Статья: Воспитательный потенциал предмета иностранный язык в развитии духовно-нравственных качеств студентов

 Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи. Понимание духовных ценностей становится важным фактором  развития общественного и национального самосознания. Каждый учебный предмет по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для р...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательный потенциал предмета иностранный язык

в развитии духовно-нравственных качеств студентов

Скребнева Зоя Николаевна,

преподаватель английского языка

ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»

… три качества - обширные знания,

привычка мыслить и благородство чувств -

необходимы для того, чтобы человек был

образованным в полном смысле слова.

Н. Г. Чернышевский

Сегодня, как никогда, актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Российская молодежь на современном этапе переживает «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи.

Понимание духовных ценностей становится важным фактором развития общественного и национального самосознания. Каждый учебный предмет по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому, иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.

В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На занятиях по иностранному языку преподаватель имеет возможность формировать мировоззрение студента, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения подростка в той или иной жизненной ситуации.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию студента на занятиях по английскому языку, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими сверстниками складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения какой-то проблемы, презентуется всей группе, в то время как группа выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Ещё одним эффективным приемом коллективного взаимодействия является ролевая игра. В данном случае каждый студент уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Включаясь в ролевые игры на уроках английского языка, студенты ведут себя надлежащим образом согласно правилам этой игры. Социальные (врач, продавец), межличностные (друзья, одногруппники), психологические (нейтральные, позитивные, негативные персонажи) роли, которые исполняют студенты, способствуют тому, что они учатся общаться и обсуждать вопросы, понимать и оценивать чувства других людей, решать проблемы.

В ходе использования данного приема работы также целесообразно введение этапа рефлексии для того, чтобы студенты смогли проанализировать необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Лучше всего, если корректировать модель поведения будет не преподаватель, а сами студенты, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.

И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. При изучении таких тем как «Молодежная субкультура», «Традиции и обычаи разных стран», «Достопримечательности Британии, Америки и России», «Образование» и др. имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур и систем образования разных народов.

Не менее значимым является выполнение проектных заданий и участие в защите проектов. Это позволяет студентам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, что в свою очередь повышает интерес к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции студентов, высокой мотивации обучающихся. Можно предложить следующие темы проектных работ: «Проблемы молодежи», «Достопримечательности города Курска», «Борьба с экологическими проблемами».

Проектная методика обучения иностранным языкам даёт большие возможности для формирования у студентов таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание культуры своей страны. Знакомство с культурой страны изучаемого языка осуществляется путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания раздела «Express yourself » («Вырази себя») (УМК «New Millennium English» под редакцией О. Л. Гроза, О. Б. Дворецкая и др.) В результате происходит своеобразный диалог культур устами подростков. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, студенты выделяют общее и специфичное. Это способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на занятиях по иностранному языку в нашем колледже используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Студенты могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, работать с печатными материалами, проводить "круглые столы".

На основании систематического использования элементов современных инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем можно сделать следующие заключения:

- изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру;

- развивает логическое мышление;

- оказывает большое влияние на память;

- расширяет кругозор и повышает общую культуру.

В ходе освоения языка совершенствуются теоретические знания, а также учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. В современном обществе владение иностранным языком помогает найти свое место в жизни, повышает рейтинг специалиста в любой отрасли, делает его конкурентно способным, создает условия для комфортного выполнения профессиональных обязанностей.

Литература:

1. Арапова Е. М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Москва, 2009.

2. Богданова О. С., Черникова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Просвещение,1 988.

3. Власова, Т. И., Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике// Педагогика - 2006. № 10 - с 36-42.

4. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка/М.: Глосса-пресс Феникс - 2010.

5. Павлова Е. А. Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка//Образование - 2007. - №11.

6. Царенкова Ю. В. Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/ Самара, 2009 г.




© 2010-2022