Статья Воспитательный потенциал на уроках иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья преподавателя иностранных языков Чуриковой И.А.

« ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

ГБОУ СПО Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум КК

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Знание чего бы то ни было само по себе мало обогащает человека, так как важен не столько сугубо практический эффект обучения, сколько то, что это знание вносит в формирование человека как личности. Поэтому главная ценность иностранного языка заключается в его воспитательном потенциале. Именно по этой причине воспитательный потенциал является специфической чертой у рока иностранного языка. Воспитательные возможности заключены в трех сторонах урока. Прежде всего,

  1. в содержании используемых материалов, далее в методической системе обучения и, наконец,

  2. в личности преподавателя и его поведении.

Трудно сказать, что не является предметом обсуждения на уроках иностранного языка, затронуты, практически, все стороны жизни. Пожалуй, только история, обществоведение и литература располагают некоторыми из этих возможностей. Но у иностранного языка как учебного предмета есть одна особенность: на наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути - личностно. Студент не просто рассказывает о чем-то, он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения. Именно эта личностная заостренность и является тем каналом, через который в сознание ребенка проникает воспитательное воздействие. К большому сожалению, этот канал не используется так, как бы хотелось, и этому есть объяснимые причины. Это первая сторона урока - используемый материал, и она доступна любому. А вот две другие (методическая система обучения и личность учителя) требуют достаточно высокого профессионализма и тщательной подготовки для того, чтобы урок достиг своей цели.

Спецификой предмета иностранных языков является то, что методическим содержанием современного урока должна быть его коммуникативность, т.е. речевая направленность, при этом преподаватель и студент должны быть речевыми партнерами, т. е. современный урок доложен стать уроком творческой дружбы преподавателя и студента, если этого нет, то исчезает мотивация, общение становится невозможным. Одним словом задача учителя состоит в том, чтобы придать обучению форму общения. Важность речевого партнерства подтверждается еще и тем, что только при его условии можно эффективно осуществлять воспитательное воздействие на студента.

Или, к примеру, переписка с иностранцами, занятие кружка КИД «Альтаир», игра «Телемост». Мы изучили тему «Наш техникум». Студенты уже имеют определенный запас знаний по теме. Они начинают задавать вопросы о школах и других учебных заведениях Англии, когда дети/подростки поступают в школу/колледж, об уроках, предметах, форме и т.д. Попутно сами отвечают на вопросы, т.к. зарубежным сверстникам, друзьям интересно это знать. Завязывается беседа. Студенты не только пополняют имеющиеся знания, но и с гордостью рассказывают о нашем техникуме, кружках, о своей будущей профессии, планах и т.д. Расширяется кругозор, развивается умение говорить, речь мотивированная и это очень ценный воспитательный момент. Но я еще раз хочу подчеркнуть, что такие уроки возможны, когда между преподавателем и студентом доверительные отношения.

Но как бы ни был обучающийся мотивирован, его, прежде всего, нужно научить учиться, т.е. научить, как выполнять то или иное задание наиболее рациональным способом. Поэтому перед каждым видом работы я даю четкую установку, как и что нужно делать, и меня иногда очень радует, когда, начав объяснение, я слышу, как студенты хором заканчивают его и смеются, что так хорошо знают, чего я от них хочу услышать.

Но главное - это активная позиция студента на уроке, т.е. студент превращается из объекта обучения в субъекта учебной деятельности, и именно индивидуализация обучения способствует этому.

Урок, будучи самостоятельной единицей в процессе обучения, является звеном в цепи уроков. То, что было целью предыдущего урока, становится средством последующего, что обусловливает тесную связь уроков, естественную вариативную повторяемость из урока в урок, обеспечивающую поступательное движение к конечным учебно-воспитательным целям. Урок иностранного языка должен представлять собой относительно законченное произведение, построенное в соответствии с определенными требованиями, вытекающими из целей, содержания и технологии обучения. Эти требования и определяют стратегию и тактику преподавателя в проведении урока.

Преподаватель - это своего рода режиссер, он должен максимально точно и полно реализовать сценарий - создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Ему предстоит создать на уроке тот психологический климат, который требуется для осуществления общения. Преподавателю необходимо в совершенстве владеть механизмом урока, чтобы добиться желаемого результата. Хороший педагог, видя, как развивается урок, умеет пойти единственному пути, который подсказывается логикой данного урока. Нужно не бояться пробовать, экспериментировать, изобретать и придти к какому-то своему методу, который удовлетворял бы вас и способствовал повышению эффективности урока. Главный принцип при этом должен быть - заинтересованность и доверие ваших студентов.

В контексте современного развивающего обучения дидакты предлагают кардинально сменить приоритеты целей обучения, на первый план наряду с развивающей функцией следует выдвинуть и воспитательную, которые в большей степени обеспечат становлении личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной активности. В нашу эпоху постоянного прогресса и изменений во всех сферах жизнедеятельности человека мы должны научить студентов учиться.


© 2010-2022