Методическая работа по теме Методы повышения мотивации обучающихся на уроках английского языка

Выступление на педагогическом совете "Методы повышения мотивации обучающихся на уроках английского языка"  Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправле...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Старомокшинская средняя общеобразовательная школа имени В.Ф.Тарасова» Аксубаевского района Республики Татарстан




Методы повышения мотивации

обучающихся к изучению

английского языка


Выступление на педсовете

учителя английского языка

первой квалификационной

категории Андрияновой О.Е.




30 декабря 2013

Мотивация учения на уроках английского языка.

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

Психологи, изучая характер побудительных сил и их регуляции в учении, установили сложную структуру мотивационной сферы. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Задача педагога при формировании внутренней мотивации у учащихся состоит в том, чтобы ценным мотивам придать побуждающую силу, а неценные мотивы (антимотивы) - отодвинуть на задний план. С этой целью используются стимулы,т.е. внешние побудители определенной деятельности, задача которых - вызвать и усилить у школьника собственные мотивы деятельности. Формирование мотивов - это, прежде всего создание условий и стимулов для появления внутренних побуждений к учению, осознание их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов является игра. Игра - оптимальная форма обучения при изучении иностранного языка. Игра формирует у детей адекватное отношение к явлениям окружающей жизни, является средством активизации познавательных процессов: внимания, мышления, памяти. В рамках школьных занятий английским языком с младшими школьниками наиболее часто используются сюжетно-ролевые игры, где каждый участник имеет свою роль, в соответствии с которой действует.

В сочетании с другими методами и приемами игры повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.



Ребенок способен запоминать большой объем материала, но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Наиболее эффективно это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий.

Для развития познавательных мотивов у учащихся при изучении английского языка я использую различные методы и приёмы, в число которых входят нестандартные формы проведения уроков: урок - общение, урок-фантазия, урок-инсценирование, урок поэзии, видеоурок, урок-презентация,урок -игра, урок-тест, урок-соревнование, урок-дискуссия, четвертные олимпиады, внеурочная работа по предмету.
У каждого из этих видов уроков своя доминирующая мотивация.
Иностранный язык - это именно тот предмет, при изучении которого каждый учащийся имеет шанс почувствовать себя успешным и, как следствие, ощутить эмоциональный комфорт и удовольствие от самого процесса получения знаний, от возможности развития и демонстрации своих способностей (интеллектуальных и творческих), своих умений и навыков. Самым главным, с моей точки зрения, является индивидуальный подход. Однако «индивидуальный подход» - это то, что так легко декларировать и так трудно реализовать, ведь есть государственные стандарты, есть программа, есть «наполняемость» группы.

Поэтому учителю английского языка необходимо выбрать то, в чём каждый конкретный ученик наиболее успешен. Для этого стараюсь внимательно отслеживать успешность каждого, спрашивать именно в той области, в которой этот учащийся наиболее силён. При планировании урока для учащихся любого возраста очень полезно придумывать выполнение заданий, которые не только помогают закрепить какие-либо знания, умения и навыки или получить новые, но и доставляет радость и удовольствие. Часто урок начинается с ,,warming up" (так называемого «разогрева»), то есть различного рода лексических, фонетических или лексико-грамматических «зарядок».

Сделать этот этап более привлекательным и задающим тон всему уроку можно, если превратить его в маленькую игру или соревнование. Например: какая группа (ряд, пара) учащихся за одну минуту вспомнит и запишет больше ключевых слов; или кто (или какая группа) построит большее количество предложений (на заданную тему или грамматическое правило); или составить мини-рассказ всей группой (предложение за предложением, ученик за учеником), при этом каждый следующий ученик может быть выбран ведущим (дополнительным условием может быть что угодно: соблюдение какой-то видовременной формы, употребление какой-то структуры и так далее). Также можно превратить рутинное закрепление грамматических структур в увлекательное занятие, если раздать ученикам наборы разрезанных на части предложений и предложить их собрать. Можно добавить к этому элемент соревнования, если отмечать тех, кто справился с заданием быстрее или собрал за определенное время большее количество предложений. После выполнения задания необходимо ещё раз обратить внимание учащихся на то, какое именно правило или какая структура были в основе всех предложений.

Интерес и удовольствие у многих учеников вызывает такой вид работы, как проект.

В настоящее время метод проектов широко применяется в современной мировой методике преподавания иностранного языка, так как он позволяет органично интегрировать знания учащихся из различных областей для решения отдельно взятой практической проблемы, стимулируя при этом развитие познавательных способностей личности учащегося, тем самым создавая положительную мотивацию к изучению иностранного языка.

Проект вытекает и развивается из конкретной ситуации. Эта ситуация возникает в процессе работы над какой-либо учебной темой, в ходе обсуждения прочитанного текста, актуальных событий современной жизни и т.д.

Главное, чтобы это было интересно и исполнителям и аудитории при защите проекта. При этом слабые в языковом отношении ученики могут продемонстрировать свои организаторские, творческие или иные способности, поделиться своими увлечениями с другими детьми, найти единомышленников.

Наиболее доступным и эффективным приёмом является использование презентаций .

Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока и различных типах уроков в зависимости от цели, поставленной учителем. Благодаря ей, можно создавать собственные презентации в довольно короткие сроки, оформлять их красочно и наглядно, используя большое количество шаблонов, звуковых и зрительных эффектов. Презентации возможны на уроках любых возрастных групп, начиная с начальной школы. Учитывая возрастные особенности младших школьников, следует делать их яркими, веселыми, увлекательными, включая загадки и игры. Для школьников среднего звена можно включать лексико-грамматические упражнения, образцы диалогов и тексты для чтения, а также элементы тестовых заданий для тренировки в формате единого государственного экзамена. Старшеклассники сами умеют создавать презентации, что целесообразно использовать в проектной работе и при завершении изучения темы. Каковы же преимущества использования компьютерных презентаций на уроках английского языка? Одно из наиболее важных - это повышение мотивации к изучению предмета через успешность в учебной деятельности. Многие ученики умеют создавать презентации и делают это достаточно хорошо. Если класс при изучении той или иной темы испытывает трудности, учитель может адаптировать учебные материалы под особенности учащихся. Одной из самых ярких положительных сторон презентаций является возможность использования разнообразного иллюстративного материала: рисунков, фотографий, схем, диаграмм и графических композиций, в результате чего происходит воздействие сразу на несколько видов памяти - зрительную, слуховую, эмоциональную и даже моторную. Уроки-презентации помогают формировать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать навыки самостоятельной работы и контролировать знания, умения и навыки.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
Содержательная основа массовой компьютеризации связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда, вообще, в любом его проявлении.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, потому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.
Принципы работы на уроке английского языка:

-Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.

-Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. В основном, каждому учителю-предметнику приходится работать с ребятами разного возраста, и, предложив учащимся начальной школы игровое задание или нетрадиционную форму работы, мы используем то же самое упражнение с более сложным языковым материалом в 6-м или 7-м классе. К сожалению, очень часто нас ждёт разочарование: ребята не проявляют никакого интереса, участвуют в работе вяло, и просто "срывают" выполнение поставленной задачи.

-Принцип доброжелательности. Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке.

-Принцип неожиданности. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.


Таким образом, каждое действие, выполняемое учеником на уроке под руководством учителя, должно иметь свой мотив. Делая уроки английского языка увлекательными, учитель поддерживает высокий мотивационный уровень. Большое значение в процессе формирования интереса к предмету имеет субъективное восприятие школьниками значимости приобретаемых знаний.




Литература


1.Белогрудова В. П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода.// Журнал «Иностранные языки в школе».-2005.-№8

2. Верютина А.Б. Методы повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.//Журнал «Иностранные языки в школе».-2013.-№10

3.Кащук С.М. Проектная методика в условиях информатизации лингвистического образования.// Журнал «Иностранные языки в школе».-2013.-№11









© 2010-2022