Статья по английскому языку на тему Формирование коммуникативных УУД средствами иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование коммуникативных УУД средствами иностранного языка

Перемены, которые произошли и происходят в современном обществе, требуют совершенствования и реформ в образовании, переосмысления целей, результатов и интересов. Сегодня, когда объём человеческих знаний удваивается каждые 3 - 4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Существует четыре вида УУД:

  1. Личностные - умение различать виды ответственности внутри своей учебной работы.

  2. Регулятивные - умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями.

  3. Познавательные - умение использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его.

  4. Коммуникативные - умение планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы.

Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю упражнение?», «Чему я научился на уроке и что мне еще следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно.

Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения иностранному языку:

  1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная.

  2. Развитие личности учащихся.

  3. Формирование универсальных учебных действий (УУД).

К коммуникативным УУД, формируемым средствами иностранного языка относятся:

В области инициативного сотрудничества:

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

В сфере планирования учебного сотрудничества:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Во взаимодействии:

  • формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

  • строить понятные для партнера высказывания;

  • строить монологическое высказывание;

  • вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

В управлении коммуникацией:

  • определять общую цель и пути ее достижения;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • оказывать сотрудничество и помощь;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;

  • разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Для развития коммуникативных УДД у учащихся на уроках иностранных языков используются игровые технологии, проектная и исследовательская деятельность, технология проблемного обучения. Наиболее распространенными становятся парная и групповая формы работы. Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, учащимся предлагаются такие задания:

  • упражнение на логическое заполнение пропусков;

  • составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;

  • поиск ошибок в письмах и текстах;

  • составление текстов из предложенного набора предложений;

  • выстраивание логических смысловых цепочек;

  • подготовка творческих мини-проектов;

  • заполнение анкет.

Тезисы:

  • Перемены происходящие в современном обществе требуют совершенствования образования.

  • Современному выпускнику школы важно освоить универсальные учебные действия (УУД): личностные регулятивные, познавательные, коммуникативные.

  • Формирование УУД является одной из целей обучения иностранному языку.

  • Для развития коммуникативных УДД у учащихся на уроках иностранных языков используются игровые технологии, проектная и исследовательская деятельность, технология проблемного обучения.

© 2010-2022