Тема по самообразованию Метод проектов в обучении английскому языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод проектов в обучении

(тема по самообразованию)

Калкаманова Минигуль Равиловна,

учитель английского языка

МОБУ OOШ д.Трушино

Содержание

страница

Введение ………………………………………………..........................................3

Глава 1. Теоретические аспекты использования метода проектов

Метод проектов: обзор литературы………………………………….4

1.2. Типология проектов………………………………………………………….7

1.2. 1. Типы проектов по доминирующей деятельности……………………..7

1.2.2. Типы проектов по предметно содержательной области………………9

1.2.3. Типы проектов по характеру координации …………………………….9

1.2.4. Типы проектов по количеству участников ....……………………....10

1.2.5.Типы проектов по продолжительности выполнения………………….10

1.2.6.Типы проектов по объекту проектирования…………………………..10

1..3.Основные требования к использованию метода проектов……………..11

Глава 2. Особенности организации проектной деятельности

на уроке английского языка……………………………………………12

2.1 Этапы работы над проектом ………………………………………………..13

2.2.Организация проектной работы автором реферата

на уроках английского языка……………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16













Введение

Известно, что современному обществу требуются активные деятельностные люди, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся жизненным условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, и способные к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Более того, происходящая глобализация в быстроменяющемся мире требует всесторонне развитой личности со знанием иностранного языка, компьютера. Для выполнения данного социального заказа мы, учителя английского языка, активно применяем современные образовательных технологий, учитывая современные требования к качеству образования, к уровню сформированности учебных действий. Поэтому мы обращаемся к различным современным методам и технологиям обучения, которые сочетают как интересы общества, так и личности.

Актуальность. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.

Более того, он играет важную роль в формировании речевых компетенций учащихся, умении использовать английский язык, как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Поэтому одной из своих главных задач считаю задачу по формированию у учащихся навыков проектной деятельности. В проектной работе учащиеся включаются в поисковую учебно-познавательную деятельность, что позволяет развивать им их творческие и индивидуальные способности. Я же опираюсь при этом на уже имеющиеся возможности и способности детей к творческому мышлению.

Таким образом, выбранная тема моего реферата является актуальной в современных условиях, так как метод проектов, способствует активному вовлечению учеников в различные виды практической деятельности, что соответствует современным требованиям. Объектом моей работы является метод проектов, как один из методов обучения английскому языку. Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактор успешной организации проектной деятельности в целом.

Глава 1. Теоретические аспекты использования метода проектов

Метод проектов: обзор литературы

Метод проектов возник еще в 20-е годы XX века, когда умы педагогов, философов были направлены на нахождение способов, путей развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, но и уметь применять эти знания на практике. Метод проектов был разработан американским педагогом Х.В. Килпатриком как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи [4,133с.]. Американские педагоги обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Решение такой проблемы требовало знаний из различных областей. Именно поэтому первоначально этот метод назывался проблемным. Проблема, как правило, была чисто прагматичная. Ее решение позволяло реально увидеть результаты. Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Известно, что педагогические технологии вовсе не предполагают жесткой алгоритмизации действий. Они не исключают творческого подхода, развития и совершенствования применяемых технологий, но при условии корректного следования логике и принципам, заложенным в том или ином методе. Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов [8, 8с.].

Таким образом, основываясь на понятиях технологии обучения и проектирования, Е.С. Полат [7, 67с.] рассматривает проектную методику, как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках всегда должен присутствовать предмет обсуждения [6, 134с.].

Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, обучающимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, обучающиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из указанных умений является целью обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям стоит отнести, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении английскому языку, причем вовсе необязательно, предваряя работу учащихся в проекте. Такая работа должна вестись постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Английский язык вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Как легко заметить, метод проектов - суть, составляющая развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Конечно, наиболее полно он может использоваться на уроках и во внеурочное время в школах, гимназиях, работающих по второй - четвертой моделям обучения. Но он может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения, даже в начальной школе, при любой модели обучения. Все дело в выбираемой для исследования и разработке проблеме, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения [7, 123с.].

В специальной литературе можно встретить множество определений метода проектов. Однако, можно заметить, что все они сводятся к утверждению, что учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [1,15с.].

Для ученика проект - это возможность максимального развития своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет учащимся проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Таким образом, это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися. А результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы. Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей.

Для учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет развивать и вырабатывать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся. Такие как проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия, самоанализ, презентация, самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение знаний, самообучение, творческая и исследовательская деятельность [5]. Таким образом, в проекте учителю отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Более того, проектная методика даёт учителю возможность включить обучающихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.

1.2. Типология проектов

В настоящее время существует множество классификаций проектов. По одной из таких классификаций английские специалисты в области методики преподавания языков Т. Блур и М. Сент-Джон различают три вида проектов:

Групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы.

Мини-исследование, состоящее в проведении индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью.

Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующей обучаещегося теме и подходящий для индивидуальной работы [4,76с.].

Исследователи считают последний тип самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами.

В настоящее время различают следующую общую типологию проектов:

1.По доминирующей деятельности. 2.По предметно-содержательной области

3. По характеру координации. 4. По количеству участников. 5.По продолжительности выполнения. 6. По объекту проектирования.

1.2. 1. Типы проектов по доминирующей деятельности

По доминирующей деятельности проекты делят на: 1. Исследовательские. 2. Творческие. 3. Прикладные. 4. Информационные. 5. Приключенческие, игровые, ролевые.

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

1.При выполнении исследовательского проекта ученик: 1. Структурирует проект в логике научного исследования. 2. Включает в проект аргументацию его актуальности. 3. Определяет объект и предмет исследования. 4. Обозначает цели и задачи проектного исследования. 5. Формулирует гипотезу исследования. 6. Определяет методы исследования. 7. Конкретизирует источники информации. 8. Выводит методологию исследования. 9. Определяет пути решения проблем. 10. Осваивает новое опытным путем. 11. Оформляет проект в виде выводов. 12. Подтверждает или опровергает гипотезу. 13. Выходит на новый спектр проблем.

2.Творческие - эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции).

3..Прикладной проект. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся. Например: документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации); проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления; проект зимнего сада школы и т.д.

4.Информационные - направлены на сбор информации о каком - то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.

5.Ролевые, игровые, приключенческие - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока. Результат: овладение новой ролью, личные переживания участников.

1.2.2. Типы проектов по предметно содержательной области

Различают:1.Монопроекты. 2.Межпредметные проекты. 3. Надпредметные проекты.

1. Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

К нему можно отнести: литературно - творческие, естественно - научные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные, исторические.

2.Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности. Выполняются, как правило во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы

3.Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

12.3.Типы проектов по характеру координации

По характеру координации: 1. С открытой 2. Со скрытой

1.Проект с открытой, явной координацией - координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.

2.Проект со скрытой координацией - координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников (как правило это относится к телекоммуникационным проектам - форма обучения, когда практическая задача решается сетевыми коллективами учащихся, работающими независимо от фактора расположения или фактора времени).

1.2.4.Типы проектов по количеству участников.

Различают: 1.Личностные 2. Парные 3. Групповые

1.Личностные - одним учащимся. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью. У учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него. Он приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии. Происходит формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

2.Парные - двумя учащимися. В проектной группе формируются навыки сотрудничества. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне. На каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе. в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

3.Групповые - несколькими учащимися (более 2). Особенности те же, что и для парных.

1.2.5.Типы проектов по продолжительности выполнения

Различают: 1. Краткосрочные (до недели). 2. Средней продолжительности (от недели до месяца). 3. Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

1.2.6.Типы проектов по объекту проектирования

Различают: 1. По объекту проектирования: 1.Морфологические. 2. Проектирование вещей. 3. Социальные. 4. Проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов. 5. Экзистенциальные. 6.Проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы.



1.3. Основные требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5.Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний. Результаты проектов должны быть материальны, т.е. соответственно оформлены.

Глава 2. Особенности организации проектной деятельности на уроке английского языка

В обучении иностранному языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение. [2, 2с.]

В основе своей концепции использования современных образовательных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время я использую принципы и методы компетентностно-ориентированного образования, технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. Учитывая именно то, что в классах часто присутствуют ученики с различным уровнем языковой подготовки, на каждом своем уроке я использую поэлементно несколько современных образовательных технологий: информационно-коммуникационные, проектный метод, исследовательскую деятельность учащихся, разноуровневое обучение, дифференцированное обучение, технологию обучения в сотрудничестве или групповую работу, здоровьесберегающие технологии.

Использование технологий, привлекающих опыт и творческий потенциал, выводит процесс обучения и воспитания средствами английского языка за школьные рамки

Метод проектов считаю одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать английский язык, как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Поэтому одной из главных задач считаю задачу по формированию у учащихся навыков проектной деятельности. Работая в проектной группе, ученики включены в активный диалог культур, используют знания и умения в английском языке в новых не стандартных ситуациях. Мои ученики выходят с исследовательскими работами на школьные научно-практические конференции, есть опыт участия в городских конференциях и региональных конференциях.

Широко применяю проектную деятельность на уроках английского языка в старших классах. Цель - решение коммуникативных задач, ориентация на личность ученика, развитие мотивации и творческого потенциала не только обучающихся, но и меня как современного учителя 21 века. Более того, в процессе работы над проектом происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы.

Заметила, проектная деятельность вызывает особый интерес у старшеклассников, т.к. они многое умеют и знают, и работа над проектами помогает им реализовать свои знания, умения и навыки, проявлять своё «Я». Она начинается на этапе формирования речевых навыков и заканчивается на этапе развития умения презентаций своего проекта и его защитой.

2.1 Этапы работы над проектом

Опираясь на свой опыт работы над проектами, я хотела бы предложить следующую схему выполнения проекта:

Первый этап. Формирование групп. Создание творческой атмосферы в группе.

Второй этап. Предложение темы исследования. Выбор темы проекта.

Третий этап. Обсуждение и составление плана проекта. Согласование общей линии разработки проекта. Составление подробного плана работы над проектом.

Четвёртый этап. Обсуждение путей сбора информации. Выполнение разработок по теме. Обсуждение первых результатов в группе.

Пятый этап. Общий сбор информации и полученных всеми результатов. Оформление проекта.

Шестой этап. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.

Седьмой этап. Оценка проекта.

2.2.Организация проектной работы автором реферата на уроках английского языка

Изучая литературу, и из своего личного опыта по проектной деятельности установила, что проекты по английскому языку имеют многочисленные межпредметные связи, так как английский язык в данном случае является средством реализации некой темы, которая может иметь отношение к другим учебным предметам, например, литературе, истории, географии и другим.

Предлагаю один из проектов, который был претворен в жизнь на уроке и во внеурочное время в 5-м классе.

Проект «Health and Healthy Life» («Здоровье и Здоровый образ жизни» ― Карманный словарик).

Этапы работы: 1. Найти информацию и подготовить текст для словарика.

3 блока информации: 1. Почему важно вести здоровый образ жизни?

2. Найти для каждой буквы английского алфавита 1-2 слова на тему «Здоровье и здоровый образ жизни» (упражнения, витамины, спорт и т.д.)

3. К каждому слову подписать, почему вы отнесли его в этот словарик.

(Например: vegetables - It is good for health to eat vegetables).

4. Заключительная фраза в конце словарика (пословица про здоровье, совет или все, что вы придумаете)

Требования: 1.Подобрать картинки, иллюстрации, нарисовать рисунки.

2. Оформить Словарик (это может быть книжка размером в половину альбомного листа, презентация на компьютере или вариант вашей группы).

3. Распределить роли для выступления перед другими группами.

Внимание: выступать не должен один человек!

Примечание: Прежде чем писать итоговый текст на чистовик - дайте его на проверку учителю или тому, кто знает английский! Чтобы не было двоек за грамотность.

Презентация или Защита проекта: Проект защищают один или несколько участников. В вашем случае - не менее 2 человек.

Таким образом, проектная деятельность в сочетании с работой на компьютере делает уроки интересными и современными. Учитель не только учит детей, но и многому учится у них.

Заключение

Обучение английскому языку с использованием метода проектов приобретает личностный смысл, приводя в действие воспитательную стратегию становления индивидуальности, формирования «Я- концепции». Работа над проектом - это самостоятельная работа ученика по решению какой - либо проблемы, требующая умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать нужный материал. В процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, целеустремлённость, трудолюбие, приобретает определённые учебные навыки, приобретает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Использование метода проектов позволяет формировать индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования. В проектной методике формирование языковых и страноведческих знаний, развитие навыков и умений в аудировании, говорении, чтении и письме происходит параллельно. Работа над проектом позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету. На мой взгляд, метод проектов является наиболее адекватной технологией личностно - ориентированного воспитания, потому что он даёт возможность использовать культурологический подход к воспитанию, включает ученика в различные среды, а также в личностно - ориентированную ситуацию в процессе воспитания учащихся средствами предмета «Английский язык». Реальные практические результаты в виде изготовленного страноведческого буклета, коллажа, подготовка доклада и выступление с ним, демонстрация своей рекламы усиливают мотивацию учащихся. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учеников, умение самостоятельно добывать информацию, связанную в основном со страной изучаемого языка, ориентироваться в этой информации, уметь обобщать её, а также уметь представлять свою страну и осуществлять диалог культур, развивая креативность. Таким образом, включение учащихся в различные виды деятельности с использованием английского языка создаёт возможность разностороннего развития личности.

Список литературы:

  1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. - М.,2003,-152с.

2. 11. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика [Электронный ресурс] -distant.ioso.ru/library/publication/iaproj.htm

3. Кукушин В.С. Теория и методика обучения.- Ростов-на-Дону,2005.-474с.

4. Мазур И.И. Управление проектами.- Москва,2005.-655с.

5. Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 №2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы

6. Новые педагогические и информационные технологии. /Под ред. Е.С.Полат - М., 1999. - 333с.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2000. - 272 с.

8. Полат Е.С. "Типология телекоммуникационных проектов" - Наука и школа - № 4, 1997. С.7-10.





17


© 2010-2022