Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги» Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с учителем, со сверстниками, адекватно воспринимали и передавали информацию, отображали предметное содержание и условия деятельности в сообщениях. В данной статье приводятся два примера организации парной или групповой работы на уроках немецкого языка в 4 классе. Приложения к работе представляют собой готов... Реализуя новые федеральные государственные образовательные стандарты, учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собесе... Решению этих задач способствует организация групповой и парной работы на уроках иностранного языка. В данной статье приводятся два примера организации парной или групповой работы на уроках немецкого языка в 4 классе по учебнику И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги». Первый пример связан с темой «Времена года. / Описание погоды в разное время года». Работа проводится в двух группах (парах), например, A и B. Ученики каждой группы (пары) получают предложения с описанием времени года и иллюстрации к предложениям для противоположной группы (пары). Последовательность действий выглядит следующим образом:
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»Филиал МКОУ СОШ с. Биджан в с. Башмак

Ленинского района Еврейской автономной области











Приемы формирования

коммуникативных универсальных учебных действий

в рамках предмета «Немецкий язык»

на примере материала учебника для 4 класса

И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»













Учитель немецкого языка

Плетнева Валентина Алексеевна



Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с учителем, со сверстниками, адекватно воспринимали и передавали информацию, отображали предметное содержание и условия деятельности в сообщениях. В данной статье приводятся два примера организации парной или групповой работы на уроках немецкого языка в 4 классе. Приложения к работе представляют собой готовый материал для организации обучения коммуникативным навыкам.

Реализуя новые федеральные государственные образовательные стандарты, учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Решению этих задач способствует организация групповой и парной работы на уроках иностранного языка. В данной статье приводятся два примера организации парной или групповой работы на уроках немецкого языка в 4 классе по учебнику И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги».

Первый пример связан с темой «Времена года. / Описание погоды в разное время года». Работа проводится в двух группах (парах), например, A и B. Ученики каждой группы (пары) получают предложения с описанием времени года и иллюстрации к предложениям для противоположной группы (пары). Последовательность действий выглядит следующим образом:

Группа (пара) A

Группа (пара) B

  1. Ученик читает предложение

  1. Ученики совещаются, подбирают к предложению иллюстрацию и отдают картинку группе А.

  1. Ученики реагируют

  • Wir glauben …

  • Das finden wir …

Реакция положительная:

  • Ja, das stimmt

  • Das ist richtig

  • Natürlich.

Реакция отрицательная:

  • Das ist nicht richtig

  • Das ist falsch

  • Nein, das stimmt nicht.

  1. При отрицательной реакции ученики исправляют ошибку


  1. Ученик читает предложение

  1. Ученики совещаются, подбирают к предложению иллюстрацию и отдают картинку группе В.

  1. Ученики реагируют

  • Wir glauben …

  • Das finden wir …

Реакция положительная:

  • Ja, das stimmt

  • Das ist richtig

  • Natürlich.

Реакция отрицательная:

  • Das ist nicht richtig

  • Das ist falsch

  • Nein, das stimmt nicht.

  1. При отрицательной реакции ученики исправляют ошибку


  1. См. пункт 1.

Последнее предложение - поведение итогов, отгадка, какое же это время года (необходимо вписать после совещания в группе (паре) и сказать - Wir meinen… Ich meine …). Коммуникативная задача будет верно решена при следующих условиях - при правильном реагировании на действия партнера собран рассказ с иллюстрациями без ошибок, и отгадано время года. Возможные варианты продолжения этой работы по группам (парам): описание погоды по иллюстрациям, выстраивание цепочки предложений в форме «Домино». В приложении 1 представлен разрезной раздаточный материал для обучающихся - четыре таблицы с описанием времени года и иллюстрациями.

Второй прием основан на неравномерном распределении между партнерами по общению определенной информации, которой им надлежит обменяться на иностранном языке, что и является стимулом для общения. Этот прием в соответствующей методической литературе называется «прием преднамеренного создания различий в объеме информации у партнеров по иноязычному общению».

Ученикам, работающим в группах, предлагается задание заполнить таблицы недостающей в них информацией, общаясь группа с группой на иностранном языке (не показывая таблицы друг другу). В обеих таблицах, вместе взятых, содержится вся информация, необходимая для выполнения предложенного задания, но каждая из групп имеет в своей таблице лишь её часть, благодаря чему между ними и создаются различия в объеме информации. В приложении 2 представлены таблицы-опоры для групповой работы по теме «Животные», где слова, необходимые для выполнения задания, заменены картинками, символами, словами с пропущенными буквами. В качестве продолжения работы ученикам можно предложить задание - составить небольшие монологические высказывания о любимом животном. В приложении 3 аналогичное задание для парной работы.

В классах следующей ступени обучения, или в классах с высокой степенью обученности, при использовании данного приема ученики, общаясь на иностранном языке, заполняют полностью пустые ячейки в таблице.

Эти приемы можно использовать с другим содержательным наполнением, при этом ученики научатся адекватно употреблять коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Эти действия помогут ученику научиться достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию с учётом целей коммуникации как ориентир для построения высказывания.

Источники:


  1. Картинки Google. google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. М.: Просвещение, 2010. - 204 с.

  3. Развитие коммуникативных навыков на уроках немецкого языка. Г. А. Савченко, Н. Н. Ковтун. - Волгоград: издательство «Панорама», 2006. - 64 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Разрезной раздаточный материал для обучающихся - таблицы с описанием времени года и иллюстрациями.


Das Wetter ist schön.

Die Sonne scheint hell.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Es ist warm.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Der Himmel ist blau.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Alles ist grün.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Die Blätter an den Bäumen sind auch grün.


Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Die Schmetterlinge fliegen von einer Blume zur anderen.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Viele Blumen blühen auf der Wiese.

Sie sind rot, weiß, blau, gelb.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Viele Vögel fliegen und singen ihre Lieder.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Es ist S - - - - r.



Das Wetter ist schlecht.

Die Sonne scheint nicht.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Es ist nicht besonders warm.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Der Himmel ist grau.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Alles ist bunt.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Der Wind weht stark.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Die Blätter an den Bäumen sind bunt:

gelb, rot, grün, braun.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Die Blätter fallen auf die Erde

und tanzen im Wind.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»



Es regnet oft.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Es gibt viel Obst und viel Gemüse im Garten.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Die Vögel fliegen in warme Länder.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Es ist H- - - - t.




Das Wetter ist schön.

Alles ist weiß.

Überall liegt Schnee.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Die Sonne scheint nicht hell.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Es ist so kalt.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Der Wind weht kalt.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Es schneit.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Die Schneeflocken fallen auf die Erde.

Sie sind schön.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Es ist W - - - - r.



Das Wetter ist schön.

Die Sonne scheint hell.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Es ist nicht besonders kalt.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Der Himmel ist blau.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Der Wind weht nicht besonders stark.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Es taut.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Wir sehen die ersten Blumen.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Viele Vögel sind schon da.

Sie kommen aus dem Süden und singen ihre Lieder.

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Es ist F - - - - - - g.

Приложение 2

Таблица-опора для групповой работы (группа А)


  1. Wo lebt

Tier A?

Tier C?

Tier E?

Dieses Tier lebt im

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Das ist ein Waldtier.

Dieses Tier lebt

in den Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Das Tier lebt auf dem Baum.

Dieses Tier lebt im

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Das ist ein Waldtier

  1. Wie ist

Tier B?

Tier D?

Tier F?

Es ist grau und sehr böse.

Es ist

Es ist se - r s - - lau.

Es ist sehr lustig.

Im S- - - - r ist es

und

im W - - - - r

Es ist kl - - n.

Es ist im Winter weiß und im Sommer grau.

Es ist g - o -

und

  1. Was frisst

Tier A?

Tier C?

Tier E?

Es frisst

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

und Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» tiere.

Es ist frisst Mäuse, Hühner und Vögel.

Es frisst Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Es frisst Nüsse.

Es frisst Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

und Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Es frisst Beeren, Fische (рыбу).

  1. Was kann

Tier B

Tier D

Tier F

machen?

Es kann Tiere fangen (ловить).

Es kann T - - re und V - gel f - - - - n

Es kann klettern (карабкаться).

Es kann von Ba - m zu Ba - m

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Es kann schnell laufen.

Es kann im Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»


Таблица-опора для групповой работы (группа В)


  1. Wo lebt

Tier B?

Tier D?

Tier F?

Dieses Tier lebt im Wald.

Das ist ein

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»tier.

Dieses Tier lebt

in den Dschungeln.

Das Tier lebt auf dem Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Das Tier lebt im Wald.

Das ist ein

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»tier.

  1. Wie ist

Tier A?

Tier C?

Tier E?

Es ist

und sehr b - - e.

Es ist rot.

Es ist sehr schlau.

Es ist sehr Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Im Sommer ist es rot und im Winter grau. Es ist klein.

Es ist im W - - - - r

und

im S - - - - r

Es ist groß und braun.

  1. Was frisst

Tier B?

Tier D?

Tier F?

Es frisst Hasen und Haustiere.

Es frisst Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

undПриемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Es frisst Bananen.

Er frisst

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Es frisst Gras, Salat und Blätter.

Es frisst Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

  1. Was kann

Tier A

Tier C

Tier E

machen?

Es kann Tiere

f - - - - n

Es kann Tiere und Vögel fangen (ловить).

Es kann

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Es kann von Baum zu Baum springen.

Es kann schnell Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Es kann im Zirkus Rad fahren.

Приложение 3

Таблица-опора для парной работы (ученик А)

A.

B.

  1. Wo lebt

Tier A?

Dieses Tier lebt im

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Das Tier lebt auf dem Baum.

  1. Wie ist

Tier B?

Es ist grau und sehr böse.

Im S- - - - r ist es und

im W - - - - r . Es ist kl - - n.

  1. Was frisst

Tier A?

Es frisst Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

und Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» tiere.

Es frisst Nüsse.

  1. Was kann

Tier B machen?

Es kann Tiere fangen (ловить).

Es kann von Ba - m zu Ba - m Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

Таблица-опора для парной работы (ученик В)

A.

B.

  1. Wo lebt

Tier B?

Dieses Tier lebt im Wald.

Das Tier lebt auf dem Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

  1. Wie ist

Tier A?

Es ist und sehr b - - e.

Im Sommer ist es rot und im Winter grau. Es ist klein.

  1. Was frisst

Tier B?

Es frisst Hasen und Haustiere.

Er frisst Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык»

  1. Was kann

Tier A machen?

Es kann T--e f - - - - n.

Es kann von Baum zu Baum springen.


© 2010-2022