Инновационная технология: тренинг - драматизация. Автор - учитель английского языка Сальникова О. В

Раздел Иностранные языки
Класс 11 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Инновационная технология «Тренинг - драматизация в обучении англоязычной речи на продвинутом этапе в средней общеобразовательной школе в условиях ФГОС»

учитель английского языка МОУ СОШ № 13 Сальникова О.В.

Театрализация определенных элементов обучения английскому языку способствует формированию навыков спонтанного высказывания в процессе выполнения действий (1), с которыми человек сталкивается в своей деятельности.

Виды заданий, определенные мной для реализации технологии «Тренинг -драматизация»:

1.Определяется условное действие, за которым следует англоязычное речевое

изображение.

2.Выполняются операции условного действия с их последующим речевым изображением.

3.Выполняются операции условного действия с синхронным речевым изображением.

4.Выполняется цельное условное действие с синхронным речевым изображением.

5.Условное действие выполняется в порядке его включения в воображаемую деятельность, при этом предварительно оговариваются мотивы и обстоятельства действия.

6.Англоязычное высказывание учащегося, как необходимость, возникающая в процессе выполнения действия.

7.Англоязычное речевое поведение (цепь высказываний) в процессе выполнения действий.

Условное действие, как и ситуация, в которой оно протекает, является обобщением по отношению к реальному. В обучении английскому языку действие предстает в виде решения задачи(2).Последняя предполагает определение некоторых исходных данных : общей характеристики деятельности. В которую может быть включено данное действие, некоторых особенностей опыта изображаемого лица. Обстоятельств ситуации, определения мотивов, стимулов, цели. В начале решения задачи - действия синтезируется операциональная программа его выполнения. В процессе решения в задачу вводятся дополнительные обстоятельства, которые стимулируют речевое поведение учащегося и оказывают влияние

___________________________________________________________________

(1)Под действием нами понимается такой процесс. «мотив, которого не совпадает с его предметом (т. е. с тем, на что оно направлено), а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено» .А.Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. М. «Дрофа», 2014, стр. 508

(2)Л.Н. Ланда. Некоторые проблемы алгоритмизации и программирования в обучении иностранным языкам. М. Просвещение, 2015.стр. 204

на ход решения, который сопровождается речевым изображением, а результат истолковывается в плане связи данного действия с воображаемой деятельностью человека в целом.

Вот пример тренинг - драматизированной задачи на примере английского языка.

Учитель (обращаясь к учащимся и имея в виду каждого в отдельности):

You are fond of reading books.our favourite pastime is reading science fiction. You always watch the list of new books published in our country and note those which depict the development of cosmic exploration. Then you go to your school library and find out if such and such a book is available there. The librarian will tell you they havent got the book yet. At the same time your classmates being aware that you are keen on the subject of cosmic research may ask you to give them an interesting talk on the latest developments in space exploration on the International day of Cosmonautics. So you have only a fortnight in which to find the books required, read them and arrange the collected material in a suitable way as to make an interesting and informative report.

Решение задачи может быть коллективным и индивидуальным. По ходу решения учитель и учащиеся производят дальнейшее уточнение обстоятельств. Накладывающих ограничение на выбор вариантов решения и определения результата.

На моих уроках это выглядит таким образом:

Учитель:You say you have come to the library. They tell you the book has been lent. Ученик А (решеющий задачу) :In such a case I 'd inquired who has borrowed the book and ask to give me his or her address.

Ученик В :You realise you're short of time and that is why you should go to see him or her right now, but he or she lives far from the library.

Ученики А и В разыгрывают сцену встречи и знакомства на произвольном выборе английских речевых единиц и разговорных формул, соответствующих данной ситуации.

По ходу разыгрывания сценки остальные учащиеся продолжают предлагать различные обстоятельства. Влияя на ход разговора, исполняют роль случайных прохожих беседующих учеников. Такой прием приближает обстановку условного разговора к возможным реальным обстоятельствам и вырабатывает навык устойчивого иноязычного речевого внимания в процессе общения с посторонними объектами.

В целом количество уточнений обстоятельств выполнения действий в процессе решения задачи может быть неограниченным. Ученик , решающий задачу, должен сообщать классу по- английски о своих действиях и убеждать товарищей в их причинной необходимости, реагировать на уточнения и советы , вступать в контакт с другими учениками, которые могут становится действующими лицами в ситуациях ,возникающих в процессе решения задачи.


ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «ТРЕНИНГ - ДРАМАТИЗАЦИИ»

Для успешного решения театрализованных задач необходимо развивать навыки выполнения действий в предлагаемых обстоятельствах (воображение, физические действия, общение, эмоциональная память, внимание, эстетическая реакция, темпо - ритм, выразительность (система К.С. Станиславского). В связи с этим организуется целая система задач и упражнений, направленных на их развитие. Такие задачи преследуют и цель создания различных речевых навыков на тренировочном уровне системы коммуникативных тренингов(3).

В первую очередь, на мой взгляд, следует заниматься тренингом на усвоение английской лексики и закрепление грамматического материала с параллельным выполнением психологических задач. Эти упражнения вырабатывают навык внимания к окружающей обстановке, к своему собственному опыту, к действиям людей, т. е. Своеобразную азбуку для построения задач на воображение с учетом предлагаемых обстоятельств. Попутно усваиваются и элементарные нормы языка. Наиболее простыми являются задачи на упражнение органов чувств. Наряду с постановкой психологической задачи и речевой тренировкой такие упражнения помогают усвоить объем лексики, относящийся к данным понятиям.

ВИДЫ ТРЕНИНГОВ:

1.Тренинг видения.

Поставить 25 вопросов к различным характеристикам стола и дать на них ответы. Это упражнение тренирует зрительное внимание к привычному предмету, вскрывает понятийную сочетаемость данной лексической единицы, закрепляет навык постановки общих, специальных, разделительных и альтернативных вопросов, вводит новые обиходные слова, тренирует навык владения структурой короткого повествовательного предложения, способствует развитию спонтанной реакции в рамках модели «вопрос- ответ» и употреблению отдельных разговорных формул. Тренинг выполняется всеми учащимися , каждый новый вопрос должен относится к какой -нибудь ранее не охарактеризованной стороне предмета.

2. Отметить различие и сходство между двумя подобными предметами : ручками, портфелями, предметами одежды. Это упражнение способствует развитию наблюдательности, а также закрепляет знание антонимических пар, развивает навык свободного употребления форм степеней сравнения прилагательных и притяжательных местоимений.

3. Предложить ученикам определить, что надо отремонтировать в классе на ряду с психологической задачей на поисковое и оценочное внимание этим упражнением закрепляется употребление модального глагола to have to , а также формы Inefinit Tenses и пассивном залоге .

____________________________________________________________________

И.Ф Комков. Активный метод обучения иностранным языкам в школе,с.414, М., Просвещение, 2015

4. Упражнения на спонтанное описание определенного предмета активизирует лексический материал. Задание выполняется одним учеником, а класс дополняет его.

5.Упражнение на композиционное внимание предназначается для введения и закрепления лексики, отражающей пространство и связи между объектами, а также для автоматизации навыков употребления времени Present Continueus и Past Continueus и вежливых форм обращения.

2. Тренинг- слышания

Тренинг на «чтение» звуков улицы. Включается аудиозапись с различными уличными звуками и шумами: автомобильными сигналами, скрежетом и скрипом колес, отдельными голосами людей, говором и шумом толпы, хлопаньем дверей, шумом останавливающихся и трогающихся с места, набирающих или снижающих скорость автомобилей и т.д.. Данный тренинг закрепляет лексический материал по темам «На улице» и «В городе», активизирует употребление некоторых модальных глаголов, а также вырабатывает навык составления цельного рассказа по теме со слуха, спонтанной реакции на звуковые раздражители и ситуации. Такое действие может иметь несколько композиционных вариантов: описание, вопросы, ответы, организация и решение ситуаций, создание и выполнение действий на информационном материале аудиозаписи звуков улицы.

Описание улицы:

Ученик : The street is rather noisy. There are many cars going up and down the street. Crowds of people are walking along the pavements.....

Вопросы - ответы:

Ученик N : Would you say it is rush hour time at the moment? If it is, what makes you think that?

Ученик М : I think it is as there is heavy traffic in the street and the pavements are overcrowded....

Решение ситуаций на взаимодействие :

Учитель:Imagine that you are crossing the street. A car is approaching you at a fast speed. What is your reaction?

Ученик: I look to my left...

Создание и выполнение действий:

Учитель: Your task is to cross the street and enter the post - office...

Ученик: I'm aware of the fact that it's no easy task at the moment. It's rush hour time now....

3.Тренинг - осязания

Определить на ощупь разницу между двумя предметами (портфелями, ручками..)Этот тренинг подключает к работе воображения различные качества предметов, определяемые осязанием. Данная деятельность вырабатывает и закрепляет навыки владения степенями сравнения прилагательных, антонимических пар и синонимических рядов. Тренинг на определение на ощупь различных вещей, покрытых сверху платком, вырабатывает навыки англоязычного оправдания своих суждений и разичных оттенков, предъявляемых модальными глаголами:

Ученик: This must be a pencilbox. I can easily feel its shape with my fingers...

4. Тренинг на вкусовые ощущения

Вспомнить вкус различных продуктов питания и описать их вкусовые качества. Данное действие закрепляет лексику в пределах словаря вкусовых ощущений и вырабатывает навык выражения отношения к предмету. Упражнение выполняется по цепочке :

Учитель: Would you kindly think of the taste of grapes?

Ученик В :It's pretty sweet and tender...

Ученик Л :Oh, it makes my mouth water and awfully sour....

5. Тренинг на комплексное и общее внимание

Групповой тренинг «Печать на клавиатуре», широко практикуемое в театральных вузах, вырабатывает навык речевого внимания в процессе выполнения физической операции. Действие проводится на уровне букв и слов.

Оно может быть использовано для развития навыков составления и чтения английских слов - словообразование, для усвоения и контроля усвоения порядка слов и упражнений, для запоминания некоторых наиболее трудных слов и словосочетаний:

группа расставляется полукругом, каждому ученику выдается одна или несколько букв английского алфавита, за которую он отвечает.. Учитель проверяет, хорошо ли все знают свои буквы, затем произносит фразу: The boy has a sore throat. Сначала «печатается» каждое слово отдельно, а затем вся фраза целиком. Ученики называют все слова по буквам -spell, в соответствии с порядком построения фразы, потом ответственные за буквы, произносят все предложение по словам. В завершение действия каждый ученик повторяет всю фразу.

Тренинг с мячом вырабатывает навык комплексного рабочего внимания в организации и произведении речевых действий наряду с выполнением физических операций. Учитель произносит слово, начинающее предложение, и передает мяч одному из учеников, который должен произнести другое слово, связанное по смыслу с первым, и передать мяч дальше для продолжения предложения. За значимыми словами в такой цепочке закрепляются служебные слова.

Тренинг на описание характера или общего состояния человека по некоторым внешним характеристикам его поведения. Собственные суждения учащихся должны получать известное причинное толкование. В качестве наглядности могут быть использованы фотографии, репродукции картин, презентации, отрывки из неозвученных фильмов. Данное действие закрепляет навыки владения определенными лексическими единицами и развивает умение свободного оперирования этой лексикой в предлагаемых обстоятельствах. Постепенно объектами описания могут стать сами ученики, воображаемые действия учащихся, выражающиеся в их мимике и пантомимике, и восстанавливаемые в памяти образы знакомых людей.

6.Тренинг на отношение к предмету

Учитель предлагает всем ученикам взять в руки книги и представить себе, что каждый держит в руках определенный предмет, чтобы передать его своему товарищу. Каждый в отдельности должен сделать это с учетом характера предмета и описать свое состояние в момент его вручения однокласснику.

Данное действие тренирует у учеников навык организации понятийных полей вокруг каждого предмета и вырабатывает умение речевой подачи особенностей своего действия, исходя из природы предмета.

7.Тренинг на оправдание движений мимических и пантомимических

выражений

Всем ученикам предлагается принять произвольные позы и оправдать свои телоположения различными причинами. Данное действие развивает навыки воображаемой причинной организации действия и содействует становлению умения спонтанного речевого изображения учениками собственного поведения.

В тренинге на оправдание мимического знака учитель предлагает учащимся истолковать то или иное выражение лица, запечатленное на фото или рисунке, или тематической презентации.

Тренинг на оправдание связи нескольких движений и положений развивает навык создания в воображении небольшого сюжета и его англоязычного речевого изображения.

Опробированная мной технология «Тренинг- драматизация» охватывает некоторые виды взаимодействия человека с окружающей обстановкой и развивает навыки всестороннего внимания к ним, столь необходимого для спонтанного восприятия ситуации и организации условных действий в обучении английскому языку на материале театрализованных задач. Наряду с психологическими проблемами подготовительные действия решают задачи более успешного усвоения речевого материала, прочного запоминания лексики, практического использования средств самовыражения. Подготовительные действия тренируют соединение физических операций с речевой деятельностью, стимулируют обращение учащихся за наглядностью к собственному опыту, что является одним из значимых критериев федерального государственного общеобразовательного стандарта. Приведенные мной тренинги технологии строятся на взаимодействии учащихся в процессе выполнения ими того или иного действия, приближая их таким образом к толкованию своего поведения в различных предлагаемых ситуациях. Подготовительные действия имеют своей целью активизировать всевозможные связи, организующие ситуацию, которая побуждает человека к речевому высказыванию и коммуникации.










Библиографический список

1. А.Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. М. «Дрофа», 2014, стр. 508

2. Л.Н. Ланда. Некоторые проблемы алгоритмизации и программирования в

обучении иностранным языкам. М. Просвещение, 2015.стр. 204

3. И.Ф Комков. Активный метод обучения иностранным языкам в школе,с.414

, М., Просвещение, 2015

© 2010-2022