каждого человека сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности.

Педагогу при подготовке и проведении личностно-ориентированного занятия надо знать характеристику субъектного опыта обучающихся, это поможет ему выбрать рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Учитель должен знать не только фамилии своих учеников, но и помнить каждого в лицо, а главное, понимать их детскую психологию. Если же не все характеры поддаются расшифровке, необходимо совершенствовать методы фронтальной работы в классе, находя пути к личности ребенка. Учителю необходимо находить пути совершенствования фронтальных приёмов работы и органического сочетания их с личностно-ориентированным подходом к учащимся. Ученик направляется учителем, он вместе с тем, более самостоятельно, легче исправляет свои ошибки и, добивается успеха, не требует постоянного присутствия учителя за своей спиной. Всё это облегчает общение учителя и ученика и делает процесс обучения плодотворным. Дети в процессе обучения должны чувствовать себя спокойно и естественно, быть смелыми и непосредственными. По словам К. Д. Ушинского, классу нужно позволять свободно волноваться, даже - бурлить в тех пределах, которые для успеха учения. Мёртвая тишина на уроке не допустима. Ученики могут задавать вопросы, высказать свою точку зрения, обсуждать возникающие ситуации. Обычным способом общения должен стать непринужденный диалог с передачей инициативы детям.

Поэтому настоящее личностно-ориентированное обучение возможно при такой организации образовательного процесса, когда сначала выявляется субъективный опыт каждого ученика через изучение его способов учебной работы. Именно в этих способах и отражается личностная ориентация ученика на прорабатывание учебного материала, его субъективный выбор содержания, вида и форм предметного материала, выбор рациональных приемов выполнения учебных действий, которые приведут к наиболее прочному, легкому, продуктивному усвоению. Процесс усвоения имеет двойственное строение: результативную и процессуальную стороны (результативная сторона усвоения описывается через продукт, который фиксируется в виде приобретенных знаний, умений и навыков, процессуальная сторона усвоения выражается в самом подходе, личностном отношении ученика к общественно - историческому опыту, который приобретается). Таким образом, способы одних учеников больше ориентированы на результативную сторону усвоения, а способы других - на развитие. Тогда, на основе определенного способа познавательной деятельности ученика (результативного или процессуального) осуществляется контроль за способами учебной работы. Педагог, анализируя способы, создает необходимые условия для проектирования процесса учения, а не обучения как заданного.

Цель дидактического материала, применяемого на уроке английского языка при личностно-ориентированном подходе, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить детей необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга. Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием учеников.

Особое внимание заслуживают исследования и мысли психологов по вопросу самооценки. Самооценка связана с развитием наблюдательности, самокритичности, самовоспитания. В своей педагогической практике я постоянно стараюсь вводить элементы самооценки. Например, как элемент самооценки использую проектную деятельность, анализ собственных работ. Применяю и такую форму непосредственной самооценки, при которой ученики в конце урока сами намечают себе оценку. Сверяемость оценок помогает обеим сторонам в выработке критериев, приучает ученика быть внимательным к тем или иным сторонам своей работы. Самоконтроль, самооценка сближают учителя и ученика, ведут к улучшению конечного результата, к укреплению у учащегося веры в свои силы.

Педагогика, ориентированная на личности обучающегося, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений.

В данном контексте мы часто обращаемся к ролевым играм. Инсценировка - как один из видов ролевой игры, очень эффективна, повышает мотивацию к изучению иностранного языка и имеет образовательное значение. Данное занятие - нестандартное, ведь ролевая игра - это неподготовленная речь, что, несомненно, развивает речевой аспект общения и учитывает личный опыт обучающихся. Такая работа способствует совершенствованию навыков и умений устной речи, а главное - развитию воображения детей и их творческих способностей. Целью таких уроков являются:

1)ориентация на овладение учащимися аспектами языка - произношением, лексикой, грамматикой, интонационной окрашенностью речи;

2) закрепление грамматического материала: построение вопросительного и восклицательного предложения и их интонация;

3) обеспечение многократного повторения определенных структур, выражений и новых слов.

Развивающими задачами таких уроков являются:

  1. Развитие лингвистических способностей (имитация, догадка, способность к выявлению языковых закономерностей)

  2. Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, воображение)

  3. Развитием навыков самостоятельной работы и мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

Таким образом, стимулируется активная самостоятельная деятельность во время занятия. Занятие - ролевая игра нацелена на самостоятельный выбор и использованию наиболее приемлемых и значимых способов проработки учебного материала, так как обучающимся известны лишь роли с описанием модели поведения, которые они самостоятельно выбирают, а также установка на то, какую проблему в ходе занятия им необходимо решить.

Особенности личностного подхода просматриваются на занятии в четырех аспектах: в организации самого урока; в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нем; в иной позиции самого обучающегося как субъекта учебной деятельности; в ином характере взаимоотношений между педагогом и учеником в учебном процессе. В соответствии с этим нами было проведен сравнительный анализ урока с личностно-ориентированным подходом по сравнению с обычным уроком английского языка. На основе данного сопоставление четко прослеживается, что формирование коммуникативной компетенции обучающихся на занятии с использованием личностно-ориентированного подхода осуществляется лучше, чем на обычном занятии по английскому языку, так как задействованы все характеристики занятия, которые позволяют педагогу реализовать необходимые технологические показатели учебного процесса, что на обычном занятии по английскому языку реализуется не полностью.

Таким образом, уроки английского языка превращаются в такие занятия, где каждый ученик не только усваивает те или иные знания, но и познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития. Таким образом, обучающийся не только проявляет свои личностные качества, но и формирует себя как личность, одновременно изучая иностранный язык. Личностно-ориентированная образовательная концепция позволяет поставить в центр образовательной системы ученика, интересы его развития, личностные структуры сознания. На основании сказанного можно сделать вывод о том, что система образования, базируясь на личностно-ориентированной концепции, нацелена не на формирование личности обучаемого в "заданном русле" (как это считалось ранее), а на создание условий, в которых обучаемый развивает собственную универсальную сущность. Требуя творчества от ученика, учитель должен творить сам. Здесь ему может помочь определенная чуткость к новым веяниям, в том числе и новые знания в области психологии обучения. Вот почему учителю надо смелее и энергичнее брать на вооружение новые, не всегда, может быть, ещё достаточно апробированные, но интересные мысли и в области психологии и педагогики, не дожидаясь, пока к нему придут готовые рекомендации в виде новых книг. Таким образом, результатом личностно-ориентированного подхода должен быть гуманитарный, цивилизованный, всеми уважаемый гражданин XXI века.

Литература:

1. Под редакцией Е. Н. Степанова, М. А. Александровой «Классному руководителю о классном часе», технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа : М. «ТЦ Сфера», 2002.

2. Черникова Т. В., Сукачева Г. А. « Старшеклассник без стрессов и тревог», программы занятий методические рекомендации: М. «Глобуc»

3. Английский язык. Первое сентября. Стратегия освоения английского языка. № 17,2012 г., стр.5

4. Вопросы психологии. Научный журнал Академии педагогических наук. № 2, 4, 5.

5. Насонкина Л.В., Метод проектов как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении английского языка. Ярославский педагогический вестник. 2002 г.

















© 2010-2022